Табиины. Кто они?

Определение

Учёные разошлись во мнениях относительно определения понятия «ат-Таби`ин» (последователь).

Хафиз Аль-Хатыб аль-Багдади (392 – 463 гг. х), да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Аль-Кифая фи ильм ар-Ривая» (стр. 59):

التابعي : من صحب الصحابي

«Табиин – это тот, кто находился рядом со сподвижником».

Шейх Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014 г. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в труде «Шарх Нухбат уль-Фикр» (стр. 185):

من لقى الصحابي مؤمنا بالنبى صلى الله عليه وسلم ولو تخللت ردة في الأصح

«Согласно наиболее правильному мнению, табиин – это тот, кто встретился со сподвижником, веруя в Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), даже если в его жизни имело место вероотступничество».

Хафиз Абдур-Рауф аль-Мунави (952 – 1031 гг. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в  труде «Аль-Йавакиту ва ад-Дурар»:

ولا يلزم أن يكون مؤمناً حال ملاقاته للصحابي، بل لو كان كافراً ثم أسلم بعد موت الصحابي، وروى عنه سميناه تابعياً وقبلناه

«Необязательно, чтобы во время встречи со сподвижником он был верующим – даже если он был неверующим, а после смерти сподвижника он принял Ислам, от него передают, и мы называем его табиином».

 

Достоинства табиинов

От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يأتي على الناس زمان فيغزو فئام من الناس، فيقولون: هل فيكم من صاحب رسول الله – صلى الله عليه وسلم – فيقولون: نعم، فيفتح لهم، ثم يأتي على الناس زمان، فيغزو فئام من الناس، يقال: هل فيكم من صاحب أصحاب رسول الله – صلى الله عليه وسلم -؟ يقولون: نعم فيفتح لهم ، ثم يأتي يقولون: نعم فيفتح لهم

«Наступят времена, когда группа людей будет сражаться, и спросят у них: “Есть ли среди вас сподвижники Посланника Аллаха?”. Они ответят: “Да”, и тогда будет дарована им победа.

Затем вновь наступит время, когда группа людей будет сражаться, и спросят у них: “Есть ли среди вас сподвижники сподвижников Посланника Аллаха?”. Они ответят: “Да”, и тогда будет дарована им победа.

Затем придёт время, когда группа людей будет сражаться, и спросят у них: “Есть ли среди вас последователи сподвижников сподвижников Посланника Аллаха?”. Они ответят: “Да”, и будет дарована им победа». (аль-Бухари)

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا تمَسُّ النارُ مسلماً رآني، أو رأى من رآني

«Огонь не коснётся мусульманина, который видел меня или того, кто видел меня». (ат-Тирмизи)

Шейх Абуль-‘Аля аль-Мубаракфири (ум. 1353 г. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Тухфат уль-Ахвази» (10/361):

أن ظاهر الحديث تخصيص الصحابة والتابعين بهذه البشارة

«Внешне хадис обособляет сподвижников и табиинов этой радостной вестью».

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

خير القرونِ قرني ثمّ الذين يلونهم , ثمّ الذين يلونهم

«Лучшее поколение – это моё (поколение), затем – следующее за ним, и затем – следующее». (аль-Бухари).

Имам аль-Хаким (321 – 405 гг. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Ма’рифат уль-улюм аль-Хадис» (стр. 41-42):

فخير الناس قرناً بعد الصحابة من شافه أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم وحفظ عنهم الدين والسنن

«Лучшее поколение после сподвижников – это те, кто вёл беседу со сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сохранив и передав от них религию и сунну».

 

Табиины: малые и большие

Имам Абдуллах Сираджуддин (ум. в 1422 г. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Шарх уль-Манзумат уль-Байкуния» (стр. 69-70):

فصغار التابعين: هم الذين يروون أكثر أحاديثهم عن التابعين و قلت روايتهم عن الصحابة، كأبي حازم سلمة بن دينار، و يحيى بن سعيد الأنصاري.  و أما كبار التابعين فهم الذين يروون أكثر أحاديثهم عن الصحابة و قلت ووايتهم عن التابعين، كسعيد بن المسيب، و قيس بن أبي حازم و عبيد الله بن عديّ بن الخيار و نحوهم

«Малые табиины – это те, кто передаёт большинство своих хадисов от табиинов, и лишь незначительное количество хадисов – от сподвижников, как Абу Хазим Сальма ибн Динар и Яхья ибн Саид аль-Ансари.

Что касается больших табиинов, то это те, кто передавал большинство хадисов от сподвижников и лишь в незначительном количестве – от табиинов; это Саид ибн аль-Мусайиб, Кайс ибн Абу Хазим, Убейдуллах ибн аль-Хыяр и др» .

 

Мухадрамуна

Слово المخضرم «мухадрам» служит для обозначения любого человека, который застал период джахилии, являлся современником Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но не видел его и принял Ислам.

Имам Ибн ас-Салях (577 – 643 гг. х), да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Мукаддима фи улюм иль-хадис» (стр. 310):

وذكرهم مسلم فبلغ بهم عشرين نفسا، منهم: أبو عمرو الشيباني، وسويد بن غفلة الكندي، وعمرو بن ميمون الأودي، وعبد خير بن يزيد الخيواني، وأبو عثمان النهدي، وعبد الرحمن بن مل، وأبو الحلال العتكي ربيعة بن زرارة. وممن لم يذكره مسلم: منهم أبو مسلم الخولاني عبد الله بن ثوب، والأحنف بن قيس، والله أعلم

«Имам Муслим насчитал около двадцати таких людей, среди них Абу Амр аш-Шайбани, Сувайд бин Гафля аль-Кинди, Амр бин Маймун аль-Авди, Абдухайр бин Язид аль-Хайвани, Абу Усман ан-Нахди, АбдурРахман бин Мулли, Абу ль-Халяла аль-Атаки и Рабиа бин Зурара.

