Шейх Мухаммад Аввама

C именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
 
Хвала Аллаху, Господу миров, да будет милость Аллаха над Его рабом и посланником нашим пророком Мухаммадом, над его семейством и сподвижниками. Шейх Мухаммад Аввама родился в 1940-м г. в городе Алеппо, Сирия. Шейх начал свой путь поиска знаний с того, что в 1953-м г. начал регулярно посещать уроки шейха Мухаммада аc-Салькыни. Примерно в это же время он начал брать знания от шейха Абдуллаха Сираджуддина. С 1958-го г. он начал обучение у шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды. Впоследствии шейх Аввама приобрел известность как самый близкий ученик этих двух известнейших учёных своего времени. В 1962-м г. он поступил на факультет по Шариату и в том же году шейх Абдулла Сираджуддин назначил его учителем в Мадраса аль-Шабанийя. Он преподавал в Мадраса до 1980-го г. В 1959-м г. он отправился в Египет, чтобы встретиться с такими известными и великими учёными, как братья Ахмад и Абдуллах аль-Гумари из Марокко, шейх Абдуль-Ваххаб Абдуль-Латиф и шейх Мухаммад Абу Захра, и получить от них знания. Он очень много трудился, чтобы возродить изучение исламских наук в Алеппо. Будучи ещё очень юным, преподавал в Джамия ар-Равда. Его учитель шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда так описывал его: «вчерашний ученик, сегодняшний коллега», – и: «прекрасный мухаккык» (исследователь и редактор). В 1980-м г. он переехал в Медину, где присоединился к преподавательскому составу Исламского Университета. Основал при Университете Центр по Академическим Исследованиям, который впоследствии стал известен как «Центр по Служению Сунне и Сире». Именно в этом центре он начал работу по редактированию книги «Исаф аль-Махара». В 1986-м г. он открыл отдел по изучению Исламского Наследия. Данный отдел был связан с Дар аль-Кибля. Шейх Аввама может быть описан как человек с яркими мыслями и правильным научным подходом. Всё это становится очевидным после прочтения, к примеру, таких его работ, как «Асар аль-Хадис аш-Шариф фи Ихтиляф аль-Аиммат аль-Фукаха» и «Адаб аль-Ихтиляф фи Масаиль аль-Ильм ва ад-Дин».
 
Крупный учёный, шейх Мухаммад Саид Тантави, сказал о нём: «Я не знаю никого, кто был бы сильнее его в тахкыке (редактирование и исследование письменных работ)».
 
Шейх Аввама также провёл исследования над следующими книгами:
 
«Муснад» Умара ибн Абдуль-Азиза аль-Багдади. Он привёл цепочки передатчиков хадисов и добавил краткий комментарий к ним.
 
«Аль-Ансаб» ас-Самани. Шейх отредактировал часть данной работы.
 
«Такриб ат-Тахзиб» Хафиза Ибн Хаджара с комментариями Аллямы Абдуллы аль-Басри и его ученика аль-Майргани.
 
«Аль-Кашиф» аз-Захаби. Шейх Аввама написал объёмное введение к этой книге.
 
«Маджалис ибн Насыруддин ад-Димашки мин Сихах аль-Ахадис аль-Кудсия». Сборник 100 хадисов кудси и краткие комментарии к ним.
 
«Аль-Мухтасар мин Фараид ан-Нукуль ва аль-Ахбар». Сборник поучительных историй для тех, кто стремится к знаниям.
 
«Аль-Кавль аль-Бади фи ас-Салят аля аль-Хабиб аш-Шафии» ас-Сахави.
 
«Ас-Сунан» Абу Дауда. Шейх отредактировал данную работу и сравнил копию Ибн Хаджара с семью другими манускриптами данной работы.
 
«Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Тирмизи с комментариями аль-Баджури.
 
«Аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шайбы. Шейх отредактировал эту работу, сравнил несколько её манускриптов, привёл цепочки передатчиков хадисов. Он трудился над этой работой 16 лет и опубликовал ее в 28-ми томах.
 
