Захват Каабы, махдисты, французский спецназ и Бин Баз

Захват Запретной мечети произошёл в ноябре/декабре 1979 года, восставшие захватчики требовали свержения Дома Саудов, обвинив их в отходе от ислама и заявив, что имам Махди прибыл в образе их лидера — Мухаммада Абдуллаха аль-Кахтани, а следовательно, все мусульмане обязаны подчиниться ему. Вооружённые силы Саудовской Аравии совместно с французскими коммандос почти две недели боролась за возвращение Большой мечети. В результате беспрецедентного теракта погибли 255 человек с обеих сторон.

Захват святыни ислама, взятие верующих в заложники и гибель сотен боевиков, силовиков и заложников, попавших под перекрёстный огонь в последовавших боях, потрясли исламский мир. Осада закончилась через две недели после начала захвата, и мечеть была очищена. Аль-Кахтани, объявивший себя имамом Махди, был убит при захвате мечети, но его правая рука Джухайман аль-Утайби и ещё 67 захватчиков, переживших нападение, были схвачены и позже обезглавлены.

Нападение на мечеть сильно повлияло на саудовскую политику, король Халид ввёл более строгое соблюдение шариата и дал улемам и религиозным консерваторам больше власти в течение следующего десятилетия, а шариатская полиция стала более влиятельной.

Захват возглавил Джухайман аль-Утайби, член влиятельной семьи в Неджде, он объявил своего зятя Мухаммада Абдуллаха аль-Кахтани имамом Махди. Дата нападения, 20 ноября 1979 года, была первым днём 1400 года по исламскому календарю, это имело символическое значение, связанное с традицией появления муджаддида, человека, который на рубеже каждого века исламского календаря возрождает ислам, очищает его от посторонних нововведений и восстанавливает его первозданную чистоту.

Аль-Утайби была одной из влиятельных семей Неджда, дед Джухаймана был близок с Абдуль-Азизом ибн Саудом в первые десятилетия века, а другие члены его семьи были одними из самых выдающихся ихванов (не путать с партией «Ихван аль-Муслимин», запрещённой в РФ). Он был проповедником, бывшим капралом Национальной гвардии Саудовской Аравии и учился у одного из самых авторитетных саудийских шейхов своего времени Абдуль-Азиза ибн База, который впоследствии стал муфтием Саудовской Аравии.

Джухайман родился в ас-Саджире, в провинции Аль-Касим – в поселении, основанном королём Абдуль-Азизом для размещения бедуинских племён Ихван, которые сражались за него. Ас-Саджир был заселён племенем Утайба, одним из самых крупных племён региона Неджд. Имя, данное Джухайману при рождении, происходит от глагола, который переводится как «мрачно смотреть». Многие из родственников Утайби участвовали в битве при Сабилле во время ихванского восстания против короля Абдулазиза, в том числе его отец и дед, Султан бин Баджад аль-Утайби. Джухайман рос, зная о битве и о том, как, по их мнению, саудовские монархи предали первоначальные религиозные принципы саудовского государства. Он закончил обучение в школе, проучившись до четвёртого класса, так и не научившись свободно писать, но зато любил читать религиозные тексты.

После службы в армии он переехал в Медину, там он начал посещать религиозные курсы в Исламском университете. Именно тогда он встретился с Мухаммадом ибн Абдуллахом Аль-Кахтани.

Переехав в Медину, аль-Утайби присоединился к местному отделению ваххабитской группы под названием «Аль-Джамаа ас-Салафия аль-Мухтасиба», которая была основана в середине 1960-х годов несколькими учениками ещё одного знаменитого и авторитетного шейха Мухаммада Насируддина Альбани. Многие члены группы и учёные были либо бедуинского происхождения, либо не являлись жителями Саудовской Аравии и, следовательно, были маргинализированы в религиозном истеблишменте.

Их активность была хотя бы частично мотивирована этой маргинализацией в саудовском обществе. Абдаль-Азиз ибн Баз использовал свой религиозный статус, чтобы организовать сбор средств для этой группы, аль-Утайби же зарабатывал деньги, покупая, ремонтируя и перепродавая автомобили на городских аукционах.

