С именем Аллаха, Милостивого и Милующего.
Хадис: «Аллах выдал меня замуж с высоты семи небес».
Современные последователи саляфизма утверждают, что Всевышний занимает место над миром. Когда мы спрашиваем их о доказательствах подобному, они цитируют некоторые неоднозначные тексты.
Разберем один из подобных «аргументов» и выясним, есть ли в этом однозначное указание на наличие у Аллаха места, или же это просто иллюзия, эмоции, подчинение авторитету привычного положения вещей и ложная аналогия между Творцом, Которого мы не видим воочию, и творениями, которых мы наблюдаем в повседневной жизни? Подумай об этом рассуждении и материале, который я изложу тебе, о уважаемый читатель, и о моем разъяснении тебе того, чего держались величайшие мусульманские учёные в этом вопросе. Всемогущий Аллах говорит: «Тогда узнали бы ее (эту весть) те, кто может проверить»[1].
Не сказано, что «узнал бы ее первый встречный» или «всякий шумный». Мы определим то, как понимать этот хадис, а затем разъясним его смысл, отметив, что величайшие мусульманские ученые согласны с таким смыслом. Пусть Аллах наставит нас всех, дарует нам мир и простит нас всех, амин!
К таким текстам относится хадис, приведенный имамом аль-Бухари в своем «Сахихе».
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: «Аят: “Когда же Зейд исполнил свое желание (и развелся с женой), Мы женили тебя на ней”[2], был ниспослан в отношении Зайнаб бинт Джахш, из-за чего она гордилась этим перед остальными женами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говоря: “Вас выдали замуж ваши родственники, а меня выдал замуж Всевышний Аллах с высоты семи небес”».
Мы утверждаем, что для антропоморфистов, которые приписывают Аллаху местоположение, в этом благородном хадисе нет довода.
Слово «الفوقية» (букв. сверху) имеет ряд значений в арабском языке:
1. Пространственное осязаемое положение сверху, когда вещь занимает пустоту в пространстве и находится над другой вещью, которая так же занимает пустоту в пространстве. Например, как в Словах Аллаха: «Неужели они(ни разу) не смотрели на небо над собой — как Мы выстроили его и украсили? В нем нет щелей(никаких недостатков)»[3]. Также примером являются Слова Аллаха: «Поистине, Мы сотворили над вами семь путей (небес) — один над другим (небеса — это еще и пути движения ангелов)»[4].
Речь в данных аятах идет о пространственном осязаемом положении сверху.
2. Не физическая возвышенность, как, например, в Словах Аллаха: «…И возвысил одних из вас над другими по степеням»[5], в Его Словах (когда сказал Фараон): «Мы, поистине, над ними преобладаем силой»[6], или же в Словах: «Над каждым знающим есть еще более знающий»[7].
Теперь, когда мы узнали, что возвышенность может пониматься в этих двух значениях, возникают следующие вопросы: можно ли понимать Всевышнего в этих двух смыслах одновременно? Или же один из этих смыслов абсолютно абсурден по отношению к Аллаху, и остается только понимать Его возвышенность в одном из них? И какой из этих двух смыслов допустим?
Мы приведем примеры и выведем из них правило.
Пример А. Зейд над крышей.
Пример Б. Знание над невежеством.
Пример В. Зейд над Амром.
В. В каком значении «над» в первом примере? Это «над» является физическим или нет?
О. В физическом смысле.
В. В каком значении «над» во втором примере?
О. Не в физическом.
В. В каком значении «над» в третьем примере?
О. Может быть как в физическом, так и в не физическом.
В. Почему «над» в первом примере несет в себе физическое значение, во втором примере — не физическое, а в третьем оно может нести физическое, а может нести не физическое значение?
О. Потому что мы не можем понять, в каком значении используется «над», кроме как в свете того, вместе с чем оно употребляется. В первом примере «над» употребляется вместе с Зейдом. Зейд — это человек, имеющий объем: длину, ширину и высоту. Все, что имеет объем, можно описать тем, что оно находится в верхнем пространстве и местоположении. Поэтому в случае Зейда мы понимаем «над» в значении пространственного местоположения.
Во втором примере слово «над» употреблено в отношении знания. Учитывая, что знание не является чем-то, что имеет физический объем, мы понимаем, что «над» здесь не понимается в физическом значении, и что это абсурдно. Также принимая во внимание, что знание — это некий смысл, мы понимаем, что подразумевается не физическая возвышенность знания.
В третьем примере, когда известно, что Зейд имеет физические размеры, и что в отношении него можно помыслить физическое возвышение, мы утверждаем допустимость того, что Зейд физически располагается над чем-то. Когда же известно, что, возможно, человек, проговаривающий данную фразу, может иметь в виду метафоричное значение, мы утверждаем, что допустимо, что его возвышенность означает не физическую возвышенность.