Среди тех, кого не упомянул имам Муслим, Абу Муслим аль-Хавляни, Абдулла бин Суваб и аль-Ахнаф ибн аль-Кайс. А Аллах знает лучше».

 

Семь факихов

Наиболее выдающимися табиинами и крупными учёными являются семеро факихов, они упоминаются в этом байте (стихе):

إذا قيل من في العلم سبعة أبحر * * * روايتهم عن العلم ليست خارجة

فقل هم عبيدالله عروة قاسـم * * * سعيد أبو بكر سليمان خـارجة

1. Саид ибн аль-Мусайиб (ум. в 94 г. х.),
2. Урва бин аз-Зубайр (ум. в 94 г. х.),
3. Абу Бакр бин АбдурРахман бин аль-Хариса аль-Махзуми (ум. в 94 г. х.),
4. Убайдулла бин Абдуллах бин Мас’уд (ум. в 98 г. х.),
 5. Хариджа бин Зайд бин Сабит (ум. в 99 г. х.),
6. Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сыддик (ум. в 107 г. х.),
7. Суляйман бин Йасар (ум. в 107 г. х.).

Некоторые учёные назвали 94 год по хиджре Годом факихов по той причине, что в этот год умерло много факихов, среди них был и Али Зайнуль-Абидин бин аль-Хусейн бин Аби ибн Абу Талиб – правнук Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Наиболее достойный из числа табиинов

Имам Ибн ас-Салях (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Мукаддима фи улюм иль-хадис» (стр. 305-306):

وأعجبني ما وجدته عن الشيخ أبي عبد الله بن خفيف الزاهد الشيرازي في كتاب له، قال: “اختلف الناس في أفضل التابعين: فأهل المدينة يقولون: سعيد بن المسيب، وأهل الكوفة يقولون: أويس القرني، وأهل البصرة يقولون : الحسن البصري

«Меня удивило то, что я нашёл в книге “Ихталяф ан-Нас фи афдали ат-Табиин” шейха Абу Абдуллаха бин Хафиф аш-Ширази:

– жители Медины говорят, что достойнейшим из табиинов является Саид бин аль-Мусайиб,

– жители Куфы говорят, что это Увайс аль-Карани,

– жители Басры говорят, что это Хасан аль-Басри».

Хафиз аль-Ираки (725 – 808 гг. х), да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Шарх ат-Табсыра ва ат-Тазкира» (2/123):

الصحيح بل الصواب ما ذهب إليه اهل الكوفة لما روى مسلم في صحيحه عن عمر بن الخطاب قال سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول إن خير التابعين رجل يقال له أويس الحديث قال فهذا قاطع للنزاع

«Достоверным и правильным мнением считается то, которому последовали жители Куфы, так как имам Муслим в сборнике “Сахих” приводит со слов Умара ибн аль-Хаттаба хадис о том, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Поистине, самый лучший из табиинов – человек по имени Увайс”. И этот хадис разрешает все разногласия».

Хафиз аль-Булькини (724 – 805 гг. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в труде «Махасин уль-Истилях» (стр. 517):

الأحسن أن يقال: الأفضل من حيث الزهد والورع أويس. ومن حيث حفظ الخبر والأثر سعيد

«Лучше сказать: наиболее достойным с точки зрения аскетизма и богобоязненности считается Увайс аль-Карани, а в запоминании хадисов и преданий (асар) – Саид бин аль-Мусайиб».


Наиболее достойная из числа табиинов

Имам Ибн ас-Салях, да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Мукаддима фи улюм иль-хадис» (стр. 306):

بلغنا عن ‏أبي بكر بن أبي داود قال :  سيدتا التابعين من النساء : حفصة بنت سيرين ، وعمرة بنت عبد الرحمن . ‏ وثالثهما – وليست كهما – أم الدرداء

«До нас дошли слова Абу Бакра бин Абу Дауда: “Двумя лучшими женщинами из числа табиинов считаются Хафса бинту Сирин и Амра бинту Абдуррахман, а за ними следует Умм ад-Дарда[1]”».

 

Кто из табиинов умер первым и последним?

Хафиз аль-Булькини, да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Махасин уль-Истилях» (стр. 519):

أول التابعين موتا ابو زيد معمر بن زيد قتل بخراسان وقيل: بأذربيجان سنة ثلاثين وآخرهم موتا خلف بن خليفة سنة ثمانين ومائة

«Первым умершим табиином считается Абу Зайд Маамар бин Зайд, он был убит в Хорасане, некоторые сказали, что в Азербайджане в 30 году по хиджре, а последним умершим табиином считается Халяф бин Халифа – он умер в 180 году по хиджре»

 

 

[1] Имеется в виду Умм ад-Дарда ас-Сугра, которую звали Худжайма или Джухайма и мужем которой был Абу ад-Дарда. Что же касается Умм ад-Дарда аль-Кубра, то её муж также был известен по этой кунье, но эту женщину звали Хайра, и она относилась к числа сподвижниц.

Похожие материалы