Он родился в христианской семье, но, несмотря на это, даже будучи ребенком, не признавал ошибочные убеждения. Передают, что отец отправил его в детстве к учителю и тот говорил ему о Боге: «Скажи – «третий из трёх»!» Он же отвечал: «Нет! Он – Един». Как бы учитель ни наказывал его, он стоял на своём.
Однажды учитель очень сильно ударил мальчика – и тот сбежал. Родители долго искали его и, наконец, потеряв всякую надежду найти его, дали слово, что если их ребёнок вернётся, то – какой бы религии он ни придерживался – они примут его религию. Маруф в это время встретился с шейхом Али бин Муса ар-Риза и принял Ислам. Через некоторое время он вернулся домой. Постучал в дверь и услышал: «Кто у двери?» Он ответил: «Маруф». Из дома спросили: «В какой ты религии?» Он ответил: «В истинной религии». И его родители приняли Ислам.
Маруф был учеником великих праведников и суфиев Али ибн Мусы ар-Риза и Давуда ат-Таи. Под их руководством он достиг совершенства, и вскоре о нём узнали во всём исламском мире.
Он говорил: «Суфизм означает «ухватиться за истину» и отчаяться в том, что «в руках творений»».Имам
Однажды Маруф услышал, как Ибн Самак, известный учёный, читал проповедь в Куфе и в проповеди были такие слова: «Кто всецело обратится к Аллаху, к тому Аллах обратится Своей милостью, и все создания обратятся к Нему». Эти слова очень впечатлили его и он решил всецело посвятить себя служению Аллаху – и оставил все занятия, кроме услужения своему учителю Али ибн Мусе ар-Риза».
И, в самом деле, когда он посвятил себя всецело поклонению, Аллах облагодетельствовал его великими благами на этом и на Том свете, а люди, включая крупнейших учёных, полюбили его, и он пользовался большим почтением.
Говорят, после смерти Маруфа его увидели во сне и спросили о его состоянии. Он ответил: «Аллах простил меня». Его спросили: «Из-за того, что ты был аскетом и сторонился запретного?» Он ответил: «Потому что я принял проповедь, которую я услышал в Куфе от Ибн Самака».
Передают, что однажды к Маруфу пришёл человек из Шама (Сирия) лишь ради того, чтобы передать ему салам. Люди поинтересовались, что заставило этого человека держать столь долгий путь лишь для того, чтобы поприветствовать Маруфа. Он ответил: «Я увидел сон, и в нём мне сказали: «Иди к Маруфу и передай ему салам! Воистину, он известен среди обитателей земли и среди обитателей Небес»».
Аль-Газали пишет: «Имам Ахмад ибн Ханбал и Яхья ибн Муин посещали Маруфа аль-Кархи и спрашивали у него совета – а ведь не было подобных им в шариатских науках! А как же иначе, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда его спросили: «Что делать, если перед нами встанет вопрос и мы не найдём его в Коране и в Сунне?» – ответил: «Спрашивайте праведников и советуйтесь с ними!»
Однажды рядом с имамом Ахмадом упомянули имя Маруфа аль-Кархи, и кто-то сказал, что у него мало знаний. Ахмад сказал: «Прекрати! Разве под знанием подразумевается что-либо, кроме того, до чего дошел Маруф?»
Также передают, что Абдулла, сын имама Ахмада, спросил отца: «Обладал ли Маруф знаниями?» Ахмад ответил: «Сынок, он обладал вершиной знаний, то есть – Богобоязненностью!»
Исмаил бин Шадад передает, что известный учёный Суфьян ибн Уяйнат спросил у них однажды: «Как там учёный, что живёт у вас в Багдаде?» Мы спросили: «Кто он»? Суфьян ответил: «Абу Махфуз Маруф». Мы сказали: «У него всё благополучно». Тогда он сказал: «Пока он среди вас, жители города будут пребывать в благополучии».
Одним из благ, которыми Аллах одаряет праведников в этом мире, является то, что Аллах принимает их мольбы. Несомненно, Маруф аль-Кархи был таким человеком, и есть множество историй, переданных его современниками, свидетельствующих об этом.
