Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Намаз является самым лучшим поклонением, совершаемым телом, и наилучшим из деяний, приближающих к Аллаху. Он считается вторым столпом Ислама после произнесения двух свидетельств, и первым, за которое человек будет спрошен в Судный день. И если он был хорош, то и остальные дела будут хороши, если же он был плох, то все остальные дела будут плохими.
Одно из важных достоинств намаза заключается в том, что награда за коллективный намаз намного выше, чем за намаз, совершённый в одиночку.
И если поразмышлять над аятами Священного Корана, то мы найдём, что Всевышний Аллах предписал верующим совершать намаз своевременно.
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا
«Поистине, намаз предписан верующим в определённое время» (сура Ан-Ниса, аят 103)
Всевышний Аллах сказал:
حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
«Будьте внимательны к намазам и (особенно) к среднему намазу. И стойте перед Аллахом покорно». (сура Аль-Бакара, аят 238)
Первые два аята указывают на то, что лучше совершать намаз, не откладывая, своевременно, в начале периода времени, отведённого на него. Коллективный намаз в мечети даёт эту возможность.
Всевышний Аллах сказал:
وَأَقِيمُواْ الصَّلَاةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ وَارْكَعُواْ مَعَ الرَّاكِعِينَ
«[Полноценно] совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися». (сура Аль-Бакара, аят 43)
Этот аят указывает на значимость коллективного намаза.
Упоминание достоинств коллективного намаза в Сунне
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал нам о достоинствах и награде за совершение коллективного намаза, и о том, что он превосходит намаз в одиночку.
От Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
صلاة الجماعة تفضل صلاة الفذ بسبع وعشرين درجة
«Коллективный намаз превосходит индивидуальный в двадцать семь раз». (аль-Бухари; Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَقَدْ هَمَمْتُ أَنْ آمُرَ بحَطَبٍ فَيُحْتَطَبَ، ثُمَّ آمُرَ بِالصَّلاَةِ فَيُؤذَّنَ لهَا، ثُمَّ آمُرَ رَجُلًا فَيَؤُمَّ النَّاسَ، ثُمَّ أُخَالِفَ إلى رِجَالٍ فَأُحَرِّقَ عَلَيْهِمْ بُيُوتَهمْ
«Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, я хотел велеть собрать дрова, а потом призвать людей на намаз, велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям, [которые не пришли на намаз в мечеть], и сжечь их дома!» (аль-Бухари; Муслим)
От Абу-д-Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
مَا مِنْ ثَلاثَةٍ فِي قَرْيةٍ، وَلاَ بَدْوٍ، لاَ تُقَامُ فِيهِمُ الصَّلاَةُ إلاَّ قَد اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِم الشَّيْطَانُ، فَعَلَيْكُمْ بِالجَمَاعَةِ، فَإنَّمَا يَأْكُلُ الذِّئْبُ مِنَ الغَنَمِ القَاصِيَة
«Если не будут совершать [обязательный] намаз любые три [человека, живущие] в селении или в пустыне, шайтан обязательно победит их, и поэтому вам следует совершать намаз вместе: волк пожирает лишь ту овцу, которая отбивается [от стада]». (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Утренний и ночной намаз
Побуждение к присутствию на общей утренней и вечерней молитве содержится в целом ряде хадисов.
От Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) передаются следующие слова: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ صَلَّى العِشَاءَ فِي جَمَاعَةٍ، فَكَأنَّمَا قَامَ نِصْفَ اللَّيْلِ، وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ في جَمَاعَةٍ، فَكَأنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ
«Тот, кто совершил ночной намаз коллективно, как будто совершал намаз половину ночи, а тот, кто совершил утренний намаз коллективно, как будто молился всю ночь». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
لَيْسَ صَلاَةٌ أثْقَلَ عَلَى المُنَافِقِينَ مِنْ صَلاَةِ الفَجْرِ وَالعِشَاءِ، وَلَوْ يَعْلَمُونَ مَا فِيهِمَا لأَتَوْهُمَا وَلَوْ حَبْوًا
«Для лицемеров нет намазов более тяжких, чем утренний и ночной, и если бы они знали, [какая награда ждёт] за два этих [коллективных намаза], то обязательно являлись бы на них [в мечеть], даже [если бы им пришлось добираться] ползком». (аль-Бухари; Муслим)
Связь с мечетью
Всевышний Аллах наделил мечети особым статусом в Исламе и подчеркнул их почётное положение, назвав домами Аллаха. Всевышний Аллах провозгласил, что люди, которые оживляют мечети, совершают в них молитвы и любят их посещать, являются истинно верующими и следуют верным путём. Он сказал:
إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللّهِ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلاَةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللّهَ فَعَسَى أُوْلَئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ الْمُهْتَدِينَ
«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути». (сура Ат-Тауба, аят 18)
Намаз, который совершается коллективно в мечети, даёт людям возможность совершить множество хороших поступков и очистить душу от грехов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ رَاحَ إِلَى مَسْجِدِ الجَمَاعَةِ فَخُطْوَةٌ تَمْحُو سَيِّئَةً وَخُطْوَةٌ تُكْتَبُ لَهُ حَسَنَةٌ ذَاهِبًا وَ رَاجِعًا
«Когда кто-либо идёт в мечеть для совершения коллективного намаза, то один [его] шаг стирает грех, а за другой записывается доброе дело, так происходит [весь путь] по дороге туда и обратно». (Ахмад)
Мудрость предписания коллективного намаза
Исламские каноны направлены на то, чтобы взрастить в мусульманах чувство братства, желание знакомиться друг с другом, оказывать взаимопомощь и поддержку друг другу в благе и искоренении зла. Нет такого места, которое было бы более благоприятным для знакомств и завязывания братских отношений, чем мечеть, в которой мусульмане встречаются друг с другом для выстаивания коллективного намаза пять раз каждый день.
Уважительные причины для непосещения коллективного намаза
Эти причины делятся на два вида: общие и частные.
К общим причинам относятся следующие: дождь, сильный ветер ночью и непролазная грязь на дорогах.
Передаётся, что Ибн Умар прокричал азан на намаз в холодную ветреную ночь, после чего сказал:
ألا صلُّوا في رحال
«Молитесь в своих домах».
А затем сказал:
كانَ يَأمر المُؤَذَّنَ إذَا كانَتْ لَيْلَةٌ ذات برد ومطر أن يقول: ألا صلوا في رحالكم
«Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в холодные дождливые ночи велел муэдзину говорить: “Молитесь в своих домах”». (аль-Бухари; Муслим)
Как известно, сегодня эти причины редко наблюдаются, за исключением сёл, причём лишь некоторых.
К частным причинам относятся следующие: болезнь, сильный голод или жажда, страх перед притеснителем за себя или имущество, сильное желание справить большую или малую нужду. Доказательство этому – хадис, который передали Аль-Бухари и Муслим:
إذا وُضِعَ عَشَاء أحدكم وأقيمت الصلاة فابدؤوا بالعِشاء، ولا يعجلن حتى يفرغ منه
«Если кому-то из вас уже подан ужин, и наступило время намаза, пусть начинает с ужина и не спешит, пока не закончит (есть)»;
а также хадис, который передал Муслим:
لا صلاة بحضرة طعام، ولا هو يدافعه الأخبثان
«Намаз не совершается, если еда уже подана на стол, или если молящийся испытывает необходимость справить большую или малую нужду».
Также к подобным причинам относится риск встречи человека с займодавцем в случае, если он пойдёт на коллективный намаз, не имея возможности выплатить долг. Кроме того, сюда относятся случаи, когда он поел что-либо с неприятным запахом или надел одежду, которая создаёт неудобства окружающим грязью или запахом. Любая из этих ситуаций является уважительной шариатской причиной, которая позволяет человеку не посещать коллективный намаз[1].
