Всевышний Аллах сделал ценности истины и справедливости мерилом, находящимся в руках богобоязненных ученых и праведных имамов, которым Он доверил Свою религию. Важной обязанностью ученых является распространение истины и приведение людей к ним: они должны призывать людей к их соблюдению, ставя их превыше всего.
Имам Фахруддин ар-Рази пишет в своем тафсире:
فَإِنَّ اللَّهَ تَعَالَى وَصَفَ الْعُلَمَاءَ فِي كِتَابِهِ بِخَمْسِ مَنَاقِبَ، أَحَدُهَا: الْإِيمَانُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ [آلِ عِمْرَانَ: ٧] وَثَانِيهَا: التَّوْحِيدُ والشهادة شَهِدَ اللَّهُ إلى قوله: وَأُولُوا الْعِلْمِ [آلِ عِمْرَانَ: ١٨] وَثَالِثُهَا: الْبُكَاءُ وَيَخِرُّونَ لِلْأَذْقانِ يَبْكُونَ [الْإِسْرَاءِ: ١٠٩] . وَرَابِعُهَا: الْخُشُوعُ إِنَّ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ مِنْ قَبْلِهِ [الْإِسْرَاءِ: ١٠٧] الْآيَةَ. وَخَامِسُهَا: الْخَشْيَةُ إِنَّما يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبادِهِ الْعُلَماء
«Всевышний Аллах описал ученых в Своей Книге пятью достоинствами. Первое из них — это вера: “А обладатели крепких знаний говорят: “Мы уверовали в него””[1]. Второе — это Единобожие и свидетельство: “Аллах свидетельствует”, и до слов: “И обладатели знания”[2]. Третье — это плач: “Они падают, касаясь земли подбородком и рыдая”[3]. Четвертое — это смирение: “Поистине, когда его читают тем, кому прежде было дано знание”[4]. Пятое — это страх: “Боятся Аллаха из Его рабов только обладатели знания”[5] »[6].
Усилия тех, кто не является ученым, но следует за учеными, будут подобны усилиям ученых, а его страх будет порожден страхом ученых.
Имам ибн Абу Зейд аль-Кайравани (да смилуется над ним Аллах) говорил:
والعلم دليل على الخيرات وقائد إليها، وأقرب العلماء إلى الله أولاهم به وأكثرهم له خشية وفيما عنده رغبة
«Знание — это знак благих деяний и путеводитель к ним. И самые близкие к Аллаху ученые — это те, кто наиболее преданы Ему; те, кто больше всего боится Его, а также те, кто стремится к тому, что у Него»[7].
Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал:
العالم من خشي الرحمن بالغيب، ورغب فيما رغب الله فيه، وزهد فيما سخط الله فيه، ثم تلا الحسن ﴿إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ﴾
«Ученый — это тот, кто боится Милостивого (Аллаха) в тайне; стремится к тому, к чему призвал Аллах, а также отказывается от того, что может разгневать Аллаха». Затем он прочитал аят: «Боятся Аллаха из Его рабов только обладатели знания. Поистине, Аллах — Могущественный, Прощающий»[8], [9].
От ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передается:
كفى بخشية الله تعالى علما وبالاغترار جهلا
«Достаточно для человека знания боязни Аллаха, а достаточно для самообольщения невежество»[10].
Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) сказал:
إن العلم ليس بكثرة الرواية، وإنما العلم نور يجعله الله في القلب
«Знание — это не количество переданных хадисов, а свет, который Аллах помещает в сердце»[11].
Разница между учеными, которые стремятся к мирскому, и учеными, которые стремятся к будущей жизни, заключается в искренности сердца перед Аллахом и стремлении угодить Ему. Внимание ученого, который боится Аллаха, всегда сосредоточено на будущей жизни, в том, что он делает, и что оставляет из деяний. Все его дела направлены исключительно на достижение довольства Всевышнего Аллаха.