Однажды к Маруфу пришёл человек и сказал, что его сын находится далеко и мать очень скорбит по нему. Тогда Маруф обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, воистину, небеса принадлежат лишь Тебе, и земля принадлежит лишь Тебе, и то, что между ними – принадлежит лишь Тебе, возврати им их сына!» Человек вышел и вскоре увидел сына, который стоял в изумлении и обратился к отцу: «Отец, я только что был в городе Анбар».
Случилось так, что однажды Маруф со спутниками находился на берегу реки Тигр в Багдаде. Рядом проходили люди, игравшие на музыкальных инструментах, и распивали спиртное. Спутники Маруфа обратились к нему: «Они совершают открыто большие грехи – обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он наказал их!» Маруф поднял руки к небу и сказал: «О Аллах, как Ты обрадовал их в этом мире – обрадуй их и в Вечном мире!» Люди, удивлённые подобной мольбой, сказали ему: «Но ведь мы просили, чтобы ты попросил Аллаха наказать их!» Маруф сказал: «Если Аллах захочет обрадовать их в Вечной жизни, то дарует им покаяние». И, действительно, вскоре эти люди покаялись и обратились к Аллаху.
Передают, что Сари Сакати, великий суфий и ученик Маруфа аль-Кархи, занимался торговлей – у него была своя лавка. Однажды к нему пришёл Маруф, и с ним был маленький мальчик. Маруф попросил Сари одеть этого сироту. Сари подарил мальчику хорошую одежду. Это обрадовало Маруфа, и он сказал: «Да сделает Аллах для тебя противным мирское и избавит тебя от того, чем ты занимаешься!» Сари говорит: «Я вышел из лавки, и не было ничего более противного для меня, чем мирское и всё то, чем я обладаю, – это баракат Маруфа».
Несмотря на то, что его мольбы Аллах принимал, тем не менее, он стремился получить пользу от мольбы других. Однажды он проходил мимо водоноса и услышал, как тот говорит: «Да смилуется Аллах над тем, кто выпьет эту воду!» – и Маруф выпил воду. Ему сказали: «Ты же держал пост!?» (имеется в виду желательный пост) Он ответил: «Да, но я выпил воду в надежде получить пользу от его мольбы».
Говорят, один человек, увидевший его во сне после смерти, спросил его: «Из-за чего Аллах простил тебя?» Маруф ответил: «Из-за мольбы того водоноса».
Если такой праведник, как Маруф, стремился получить пользу от мольбы простого водоноса – то нам тем более следует стремиться к подобному! Особенно если эти люди известны своей праведностью. В книгах написано: «Взывай к Аллаху языком чистым, языком того, кто сторонится грехов», – то есть обратись к праведникам, чтобы они обратились к Аллаху с мольбой за тебя, так как вероятность того, что их мольба будет принята, намного выше.
Можно также обратиться к Аллаху посредством праведников, подобных Маруфу аль-Кархи. Абу Наим приводит в книге «Хилятул авлия», что Маруф как-то сказал своему племяннику: «Сынок, если у тебя имеется нужда, с которой ты хочешь обратиться к Аллаху – то попроси Аллаха посредством меня». Кушайри приводит сведения, что подобное он сказал и Сари ас-Сакати.
Многих праведников Аллах наделяет способностью совершать чудеса. Современники Маруфа приводят множество чудес, свидетелями которых они были. Приведём некоторые из них.
Его спросили: «Говорят, ты ходишь по воде?» – Маруф ответил: «Нет, когда я хочу переправиться через реку – берега как бы сближаются, и я всего лишь перешагиваю на другой берег».
Мухаммад бин Мансур ат-Туси говорит, что он увидел на лице Маруфа рану и сказал ему: «Этой раны не было недавно: что случилось?» И тот ответил «Спрашивай о том, что тебя касается». Но он настаивал на своём, и тогда Маруф сказал: «Я совершил утром намаз, потом сделал обход вокруг Каабы и решил выпить воду из источника Зам-Зам. Там я поскользнулся и получил эту рану». И это в то время, как он находился… в Ираке!
