В помощь изучающему акыду. Сыфаты Аллаха и их таʼалюкат

Введение

Одной из самых сложных тем при изучении акыды ахлю-с-сунна валь-джамаʼа является тема таʼаллюкат атрибутов (сыфатов) Всевышнего Аллаха. При этом тема является одной из самых важных, поскольку многие аспекты атрибутов Аллаха, а также влияние Всевышнего на вселенную – сотворение ее, поддержание ее существования и уничтожение – непонятны без постижения темы таʼаллюкат сыфатов.

Мы решили подготовить краткий материал по этой теме, предназначенный для тех, кто уже изучил основы акыды, пройдя такие матны, как «Тахавийя», «Насафийя», «Бадъ аль-амали» или аналогичные им, но не изучал тему таʼаллюкат, либо для тех, кто изучал, но нуждается в повторении или закреплении этой темы.

При изучении акыды мы сталкиваемся с вопросами: как соотносится Господь со Своими творениями, каким образом Он влияет на вселенную, как описать этот переход от вечного (сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов) к сотворенному (действиям Аллаха)?

Для описания этого вопроса ученые по акыде ахлю-с-сунна ввели понятие «таʼаллюк».

Определение таʼаллюка

Слово «таʼаллюк» в арабском языке – это масдар от глагола «تَعَلَّقَ», который образован от  «عَلِقَ» – глагола со значением «прицепляться, привязываться, висеть». Словом «таʼаллюк» обозначают связь между вещами, явлениями, понятиями.

Таʼаллюк же как термин в науке калям обычно определяется таким образом:

طَلَبُ الصِّفَةِ أَمْرًا زَائِدًا عَلَى قِيَامِهَا بِمَحَلِّهَا

«Предполагание у атрибута чего-то помимо описания им сущности».

Что это значит? Для начала вспомним, что такое атрибут сам по себе. Это качество, которым описана та или иная сущность. Например, мы говорим про стену, что она белая. Белый цвет – это качество, которым описан предмет (стена). Предполагает ли наш разум какую-то иную связь, кроме связи белого цвета со стеной, чтобы она была описана атрибутом «белый»? Нет, не предполагает.

Приведем другой пример. Атрибут «знание» у человека. Предполагает ли наш разум какую-то иную связь, кроме связи знания с человеком, чтобы он был описан атрибутом «знающий»? Да, предполагает, а именно наличие «познанного» – сведений, которыми обладает человек. Без этой третьей стороны описание человека знанием не будет полноценным с точки зрения разума. То же самое – зрение человека предполагает существование вещей, которые человек видит, речь – наличие звуков и смыслов, которые передаются посредством речи и т.п.

Таким образом, некоторые атрибуты остаются условно «непереходными», например, жизнь, цвет, размер, описывая сущность и не предполагая связи с чем бы то ни было помимо сущности. Другие атрибуты предполагают наличие чего-то другого, а не просто присутствуют в сущности, например, знание, сила, речь, зрение и слух.

То же мы можем сказать и в отношении атрибутов (сыфатов) Всевышнего Аллаха. Мы знаем, что Аллах творит атрибутом аль-Кудра (могущество), атрибутом аль-Ирада (воля) выбирает для творений определенные характеристики из многих, допустимых для этого творения. Знание (аль-ʼИльм) Аллаха предполагает наличие познаваемого им, Его сыфат аль-Басар (видение) предполагает наличие видимого им, ас-Самʼ (слух) – наличие видимого, а аль-Калям (речь) – наличие смыслов, на которые речь указывает.

Вот это предполагание чего-то иного для атрибута и называют словом «таʼаллюк». Таʼаллюкат (мн. ч. от «таʼаллюк) есть только у сыфатов маʼани, и то не у всех, о чем мы скажем дальше.

Что такое таʼаллюк на самом деле?

На этот вопрос мы не можем дать однозначного ответа, поскольку у нас достаточной информации об этом из первоисточников Шариата. Мы можем опираться только на те предположения, которые делали ученые.

Так, имамы аль-Ашари и ас-Сануси считали, что таʼаллюк неотъемлемо присущ (нафси) атрибуту, не выделяя таʼаллюк как нечто отдельное от атрибута. Имамы ар-Рази и ат-Тафтазани же полагали, что таʼаллюкат – это отношение (нисба) между сыфатом и творениями. И если таʼаллюк – это отношение, то значит, что это абстрактное понятие (амрун иʼтибари), не существующее в реальности.

Если бы таʼаллюк существовал объективно в реальности, это означало бы, что действия Аллаха нуждались бы в чем-то еще существующем, а это явный недостаток.[1] Как будто бы таʼаллюк выступает в роли посредника, помощника, либо инструмента для атрибутов Аллаха. А это абсурд.