Аль-Утайби и его последователи вели строгий и простой образ жизни, изучая Коран и хадисы, их беспокоило вторжение западных ценностей и бида’а ( нововведения) в саудовское общество в ущерб истинному исламу (как он считал). Они выступали против интеграции женщин в рабочую сферу, телевидения, нескромных шорт, которые носят футболисты во время матчей, и саудовской валюты с изображением короля.

В конце 1970-х годов Джухайман переехал в Эр-Рияд, где впервые обратил на себя внимание саудовских спецслужб. Он и около сотни его последователей были арестованы в 1978 году после демонстрации против монархии, но были освобождены после того, как их допросил Бин Баз и назвал безвредными.

К этому времени его группа раскололась на два крыла: радикальное и умеренное. Аль-Утайби и аль-Кахтани возглавили первое. По данным саудовских спецслужб, доктрина радикального крыла включила в себя восемь пунктов:

  • обязательное прямое подражание Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) во всех сферах;
  • необходимость свергнуть нынешних коррумпированных правителей, которые навязаны мусульманам и лишены исламской сути, поскольку Коран не признаёт ни королей, ни династий;
  • обязательное требование к законной власти – преданность исламу и следование ему, правление на основе Священной Книги, отсутствие репрессий, кроме того, правитель должен быть курайшитом, избранным верующими-мусульманами;
  • обязанность обосновывать ислам только текстами Корана и сунны, а не двусмысленными толкованиями и таклидом вслед за улемами и их неправильными учениями в школах и университетах;
  • необходимость изолировать себя от общественно-политической системы, отказавшись от каких-либо официальных должностей;
  • принять пришествие имама Махди из рода Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) через Хусейна ибн Али, чтобы устранить существующую несправедливость и принести справедливость и мир правоверным;
  • обязанность отвергать и обвинять в неверии тех, кто придаёт сотоварищей Богу (мушриков), особенно тех, кто поклоняется Али, Фатиме и Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует);
  • обязанность создать пуританское исламское сообщество, которое защищает ислам от неверующих и не помогает иностранцам.

Аль-Утайби и аль-Кахтани вместе находились в тюрьме за подстрекательство к мятежу, именно там Джухайман стал утверждать, что ему было видение, посланное Аллахом, в котором говорилось, что аль-Кахтани и есть Махди.

Многие из их последователей были набраны из числа студентов Исламского университета в Медине, разочаровавшихся в своей альма матер и своих учителях, включая Ибн База, который ещё совсем недавно заступался за них.

Однако даже после захвата Запретной мечети саудийские улемы сохраняли определённую снисходительность к повстанцам. Когда правительство запросило фетву, разрешающую действия вооружённых сил в Запретной мечети, ответ Бин База и других высокопоставленных улемов «был на удивление сдержанным». Учёные не объявляли аль-Утайби и его последователей немусульманами, несмотря на то, что они нарушили святость мечети, захватили заложников и восстали против действующей власти, а только назвали их «аль-джамаа аль-мусаллах» (вооружённая группа). Старшие учёные также настаивали на том, что, прежде чем силы безопасности нападут на них, власти должны предложить им сдаться.

Благодаря пожертвованиям богатых последователей группа была хорошо вооружена и обучена. Некоторые члены, включая лидера, были бывшими военнослужащими Национальной гвардии, они сохранили связи с сослуживцами из Национальной гвардии и имели немало сочувствующих там. В течение нескольких недель до нового года по хиджре в мечеть проносили оружие, боеприпасы, противогазы и провизию. Автоматическое оружие было контрабандой вывезено из арсеналов Национальной гвардии, а припасы были спрятаны в сотнях крошечных подземных комнат под мечетью, которые использовались как убежища.

Захват

Ранним утром 20 ноября 1979 года имам мечети Мухаммад аль-Субайл готовился возглавить молитву с верующими, собравшимися для утренней молитвы.

Около 5:00 его прервали захватчики, которые вытащили из-под одежды оружие, заперли ворота и убили двух полицейских, которые были вооружены только деревянными дубинками для наказания непослушных паломников. Количество махдистов насчитывало по разным оценкам от четырёхсот до пятисот человек, включая несколько женщин и детей, присоединившихся к движению аль-Утайби.