Но сами праведники считают, что самой большой благодатью, которой Аллах наделяет в этой жизни, является неукоснительное следование Шариату – как внешне, так и внутренне.
Однажды у Маруфа аль-Кархи нарушилось омовение. И хотя до реки Тигр было недалеко, он сразу же сделал таямум. Ему сказали: «Ведь рядом же река!» Он ответил: «Кто знает, может, я не доживу до того момента, как достигну реки».
Передают, что когда настало время намаза, он попросил выйти вперёд одного из своих спутников. Тот сказал: «Хорошо, но в следующий раз я не выйду вперёд». Маруф, услышав эти слова, сказал: «О Аллах, мы просим Тебя уберечь нас от долгих надежд – воистину, они препятствуют совершению хороших деяний».
Маруф был очень богобоязненным человеком и всегда сторонился запретного и призывал к этому других. Как-то рядом с ним человек начал возводить хулу на другого – и Маруф сказал ему: «Представь, как твои глаза закрывают ватой», – то есть он призвал его вспомнить про смерть, так как мусульманину не подобает делать то, что принесёт ему вред в Вечной жизни.
Когда Маруф находился при смерти, он обратился к близким и сказал: «Когда я умру – то отдайте кому-нибудь мою рубаху: я хочу выйти из этого мира таким же нагим, как я вошёл в этот мир».
Маруф аль-Кархи покинул этот мир в 200-м году по хиджре. Некоторые историки говорят, что он умер в 204-м году по хиджре.
Но и после того, как он покинул этот мир, люди получали пользу от него.
Известные учёные из числа его современников, а также учёные последующих веков, а вслед за ними огромное количество мусульман посещали могилу Маруфа аль-Кархи, так как считалось, что мольба рядом с его могилой принимается.
Хатиб аль-Багдади приводит известия, что известный учёный и ученик имама Ахмада Ибрахим аль-Харби говорил: «Могила Маруфа аль-Кархи – испытанное лекарство». Имеется в виду, что при болезнях люди посещали его могилу и обращались к Аллаху с мольбой – и посредством этого излечивались от болезней.
Также Хатиб приводит рассказ, что другой известный учёный – Абдуррахман ибн Мухаммад аз-Зухри – говорил: «Могила Маруфа аль-Кархи – испытанное средство для исполнения нужд. И говорят, что Аллах исполнит просьбу того, кто прочитает рядом с могилой сто раз суру «Ихляс» и попросит о чём-нибудь Аллаха».
Также Хатиб пишет, что Абу Абдулла ибн аль-Мухамили говорил: «Я знаю могилу Маруфа аль-Кархи вот уже семьдесят лет – кто бы из людей, испытывающих трудности, ни направлялся к могиле, Аллах избавлял его от трудностей».
Кушайри в книге «Рисаля» пишет, что посредством могилы Маруфа аль-Кархи люди излечивались от болезней.
Рассказывают, что после смерти Маруфа аль-Кархи, его увидели во сне, как будто бы он под Аршем и Аллах спрашивает ангелов: «Кто это?» – ангелы отвечают: «Ты лучше знаешь, ведь это Маруф аль-Кархи. Воистину, он опьянел от любви к Тебе и не протрезвеет, кроме как встретившись с Тобой!»
Также приводят сообщение, что Али бин Мувафик увидел во сне, как будто бы он вошёл в Рай и увидел человека за накрытым столом: и справа, и слева от него ангелы угощают его. И он увидел возле двери Рая человека, который внимательно смотрел на лица людей: он вводил некоторых в Рай и возвращал других. И он увидел далее под Аршем человека, который созерцал Аллаха, и спросил ангела Ризвана о нём. Ризван ответил, что это Маруф аль-Кархи – он поклонялся Аллаху не из-за страха Ада и не ради Рая, но из-за любви к Нему. Вот почему ему дана возможность созерцать Аллаха до Судного дня».
Он не был женат; и после смерти один человек увидел его во сне и спросил, что Аллах сделал с ним. Маруф ответил: «Аллах сделал дозволенным для меня Рай, но я сожалею об одном. О том, что я покинул этот мир, так и не женившись».