Способы размышления над Кораном

Всевышний Аллах велел нам размышлять над Кораном в нескольких местах:

أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللّهِ لَوَجَدُواْ فِيهِ اخْتِلاَفًا كَثِيرًا

«Неужели они не размышляют над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, они нашли бы в нем много противоречий»[1].

كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ

«(Этот Коран —) благословенная Книга. Мы ниспослали ее тебе, чтобы (люди) размышляли над ее аятами и чтобы обладатели разумом извлекли (из нее) урок»[2].

Коран ниспослан не просто для чтения его букв, он ниспослан для размышления над его аятами, чтобы извлечь уроки из его историй, воспользоваться его наставлениями, подчиняться велениям и воздерживаться от того, что он запрещает.

Имам ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) в своем тафсире пишет:

قول تعالى ذكره لنبيه محمد صلى الله عليه وسلم: وهذا القرآن (كتاب أنزلناه إليك) يا محمد (مبارك ليدبروا آياته) يقول: ليتدبروا حجج الله التي فيه، وما شرع فيه من شرائعه، فيتعظوا ويعملوا به.

«Говорит Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): “Этот Коран Книга. Мы ниспослали ее тебе”, о Мухаммад. “благословенная, чтобы (люди) размышляли над ее аятами” — то есть чтобы они размышляли над доводами Аллаха, которые содержатся в ней, а также над законами Шариата — чтобы знали их и поступали в соответствии с ними»[3].

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет о размышлении над Кораном:

فإذا شرع في القراءة فليكن شأنه الخشوع والتدبر عند القراءة والدلائل عليه أكثر من أن تحصر وأشهر وأظهر من أن تذكر فهو المقصود المطلوب وبه تنشرح الصدور وتستنير القلوب قال الله عز وجل (أفلا يتدبرون القرآن) وقال تعالى (كتاب أنزلناه إليك مبارك ليدبروا آياته) والأحاديث فيه كثيرة وأقاويل السلف فيه مشهورة وقد بات جماعة من السلف يتلون آيه واحدة يتدبرونها ويرددونها إلى الصباح وقد صعق جماعة من السلف عند القراءة ومات جماعات حال القراءة

«Когда начнешь читать Коран, не забывай о смирении и размышлении при его чтении. Доводов в пользу этого очень много, и они достаточно известны и очевидны, чтобы их упоминать. Размышление над Кораном есть цель и искомое, посредством этого раскрываются и озаряются сердца.

Всевышний Аллах сказал: “Неужели они не размышляют над Кораном?”[4]

Также Всевышний Аллах говорит: (Этот Коран —) благословенная Книга. Мы ниспослали ее тебе, чтобы (люди) размышляли над ее аятами и чтобы обладатели разума извлекли (из нее) урок”[5].

Хадисов об этом очень много, также известны высказывания праведных предшественников (саляф) об этом. Бывало такое, что некоторые предшественники проводили всю ночь над одним аятом Корана, читая его многократно, повторяя его и размышляя над ним до утра. Некоторые из предшественников при чтении Корана застывали, будто пораженные громом. А некоторые даже умирали в момент чтения»[6].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что среди его уммы появятся люди, которые будут читать Коран, но без размышлений.

Сообщается со слов Укба ибн Амира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

سَيَخْرُجُ أَقْوَامٌ مِنْ أُمَّتِي يَشْرَبُونَ الْقُرْآنَ كَشُرْبِهِمُ اللَّبَنَ

«Выйдут люди из моей уммы, которые будут пить Коран, как пьют молоко»[7].

Имам аль-Мунави (да смилуется над ним Аллах) комментируя хадис пишет:

أي يسلقونه بألسنتهم من غير تدبر لمعانيه ولا تأمل في أحكامه بل يمر على ألسنتهم كما يمر اللبن المشروب عليها بسرعة

«То есть они проговаривают его своими языками без размышления над его смыслами и без обдумывания его положений (ахкамов), но он проходит по их языкам так же быстро, как молоко, выпиваемое ими»[8].

Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ومن أعظم ما يتقرب به العبد إلى الله تعالى من النوافل: كثرة تلاوة القرآن، وسماعه بتفكر وتدبر وتفهم

«Одним из величайших способов, которыми раб приближается к Аллаху, являются дополнительные поклонения: частое чтение Корана, его слушание с размышлением, вниманием и пониманием»[9].

Способы размышления над Кораном:

1. Заучивание Корана — это позволяет мусульманину всегда помнить аяты, а также то, что с ними связано, что способствует лучшему пониманию и знанию их смыслов и целей.

2. Частое чтение Корана — это общая рекомендация, а также регулярное выполнение ежедневного чтения (вирда). Постоянное чтение Корана помогает сохранять его смысл в сердце, поддерживать живую связь с аятами и ощущать их воздействие на свою жизнь.

3. Спокойное чтение с правильным произношением, не проявляя при этом спешки. Не ставьте изначально цель завершить суру.

Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал:

يا ابن آدم! كيف يرق قلبك، وإنما همتك في آخر السورة؟

«О сын Адама! Как может твое сердце смягчиться, если твоя цель — только закончить суру?»[10]

4. Частое повторение аятов — повторение аята несколько раз или даже десятки раз, пока его значение не войдет в сердце, как об этом передается от праведных предшественников. Повторяя один и тот же аят много раз, человек может заметить в нем новые смыслы, глубже проникнуться его содержанием и найти личное назидание.

5. Чтение тафсиров — для правильного понимания и предотвращения ухода от истинного значения аята к ложным трактовкам. Тафсиры раскрывают не только лексическое значение, но и глубину, причины ниспослания, шариатские выводы и мудрость аятов. Если человек не владеет арабским языком, он может читать переводы тафсиров (например 3-ех томный Тафсир Корана от издательства azan) или слушать уроки по тафсиру на своём языке. Это делает размышление доступным для всех, кто искренне стремится понять речь Аллаха.

Размышление над Кораном не ограничивается лишь теми, кто владеет арабским языком. Это путь, открытый для каждого, кто стремится понять и следовать за истиной. Даже если сегодня ты не знаешь язык откровения, но искренне стараешься понять Коран через доступные средства — ты на благом пути. А изучение арабского может стать твоей следующей ступенью, чтобы глубже проникнуть в смысл слов Аллаха.

6. Совершение ночных молитв. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئًا وَأَقْوَمُ قِيلًا

«Ведь ночные часы тяжелее, и слова (ночью) действенней»[11].

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

هُوَ أَجْدَرُ أَنْ يُفْقَهَ فِي الْقُرْآنِ

«Это более подходяще для того, чтобы понять Коран»[12].

В толковании этого хадиса имам ибн Раслян ар-Рамли аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:

لأن القراءة في الليل أفرغ قلبًا من النهار؛ لأنه في النهار تعرض له حوائج يشتغل بها قلبه؛ فإذا ذهب النهار وجاء الليل وهدأت العيون وسكنت الأصوات كان ذلك أحرى.

«Ведь чтение ночью очищает сердце больше, чем днем, потому что днем человеку приходится заниматься различными делами, что отвлекает его сердце. Но когда наступает ночь и день заканчивается, глаза отдыхают, а звуки утихают, это становится более подходящим временем для чтения»[13].

 

 

[1] Коран, 4:82.

[2] Коран, 38:29.

[3] «Тафсир ат-Табари» (21/190).

[4] Коран, 4:82.

[5] Коран, 38:29.

[6] «Ат-Тибьян» стр. 101–102.

[7] «Аль-Муджам аль-Кабир», ат-Табарани (197/17).

[8] «Файд аль-Кадир» (4/118).

[9] «Джами аль-улюм ва аль-хикам», стр. 780.

[10] «Аз-Зухд», имам Ахмад, стр. 209.

[11] Коран, 73:6.

[12] «Сунан аль-Кубра», аль-Байхаки (4639).

[13] «Шарх сунан Аби Дауд» (6/444).

Похожие материалы