Зачем молиться, если всё предопределено?

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего! Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

В этом собрании отвечу на вопрос, который задают некоторые люди, говоря: «Почему мы поклоняемся Аллаху, если итог уже был определен ранее? Такой-то уже записан в списке счастливых, а такой-то — в списке несчастных. В таком случае зачем нам следует поклоняться Аллаху? Почему мы усердствуем в поклонении? Кому предписан Рай, тот отправиться в Рай, а кому предписан Ад, тот будет брошен в огонь». Человек аргументирует этими вопросами, то есть предопределением Аллаха, в пользу ослушания Аллаха! Он хочет ослушаться Аллаха, оставить религиозную обязанность, шариатские приказы, религиозные наставления и благой нрав; он хочет делать все, что угодно его страстям. Когда ты спрашиваешь его о том, почему он это делает, он отвечает, что Аллах уже определил то, что-то кто отправится в Рай, а кто-то — в Огонь. Таким образом, он аргументирует предопределением Аллаха в пользу ослушания Аллаха! И это является уловкой шайтана! Да, Аллах определил и установил всякую вещь, а также принял всякое решение. Он вынес решение в отношении тебя, ты либо зайдешь в Рай, либо в Огонь. Он уже решил, что ты женишься или не женишься; решил, будешь ли ты бедным или богатым; решил, будешь ли ты торговцем, служащим работником или бездельником в доме. Все это предопределено. Однако человек делает все. Он не сидит дома в поисках пропитания, говоря: «Аллах уже определил мне мое пропитание. Если мне суждено быть богатым, то богатство придет, а если суждено быть бедным, то, даже если я буду трудиться, пользы не будет». Нет, он не говорит так, он живет в поисках мирских благ: встает рано утром и постоянно ходит на работу, и он не затягивает с подготовкой . Почему? Потому что он хочет достичь своей цели и не приводит в довод предопределение в том, что касается его работы.

Если он хочет насладиться женщиной, он отправляется искать красивую девушку, женится на ней и не говорит: «Если суждено наслаждению прийти ко мне, то оно придет ко мне и без брака». Если он хочет семью, то он должен совокупиться со своей женой узаконенным способом, чтобы она забеременела. И так — во всех сферах нашей жизни.

Мы никогда не аргументируем предопределением в пользу оставления действий, однако как только дело доходит до поклонения, тогда в душе активизируются дьявольские наущения. И когда ты спрашиваешь у человека: «Почему не молишься?», он отвечает:  «Клянусь Аллахом, если бы Он предписал мне быть из числа молящихся, то я бы молился». Или же он говорит: «Если бы мне было бы предписано быть из числа дающих милостыню, то я бы давал милостыню», «Если бы Аллах предписал мне делать что-то, то я бы делал это». Так он начинает аргументировать предопределением. Это не ново, ведь Аллах уже сообщил о словах многобожников, что если бы Аллах захотел, то они бы не были таковыми и не поклонялись никому, помимо Него. Если бы Аллах пожелал, они бы не были многобожниками. Так они говорили. Многобожники, когда верующие их спрашивают об этом, отвечают: «Если бы Аллах пожелал, мы бы не придавали Ему сотоварищей». А те, кого спрашивают: «Почему вы не даете милостыню? Почему вы не тратите на благое?», — что они отвечают? Они отвечают как в суре «Ясин»: «“Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал?»[1] Аллах сделал его бедняком, зачем мы должны его кормить? Если бы Аллах захотел их накормить, то накормил бы без того, чтобы мы его накормили». Вот эти жадные скряги, страстно желающие денег и собирающие их, не хотят тратить и, оправдывая свою жадность и болезнь душ, аргументируют таким образом, который связан с предопределением, и говорят: «Если бы Аллах пожелал, то накормил бы их так, что Он бы не нуждался в том, чтобы вы их накормили». Да, Аллах не нуждается в вас, чтобы вы накормили бедняков: Он дает пропитание птице в небе, рыбе в воде. Он дал каждому творению свое пропитание. Однако Аллах приказал тебе это и испытал тебя этим, и Он — Тот, Кто дал тебе имущество и испытал тебя тем, чтобы ты давал милостыню. Если ты дашь милостыню, то сдашь экзамен, а если пожадничаешь и удержишь имущество, то провалишь его. Итак, почему мы поклоняемся Аллаху в то время, как наш итог уже предопределен? Поклоняйся Аллаху, потому что ты не знаешь, каким будет твой удел. Тебе приказано поклоняться, и к тебе обращены шариатские веления от Того, Кто тебя сотворил. Аллах сказал тебе: «Храните свои молитвы, и срединную молитву»[2]. Также Он сказал: «Преуспели верующие, которые в своих молитвах смиренны, и которые отворачиваются от праздности, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех»[3].

Аллах отдал тебе эти приказы и отправил с ними посланников, ниспослав их с писаниями; все это тебе ясно и знание об этом у тебя есть. Знание об этом перед тобой. Что касается твоего знания о твоем итоге в Судный День, то его нет, твой итог неизвестен. Ты не знаешь свой исход в Судный День. Разумный — тот, кто поступает в соответствии с тем, что ему известно, а не тот, кто занимает себя тем, что ему не известно.  Разумный — тот, кто поступает и держится того, что ему известно. Что ему известно? Книга Аллаха и Сунна Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Это и есть то, что ему известно. Что же касается неизвестного, то это знание о скрытом: будешь ли ты в Раю или Аду?

Так как ты оставляешь то, о чем у тебя имеется знание, например, приказы и запреты? Как ты можешь оставить имеющееся знание и прибегать к неизвестному? Поэтому имам ат-Тахави говорит: «Оставить известное и связываться с неизвестным — доказательство поражения и неверия», или подобное этому выражение. Поэтому человеку нужно придерживаться поклонения Аллаху и оберегать довольство Аллаха, а не аргументировать предопределением, чтобы оправдать ослушание Аллаха. Поэтому, по мнению разумных людей, этот вопрос не имеет смысла. Разумный поступает в соответствии с приказами Аллаха и оставляет то, что Он запретил, просит у Аллаха Рая и прибегает к Нему от Огня; он не оставляет поклонение Аллаху, потому что он, возможно, окажется в Раю, а возможно — в Аду. Это также связь с предопределением в том, что касается бесполезного. Просим у Аллаха помощи! Хвала Аллаху, Господу миров!

Источник: Выступление шейха Сайфа ибн Али аль-Асри.

[1] Коран, 36:47.

[2] Коран, 2:238.

[3] Коран, 23:1-5.

Похожие материалы