Первое понимание (таʼаллюк – нафси, неотъемлемо присущ атрибуту) предполагает, чтобы таʼаллюк был только извечным (кадим), поскольку все атрибуты Всевышнего Аллаха извечные.

Вторая позиция допускает, что таʼаллюкат могут быть как извечными (кадим), так и возникшими, имеющими начало (хадис). Подробнее о видах таʼаллюкат будем говорить дальше, иншааЛлах.

Виды таʼаллюкат

Таʼаллюкат ученые делят на два вида:

  1. сулюхи (иногда можно встретить «саляхи») – потенциальный;
  2. танджизи – воплощенный, реализованный, актуализированный.

Таʼаллюк сулюхи – это потенциальная нереализовавшаяся связь между атрибутом и тем, с чем он связан.

Таʼаллюк танджизи – это воплощение в реальности данной связи.

Таʼаллюк сулюхи всегда предвечный. Если бы он был возникшим, то получалось бы, что в атрибутах Аллаха были возникшие, имеющие начало явления, а это абсурд.

Таʼаллюк танджизи же может быть извечным, а может быть сотворенным – это зависит от сыфата, о котором идет речь. Если таʼаллюк танджзи – влияние Всевышнего на творения (сотворение, выбор и т.д.), то тогда этот таʼаллюк имеет начало (хадис), а иначе получалось бы, что и творения вечные, а это явный абсурд. Однако если таʼаллюк связан с Самим Аллахом, как таʼаллюк танджизи сыфата знание (аль-ʼИльм), то он вечный (кадим).

Это была вводная часть. Теперь перейдем неспосредственно к рассмотрению таʼаллюкат отдельных сыфатов Всевышнего Аллаха.

Здесь нужно сделать примечание. Поскольку в акыде нет таклида, и тема таʼаллюкат базируется на рациональных положениях, то в отношении таʼаллюкат отдельных сыфатов у ученых могут быть разные мнения. Эти расхождения достаточно подробно разбирает шейх Ахмад ас-Сиджильмаси аль-Магриби в «Рисаля фи таʼаллюкат сыфатиЛлях».

Таʼаллюкат сыфатов

Сыфаты маʼани делятся на два вида:

  1. Сыфаты, у которых нет таʼаллюка. И это сыфат аль-Хаят (жизнь). У него нет таʼаллюка, потому что атрибут жизнь не переходный, то есть не предполагает ничего, помимо описания ею сущности. Сущность становится живой только от одного описания этой сущности жизнью. Ничего, кроме этого, разум не требует для того, чтобы сущность являлась живой.
  2. Сыфаты, у которых есть таʼаллюкат. И это остальные сыфаты маʼани: знание, воля, могущество, слух, видение, речь.

 

  1. Аль-Кудра.

Аль-Кудра – могущество Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах творит могуществом и уничтожает все, существование чего рационально допустимо (мумкин/джаиз), в соответствии со Своей волей. Могущество не распространяется на рационально обязательное (ваджиб) и на рационально невозможное (мустахиль).

У сыфата аль-Кудра два таʼаллюка:

А) сулюхи кадим (вечный);

Б) танджизи хадис (имеющий начало).

Сулюхи кадим означает, что Всевышний Аллах всегда был и остается Творцом, потенциально способным создавать и уничтожать творения.

Об этом, как считают комментаторы, и писал имам Абу Джаʼфар ат-Тахави в своей «Акыде»:

«Он был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он господствовал, и был Творцом, даже когда еще не было творений <…> Это потому, что Он – Всемогущий». Иными словами, Всевышний Аллах и до создания мира был Творцом потенциально, и это таʼаллюк сулюхи кадим атрибута аль-Кудра.

Таʼаллюк танджизи хадис – это воплощение действия Всевышнего Аллаха – сотворение или уничтожение. Таʼаалюк аль-Кудра называют «таъсир» (влияние).

  1. Аль-Ирада.

Вечная воля Всевышнего Аллаха, которой Он выбирает для творений различные характеристики из возможных для них: существование или несуществование, определенное время, определенное место, конкретные размеры, направления (относительно других творений), конкретные качества.

Ученые приводят три мнения относительно количества таʼаллюкат воли Аллаха:

  • один таʼаллюк;
  • два таʼаллюка;
  • три таʼаллюка.

Вторая и третья позиция тоже имеет ряд расхождений внутри. Подробно об этом – в «Рисале» шейха а-Сиджильмаси.

Самым простым нам представляется мнение шейха Саида Фуды[2], согласно которому у воли Аллаха один таʼаллюк – танджизи кадим. Это значит, что уже в предвечности Всевышний выбрал для всех творений все характеристики из ряда возможных, и его воля реализовалась, и стала неизменна. Далее уже таʼаллюк танджизи хадис сыфата аль-Кудра переводит творения из небытия в бытие в соответствии с предвечной реализованной волей Аллаха.