Шейх провёл сравнительный анализ хадисов из «Насб ар-Рая» на основе нескольких манускриптов и обнаружил более 1000 опечаток в данных манускриптах. Он часто переиздаёт свои книги, каждый раз существенно улучшая начальную работу. Он всегда пытается работать с оригинальными копиями книг, которые редактирует. В связи с этим у него скопилась очень большая коллекция манускриптов. Он известен талантом писать великолепные и полные по своему содержанию введения к различным книгам.
 
Нижеследующие слова сказаны в его честь в апреле 2007-го года во время Иснайнийя другими учёными.
 
Доктор Мухаммад Абдуль-Ямани сказал:
 
«Аллах сделал так, что лицо этого человека излучает свет, из-за следующего дуа Пророка (мир ему и милость Аллаха): «Пусть Аллах озарит лицо человека, который слышит мои слова, а затем сообщает их другим так, как слышал»…
 Я свидетельствую, что этот человек за всё время, которое я с ним проработал, пока я учился под его началом и пока работал с ним над определёнными проектами по изучению хадисов, показал себя как настоящий Аввама, как говорят о таких людях жители Мекки. Они называют так людей, которые совершенны в том, что они делают.Он из Алеппо – города, который известен многими, кто посвятил себя любви к Пророку (мир ему и милость Аллаха). Мы рады быть в этот вечер рядом с человеком, изучавшим и отредактировавшим «Мусаннаф» Ибн Аби Шайбы. Мы чтим их сегодня. Теперь молодежь с лёгкостью может ознакомиться с данной работой, даже не зная джарх ва таадиль. Эта работа и тот, кто её провёл, заслуживают благодарность, и мы благодарим Аллаха за то, что Он дал автору возможность закончить этот труд».
 
Доктор Абдуль-Ваххаб Абу Сулейман, член Совета Учёных Саудовской Аравии, сказал:
 
«В каждую эпоху Аллах избирает людей, которые в каждом своём действии подобны праведным предшественникам. Они стремятся лишь к верному пониманию и учению Ислама. Одним из таких людей и является шейх Мухаммад Аввама, который проживает в Медине лишь из-за своей любви к этому месту и желания проповедовать прекраснейший Ислам. Я читал некоторые его книги и крайне доволен их содержанием, но больше всего меня поразила «Сафхат фи Адаб ар-Рай, Адаб аль-Ихтиляф фи Масаиль аль-Ильм». Меня просто потрясла эта книга, но ещё сильнее я был впечатлён, когда встретился с ним (автором) и увидел его смирение и благой нрав. Аллах проявил ко мне Свою Милость, я получил иджаза от него (шейха Аввамы) в библиотеке Медины в 1428-м году по хиджре. Шейх Аввама – один из светочей этой уммы, мы все можем гордиться им. Он является прекрасными примером для всех нас. Он объединяет глубокие знания по фикху и хадису и обладает таким нравом, который не причиняет зло другим».
 
Доктор Усама ибн Абдур-Раззак ар-Рифаи, шариатский судья из Ливана, так охарактеризовал шейха Авваму (под началом которого учился и над чьей книгой «Асар аль-Хадис аш-Шариф фи Ихтиляф аль-Аиммат аль-Фукаха» работал в 1401-м г. по хиджре):
 
(1) Человек очень глубоких знаний, полностью посвятивший себя знаниям, старающийся постоянно расти в своих знаниях.
Он не одобряет следования за редкими мнениями ученых без должного изучения и исследования этих мнений. Он призывает людей получать знания, но лишь с должным адабом.
(2) Воспитательным аспектом жизни шейха являются слова Посланника, мир ему и милость Аллаха: «Учёные – наследники Пророков». Он учит тому, чтобы знанию всегда сопутствовали дела, в соответствии с этими знаниями. Он очень сильно любит Пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха) и прививает эту любовь всем, кто рядом с ним. Он учит людей смирению своим примером. Он искренен и очень сильно любит своих учителей.
Похожие материалы