Вопрос: каково положение человека, сказавшего в порыве сильного гнева, что он не верует в Благородный Коран? Выводит ли это из религии Ислам, если это произошло в ходе интенсивного спора с другим человеком?
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!
Мусульманин обязан уверовать в Благородный Коран, возвеличивать его и делать его объектом уважения и почета. Всевышний Аллах сказал:
ذَلِكَ وَمَنْ يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللهِ فَإِنَّهَا مِنْ تَقْوَى الْقُلُوب
«Все так! А кто почитает важные знамения Аллаха, то это — от богобоязненности в сердце» (Аль-Хадж, 32). Также каждый мусульманин обязан отдаляться от всех слов, действий и убеждений, противоречащих принципу уважения и почета Корана, так как это уводит его в неверие или вероотступничество, пусть Всевышний Аллах защитит от этого! Следует отметить, что постановление относительно неверия или вероотступничества конкретного человека является судебным постановлением и оно нуждается в тяжбе, доказательствах и обсуждении.
Это дело не поручено отдельным лицам или простолюдинам. Наш господин Пророк (мир ему и благословение) предостерегал от пути обвинения в неверии, сказав:
إِذَا قَالَ الرَّجُلُ لِأَخِيهِ يَا كَافِرُ، فَقَدْ بَاءَ بِهِ أَحَدُهُمَا
«Если некто обратится к своему брату словами “о неверующий!”, то это [неверие] вернётся к одному из них». Передали аль-Бухари и Муслим.
Разница между нашими словами “это действие — неверие” и “этот человек неверующий” в том, что в первом случае мы разъясняем что ввергает в неверие, а во втором выносим решение по конкретному человеку, а решение по конкретному человеку — прерогатива шариатского судьи.
Что касается слов об отсутствии веры в благородный Коран, то оно расценивается как слова неверия и вероотступничества, а также как слова, выводящие из Ислама и веры. Шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
وأجمعت الأمة على وجوب تعظيم القرآن على الإطلاق وتنزيهه وصيانته، وأجمعوا على أنّ من استخفّ بالقرآن، أو بشيءٍ منه، أو بالمصحف، أو ألقاه في قاذورة، أو كذَّب بشيء مما جاء به من حكم أو خبر، أو نفى ما أثبته، أو أثبت ما نفاه، أو شك في شيء من ذلك، وهو عالم به؛ كفر
«Мусульманская община едина в том, что обязательно возвеличивать Коран, очищать его и защищать. А так же они едины в том, что тот, кто отнесётся с пренебрежением к Корану как таковому или к части из него, или к самой книге; бросит его в грязное место; будет считать ложным какие-либо постановления или истории, передаваемые в Коране; будет отрицать что-то, что установлено Кораном или утверждать то, что отрицается Им; сомневаться в чем-либо из Корана, зная об этом — во всех этих ситуациях человек выходит из религии». (Аль-Маджму, 2/170)
Более того, отсутствие веры хотя бы в один из аятов Корана — неверие и вероотступничество.
Имам аш-Ширбини (да смилуется над ним Аллах) сказал:
القول فيما يوجب الردّة: فمن نفى الصّانع وهو الله سبحانه وتعالى، وهم الدهريون الزاعمون أنّ العالم لم يزل موجوداً كذلك بلا صانع، أو نفى الرسل بأن قال لم يرسلهم الله تعالى، أو نفى نبوة نبي، أو كذب رسولاً أو نبياً أو سبّه أو استخفّ به أو باسمه، أو باسم الله أو بأمره أو وعده، أو جحد آية من القرآن… كفر فِي جميع هذه المسائل المذكورة
«К словам, следствием которых является вероотступничество, относятся слова отрицания Творца, коим является Аллах, свят Он и велик, и подобные безбожники утверждают, что мир продолжает существовать как таковой без Творца; слова отрицания Посланников, утверждающие, что Всевышний Аллах не ниспосылал их; слова отрицания пророчества Пророка или отрицание чего-либо из того, с чем пришел Пророк или Посланник, оскорбляет или относится пренебрежительно к нему или к его имени, а также к имени Аллаха, к его повелению или обещанию; слова отрицания аята из Корана — человек становится неверующим во всех упомянутых ситуациях». (Аль-Икна’ фи халли алфази Аби Шуджа’, 2/551).
