Важность упования на Аллаха

В наше время многие опираются на материализм, и мало кто уповает на Аллаха. Некоторые люди, подвергаясь болезням, нищете и другим испытаниям, сразу обращаются к людям, чтобы те помогли им; но если бы они обратились ко Всевышнему Аллаху, то нашли бы, что он Щедр и Милосерден к Своим рабам.

Упование (таваккуль) на Всевышнего Аллаха – особенность верующих, так как Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Верующими являются только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, те, кто уповает на своего Господа». (сура Аль-Анфаль, аят 2)

Всевышний также сказал:

وَالَّذِينَ هَاجَرُوا فِي اللَّهِ مِنْ بَعْدِ مَا ظُلِمُوا لَنُبَوِّئَنَّهُمْ فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَلَأَجْرُ الْآخِرَةِ أَكْبَرُ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ * الَّذِينَ صَبَرُوا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Тех, которые переселились ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение в последней жизни будет ещё больше. Если бы они только знали! Это – те, которые проявляют терпение и уповают только на своего Господа». (сура Ан-Нахль, аят 41-42)

Они уповают на Господа Единого, у которого нет сотоварища. Всевышний Аллах сообщает нам, что шайтан не властен над теми верующими, которые уповают на своего Господа:

إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُوا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа». (сура Ан-Нахль, аят 99)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъясняет нам суть упования (таваккуль) на Всевышнего Аллаха.

Сообщается со слов Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لو أنكم توكلتم على الله حق توكله لرزقكم كما يرزق الطير، تغدو خماصا وتروح بطانا

«Если бы вы уповали на Аллаха надлежащим образом, то Он наделял бы вас уделом так же, как наделяет птиц, которые улетают голодными, а возвращаются сытыми». (ат-Тирмизи)

Есть люди из уммы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которые войдут в Рай без отчёта и мучений. 

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

فنظرتُ فإذا سواد عظيم، فقيل لي انظر إلى الأفق الآخر، فإذا سوادٌ عظيم، فقيل: لي هذه أمتك ومعهم سبعون ألفاً يدخلون الجنة بغير حساب ولا عذاب، ثم نهض فدخل منزله، فخاض الناس في أولئك الذين يدخلون الجنة بغير حساب ولا عذاب، فقال بعضهم: فلعلهم الذين صحبوا رسول الله -صلى الله عليه وسلم-، وقال بعضهم: فلعلهم الذين وُلدوا في الإسلام فلم يشركوا بالله، وذكروا أشياء، فخرج عليهم رسول الله -صلى الله عليه وسلم- فقال: ما الذي تخوضون فيه؟ فأخبروه فقال: هم الذي لا يسترقون ولا يتطيرون وعلى ربهم يتوكّلون

«Я посмотрел, и оказалось, что там находится много людей, после чего мне было сказано: “(А теперь) посмотри в другую сторону”, и там тоже было много людей. Потом мне сказали: “Это – твоя община, и среди них находится семьдесят тысяч (человек), которые войдут в Рай без расчёта и мучений”».

После этого Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) поднялся и вошёл в свой дом, а люди стали говорить о тех, кто войдёт в Рай без расчёта и мучений. Один из них сказал: «Может быть, это те люди, которые были сподвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Другой сказал: «Может быть, ими окажутся (люди), рождённые в Исламе и не поклонявшиеся никому, кроме Аллаха», и они высказывали разные другие предположения, а [через некоторое время] к ним вышел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Он спросил: «О чём вы говорите?». И они рассказали ему, [о чём шла речь]. Тогда он сказал: «Это – те, которые сами не произносят заговоров и не обращаются за этим к другим, не верят в дурные предзнаменования, судя по полёту птиц, и уповают на своего Господа». (аль-Бухари)

Что означает упование (таваккуль)?

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Джами аль-Улюм ва ль-Хикам» (стр. 409):

التوكل هو: صدق اعتماد القلب على الله عز وجل في استجلاب المصالح، ودفع المضار من أمور الدنيا والآخرة، وكِلَةُ الأمور كلها إليه

«Таваккуль – это искреннее упование сердцем на Аллаха в получении пользы и устранении вреда как в мирских делах, так и в вечной жизни, во всём полагаясь на Него».

Имам аль-Джурджани (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Ат-Тарифат» (стр. 74):

التوكل هو الثقة بما عند الله، واليأس عما في أيدي الناس

«Таваккуль — это упование на Аллаха без чаяния на то, что в руках людей».

Некоторые люди ошибочно полагают, что таваккуль – это упование на Всевышнего Аллаха без совершения как-либо действий для достижения определённых целей.

В сборнике «Сунан» имама ат-Тирмизи приводится хадис, о том, что аль-Мугъира ибн Абу Къурра ас-Садусий сказал:

سمعت أنس بن مالك يقول قال رجل يا رسول الله أعقلها وأتوكل أو أطلقها وأتوكل قال اعقلها وتوكل

«Я слышал, как Анас ибн Малик говорил: «Однажды человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “О Посланник Аллаха, мне привязать верблюда и уповать на Аллаха, или же отвязать и уповать?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Привяжи и уповай!”».

Прошу Всевышнего Аллаха сделать нас уповающими, поистине, Он Слышащий и Отвечающий на мольбы.

Похожие материалы