Свидетельство женщины на суде по Шариату

Вопрос: почему свидетельство женщины приравнивается половине свидетельства одного мужчины?

Ответ: хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!

Слово «свидетельство» (шахада) образовано от арабского слова «шухуд» — «присутствие». Всевышний Аллах указал на свидетельствование в имущественных и торговых сделках, чтобы установить справедливость и легкость ее достижения. Аллах (Свят Он и Велик) сказал:

وَأَشْهِدُوا إِذَا تَبَايَعْتُمْ

«И призывайте свидетелей»[1].

Также Он указал на свидетельствование в долговых вопросах, что является частью торговых дел.

Аллах (Свят Он и Велик) сказал:

وَاسْتَشْهِدُوا شَهِيدَيْنِ مِنْ رِجَالِكُمْ فَإِنْ لَمْ يَكُونَا رَجُلَيْنِ فَرَجُلٌ وَامْرَأَتَانِ مِمَّنْ تَرْضَوْنَ مِنَ الشُّهَدَاءِ أَنْ تَضِلَّ إِحْدَاهُمَا فَتُذَكِّرَ إِحْدَاهُمَا الْأُخْرَى

«В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей»[2]. Повеление в аятах указывает на желательность, а не на обязательность.

Поскольку целью свидетельствования является сохранение справедливости, само по себе описание принадлежности к мужскому или женскому полам не входит в него, а базируется на двух основных моментах:

1. Личность свидетеля и его личностные качества. Имам ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) разъяснил это в своем толковании на вышеупомянутый аят, комментируя слова: «…Которых вы согласны признать свидетелями», сказав:

هو كقوله تعالى في الطلاق: {وأشهدوا ذوي عدل منكم} [الطلاق: 2]، واعلم أن هذه الآية تدل على أنه ليس كلُّ أحد صالحاً للشهادة، والفقهاء قالوا: شرائط قبول الشهادة عشرة: أن يكون حراً، بالغاً، مسلماً، عدلاً، عالماً بما شهد به، ولم يجرّ بتلك الشهادة منفعة إلى نفسه، ولا يدفع بها مضرة عن نفسه، ولا يكون معروفاً بكثرة الغلط، ولا بترك المروءة، ولا يكون بينه وبين من يشهد عليه عداوة

«Это подобно словам Всевышнего Аллаха относительно развода: “…И попросите двух справедливых из вас стать свидетелями”[3]. Знай, что данный аят указывает на то, что не каждый может стать свидетелем. Ученые сказали, что есть десять условий для принятия свидетельства:

  • Свобода (то есть человек не должен быть рабом);
  • Совершеннолетие;
  • Исповедование Ислама;
  • Справедливость;
  • Понимание того, о чем он свидетельствует;
  • Отсутствие личной выгоды;
  • Хорошая память (то есть чтобы он не был известен, как часто ошибащийся человек);
  • Благородность;
  • Отсутствие между ним и обвиняемым вражды»[4].

Очевидно из вышеупомянутых условий для свидетеля, что половой признак — быть мужчиной или женщиной — не является условием для принятия свидетельства.

2. Связь свидетеля с произошедшим. Для того, чтобы свидетельство человека было принято, он должен быть непосредственным участником того или иного события или же запечатлеть это в памяти лично таким образом, что он становится вправе давать показания. Тут проявляется различие в показаниях мужчин и женщин, но не по причине их полового признака, но скорее по признаку непосредственной связи с произошедшим.

Например, существуют такие случаи, которые связаны исключительно с женщинами, будь это роды, девственность или ее отсутствие, а также женские дефекты — во всех подобных ситуациях для свидетельства достаточны только женщины.

Сказал имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах):

الولادة وعيوب النساء مما لم أعلم مخالفاً لقيته في أن شهادة النساء فيه جائزة لا رجل معهن

«Роды и женские дефекты — это вопросы, относительно которых я не встретил разногласий в том, что для свидетельствования в них достаточны лишь женщины без мужчин»[5].

Шейх аль-Ислам имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) объяснил это следующим образом:

ما لا يطلع عليه الرجال، وتختص النساء بمعرفته غالباً؛ فيقبل فيه شهادتهن منفردات، وذلك كالولادة، والبكارة، والثيابة، والرتق، والقرن، والحيض، والرضاع

«В вопросах, в которых мужчины не бывают осведомлены и знание чего обычно является прерогативой женщин, достаточно свидетельства только лишь женщин, как, например, в вопросах родов, девственности или ее отсутствия, патологии женских гениталий, менструации или кормления грудью»[6].

В расчет берется осведомленность и наличие компетенции, то есть непосредственная связь свидетеля с произошедшим, а не принадлежность к определенному половому признаку.

В тех вещах, которые обособлены женщинами, и мужчины обычно не принимают в них участие, а круг женщин, которые владеют о них информацией, ограничен, согласно мнению ханафитов достаточно свидетельство одной женщины по причине серьезности специфики этих вопросов. Сказал имам ас-Сархаси аль-Ханафи (да смилуется над ним Аллах):

ثم يثبت ذلك بشهادة امرأة واحدة إذا كانت حرة مسلمة، عدلاً عندنا، والمثنى والثلاث أحوط

«Это устанавливается свидетельством одной женщины, если она будет свободной порядочной мусульманкой согласно нашему мнению, а свидетельство двух или трех женщин более безопасно»[7].

Если мы обратим внимание на имущественные, торговые и прочие дела, например, увольнение, залог, займ и иные сделки, то обнаружим, что чаще всего их свидетелями бывают мужчины, так как в основном данными торговыми делами занимаются мужчины. По этой причине свидетельству мужчин отдается предпочтение над свидетельством женщины; в вопросах, с которыми сталкиваются исключительно женщины, свидетельству женщины отдается предпочтение над свидетельством мужчины.

Причина этого различия не в половой принадлежности или предвзятости к одному из них, а в том, что мужчины с этими делами более тесно связаны и близки к ним, соответственно и концентрация внимания в этих вопросах у мужчин выше, в противовес вопросов, в которых мужчины обычно бывают меньше осведомлены, в отличие от женщин. Это потому, что исламскому Шариату свойственен объективный взгляд на вещи, и в этом — облегчение людям и установления справедливости между ними.

Соответственно, свидетельство в имущественных вопросах устанавливается свидетельством двух мужчин или одного мужчины и двух женщин, но не устанавливается только лишь свидетельством женщин, например, в вопросах торговли или увольнения. В вопросах же, в которых мужчины не бывают обычно осведомлены, устанавливается свидетельство только лишь женщинами, например, в вопросах родов или отсутствия девственности. Во всем этом сохранность справедливости и почет мужчинам и женщинам. И Всевышнему Аллаху известно лучше!

Источник: aliftaa.jo

 

 

[1] Коран, 2:282.

[2] Коран, 2:282.

[3] Коран, 65:2.

[4] «Тафсир аль-кабир» (95/7).

[5]  «Аль-Умм» (92/7).

[6]  «Раудат ат-талибин ва умдат аль-муфтин» (253/11).

[7]  «Аль-Мабсут» (143/16).

Похожие материалы