Шейх Мухаммад Хасан Хиту

Мухаммад Хасан Хиту

Мухаммад Хасан Хиту — шейх, доктор, выдающийся ученый в области основ исламского права (усуль аль-фикх), шафиит и ашарит, известный своим многогранным талантом и обширными знаниями. Он является образцом ученого с высокими нравственными качествами, широкой эрудицией и исключительной скромностью.

Рождение и ранние годы

Мухаммад Хасан Хиту родился 11 числа месяца зуль-каада в 1362 году по хиджре (что соответствует 10 октября 1943 года) в дамасском районе Рукн ад-Дин. Он стал известным ученым в области усуль аль-фикх, а также получил обширные знания в других исламских дисциплинах, среди которых акыда, фикх, хадисы, тафсир и логика (мантык). Он получил образование в знаменитом египетском университете аль-Азхар.

Происхождение

Мухаммад Хасан Хиту родом из семьи Хиту, которая принадлежит племени аш-Шейхания — арабскому племени, которое на протяжении шести веков проживало среди курдов. Семейная линия восходит к шейху Абдуль-Кадиру аль-Джилани, чья родословная связывается с Хасаном ибн Али ибн Абу Талибом (да будет доволен ими Аллах). Семья Хиту была известна своими достижениями в религиозных науках.

Дед шейха Хиту по отцовской линии был высокопоставленным военачальником Османской империи; другой его предок — ученый, который специализировался на астрономии. Его отец остался сиротой: его мать скончалась, когда ему было всего девять месяцев, а отец умер, когда мальчику исполнилось шесть лет. О нем заботилась тетя, которая взяла племянника под опеку.

Путь к знаниям

Родители шейха Хиту, несмотря на свою неграмотность, уделяли большое внимание его учебе. Он начал свой путь с начальной школы «Усман Зун-Нурайн» в Дамаске.

Продолжив свое образование, шейх поступил в Арабский исламский институт — одна из наиболее известных школ Дамаска, основанная шейхом Мустафой ас-Сибаи.

После этого шейх Хиту перешел в среднюю школу «Джудат аль-Хашими», известную как гимназия для подготовки к университету. В этой школе, где насчитывалось около трех тысяч учеников, шейх окончил обучение с отличием. В младших классах он не испытывал особого интереса к чтению, пока не перешел в девятый класс: тогда он осознал важность самообразования, что изменило его отношение к учебе.

Изначально шейх Мухаммад Хасан Хиту планировал связать свою жизнь с точными науками: он мечтал учиться в Германии, чтобы изучать ракетостроение и спутниковые технологии. Он посещал международную выставку в Дамаске, где увидел машину, работающую без проводов, и вдохновился идеей создания беспроводного корабля. Однако отсутствие необходимых ресурсов помешало реализации его идеи.

На 11 году обучения интересы шейха Хиту изменились: он начал увлекаться исламскими науками. Услышав от учителя поэму «Муаллака Зухайра», он заучил ее и полюбил. Вдохновленный уроками шейха Махмуда Шальтута и прочтением трудов имама ат-Табари, он решил посвятить себя изучению Шариата. Мухаммад Хасан Хиту сообщил семье о своем желании учиться в университете аль-Азхар, однако его отец, Махмуд Хасан Ага, решительно был против, опасаясь, что его сын, став бедным, будет вынужден заниматься ритуальными омовениями умерших.

Несмотря на сопротивление отца, шейх Хиту твердо решил ехать в Египет. Он сказал: «Даже если мне останется жить один день, я проведу его в аль-Азхаре».

Когда Махмуд Хасан Ага узнал, что его сын поступил на факультет Шариата в Дамасском университете, он разгневался и вынудил сына отказаться от учебы. Тогда шейх Хиту перепоступил на геологический факультет, хотя и не проявлял к этой сфере интереса. Параллельно он посещал лекции на факультете Шариата, продолжая планировать поездку в аль-Азхар.

Чтобы реализовать свою мечту, шейх Хиту без ведома отца оформил паспорт и отправился в Египет в 1963 году. Под предлогом университетской поездки он сначала поехал в Иорданию, где продал свой велосипед за 80 лир и собрал скромную сумму денег — 135 сирийских лир, а затем он отправился в Каир. Из-за того, что политическая обстановка в Египте в то время была напряженной, его отказались пускать в страну, намереваясь депортировать обратно в Сирию.

