
Шейх Абдур-Рахман Хабаннака аль-Майдани — выдающийся ученый и толкователь Корана. Он родился в 1345 году по хиджре (в 1927 году по григорианскому календарю) в аль-Майдан — одном из старинных дамасских районов, который славится сохранением традиций арабской культуры, а также тем, что многие его жители известны своей храбростью и благородством. Отец шейха Хасана Хабаннаки — выдающийся ученый своего времени и наставник своего сына. Родословная семьи шейха аль-Майдани восходит к арабам из племени бану Халид, чьи дома расположены в степях Хамы на территории Шама.
Шейх Хабаннака вырос в доме, пропитанном духом глубокой религиозности, знаний и воспитания; он находился под заботой и вниманием своего отца, который готовил сына к тому, чтобы тот стал его преемником в исламских науках и призыве. Шейх Хабаннака получил образование в исламском институте «Ма’хад ат-тавджих аль-Ислями», который основал его отец: в этом заведении учились такие известные ученые Дамаска, шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути, шейх доктор Мустафа Саид аль-Ханн, шейх Хусейн Хаттаб, шейх Мустафа аль-Буга и другие.
Шейх Хасан Хабаннака, отец шейха Абдур-Рахмана, поручал своим ученикам готовить уроки и произносить проповеди в мечетях, что оказало огромное влияние на их способности к публичным выступлениям, проповедованию и обучению, а также на формирование их как ученых и тех, кто призывает к религии Аллаха.
Шейх Абдур-Рахман начал преподавать с 15 лет в институте своего отца. Когда он окончил институт в 1367 году по хиджре (в 1947 году), ему было поручено преподавание различных дисциплин, включая фикх (исламское право), усуль аль-фикх (основы исламского права), акыда (вероубеждение), мантык (логика) и баляга (риторика). Шейх продолжал преподавать до 1370 года по хиджре (до 1950 года), после чего поступил на факультет Шариата при университете аль-Азхар, где он получил диплом бакалавра и позже получил степень с разрешением на преподавание.
После окончания учебы в аль-Азхаре шейх Хабаннака начал преподавать в Дамаске, как в исламских, так и в общеобразовательных учреждениях, а также продолжил работать в институте своего отца. Позже он возглавил департамент исламского образования при Министерстве по делам вакфа и зарекомендовал себя как мудрого и справедливого руководителя, который работает с огромным упорством и без лишних слов. Одним из важнейших достижений шейха Хабаннаки на этом посту было открытие нескольких исламских школ в различных провинциях Сирии, включая женскую среднюю школу с уклоном на шариатские дисциплины в Дамаске и в Алеппо.
В 1387 году по хиджре (в 1967 году) шейх Хабаннака переехал в Саудовскую Аравию, где работал преподавателем в Университете имама Мухаммада ибн Сауда в Эр-Рияде в течение двух лет, а затем продолжил преподавательскую деятельность в университете Умм аль-Кура в Мекке на протяжении, где проработал почти 30 лет. В этом университете ему было поручено преподавание различных религиозных дисциплин.
Когда шейху исполнилось 70 лет, он был освобожден от официальной работы в университете, и его избрали членом учредительного совета Всемирной исламской лиги в Мекке, а также членом Совета Всемирной исламской гуманитарной помощи.
Шейх Хабаннака активно участвовал в различных конференциях и семинарах, включая: конференция по исламскому образованию и конференция по исламской экономике, которые были проведены в Мекке, конференция по исламской литературе в Лакхнау (Индия), а также конференция по призыву, которая состоялась в Медине.
Кроме того, шейх активно участвовал в проведении публичных лекций, вечеров и научных семинаров в рамках культурных мероприятий как внутри университета Умм аль-Кура», так и за его пределами. Он также принимал участие в телевизионных и радиопередачах, а его радиопередачи продолжались более 30 лет на ежедневной или еженедельной основе.
Шейх Абдур-Рахман чрезвычайно внимательно относился к своему времени: он почти всегда проводил время за чтением, письмом, лекциями или обсуждениями. Он был постоянно занят наукой, отличался энтузиазмом и стойкостью в изучении, был эрудитом с широкими познаниями. Его научные труды отличались глубиной, он умело соединял старые знания с новыми, а также комбинировал глубокие религиозные познания с современными светскими науками.
Из книг шейха Хабаннаки:
Серия «На пути к Исламу», включающая в себя:
- «Аль-Акыдат уль-Ислямия ва усусуха» (Исламское вероубеждение и ее основы);
- «Аль-Ахляк уль-Ислямия ва усусуха» (Исламская этика и ее основы);
- «Аль-Хадарат уль-Ислямия ва усусуха» (Исламская цивилизация и ее основы);
- «Аль-Уммат ур-Раббания аль-вахида» (Единая благочестивая умма);
- «Фикх уд-Даава иля Ллах ва фикх ун-нусхи ва ль-иршад» (Понимание призыва к Аллаху, а также понимание наставления и руководства).
