
Вопрос:
«Прошу разъяснить шариатское решение относительно выплаты закята за мою сестру, которая страдает психическим и физическим заболеванием, то есть является недееспособной. Важно отметить, что имеющаяся сумма денег достигает нисаба (минимум, который облагается закятом). При этом каждый месяц из этой суммы расходуются средства на ее лечение и другие нужды, но оставшаяся сумма не опускается ниже нисаба. Обязательна ли в данном случае выплата закята?
Ответ:
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!
Всевышний Аллах вменил в обязанность выплату закята с имущества каждому мусульманину. Всевышний Аллах сказал:
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا
«Бери (Мухаммад) из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их (от грехов) и исправить»[1].
И сделал эту обязанность одним из пяти столпов ислама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
بُنِيَ الإِسْلَامُ عَلَى خَمْسَةٍ، عَلَى أَنْ يُوَحَّدَ اللهُ، وَإِقَامِ الصَّلاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَصِيَامِ رَمَضَانَ، وَالْحَجِّ
«Ислам основан на пяти (столпах):
- Свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха (таухид);
- Выстаивание молитвы (салят);
- Выплата закята;
- Пост в месяц Рамадан;
- Совершение хаджа»[2].
Для обязательности выплаты закята во всех его видах существуют необходимые условия, которые должны быть соблюдены. Эти условия включают — исповедание Ислама, свобода (не рабство), определение владельца имущества, полное право собственности, достижение минимального облагаемого размера (нисаб) и прохождение полного лунного года (хауль) для тех видов имущества, где это требуется. Когда все эти условия выполнены, выплата закята с данного имущества становится обязательной.
Что касается обязательности закята с имущества несовершеннолетних и недееспособных лиц, то имамы шафиитского мазхаба считают обязательным закят с их имущества. С этим мнением согласны также ученые маликитского и ханбалитского мазхабов.
В качестве доказательства они опираются на общий смысл слов Всевышнего:
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий»[3]. В этом священном аяте не проводится различия в обязательности закята между имуществом малолетнего и взрослого, дееспособного и недееспособного.
Также они приводят в качестве довода хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
اتَّجِرُوا فِي أَمْوَالِ الْيَتَامَى، لَا تَأْكُلْهَا الزَّكَاةُ
«Ведите торговлю на имущество сирот, чтобы оно не было поглощено закятом»[4].
Имам Шамсуд-Дин ар-Рамли аш-Шафии говорит:
وتجب -أي الزكاة- في مال الصبي والصبية لشمول الخبر المار لهما، ولخبر: (ابتغوا في أموال اليتامى لا تستهلكها الصدقة)، وفي رواية الزكاة، وروى الدارقطني خبر: (مَن ولي يتيماً له مال فليتجرْ فيه، ولا يتركه حتى تأكله الصدقة)، ولأن المقصود من الزكاة سدُّ الخَلَّة، وتطهير المال، ومالهما قابل لأداء النفقات والغرامات، وليست الزكاة محض عبادة حتى تختص بالمكلف والمجنون، ويخاطب الولي بإخراجها، ومحل وجوب ذلك عليه في مال الصبي والمجنون حيث كان ممن يعتقد وجوبها على الولي عليه
«Закят обязателен с имущества мальчиков и девочек, поскольку на них распространяется вышеупомянутое сообщение, а также на них распространяется хадис: “Ищите (пути преумножения) в имуществе сирот, чтобы его не поглотила милостыня”. В другой версии хадиса (вместо слово милостыня) говорится “закят”. Ад-Даракутни передал хадис: “Кто опекает сироту, имеющего имущество, пусть ведет торговлю на это имущество и не оставляет его, пока садака не поглотит его”.
Кроме того, цель закята — восполнение нужды и очищение имущества, а их имущество подлежит расходованию на содержание и выплату долгов. Это значит, что закят не является исключительно актом поклонения, чтобы его выполнение было обязательно только для совершеннолетних и умственно полноценных. Опекун обязан выплачивать его. Обязательность этого для опекуна в отношении имущества несовершеннолетнего и маджнуна (одержимого) действительна в том случае, если опекун придерживается мнения об обязательности закята с имущества опекаемого»[5].
Ученые ханафитского мазхаба считают, что закят не является обязательным для них. (Свою точку зрения они) аргументируют хадисом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ: عَنِ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ، وَعَنِ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ، وَعَنِ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِلَ
«Перо (записывающее деяния) поднято над тремя: над спящим, пока он не проснется, над ребенком, пока он не достигнет половой зрелости, и над умалишенным, пока к нему не вернется разум»[6].
Они также аргументировали это тем, что закят, подобно молитве, действителен только при наличии свободного выбора и намерения, а несовершеннолетний и неразумный не обладают ни свободой выбора, ни способностью формировать намерение, следовательно, закят не является обязательным с их имущества.
Имам аль-Маргинани аль-Ханафи сказал:
وليس على الصبي والمجنون زكاة خلافاً للشافعي رحمه الله، فإنه يقول هي غرامة مالية، فتعتبر بسائر المؤن كنفقة الزوجات، وصار كالعشر والخراج، ولنا أنها عبادة فلا تتأدى إلا بالاختيار تحقيقاً لمعنى الابتلاء، ولا اختيار لهما لعدم العقل
«На несовершеннолетнего и умалишенного не возлагается закят, в отличие от мнения имама аш-Шафии, который считает закят финансовым обязательством, приравнивая его к другим материальным обязанностям, таким как содержание жен, десятина (ушр) и земельный налог (харадж). Однако, наше мнение заключается в том, что закят является актом поклонения, который может быть исполнен только при наличии осознанного выбора, что реализует смысл испытания. А у этих двух категорий людей нет возможности осознанного выбора из-за отсутствия разума»[7].
Здесь следует отметить, что вышеупомянутое решение применяется в случае, когда имущество несовершеннолетнего или недееспособного находится под управлением опекуна. Однако, если их имущество хранится в официальных учреждениях, то именно шариатский судья обладает полномочиями давать разрешение на выплату закята с имущества несовершеннолетнего. Как правило, судьи следуют мазхабу Абу Ханифы, согласно которому закят не является обязательным с имущества сироты, что также отражено в 83 постановлении Совета по фетвам Иордании.
Таким образом, согласно мнению большинства факихов, закят с имущества несовершеннолетнего и недееспособного является обязательным, если оно достигает минимального облагаемого размера и прошел год (хауль), при условии, что имущество не уменьшалось ниже нисаба в течение года. Это обязательство повторяется с каждым годом. Опекун обязан выплачивать закят от имени недееспособного по истечении года, если имущество находится под его управлением. Если же имущество хранится в официальных учреждениях, то именно шариатский судья имеет полномочия давать разрешение на выплату закята с имущества несовершеннолетнего или недееспособного. А Всевышний Аллах знает лучше.
Источник: aliftaa.jo
[1] Коран, 9:103.
[2] Аль-Бухари и Муслим.
[3] Там же.
[4] Хадис привел ат-Табарани.
[5] Имам Шамсуд-Дин ар-Рамли «Нихаят аль-мухтадж» (3/128).
[6] Хадис передал Абу Дауд.
[7] Имам аль-Маргинани «Аль-Хидая фи шарх бидаят аль-мубтади» (1/95).