Ставят ли ашариты разум выше Корана и Сунны?

Вопрос: Что вы скажите об обвинениях, которые выдвигают и распространяют антропоморфисты (муджассима), в отношении представителей ахлю-сунна валь-джамаа – ашаритов, что они, якобы, отдают предпочтение разуму над шариатскими текстами во всем, что касается убеждений?

 

Ответ: Нововведенцы из числа антропоморфистов в прошлом и настоящем, не перестают прилагать все свои усилия для того, чтобы вводить людей в заблуждения, преподнося себя в качестве людей истины. И делается это посредством их отравленных идеологических воззрений и ошибочных решений, которые они распространяют в поддержку своих новаторских идей (бид’а).

Действительно, к числу их ложных заявлений, которые они распространяют, относится то, что ашариты отдают предпочтение разуму над шариатскими текстами при возникновении противоречия между ними. И это происходит по той причине, что ашариты, по их мнению, отводят разуму такое высокое положение, которое превосходит над шариатскими тексты.

Я (шейх Исам) прошу помощи у Аллаха и отвечаю на эти слабые сомнения следующим образом:

Эти обвинения, которые распространяют муджассима, показывают их научную несостоятельность, и указывают на глубину их невежества, в котором они барахтаются. Потому что никто из ахлю-сунна-ашаритов не говорит такое вообще. На самом деле, дело обстоит ровно наоборот, потому что общие правила, признанные у ашаритов, прямо отвергают такое обвинение.

Согласно этим правилам, утверждается: «Здравый разум вовсе не противоречит ясным текстам шариата», поскольку Всевышний Аллах обращается к нам с тем, что допустимо для разума и может быть им постигнуто. Он не обращается к нам с тем, что наш разум не способен понять и перед чем останется в растерянности.

Если ахлю-сунна ашариты считают, что в основе противоречие разума с шариатскими текстами неприемлемо вообще, то решение о предпочтении одного над другим — это ничто иное, как второстепенный вопрос (вопрос ответвления). И я не понимаю, как муджассима умудрились обвинить ахлю-сунну в том, что те отдают предпочтение разуму над шариатскими текстами?

Далее, отсутствие противоречия между разумом и текстами обусловлено некоторыми положениями. Вот некоторые из них:

– Чтобы разум был здравым (правильным): то, к чему приходит разум, однозначно и твердо, отвергающий предположения и не вызывающий сомнений и споров.

– Чтобы шариатский текст был ясным: то есть, чтобы содержимое текста имело однозначно установленные смыслы и однозначные доводы.

Если нарушается одно из этих условий в отношении логического или шариатского довода, тогда может возникнуть противоречие между ними, но даже в этих случаях у ахлю-сунны ашаритов нет такого правила, чтобы всегда отдавать предпочтение разуму над шариатскими текстами.

На самом деле, вопрос рассматривается через установленные общие правила у ахлю-сунны, которые отличают их от всяческих анархистских путей и заблудших течений.

И для разъяснения общего закона, который действует у ахлю-сунна ашаритов и их методологии, я скажу:

Логический довод бывает либо категоричным (однозначным), либо предполагаемым.
Также и шариатский довод: либо он категоричный (однозначный) в своих доводах и установлениях одновременно, либо предположительный с точки зрения чего-то одного — довода или установления, либо предположительный полностью.

Таким образом, если допустить противоречие шариатского и логического доводов, выходит четыре положения:

Первое положение: когда встречаются категоричное (قطعي) (решение) разума с категоричным (قطعي) решением текста шариата. И это то, о чем мы говорили вначале, когда сказали, что в действительности такого не бывает, потому что они однозначные и не могут противоречить друг другу. Поскольку здравый разум не противоречит ясному тексту шариата.

Второе положение: когда встречаются категоричный (قطعي) текст шариата с предполагаемым (ظنّي) решением разума. В таком случае ашариты отдают предпочтение текстам шариата над разумом, потому что текст шариата категоричен (однозначен).

Третье положение: когда встречаются категоричное (قطعي) (решение) разума с предполагаемым (ظنّي) решением текста шариата.

Здесь ашариты отдают предпочтение логическому доводу, потому что он (قطعي) категоричный, а шариатский текст, который является (ظنّي) предполагаемым, толкуют так, как соответствует категоричному решению разума, а также в соответствии с другими предполагаемыми шариатскими текстами.

Четвертое положение: когда встречаются предполагаемое (ظنّي) решение разума с предполагаемым (ظنّي) текстом шариата. В данном случае, ашариты смотрят на дополнительные предпосылки (караин), и отдают предпочтение тому, что имеет более сильные аргументы.

Таким образом, становится ясно, что методология ашаритов, как представителей Ахлю-Сунна валь Джама’а, основывается на том, что при возникновении противоречия между разумом и шариатским текстом, предпочтение отдается тому, что имеет большую точность (однозначность), независимо от того, является это логическим доводом или шариатским текстом.

И после всего этого продолжат ли муджассима-мушаббиха упорствовать в том, что ашариты всегда отдают предпочтение разуму над текстами в случае их противоречия? Разумные из их числа должны прекратить свои обвинения и задуматься над тем, что они ложно распространяли, возводя на нас клевету.

Похожие материалы