Серия «Исследования по Корану», включающая в себя:
- «Каваид ат-тадаббур аль-амсаль ли-китаби Ллахи» (Основы правильного размышления над Книгой Аллаха);
- «Ма’аридж ат-тафаккур ва дакаик ат-тадаббур» (Пути глубокого размышления и тонкости созерцания) в 15 томах;
- «Амсаль аль-Куръан ва сувар мин адабихи р-рафи’» (Примеры из Корана и описание его высокой этики).
Серия «Враги Ислама», включающая в себя:
- «Макаид аль-яхудия ибр т-тарих» (Иудейские интриги через всю историю);
- «Сыра ма’а ль-муляхида» (Борьба с атеистами);
- «Кайд уль-ахмар» (Красная измена: осознанное изучение коммунизма);
- «Захират ун-нифак ва хабаис уль-мунафикина фи т-тарих» (Явное проявления лицемерия и пороки лицемеров за всю историю).
Серия «Исламская литература», включающая в себя:
- «Мабадии фи ль-адаб ва д-даава» (Принципы этики в призыве);
- «Аль-Балягат уль-арабия» (Арабская риторика);
- Сборник «Исламские гимны» (поэзия);
- Сборник стихов: «Аманту биЛлях» (Я уверовал в Аллаха).
Различные книги:
- «Давабит уль-ма’рифа ва усуль аль-истидляль ва ль-муназира» (Принципы знания, основы логического вывода и дебатов);
- «Басаир ли-ль-муслим аль-муасыр» (Взгляды современного мусульманина).
Аида Рагиб аль-Джаррах — супруга шейха Хабаннаки — преподавательница в университете Умм аль-Кура», написала о муже книгу под названием «Абдур-Рахман Хабаннака аль-Майдани: ученый, мыслитель, толкователь. Мой муж, каким я его знала». Книга была издана в Дамаске издательством «Дар аль-Калам».
Одним из наиболее значительных научных трудов шейха Хабаннаки является его полезное толкование Корана, из которого было издано 15 томов. В конце своей жизни, после долгого опыта и глубоких размышлений, а также постоянной связи с Книгой Аллаха, шейх написал свое толкование Корана, следуя методу, который он изложил в своей книге «Каваид ат-тадаббур аль-амсаль ли-китаби Ллахи» (Основы правильного размышления над Книгой Аллаха).
Шейх Абдур-Рахман был поистине уникальной научной школой, имеющей свой собственный подход к обучению, исследованию и анализу. Всевышний Аллах даровал ему исключительный ум, проницательность, а также прочную научную основу и глубокие знания в таких областях, как мантык (логика), фикх и усуль аль-фикх (основы исламского права), а также арабский язык. Все это сочеталось с искренностью, сильной связью с Аллахом и постоянным осознанием своей зависимости от Его милости и помощи.
Шейх Хабаннака часто повторял: «У меня нет ничего; все, что я пишу, — это результат милости и помощи Всевышнего Аллаха».
Он подчеркивал важность следования умеренному методу, избегания крайностей и фанатизма в любой форме. Он предостерегал от слепого следования за кем-либо, от фанатизма и замкнутости, призывая к размышлениям, внимательности и осознанию последствий своих действий.
Также он прививал своим ученикам важность искренности и правдивости, стремления к довольству Аллаха и предпочтения вечной жизни земной, предостерегая от желаний и наслаждений, которые могут отвлечь от истинных целей.
Шейх Абдур-Рахман был одним из самых скромных людей, который не стремился к должностям. Ему предложили стать муфтием Сирийской республики; хоть он и был искушен этим предложением, все же отказался от него. Он предпочел жить вдали от родного города целых 25 лет, и вернулся в Дамаск только в последние месяцы своей жизни.
Шейх Хабаннака говорил: «Некоторые пытались заставить меня занять пост главного муфтия, но я убежал от этого. Аллах даровал мне возможность жить в Мекке и заниматься толкованием Корана, и это было благословением от Него. Если бы я принял этот пост, то стал бы рабом власти и ездил бы в черной роскошной машине, что привело бы меня к гневу Аллаха. Я выбрал вечное, а не временное, полезное знание, а не пустую болтовню».
Шейх избегал славы и публичных похвал, не любил двуличия и подхалимства, а также прекрасно разбирался в истинных намерениях лицемеров и врагов Ислама. Его отвращение к известности и жажде земных наград проявилось в том, что он никогда не стремился к признаниям от научных учреждений, несмотря на то, что заслуживал их за свои инновационные исследования в области Корана и другие труды.
Шейх Абдур-Рахман ибн Хасан Хабаннака умер в возрасте 80 лет в ночь на среду 25-го числа месяца джумад аль-ахира в 1425 году по хиджре (в 2004 году) после продолжительной болезни.