Какое правило можно вывести из этого?
Понимание того, что именно подразумевается, — физическая пространственная возвышенность или не физическая возвышенность — зависит от понимания сути того, в отношении чего она упоминается и с чем употребляется. Если мы применим «возвышенность» к тому, что имеет физические размеры, то мы поймем данную возвышенность в физическом значении и в значении местоположения, если мы хотим понять ее буквально, а не аллегорически. Если же мы применим «возвышенность» к тому, что не имеет физических размеров, то следует посмотреть: если оно абстрактно, то возвышенность понимается в значении высокого ранга, потому что только это может иметься ввиду в данном случае, и потому что пространственная возвышенность абсурдна в отношении того, что не имеет физических размеров.
Если же нечто, в отношении чего употребляется возвышенность, не является чем-то, что имеет физические размеры, или чем-то абстрактным, то у нас есть два решения:
1. Мы не претендуем на знание о том, что означает его возвышенность, и оставляем попытки узнать это, потому что, как мы уже поняли ранее, значение возвышенности мы поймем только после того, как поймем суть того, что описывается возвышенностью: имеет ли оно размеры или же является абстрактным.
2. Нам следует сказать, что, поскольку то, что описывается возвышенностью, не имеет физических размеров, то можно утверждать, что его возвышенность не является пространственной. Затем допустимо толковать ее аллегорически согласно приемам арабского языка, при условии, что мы не будем категорично заявлять, что именно конкретно это толкование имелось в виду тем, кто употребил это слово в отношении себя, потому что есть вероятность, что он имел в виду другое значение, которое подобает его сущности, не имеющей физических размеров, и о котором мы не знаем, но мы верим в него, как в сокрытое от нас, как сказано в аяте: «(Это те), кто верит в тайное»[8].
Теперь же, когда мы говорим, что Аллах — над Троном или над семи небесами, возникает вопрос: есть ли у Всевышнего Аллаха физические размеры?
Уверенно можно сказать, что наш Господь не является телом и не имеет размеры, потому что Он сказал в Коране: «Нет никого и ничего подобного Ему»[9]. Аллах отвергает от Своей Сущности любое сходство с творениями. В достоверном хадисе, который приводится аль-Хакимом, говорится: «Нет у Него подобного, и нет Ему равного». Таким образом, Аллах отвергает от Себя подобие, более того, в отношении Него наличие размеров абсурдно согласно категоричным рациональным аргументам.
Если же дело обстоит таким образом, и Всевышний не имеет физических размеров, то Его возвышенность над Троном в пространственном значении абсурдна.
Что же нам делать?
У тебя есть два решения:
— Либо ты признаешь свое незнание об истинном смысле, но веришь в истинность этого, понимая общий смысл аята, и говоришь своими словами: «Мы уверовали в то, что пришло от Аллаха так, как подразумевал это Аллах»;
— Либо ты находишь этому метафорическое значение, не утверждая, что именно конкретно эта метафора имелась в виду Всевышним.
Таковы наши понимание и заключение относительно этой темы. Согласны ли с нашим этим пониманием большие ученые мусульман? Да, и некоторые из их свидетельств этому будут приведены далее.
1) Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) — предводитель верующих в хадисе и самый знающий хадисы из всех, кто претендовал на это — пишет:
قَالَ السُّهَيْلِيُّ: قَوْلُهُ: مِنْ فَوْقِ سَبْعِ سَمَاوَاتٍ مَعْنَاهُ أَنَّ الْحُكْمَ نَزَلَ مِنْ فَوْقُ
«Сказал ас-Сухайли: “Ее слова: “с высоты семи небес”, означают, что решение по этому делу было ниспослано сверху”»[10].
То есть решение о заключении брака было ниспослано сверху, как нисходит Джибриль (мир ему) с посланием. То, что сказал ас-Сухайли, передается в других сообщениях.
Передал ибн Джарир ат-Табари от Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Джахша, что последний сказал:
تَفاخَرَت عائشةُ وزينبُ. قال: فقالت زينبُ: أنا الذي نزل تزويجى
«Айша и Зайнаб хвалились. Зайнаб сказала: “Я — та, чье бракосочетание было ниспослано (с неба)”».
То есть это решение было ниспослано с этим Коран.
2) Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет:
وَمِثْلُهُ قَوْلُ زَيْنَبَ بِنْتِ جَحْشٍ زَوَّجَنِي اللَّهُ مِنْ نَبِيِّهِ مِنْ فَوْقِ سَبْعِ سَمَاوَاتٍ أَيْ نَزَلَ تَزْوِيجُهَا مِنْ فَوْقُ
«Этому подобны слова Зайнаб бинт Джахш: “Аллах выдал меня замуж за Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с высоты семи небес”, то есть заключение ее брака было ниспослано сверху»[11].
