Увайс аль-Карани

Абу Амр Увайс ибн Амир аль-Карани аль-Муради аль-Йамани (أويس القرني) – великий аскет, господин табиинов, пример для подражания.

Каран – это ответвление от племени Мурад.

Он посещал Медину, видел Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) и немного передавал от него и от Али.

От него самого же передаёт некоторые истории и высказывания Абдурахман ибн Абу Лейла, Йусейр ибн Амр и некоторые другие. Никаких хадисов через него не передаётся.

Он был из числа любимцев (аулия) Аллаха.

عَنْ أُسَيْرِ بْنِ جَابِرٍ ، أَنَّ أَهْلَ الْكُوفَةِ وَفَدُوا إِلَى عُمَرَ وَفِيهِمْ رَجُلٌ مِمَّنْ كَانَ يَسْخَرُ بِأُوَيْسٍ، فَقَالَ عُمَرُ : هَلْ هَاهُنَا أَحَدٌ مِنَ الْقَرَنِيِّينَ ؟ فَجَاءَ ذَلِكَ الرَّجُلُ، فَقَالَ عُمَرُ : إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ قَالَ : ” إِنَّ رَجُلًا يَأْتِيكُمْ مِنَ الْيَمَنِ، يُقَالُ لَهُ : أُوَيْسٌ، لَا يَدَعُ بِالْيَمَنِ غَيْرَ أُمٍّ لَهُ، قَدْ كَانَ بِهِ بَيَاضٌ، فَدَعَا اللَّهَ فَأَذْهَبَهُ عَنْهُ، إِلَّا مَوْضِعَ الدِّينَارِ أَوِ الدِّرْهَمِ، فَمَنْ لَقِيَهُ مِنْكُمْ فَلْيَسْتَغْفِرْ لَكُمْ

От Усейра ибн Джабира передаётся, что группа куфийцев направилась к Умару, и среди них был человек., подшучивавший над Увайсом. И Умар спросил: «Есть ли среди вас кто-нибудь из племени Каран?» И этот человек пришёл, и Умар сказал: «Поистине, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “К вам придёт человека из Йемена, которого будут звать Увайс, и он остался в Йемене только из-за своей матери. На его коже проступила болезнь, он попросил Аллаха излечить его от неё, и она ушла, кроме одного участка размером с динар или дирхам. И если кто-нибудь из вас увидит его, попросите его, чтобы он сделал дуа о прощении для нас”».[1]

عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ ، قَالَ : إِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ : ” إِنَّ خَيْرَ التَّابِعِينَ رَجُلٌ يُقَالُ لَهُ : أُوَيْسٌ، وَلَهُ وَالِدَةٌ، وَكَانَ بِهِ بَيَاضٌ، فَمُرُوهُ فَلْيَسْتَغْفِرْ لَكُمْ “.

От Умара ибн аль-Хаттаба передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Лучший табиин – это человек, которого зовут Увайс, и у которого была мать (удерживавшая его от приезда в Медину), он болел кожной болезнью. Просите его, чтобы он делал за вас дуа о прощении”».[2]

И когда Умар (да будет доволен им Аллах) встретил его, то попросил его совершить дуа о прощении его грехов.

По возрасту Увайс аль-Карани мог застать живым Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ещё в Медине, но он был занят уходом за своей матерью и из-за этого не выезжал в путь.

Аш-Ша’би передаёт, что некий человек приходил мимо Увайса аль-Карани и спросил:

«Как ты проснулся?»

Он ответил: «Я проснулся восхваляющим Аллаха».

Затем тот спросил его: «Как проходит твоё время?»

Увайс ответил: «Как может проходить время человека, который утром не ждёт, что доживёт до вечера, а вечером не ждёт, что доживёт до утра, и которого ожидает либо Рай, либо Ад? Брат мой, поминание смерти не оставляет верующему места для радости, осознание обязанностей в отношении Аллаха не оставляет ему ни золота, ни серебра, а выполнение повелений Аллаха не оставило ему друзей».

Существует очень мало достоверного из того, что передаётся от него.

Некоторые имамы, например, Малик, вообще сомневались в существовании этой личности, но учитывая наличие достоверных хадисов о нём в «Сахихе» Муслима, нельзя сомневаться в том, что он был.

Существуют разные версии относительно того, где он умер: некоторые передают, что он умер, сражаясь на землях Азербайджана, а некоторые говорят, что он пал во время битвы при Сиффине.

(На основе книги «Сияр а’лям ан-нубаля» имама аз-Захаби).

 

[1] «Сахих», Муслим, № 2542.

[2] Там же.

Похожие материалы