Таʼаллюк аль-Ирада называют «тахсыс» (выбор, предпочтение одного другому).

  1. Аль-ʼИльм.

Это вечное, неизменное и абсолютное знание Всевышнего Аллаха обо всем рационально обязательном, невозможном и допустимом.

Большинство мутакаллимов выделяют у знания Аллаха один таʼаллюк: танджизи кадим. Это означает, что знание Аллаха в вечности было связано во всеми тремя категориями вещей актуализированной связью, которую ученые называют «раскрытием познаваемого» (инкишаф).

Однако некоторые ученые выделяли у знания Аллаха два таʼаллюка.[3]

  1. и 5. Ас-Самʼ и аль-Басар.

Это два вечных неизменных атрибута Всевышнего Аллаха – слух и видение. Они раскрывают существующее иным образом, чем атрибут аль-ʼИльм. И раскрытие слуха отличается от раскрытия видения.

У них три таʼаллюка:

  1. Танджизи кадим. Это связь двух атрибутов с сущностью Аллаха в вечности и Его речью.
  2. Сулюхи кадим. Способность Аллаха слышать и видеть творения до их создания.
  3. Танджизи хадис. Это связь двух атрибутов с творениями после их создания.

У ас-Самʼ и аль-Басар – как и у сыфата аль-ʼИльм – нет таʼаллюка сулюхи, потому что это означало бы, что Аллах мог потенциально что-то слышать и видеть, но не видел и не слышал. А это не подобает Его величию.

Мутакаллимы разошлись во мнениях насчет вопроса: на что распространяются слух и видение Аллаха. Одни сказали, что Аллах слышит только звуки и видит только то, что можно увидеть. Другие сочли, что ас-Самʼ и аль-Басар распространяются на все существующее без ограничения слуха только звуками, а видения – только тем, что можно увидеть.

  1. Аль-Калям

Вечная речь Всевышнего Аллаха – это Его атрибут, которым описана сущность Всевышнего. И Его речь не является звучащей и не состоит из звуков. Она не описывается ничем из смыслов, которые присущи речи творений.

У сыфата речь – как и у знания Аллаха – ученые выделяют один таʼаллюк: танджизи кадим. И этот таʼаллюк называют «диляля», то есть указание, поскольку речь Всевышнего Аллаха указывает на смыслы и связана, как и знание, с тремя категориями вещей: со всем рационально обязательным, рационально невозможным и рационально допустимым.

Шейх Саид Фуда отмечает, что необходимо разделять калям (речь) и хитаб (обращение). Речь – это атрибут Всевышнего, и у него только один таʼаллюк. А хитаб – это действие, то есть обращение повеления или запрета к творению. И у хитаба два таʼаллюка: сулюхи кадим – это обращение повелений и запретов к творениям до их возникновения – и танджизи хадис – и это обращение повелений и запретов к творениям после их создания. Речь же Аллаха не может иметь таʼаллюка сулюхи, потому что тогда получится, что Аллах не говорил, потом заговорил. Также речь не может иметь таʼаллюк хадис – потому что это означало бы описание Аллаха возникшими, сотворенными качествами.

Иными словами, можно эту мысль кратко сформулировать так: речь как атрибут имеет один таʼаллюк – танджизи кадим. Речь же как действие, обращение к творениям, имеет два таʼаллюка: сулюхи кадим (до появления творений) и танджизи хадис (после их появления).

Что почитать на эту тему (отдельные работы на эту тему на арабском языке):

  1. «Натаидж аль-афкар ас-сикат фи ма ли ас-сыфати мин ат-таʼаллюкат». Ибн Азаба. Бейрут: Дар аз-Захаир, 1435/2014.
  2. Введение шейха Саида Фуды к вышеуказанной книге (с. 5 – 17).
  3. «Рисаля фи таʼаллюкат сыфатиЛлях». Ахмад ас-Сиджильмаси. Под ред. Низара Хамади. Тунис: Дар аль-имам Ибн Арафа.

На мой взгляд, лучше всего начать с введения шейха Саида Фуды, после чего прочитать «Натаидж афкар ас-сикат», а затем «Рисалю фи таʼаллюкат». И Аллах знает лучше.

 

[1] Саид Фуда. Введение к «Натаидж афкар ас-сикат», с. 7.

[2] Во введении к «Натаидж афкар ас-сикат», с. 12.

[3] Подробнее – в «Рисаля фи таʼаллюкат сыфатиЛлях» ас-Сиджильмаси (с. 49 – 69).

Похожие материалы