3) Он же пишет далее:
وَلَا يَسْتَحِيلُ وَصْفُهُ تَعَالَى بِالْفَوْقِ عَلَى الْمَعْنَى الَّذِي يَلِيقُ بِجَلَالِهِ لَا عَلَى الْمَعْنَى الَّذِي يَسْبِقُ إِلَى الْوَهَمِ مِنَ التَّحْدِيدِ الَّذِي يُفْضِي إِلَى التَّشْبِيهِ
«Не является абсурдным описание Аллаха возвышенностью (или словом “над”), подразумевая смысл, который подобает Его величию, но не следует подразумевать смысл, который первым приходит на ум, как, например, ограниченность, которая приводит к уподоблению Творца творениям»[12].
Здесь мы задаемся вопросом: о предводитель верующих в хадисе, подобает ли Аллаху нахождение Его в определенном месте?
Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет:
وَاللَّهُ مُنَزَّهٌ عَنِ الْحُلُولِ فِي الْمَوَاضِعِ؛ لِأَنَّ الْحُلُولَ عَرَضٌ يَفْنَى وَهُوَ حَادِثٌ وَالْحَادِثُ لَا يَلِيقُ بِاللَّهِ
«Аллах не смешивается с местами, потому что смешивание является свойством творений; это свойство непостоянно и имеет начало, а иметь начало не подобает Аллаху!»[13]
Также он пишет о тех, кто понимает возвышение Аллаха (истива) в значение утверждения:
وَقَالَتِ الْجِسْمِيَّةُ: مَعْنَاهُ الِاسْتِقْرَارُ
«Сказали антропоморфисты, что это означает утверждение»[14].
4) Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет:
قَالَ الْكِرْمَانِيُّ قَوْلُهُ: فِي السَّمَاءِ ظَاهِرُهُ غَيْرُ مُرَادٍ، إِذِ اللَّهُ مُنَزَّهٌ عَنِ الْحُلُولِ فِي الْمَكَانِ، لَكِنْ لَمَّا كَانَتْ جِهَةُ الْعُلُوِّ أَشْرَفَ مِنْ غَيْرِهَا أَضَافَهَا إِلَيْهِ إِشَارَةً إِلَى عُلُوِّ الذَّاتِ وَالصِّفَاتِ، وَبِنَحْوِ هَذَا أَجَابَ غَيْرُهُ عَنِ الْأَلْفَاظِ الْوَارِدَةِ مِنَ الْفَوْقِيَّةِ وَنَحْوِهَا
«Сказал аль-Кирмани: “В Его Словах: “в небе”, не имеется в виду внешний смысл, так как Аллах не смешивается с местами; однако по той причине, что сторона верха наиболее предпочтительнее остальных сторон, Аллах отнес ее к Себе, указывая на возвышенность Своих Сущности и качеств. В таком же ключе ответили и другие на формулировки, которые передаются о возвышенности»[15].
5) Имам аль-Аскаляни, передавая от Рагиба аль-Асбахани (ум. в 502 г. х.), пишет:
قَالَ الرَّاغِبُ: فَوْقَ يُسْتَعْمَلُ فِي الْمَكَانِ وَالزَّمَانِ وَالْجِسْمِ وَالْعَدَدِ وَالْمَنْزِلَةِ وَالْقَهْرِ.
فَالْأَوَّلُ: بِاعْتِبَارِ الْعُلُوِّ وَيُقَابِلُهُ تَحْتَ نَحْوَ: ﴿قُلْ هُوَ الْقَادِرُ عَلَى أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عَذَابًا مِنْ فَوْقِكُمْ أَوْ مِنْ تَحْتِ أَرْجُلِكُمْ﴾
وَالثَّانِي: بِاعْتِبَارِ الصُّعُودِ وَالِانْحِدَارِ، نَحْوَ: ﴿إِذْ جَاءُوكُمْ مِنْ فَوْقِكُمْ وَمِنْ أَسْفَلَ مِنْكُمْ﴾
وَالثَّالِثُ: فِي الْعَدَدِ نَحْوَ: ﴿فَإِنْ كُنَّ نِسَاءً فَوْقَ اثْنَتَيْنِ﴾
والرَّابِعُ: فِي الْكِبَرِ وَالصِّغَرِ، كَقَوْلِهِ: ﴿بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا﴾
وَالْخَامِسُ: يَقَعُ تَارَةً بِاعْتِبَارِ الْفَضِيلَةِ الدُّنْيَوِيَّةِ، نَحْوَ: ﴿وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْ فَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ﴾ أَوِ الْأُخْرَوِيَّةِ نَحْوَ: ﴿وَالَّذِينَ اتَّقَوْا فَوْقَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ﴾
وَالسَّادِسُ: نَحْوَ قَوْلِهِ: ﴿وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ﴾، ﴿يَخَافُونَ رَبَّهُمْ مِنْ فَوْقِهِمْ﴾ انْتَهَى مُلَخَّصًا.