Сказавший вышеупомянутые слова неверия, намеренно, по своей воле [без принуждения], находясь в сознании и осознанно, становится неверующим и вероотступником. Что касается сказавшего их безрассудочно или под принуждением, то он не становится неверующим и вероотступником.
Главный кадий, имам аль-Маварди аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:
فأما إذا أظهر المسلم كلمة الكفر ولم يُعلم إكراهه عليها ولا اعتقاده لها؛فإن كان في دار الإسلام حكم بكفره وردته؛ لأنّ دار الإسلام لا إكراه فيها، وإن كان في دار الحرب روعيت حاله، فإن تلفظ بها وهو على صفة الإكراه في قيد أو حبس فالظاهر من حاله أنه تلفظ بكلمة الكفر مكرهاً، فلا يحكم بردته إلا أن يعلم اعتقاده للكفر وإن كان على صفة الاختيار مخلى السبيل فالظاهر من حاله أنه تلفظ بكلمة الكفر مختاراً فيحكم بردته، إلا أن يعلم أنه قالها مكرهاً
«Если мусульманин выявил слова неверия и неизвестно был ли он под принуждением или с какими убеждениями об этом сказал, то, если это было на мусульманских землях, то выносится решение о его неверии и вероотступничестве, так как в землях Ислама не бывает принуждения, а если это было на немусульманских землях, принимают во внимание его состояние: если он это сделал в форме принуждения в кандалах или в заточении, то по внешним признакам его положения понимается, что он произнес слова неверия под принуждением. Не выносится решение о неверии такого человека, если не будет известно, что он имел убеждения неверия. Если он сделал это в добровольной форме [без принуждения], не в заточении, то по внешним признакам его положения понимается, что он произнес слова неверия добровольно и выносится решение о его вероотступничестве, за исключением ситуации, если известно, что он сказал их под принуждением». (Аль-Хави аль-Кабир, 13/449)
Что касается случая, когда человек оговорился и произнес слова неверия и это не было сделано умышленно, то в этом нет ничего такого.
Имам аш-Ширази (да смилуется над ним Аллах) разъясняя это, сказал:
لأن ما سبق إليه اللسان من غير قصد لا يؤاخذ به، كما لو سبق لسانه إلى كلمة الكفر
«Так как слова, произнесенные по оговорке не умышленно, не принимаются во внимание, как, например, если человек оговорится и произнесет слова неверия». (Аль-Мухаззаб, 3/94)
Мусульманина не оправдывает состояние гнева, более того, он ответственен за свои слова и действия, если только он полностью не лишился рассудка и не осознает что говорит.
Был спрошен шейх уль-Ислам, имам Шихабуддин ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) о человеке, давшем клятву развестись в порыве сильного гнева, не поддающемуся его контролю, считается ли такая клятва действительной? Есть ли разница в том был это развод, вступающий в силу сразу, или связанный с какими-либо событием? Есть ли оправдание давшему подобную клятву из-за сильного гнева, не поддающегося контролю? На что он ответил:
لا اعتبار بالغضب فيها، نعم إن كان زائل العقل عذر
«Состояние гнева в данной ситуации не берется в расчет, однако, если он потерял рассудок в этой ситуации, то это служит ему оправданием» (Фатава Рамли, 3/273).
Соответственно: мусульманин обязан держаться подальше от слов, выводящих из религии. Если кто-то попал в подобную ситуацию, пусть поспешит обновить свою веру, связав сердце с подтверждением “Нет бога (достойного поклоненимя) кроме Аллаха, наш господин Мухаммад — Посланник Аллаха”, уверовав в Благородный Коран, произнеся обе формулы шахады, раскаившись в содеянном, с твердой решимостью не возвращаться к нему. А Всевышний Аллах знает лучше!
Источник: aliftaa.jo