Биография имама аш-Шафии. Часть 1

Предлагаем вашему вниманию сокращенный перевод биографии великого имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии из книги «Табакату-ш-Шафи’ия» хафиза Ибн Касира. Ибн Касир посвятил эту книгу жизнеописанию ученых шафиитского мазхаба. Глава, посвященная жизни имама аш-Шафии, была издана отдельной книгой под названием «Манакыбу-ш-Шафии». В процессе перевода нами были удалены некоторые повторяющиеся сообщения. Биография будет публиковаться по частям.

 

Говорит хафиз Абуль-Фида Имадуддин Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки (701 – 774 гг. х.):

Коран и Сунна едины в указании на достоинство знаний и их почёт, а также в восхвалении носителей знания, с указанием того, что они выделились оказанным им почётом, как сказал Всевышний в своей книге:

شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ ۚ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

«Аллах засвидетельствовал, что нет никого достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладатели знания (свидетельствовали это). Он поддерживает справедливость. Нет бога, кроме Него, Могущественного, Мудрого».[1]

Он связал их (обладателей знания) свидетельство со Своим и ангелов, а это великое превосходство, коим они возвысились над всеми.

И так как имам аш-Шафии выделяется среди них достоинством и почётом, знаниями и кротостью, я хочу передать здесь часть его биографии, обратив внимание на его достоинства и благие дела, и рассказать о его учениках и последователях вплоть до наших дней, и только от Аллаха помощь!

Имя и происхождение

Имам, знаток, исполин Ислама и правовед Абу Абдуллах Мухаммад, сын Идриса, сына Аббаса, сына Усмана, сына Шафиа, сына Саиба, сына Убейда, сына Абдуязида, сына Хашима, сына Мутталиба, сына Абдуманафа, сына Кусайа, сына Киляба, сына Муррата, сына Каба, сына Луайа, сына Галиба, сына Фихра, сына Малика, сына Надра, сына Кинаната, сына Хузейма, сына Мудриката, сына Ильяса, сына Музара, сына Низара, сына Маадда, сына Аднана.

Он родом из племени Курайш, из потомков Мутталиба. Его род сливается с родом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на Абдуманафе, сыне Кусайа. Эту родословную привёл Раби ибн Сулейман и другие: «Он двоюродный брат Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».[2]

Также он входит в число тех, кому запрещено давать садака и положено отдавать одну пятую часть трофеев, то есть он член племён бану Хашим и бану Мутталиб.

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади передаёт от Кады Абу Тайиба ат-Табари следующее: «Шафи’ ибн Саиб, к которому относят имама аш-Шафи’и, встречался с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будучи ребёнком. Его отец принял Ислам во время битвы при Бадре, он был знаменосцем бану Хашим, там он попал в плен, затем выкупил себя и только потом принял Ислам, и когда его спросили: “Почему ты не принял Ислам до выплаты выкупа?”, он ответил: “Я не хотел лишать мусульман [помощи]”»[3].

Кады Абу Тайиб продолжает: «Специалисты по генеалогии говорят, что аш-Шафи’и – двоюродный брат Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по линии как дяди, так и тёти, потому что Мутталиб – дядя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а Шифа бинт Аркам [мать Саиба ибн Абдуязида] ибн Хашима ибн Абдуманафа является сестрой Мутталиба ибн Хашима».

Что же до матери имама, то она из племени аль-Азд, в хадисе говорится: «Аль-Азд – первооснова арабов» («Тарих Багдад» 2:58).

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади передал со своим иснадом от Ибн Абдуль-Хакама, что мать имама видела во сне, как она родила торговца, который дошёл до Египта и нити от которого протянулись ко всем городам. Толкователи снов сочли это предзнаменованием того, что её сын станет учёным, авторитет знаний которого утвердится в Египте и впоследствии заполнит другие земли[4].

Рождение имама, его отрочество и большое усердие в детстве

Ученик имама ибн Абдуль-Хакам передаёт слова имама аш-Шафии: «Я родился в Газзе в 150 году, мы переехали в Мекку, когда мне исполнилось 2 года».

Хатыб аль-Багдади передаёт слова имама: «Так как в детстве у меня не было денег на учёбу, я ходил к лавкам, просил у них кости, на которых и делал записи».

Амр ибн Савад сказал, что аш-Шафии рассказывал: «Я родился в Аскаляне, и когда мне исполнилось два года, мама забрала меня в Мекку, где я увлёкся стрельбой из лука и поисками знаний, в стрельбе я попадал в десять из десяти», – однако он умолчал о знаниях, и тогда Амр ибн Савад сказал: «Клянусь Аллахом, в знаниях ты преуспел больше чем в стрельбе из лука!».

Имам ибн Аби Хатим передаёт, что ибн Вахб слышал, как имам аш-Шафии рассказывал: «Я родился в Йемене, и моя мама боялась, что я пропаду, посему сказала мне: “Держись своей семьи, станешь подобным им! Я боюсь за твою родословную”. Затем она подготовила меня и отправила в Мекку, когда мне было десять лет. Там я остановился у родственника и начал поиски знаний, на что он мне сказал: “Не спеши с этим! Займись чем-нибудь более полезным”, я же наслаждался знаниями и их поисками до тех пор, пока Аллах не наделил меня тем, чем наделил.