В то время мечеть ремонтировалась саудовской финансовой группой, принадлежащей семье бен Ладен (той самой, из которой выйдет самый разыскиваемый в мире террорист). Сотрудник мечети смог сообщить во внешний мир о захвате до того, как боевики перерезали телефонные линии.

Освободив большую часть заложников, махдисты заперли остальных в убежище. Они заняли оборонительные позиции на верхних этажах мечети и снайперские позиции на минаретах, с которых осуществлялось командование территорией. Никто за пределами мечети не знал, сколько осталось заложников, сколько боевиков находится в мечети и какие приготовления они сделали.

Во время мероприятия наследный принц Фахд находился в Тунисе на саммите Лиги арабских государств. Командующий национальной гвардией принц Абдуллах также находился за границей с официальным визитом в Марокко. Поэтому король Халид возложил ответственность за устранение инцидента на братьев Судаири — принца Султана, тогдашнего министра обороны – и принца Найефа, тогдашнего министра внутренних дел.

Штурм

Вскоре после захвата мечети около сотни сотрудников службы безопасности Министерства внутренних дел попытались отбить мечеть, но были отброшены с большими потерями. К выжившим сотрудникам быстро присоединились подразделения армии Саудовской Аравии и Национальной гвардии Саудовской Аравии. По запросу саудовской монархии на помощь саудовским силам в Мекке были срочно отправлены французские спецподразделения GIGN.

К вечеру вся Мекка была эвакуирована. Принц Султан поручил Турки бин Фейсалу Ас-Сауду, главе Аль-Мухабараат Аль-Аамма (саудовской разведки) занять передовой командный пункт в нескольких сотнях метров от мечети, где принц Турки в итоге останется на несколько следующих недель. Однако первым делом нужно было получить одобрение улемов, которыми руководил Абдул-Азиз бин Баз. Ислам запрещает любое насилие на территории аль-Харама вплоть до того, что нельзя вырывать с корнем растения без веской религиозной причины. Ибн Баз оказался в положении цугцванга, тем более что ранее он обучал аль-Утайби в Медине и говорил, что его организация не несёт опасности. Несмотря на это, улемы издали фетву, разрешающую применять оружие при освобождении мечети.

Получив религиозное одобрение, саудовские силы предприняли лобовые атаки на трое главных ворот. Атакующие были отбиты, не сумев прорвать оборону повстанцев. Снайперы продолжали отстреливать раскрывавшихся солдат. Повстанцы транслировали свои требования через громкоговорители мечети на улицы Мекки, призывая к прекращению экспорта нефти в США и изгнанию всех иностранных гражданских и военных специалистов с Аравийского полуострова. 25 ноября в Бейруте оппозиционная организация (Арабская партия социалистического действия – Аравийский полуостров) выступила с заявлением, в котором якобы разъясняла требования повстанцев. Однако партия отрицала свою причастность к захвату Большой мечети.

Официально правительство Саудовской Аравии заявило, что не будет агрессивно отбивать мечеть, а скорее уморит боевиков голодом. Тем не менее, было предпринято несколько безуспешных штурмов, по крайней мере, один из них – через подземные туннели внутри мечети и вокруг неё.

Национальная гвардия Саудовской Аравии и саудовская армия понесли тяжёлые потери. Для вытеснения оставшихся боевиков был применён слезоточивый газ. Согласно телеграмме посольства США от 1 декабря, несколько лидеров боевиков избежали осады, а несколько дней спустя спорадические бои вспыхнули в других частях города.

Битва длилась более двух недель, и официально «255 паломников, военнослужащих и фанатиков были убиты и ещё 560 ранены», хотя дипломаты предположили, что потери были выше. Военные потери составили 127 человек убитыми и 451 человек пострадавшими.

Большую роль сыграл французский спецназ под командованием капитана Поля Брилля. С собой они привезли 300 кг отравляющего газа — количество, достаточное для того, чтобы умертвить половину города, а также бронежилеты, которых у саудовских солдат не было. Французы не принимали участия в боевых действиях, их роль сводилась к планированию и консультации, так как доступ в Мекку для иноверцев был закрыт.

