Знай, что поистине Аллах, Пречист Он, Могущественен и Велик, абсолютно Совершенен, Пречист от всякого изъяна, Свободный от всякого недостатка, — это и есть смысл нашего выражения: «Преславен Аллах». Поистине не постигает Его немощность, и не является Он несовершенным (неспособным), Всевышний Аллах сказал: «Но ничто не способно сбежать от Аллаха ни на небесах, ни на земле. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий» (Сура «Фатыр», аят 44),и также сказал Всевышний: «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и Нас ничуть не коснулась усталость»(Сура «Каф», аят 38) […].
Он не дремлет и не спит, Всевышний Аллах сказал: «Им не овладевают ни дремота, ни сон» (Сура «Аль Бакара», аят 255), и поистине Он не совершает ошибок и не забывает, Он сказал: «Мой Господь не ошибается и не забывает» (Сура «Таха», аят 52).
Поистине Он Справедлив во всех постановлениях и действиях, и Он не поступает несправедливо и не притесняет.
Всякое благоденствие от Его Милости и всякое бедствие по Его Справедливости, поистине Он Владыка всего, а Владыка совершает в Своих владениях, что пожелает, и распоряжается Своими рабами, как пожелает, Всевышний Аллах сказал: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (Сура «Аль-Анбия» аят 23).
И поистине Он не подобен ничему, и ничто не подобно Ему, Всевышний Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий Видящий» (Сура «Аш-Шура» аят 11), и также сказал Всевышний: «Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помяните назидание?» (Сура «Ан-Нахль», аят 17).
Важное примечание
Знай, поистине то, что передано в Коране и хадисах, из выражений, внешний смысл которых ошибочно внушает уподобление, как например слово Всевышнего: «Милостивый на арше истава» (Сура «Таха», аят 5), или хадис о нисхождении, и другие подобные этому — является обязательным для раба, чтобы он уверовал в них, без уподобления чему либо, не опустошал их и не толковал, и вверил знание об этом Всевышнему Аллаху, сказав: «Я уверовал в то, что сказал Всевышний Аллах, и в то, что сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), с тем смыслом, который пожелал Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Аллах и Его Посланник знают лучше!».
Это метод «таслим»[1], который приводит к спасению, и того кто придерживается этого восхвалил Всевышний, Он сказал: «А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа» (Сура «Аль Имран», аят 7).
И это убеждение сподвижников, последующих за ними (табиин), и имамов мусульман, таких как Имам Шафии, имам Ахмад ибн Ханбал, Суфьян, Ибн Мубарак и других, за которых обязательно держаться, и следовать по их пути.
[1] Оставлять знание об этих иносказательных аятах и хадисах Всевышнему Аллаху, и не углубляться в их смысл, одновременно с очищением Всевышнего от их буквального смысла который не является тем, что имелось ввиду Всевышним Аллахом.