Наш шейх аз-Захаби подметил, что слова “в Йемене” ошибочны, если не имеется в виду племя – это более вероятно».

Имам, бесспорно, родился в 150 году, это год, когда умер имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах). Некоторые утверждают, что он родился в день, когда умер имам Абу Ханифа, но вряд ли это так. Что же до того, что говорят некоторые невежды о том, что аш-Шафии находился в утробе матери четыре года, ожидая смерти Абу Ханифы, или же якобы из-за рождения аш-Шафии Абу Ханифа покинул этот свет, то всё это глупости и недостоверно. Поистине, Аш-Шафии больше всех возвеличивал Абу Ханифу! Да помилует Аллах их обоих и да будет ими доволен!

Поиск знаний и бедность

Ибн Аби Хатим передал, что аш-Шафии рассказывал: «Я рос сиротой с матерью, у которой не было возможности платить учителю, но он был согласен с матерью в том, что я могу замещать его. Когда же я закончил заучивание Корана, то начал ходить на уроки в мечеть, где заучивал хадисы и фикх. Наш дом находился в Мекке, в районе аль-Хейф, я собирал кости, дабы записывать на них хадисы и фикх, и у нас в доме находился кувшин, куда каждый раз я закидывал кость, как только она заполнялась (записями)».[5]

Ибн Сулейман аль-Курши передал слова имама аш-Шафии: «Я искал знания и, будучи бедным, приходил к учёным и запоминал то, что они говорят. Затем я захотел записывать их слова, а наш дом находился в аль-Хейфе, где я собирал кости, на которых делал записи, впоследствии дома появились два кувшина, которые полностью заполнились костями».[6]

Я (Ибн Касир) скажу: «Арабы имели привычку делать записи на костях, плоских камнях и кусках ткани в отсутствие бумаги, поэтому, когда Зайд ибн Сабит записывал Коран по приказу Абу бакра ас-Сиддыка, он записывал его на этих носителях.

Аль-Хатыб аль-Багдади передал слова Исмаиля аль-Музани: “Я слышал слова аш-Шафии: “Я выучил Коран в возрасте семи лет, а Муватта – в десятилетнем возрасте””».[7]

Также аль-Хатыб передаёт от аш-Шафии следующие слова: «Я прожил с бедуинами двадцать лет, изучая их язык и поэзию, я выучил Коран, и каждый раз, когда я его читал, не было ни одной буквы, смысл и цель которой я не знал бы, кроме двух вещей: первая – دساها , а вторую забыл летописец».[8]

Я (Ибн Касир) скажу: «Это великое усердие для того, кто изучает Коран и Сунну в десятилетнем возрасте, да будет доволен им Аллах!».

Что же до племени, в котором жил аш-Шафии, то это племя Хузейль – самые красноречивые из арабов.

Мус’аб ибн Абдуллах аз-Зубейри рассказывал: «Аш-Шафии прочитал мне образец поэзии Хузейля по памяти и сказал мне: «Не рассказывай об этом Ахль-Хадис, они не выносят такого».[9]

Мус’аб также сказал: «Аш-Шафии беседовал с моим отцом с ночи до утра, не ложась спать».

Он сказал: «Поначалу аш-Шафии изучал поэзию, историю и литературу и только потом начал изучать фикх».

Он сказал: «Причиной того, что он начал изучать фикх, было то, что он однажды ехал с писарем моего отца, и аш-Шафии начал зачитывать стих, на что писарь отца ударил его плетью и спросил: “Неужели такие, как ты, теряют достоинство в таких вещах? Где же фикх?”. Его это потрясло, и он направился на учёбу к аз-Зинджи – муфтию Мекки, а затем прибыл к нам и начал учиться у Малика ибн Анаса, да смилуется над ним Аллах».[10]

Ибн Аби Хатим передаёт от аз-Зинджи (Муслим ибн Халид), шейха имама Шафии, слова, которые он сказал аш-Шафии: «Ты можешь выдавать фетвы, о Абу Абдуллах! Воистину, пришло твоё время выдавать фетвы!» – и ему тогда было меньше двадцати лет.[11]

Продолжение следует

 

[1] Коран, 3:18.

[2] В девятом поколении, так как дед имама Мутталиб приходится братом деду Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хашиму.

[3] «Тарих Багдад», 2/58.

[4] «Тарих Багдад», 2/58.

[5] «Адаб аш-Шафии», стр. 23.

[6] «Адаб аш-Шафии», стр. 25.

[7] «Тарих Багдад», 2/62-63.

[8] «Тарих Багдад», 2/63.

[9] «Манакыб», аль-Байхаки, 2/46.

[10] «Манакыб», аль-Байхаки, 1/96.

[11] «Адаб аш-Шафии», стр. 39. Версии о возрасте имама разнятся, в некоторых источниках есть упоминание о пятнадцатилетнем возрасте, в других – о восемнадцатилетнем, но аль-Хатыб Багдади отдал предпочтение той версии, которую мы упомянули.

Похожие материалы