Вопрос: являются ли все суфии последователями акыды Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, то есть мазхаба имама Абуль-Хасана Ашари, разыАллаху анху?
Ответ: Нет, не все суфии являются ашаритами. Напротив, некоторые из них были последователями заблудших исламских течений, относились к группам, вводящим новшества (ахль бида), например, к таким, как аль-караамия.
Основатель этой секты – Мухаммад ибн Каррам отличался набожностью и зухдом. Однако, несмотря на это, он (со своей группой) относится к антропоморфистам (муджассима).
Также по пути тасаввуфа шли хашавиты, склоняющиеся к акыде ат-таджсим (антропоморфизм).
К этим людям (хашавитам) относится Наср Ваили ас-Саджзи Суфи, которого современные “салафиты” считают своим авторитетом из-за его трактата по акыде, в котором он излагает свои антропоморфистские убеждения.
К хашавитом был и Абу Исмаил ал-Харави аль-Ансари, которого мушаббиха (т. е. те, кто совершает ташбих, или утверждает частичное подобие Аллаха творениям) называют не иначе, как “шейхуль-Ислам”. Он также был суфием и написал [небезызвестный] трактат по суфизму “Маназилю ссаирин”, который содержит шатахат (противоречащие Шариату слова).
Эту книгу прокомментировал в свое время Ибн Кайим аль-Джаузия. Его учитель Ибн Таймийя жестко критиковал Абу Исмаила за приверженность тасаввуфу, однако, несмотря на это, называл его шейхуль-Ислам из-за его приверженности доктрине ат-ташбих (частичное уподобление Аллаха творениям.).
Так, в труде “Аль-Арбаин” Абу Исмаил аль-Харави относит к сифатам Всевышнего Аллаха качества, свойственные тварному: ограничение (аль-хадд), бег (аль-харваля), линия (аль-хатт) и т. п.
Однако есть серьезное основание полагать, что он всё-таки раскаялся в конце своей жизни, отказавшись от своих заблуждений.
Так, например, аль-Бахрази передает, что шейх аль-Харави написал сочинение в стихотворной форме, содержащие похвалу вазиру Низаму аль-Мульку, который, как известно, был последовательным ашаритом и прославился учреждением школы Низамия, где преподавали учёные, следовавшие убеждениям школы имама Абуль-Хасана аль-Ашари, разыАллаху анху.
Также передают слова похвалы шейху аль-Харави и от имама аль-Джувайни (имам Харамайн), рахимахуллах, и именно в самом конце жизни первого, что еще сильнее подтверждает версию о покаянии шейха Абу Исмаила.
К тем, кто следовал пути суфизма и не относился к Ахлю-с-Сунна, [относится] шиит Файд аль-Кашаани, а также мутазилиты, мурджиты, джахмиты и хулюлиты.
Дело Мансура аль-Халладжа известно почти каждому. Этот человек был обвинен в приверженности доктрине аль-хулюль (соединение между тварной сущностью и сущностью Аллаха, Субханаху Ва Тааля) и казнен (по этой причине) в Багдаде в 309-м году по хиджре.
Среди относящих себя к суфиям были также и адепты мазхаба Дауда аз-Захири, например, Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси.
Таким образом, далеко не все суфии (или те, кто относит себя к суфиям) принадлежат к Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а.
Все упомянутые личности не были ашаритами и находятся вне Ахлю-с-Сунна из-за нововведений (бида), которые они провозглашали или совершали.
Многие из этих людей упоминаются в “Ат-Табакат” имама Абдуррахмана ас-Сулями, в “Хилья” имама Абу Нуайма аль-Исбахани, а также в других книгах, содержащих биографии видных суфиев.
Среди этих шейхов, признанных Ахлю-с-Сунна за их приверженность Корану и Сунне, – имам аль-Джунайд аль-Багдади, имам аль-Харис аль-Мухасиби, имам Сахль ат-Тустари, имам Абу Бакр аш-Шибли, имам ас-Сакати, имам Абу Сулейман ад-Дараани, имам Абдуль-Карим аль-Кушайри и его дети, имам Абу Хамид аль-Газали, имам аль-Байхаки, и многие другие, кто жил после них.
Все эти шейхи, следовавшие свободной от нововведений акыде Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а (аль-ашария, аль-матуридия), являются признанными, [законными учителями] и за ними разрешено следовать.
Итак, очевидно, что совсем необязательно [каждый] ашарит является суфием. Cреди ашаритов, действительно, могут быть суфии, но могут и не быть, так как исламский тасаввуф означает Путь духовного совершенствования (ас-сулюк) и богобоязненности (ат-таква), которые являются милостью от Всевышнего Аллаха, даруемой Им тому, кому Он пожелает.
Равным образом, далеко не всякий суфий (или относящий себя к суфизму) – обязательно ашарит. Он может принадлежать к одному из заблудших течений из сторонников дурных новшеств.