На днях мне написали о суфиях, нападающих на калям. Таков мир, в котором мы живем. Множество вещей станут ясными, если задаться вопросом: что есть суфизм? Что есть калям? Одинаково ли мы понимаем эти слова? Можем ли мы предположить, что, когда ученый прошлого критиковал калям, он понимал под этим словом то, что мы понимаем сегодня? (Предполагая, что люди сегодня даже перестали думать над тем, что это означает — так что это большое допущение). Разумно ли предположить, что он (ученый прошлого) подразумевал, что изучение доказательств Ислама, которые относятся к определенному виду знания, является новшеством (бид’а) и источником беспорядка — и тому подобное? Я так не думаю.
Для меня тасаввуф — это жить и думать в соответствии с верой в то, что есть только Один Создатель, Который не подобен созданиям, и повиноваться Ему, и полагаться только на Него, и любить Его более, чем все остальное. Это значит устремить к этому все ваши мысли и действия. Все это поглощается верой в Аллаха. Разве это имеется в виду, когда некоторые ученые критикуют суфизм? Я не так думаю.
Так или иначе, мой короткий ответ был следующим:
Калям без суфизма лишен сердца.
Суфизм без каляма лишен разума.
И нет, я не считаю, что суфии должны читать «Санусиййя Кубра», или «Арбаин» ар-Рази, или «Мавакиф» аль-Иджи. Им необходимо знать то, что необходимо и достаточно для ситуации, в которой они находятся, и для тех вещей, с которыми они сталкиваются извне и внутри себя. Калям нужен лишь для защиты веры. Вашей собственной веры. А для тех, кто способен к этому и обучен этому, — и веры других мусульман. Как только эта цель будет достигнута, калям больше не нужен, более того, он даже может быть вреден. Зачем поднимать вопросы, о которых вы даже не задумались бы? В этом заключалась критика ас-Санусси и других по отношению к ар-Рази, да будет доволен им Аллах. Как говорил имам Малик, «мы можем всё подвергнуть критике, и мы все подвергаемся критике, кроме человека в этой могиле», — то есть только Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в его могиле не подвергается критике. Нужно приступать к действиям, как только мы будем знать достаточно о религии и ее доказательствах, которые удовлетворяют нас и защищают нас от худшего из бедствий — заблуждения в религии.