4 декабря 1979 был проведён окончательный штурм. Объединённые силы использовали танки для тарана ворот мечети и привлекли пакистанских спецназовцев, которые распыляли слезоточивый газ с целью подавления сопротивления, ими командовал Тарик Махмуд. Спецназовцам приходилось действовать осторожно, чтобы не повредить древнее строение. Им удалось ликвидировать большое число повстанцев и заставить сдаться оставшихся в живых.

Загнанные в подземелья, повстанцы уже не могли рассчитывать на помощь и поддержку. Обещанная им победа так и не наступила. «Махди», судя по всему, был мёртв. А это означало, что их миссия была ошибочной с самого начала. Они уже понимали, чем всё это закончится, и готовились к последнему бою. На поверхности шли приготовления к решающему штурму. Во дворе мечети были просверлены небольшие отверстия, через которые планировалось пустить ядовитый газ. Канистры с отравой были сброшены в подземелья и подорваны. Немедленно штурмовые отряды со всех сторон перешли в атаку. На этот раз они уже не встретили упорного сопротивления. Уцелевшие террористы были захвачены в плен, среди них был и сам аль-Утайби.

Последствия

Вскоре после того, как стало известно о захвате, новый лидер исламской революции Ирана аятолла Хомейни заявил радиослушателям: «Нетрудно догадаться, что это дело рук преступного американского империализма и международного сионизма». Гнев, вызванный этими слухами, привёл к антиамериканским демонстрациям по всему исламскому миру — на Филиппинах, в Турции, Бангладеш, восточной части Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах и Пакистане. В Исламабаде на следующий день после захвата посольство США было штурмовано толпой, которая сожгла здание дотла. Через неделю в Триполи ещё одна толпа напала на посольство США и сожгла его. Советские агенты также распространяли слухи о том, что за захватом Запретной мечети стоят США.

После недолгого расследования Джухайман и десятки его сообщников были публично обезглавлены на площадях главных городов Саудовской Аравии. Это была самая массовая казнь за все 50 лет существования королевства.

Король добился фетвы Совета больших учёных, в которой подсудимых признали виновными в семи преступлениях:

  • нарушение святости Масджид аль-Харам;
  • нарушение святости месяца Мухаррам;
  • убийство собратьев-мусульман;
  • неповиновение законным властям;
  • приостановка молитвы в мечети аль-Харам;
  • самопровозглашение имамом Махди;
  • использование невиновных в преступных деяниях.

Неспособность в течение двух недель вернуть под свой контроль главную святыню мусульманского мира существенно подорвала авторитет правящего семейства.

Король Саудовской Аравии Халид отреагировал на беспорядки не расправой над религиозными пуританами, а наоборот, передачей улемам и религиозным консерваторам ещё большей власти в течение следующего десятилетия. Он считал, что «решение религиозных потрясений является простым: больше религии». Сначала были запрещены фотографии женщин в газетах, а затем – женщин на телевидении. Кинотеатры и музыкальные магазины были закрыты. Школьная программа была изменена, чтобы обеспечить гораздо больше часов изучения религии, исключив занятия по таким предметам, как неисламская история. Гендерная сегрегация была распространена даже «на самую скромную кофейню», а шариатская полиция получила больше полномочий. Лишь спустя десятилетия после восстания правительство Саудовской Аравии начало проводить постепенные реформы, направленные на создание более либерального общества.

Вместе с тем захват мечети показал, что ваххабизму присуща религиозная чрезмерность и оторванный от реальности идеализм. Люди, совершившие этот теракт, с одной стороны, получили религиозное образование в самой Саудовской Аравии, причём зачастую у высших религиозных авторитетов, таких как Бин Баз и Насирудин Альбани, с другой стороны, имели плохое светское образование и скудное представление о современной политике и внешнем мире вообще.

Ещё одним примечательным фактом является то, что лидер боевиков аль-Утайби происходил из семьи, которая сначала поддержала, а потом восстала против тогдашнего правителя Саудовской Аравии Абдуль-Азиза ибн Сауда, также обвинив его в отходе от норм ислама и дружбе с неверующими. Хотя Ибн Сауд просто вёл вынужденную внешнюю политику, понимая, что без военной помощи, финансов, технологий и специалистов из немусульманских стран собственное государство ему не построить.

Похожие материалы