Мухаммад Хасан Хиту настоял на своем, заверив египетские власти, что он не состоит ни в одной политической партии и приехал исключительно для учебы в аль-Азхаре. Его упорство тронуло офицера, и, благодаря особому распоряжению, ему разрешили въезд.

Поступление и обучение в университете аль-Азхар

Шейх Мухаммад Хасан Хиту столкнулся с рядом трудностей в процессе поступления в университет аль-Азхар. Основной преградой стало то, что, несмотря на то, что он обладал научным аттестатом средней школы, для поступления на факультет Шариата ему требовалось иметь гуманитарное образование или получить степень в аль-Азхаре, а также знать наизусть семь частей Корана. Однако, благодаря воле Всевышнего Аллаха, шейх Хиту встретил доктора Фахруддина Кабава, который помог ему связаться с шейхом Нуруддином Итром. Благодаря этой поддержке и заступничеству ряда влиятельных лиц шейх Хиту преодолел административные препятствия.

Сначала шейху Мухаммаду Хасану Хиту предложили место на медицинском факультете, однако он отказался, намереваясь учиться именно на факультете Шариата. Первые годы учебы шейх провел в условиях крайней нужды: семья, которая не поддерживала его выбор, не помогала ему финансово. В день он питался всего лишь одним хлебом и бананом. Несмотря на это, его упорство и вера привели к тому, что вскоре он получил стипендию, погасил свои долги и смог приобрести мантию, которая позже стала для него символом студенческих лет. Шейх Хиту завещал, чтобы его похоронили в этой мантии.

В 1968 году шейх Мухаммад Хасан Хиту окончил факультет Шариата с отличием, заняв вторую степень почета. Затем он получил степень магистра, а позже — уже докторскую степень по основам исламской юриспруденции. Его докторская работа представляла собой исследование и комментарии к труду «Ат-Табсира фи усуль аль-фикх» имама аш-Ширази.

Среди его учителей были:

  • Шейх Шахата Мухаммад Шахата (фикх);
  • Шейх Махмуд Абдуд-Даим (акыда и шафиитский фикх);
  • Шейх Мустафа Муджахид Абдур-Рахман (фикх, усуль аль-фикх и тафсир);
  • Шейх Мустафа Абдуль-Халик (усуль аль-фикх и грамматика);
  • Шейх Абдуль-Гани Абдуль-Халик (усуль-фикх);
  • Шейх Джад ур-Рабб Рамадан (шафиитский фикх);
  • Шейх Та Ха ад-Динари;
  • Шейх Хасан Вахдан;
  • Шейх Мухаммад Али ан-Наджар (грамматика).

Его книги

Шейх, Мухаммад Хасан Хиту написал ряд книг, среди которых:

  1. «Аль-Хадис уль-мурсаль: худжиятуху ва асаруху»;
  2. «Аль-Ваджиз фи усуль ат-ташри аль-Ислями»;
  3. «Кашф ус-сатр ан сунният иль-кунут фи салят иль-фаджр»;
  4. «Ад-Дин ва ильм»;
  5. «Аль-Акль ва ль-гайб»;
  6. «Аль-Мутафайхикун»;
  7. «Аль-Иджтихад ва табакат аль-муджтахиди ш-шафиийя»;
  8. «Фикх ус-сыям»;
  9. «Аль-Хулясат фи усуль-фикх».

На данный момент шейх Мухаммад Хасан Хиту работает над энциклопедией по шафиитскому фикху. Он завершил 40 томов по вопросам поклонения, и предполагаемый объем этого труда насчитывает 160 томов.

Также подготовил научное опровержение на аль-Албани относительно количества ракаатов в намазе таравих, приводя мнения как ранних, так и современных ученых, поддерживающих мнение о 20 ракаатах.

Его семья

Шейх Мухаммад Хасан Хиту женат и имеет единственную дочь, которую зовут аш-Шифа Мухаммад Хасан Хиту, которая подготовила книгу под названием: «Фатх уль-али биджам байна ибн Хаджар ва ибн ар-Рамли» — труд, в котором изложены разногласия между имамами ибн Хаджаром и ар-Рамли в шафиитском мазхабе, под авторством Умара ибн аль-Хабиба Баляви.

Также она составила комментарий к книге имама Абу Шуджа по шафиитскому фикху, назвав его: «Имта уль-асма фи шарх матн Аби Шуджа».

Просим Всевышнего Аллаха даровать шейху Мухаммаду Хасану Хиту долгую и здоровую жизнь, чтобы он и дальше мог приносить пользу исламской умме, амин!

Похожие материалы