Страшное предостережение и угроза адресованы тому, кто стремится к знаниям ради мирской жизни, ради похвалы и славы, желая признания, материальных выгод и почестей. В достоверном хадисе говорится о людях, над которыми будет совершаться суд в День Воскрешения, и среди них упоминается ученый, который желал славы для себя:
ورجل تعلم العلم وعلمه وقرأ القرآن فأتي به فعرفه نعمه فعرفها قال: فما عملت فيها ؟ قال: تعلمت العلم وعلمته وقرأت فيك القرآن . قال: كذبت ! ولكنك تعلمت ليقال عالم وقرأت القرآن ليقال هو قارىء فقد قيل ثم أمر به فسحب على وجهه حتى ألقي في النار
«Затем суд (свершится над) человеком, который получил и распространял знания, а также выучил Коран. Его приведут и напомнят о милостях Аллаха, и он признает их. Аллах спросит: “И как ты поступил с этими благами?” Он ответит: “Я получил знания и обучал других, а также читал Коран ради Тебя ”. Аллах скажет: “Ты солгал, ведь ты обучался для того, чтобы люди называли тебя ученым. Ты выучил Коран, чтобы люди называли тебя чтецом, и это действительно было сказано о тебе”. Затем будет отдан приказ, и его повлекут вниз лицом и бросят в Ад»[12].
Имам ибн Джаузи аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) пишет:
تأملت التحاسد بين العلماء، فرأيت منشأه من حب الدنيا، فإن علماء الآخرة يتوادون ولا يتحاسبون، كما قال عز وجل: ولا يجدون في صدورهم حاجة مما أوتوا. وقال الله تعالى: والذين جاؤوا من بعدهم يقولون ربنا اغفر لنا ولإخواننا الذين سبقونا بالإيمان ولا تجعل في قلوبنا غلا للذين آمنوا. وقد كان أبو الدرداء: يدعو كل ليلة من إخوانه. وقال الإمام أحمد بن حنبل لولد الشافعي: أبوك من الستة الذين أدعو لهم كل ليلة وقت السحر. والأمر الفارق بين الفئتين: أن علماء الدنيا ينظرون إلى الرياسة فيها، ويحبون كثرة الجمع والثناء. وعلماء الآخرة، بمعزل من إيثار ذلك، وقد كانوا يتخوفونه، ويرحمون من بلي به.
«Я размышлял о зависти среди ученых и пришел к выводу, что ее источником является любовь к этому миру. Поистине, ученые, стремящиеся к будущей жизни (ахирату), любят друг друга и не завидуют, как сказал Всевышний Аллах: “И не чувствуют зависти к тому, что дано им (мухаджирам)”[13].
Всевышний Аллах также сказал: “А те (верующие), что придут после них (поколения сподвижников), будут говорить: “Господи! Прости нас и наших братьев, уверовавших до нас! Пусть не будет в наших сердцах ненависти и зависти к верующим””[14].
Абу ад-Дарда каждую ночь делал дуа за своих братьев. Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал сыну имама аш-Шафии: “Твой отец — один из тех шестерых, за кого я делаю дуа каждую ночь перед рассветом”.
Основное различие между двумя категориями ученых заключается в том, что ученые этого мира (дуньи) стремятся к власти и любви людей, к множеству собраний и похвал, в то время как ученые будущей жизни (ахирата) далеки от этих желаний. Напротив, они боялись их и чувствовали жалость к тем, кто страдал от таких стремлений»[15].
Ученые, в первую очередь, должны быть примером скромности и духовности; если они поддаются искушениям материального мира, то их нравственная сила ослабляется. Испорченность правителей исходит от испорченности ученых.
Худжат аль-Ислам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пишет:
ففساد الرعايا بفساد الملوك وفساد الملوك بفساد العلماء وفساد العلماء باستيلاء حب المال والجاه ومن استولى عليه حب الدنيا لم يقدر على الحسبة على الأراذل فكيف على الملوك والأكابر
«Подданные портятся из-за испорченности правителей, а правители портятся из-за испорченности ученых. Последние портятся из-за любви к деньгам и высокому положению. Тот, кем овладела любовь к мирской жизни, не способен отчитать подлецов, и как он собирается отчитывать правителей и тех, кто выше него?!»[16]
Улучшение общества невозможно без духовной чистоты как ученых, так и правителей. Если эти две группы испорчены, то весь народ будет страдать от их упадка.
[1] Коран, 3:7.
[2] Коран, 3:18.
[3] Коран, 17:109.
[4] Коран, 17:107.
[5] Коран, 35:28.
[6] «Мафатих аль-гайб» (400/2).
[7] «Ат-Тахрир ва ат-танвир» ибн Ашура (304/23).
[8] Коран, 35:28.
[9] См. «Тафсир» ибн Касира (308/6).
[10] См. «Тафсир» аль-Куртуби (307/14).
[11] См. «Аль-Джами ли ахляк ар-рави ва адаб ас-сами» Хатыба аль-Багдади (174/2).
[12] Муслим.
[13] Коран, 59:9.
[14] Коран, 59:10.
[15] «Сайд аль-хатыр», стр. 70.
[16] «Ихья улюм ад-дин» (357/2).