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من أكل ثوماً – وقيس غيره من الأعذار عليه- فليعتزلن، أو قال: فليعتزل مسجدنا، وليقعد في بيته
«Пусть поевший чеснока удаляется (между чесноком и другими подобными продуктами можно провести аналогию)», или: «…пусть держится подальше от мечети и остаётся дома». (Аль-Бухари и Муслим)
Положение (хукм) о коллективном намазе
Согласно шафиитскому мазхабу коллективный намаз, не считая пятничного, является коллективной обязанностью (фард аль-кифая).
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
أَمَّا حُكْمُ الْمَسْأَلَةِ فَالْجَمَاعَةُ مَأْمُورٌ بِهَا لِلْأَحَادِيثِ الصَّحِيحَةِ الْمَشْهُورَةِ وَإِجْمَاعِ الْمُسْلِمِينَوَفِيهَا ثَلَاثَةُ أَوْجُهٍ لِأَصْحَابِنَا (أَحَدُهَا) أَنَّهَا فَرْضُ كِفَايَةٍ (وَالثَّانِي) سُنَّةٌ وَذَكَرَ الْمُصَنِّفُ دَلِيلَهُمَا (وَالثَّالِثُ) فَرْضُ عَيْنٍ لكل ليست بِشَرْطٍ لِصِحَّةِ الصَّلَاةِ وَهَذَا الثَّالِثُ قَوْلُ اثْنَيْنِ مِنْ كِبَارِ أَصْحَابِنَا الْمُتَمَكِّنِينَ فِي الْفِقْهِ وَالْحَدِيثِ وهما أبو بكر ابن خُزَيْمَةَ وَابْنُ الْمُنْذِرِ قَالَ الرَّافِعِيُّ وَقِيلَ إنَّهُ قول للشافعي وَالصَّحِيحُ أَنَّهَا فَرْضُ كِفَايَةٍ وَهُوَ الَّذِي نَصَّ عَلَيْهِ الشَّافِعِيُّ فِي كِتَابِ الْإِمَامَةِ كَمَا ذَكَرَهُ المصنف
«Что касается вопроса коллективного намаза, то относительно него имеются повеления в известных, достоверных хадисах и единогласное мнение мусульман (иджма’). В вопросе совершения коллективного намаза имеются три мнения наших учёных (шафиитов). Первое мнение – коллективный намаз считается коллективной обязанностью (фард аль-кифая). Второе мнение – он считается сунной, автор (Абу Исхак аш-Ширази) приводит доказательства в пользу этого мнения. Третье мнение – он считается индивидуальной обязанностью (фард аль-айн) для каждого, но не является условием действительности намаза. Третье мнение принадлежит двум крупным учёным в фикхе и хадисе: Абу Бакру ибн Хузейме и Ибн аль-Мунзиру. Ар-Рафии сказал, что некоторые приписывают это мнение имаму аш-Шафии, но по достоверному мнению, это коллективная обязанность (фард аль-кифая). Об этом писал аш-Шафии в главе “Имамство”, как пишет автор (Абу Исхак аш-Ширази)». («Аль-Маджму», 4/184)
Причины отказа от коллективного намаза
Небрежность по отношению к коллективным намазам в мечетях оборачивается для людей большой потерей. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что некоторые люди постоянно опаздывают в мечеть, он сказал:
لا يزال قوم يتأخرون حتى يؤخرهم الله
«Если люди будут опаздывать на намаз, то в конце концов Аллах сделает их отставшими». (Муслим)
Некоторые праведные предшественники говорили:
ما فاتت أحداً صلاة الجماعة إلا بذنب أصابه.
«Никто не пропускал коллективный намаз, кроме как из-за греха, постигшего его»[2].
Да улучшит Всевышний наше поклонение и не сделает его причиной попадания в Ад.
[1] «Фикх уль-Манхаджи», 1/177-178.
[2] Аз-Захаби, «Аль-Кабаир», с. 31.