«“Над” употребляется в значениях места, времени, тела, числа, ранга и превосходства. Эти значения:
1. Место с точки зрения физической возвышенности, которому противопоставляется “под”, как в Словах Всевышнего Аллаха: “Скажи: “Он способен наслать на вас наказание сверху или из-под ног”[16].
2. Место с точки зрения восхождения и нисхождения, как в Словах Всевышнего Аллаха: “И вот они напали на вас сверху и снизу”[17].
3. Число, как в Словах Всевышнего Аллаха: “Если (детей) женского пола сверху (т.е. больше) двух, то им — две трети того, что он (умерший) оставил”[18].
4. В большом и маленьком размерах, как в Словах Всевышнего Аллаха: “Поистине, Всевышний Аллах не стесняется приводить в пример (ради утверждения истины) комара или что-то сверху (т.е. больше) него”[19].
5. Мирское достоинство, как в Словах Всевышнего Аллаха: “Мы подняли одних над другими на уровни (богатства)”[20], или же достоинство вечной обители, как в других Словах Всевышнего Аллаха: “Но в День Воскрешения богобоязненные окажутся выше них”[21].
6. Как в Словах Всевышнего Аллаха: “Он — Владычествующий над Своими рабами”[22], “Боятся своего Господа, Который над ними”[23]»[24].
Обратите внимание на то, как имам арабского языка понимал возвышенность Всевышнего Аллаха в значении превосходства, следуя в этом путем аллегорического толкования.
6) Хафиз аль-Касталяни (ум. в 923 г. х.) в своем толковании на «Сахих» имама аль-Бухари пишет:
(قال: سمعت أنس بن مالك -رضي الله عنه- يقول: نزلت آية الحجاب) {يا أيها الذين آمنوا لا تدخلوا بيوت النبي} [الأحزاب: ٥٣] الآية. (في زينب بنت جحش) -رضي الله عنها- (وأطعم عليها) أي على وليمتها (يومئذ) الناس (خبزًا ولحمًا) كثيرًا (وكانت تفخر على نساء النبي -صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ- وكانت تقول: إن الله) عز وجل (أنكحني) به -صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ- (في السماء) حيث قال تعالى: {زوجناكها} [الأحزاب: ٣٧] وذات الله تعالى منزّهة عن المكان والجهة، فالمراد بقولها في السماء الإشارة إلى علو الذات والصفات وليس ذلك باعتبار أن محله تعالى في السماء تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا
«Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал, что аят: “О верующие! Не входите в дома Пророка”, был ниспослан в отношении Зайнаб бинт Джахш. В тот день на трапезе людей накормили хлебом и большим количеством мяса, и она гордилась этим перед остальными женами Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует), говоря: “Поистине, Аллах выдал меня замуж за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на небесах, ведь Всевышний Аллах сказал: “Мы женили тебя на ней“[25]”. Сущность же Всевышнего Аллаха не описывается местонахождением и расположением в стороне. Таким образом, под ее словами: “на небесах”, подразумевается указание на возвышенность Его Сущности и качеств, но не с точки зрения того, что Его место — в небесах, потому что Всевышний Аллах превыше всего этого!»[26]
Обратите внимание на то, как имам аль-Касталяни отвергает от Всевышнего Аллаха местоположение и сторону, и как он понимает хадис, а затем взгляните на то, как антропоморфисты, далекие от познаний, относят ко Всевышнему Аллаху местоположение!
7) Шейх Абу Исхак аш-Ширази (ум. в 476 г. х.) — шафиитский факих и ашаритский имам — пишет:
وان استواءه ليس باستقرار ولا ملاصقة لأن الاستقرار والملاصقة صفة الأجسام المخلوقة، والرب عز وجل قديم أزلي، فدل على أنه كان ولا مكان ثم خلق المكان وهو على ما عليه كان
«Возвышение Всевышнего Аллаха над Троном не является утверждением или прикасанием к нему, потому что утверждение и прикасание является свойством сотворенных тел, а Всевышний Аллах — Предвечный и Безначальный, что указывает на то, что Он был тогда, когда не было места, а затем Он сотворил место, но Сам остался неизменным»[27].
8) Хафиз Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки (ум. в 458 г. х.) сказал:
استدل بعض أصحابنا في نفي المكان عنه تعالى بقول النبي صلى الله عليه وسلم : {أنت الظاهر فليس فوقك شيء وأنت الباطن فليس دونك شيء}, وإذا لم يكن فوقه شيء ولا دونه شيء لم يكن في مكان
«Некоторые наши сторонники в пользу того, что Господь не описывается местоположением, привели слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Ты — Явный, и нет ничего над Тобой, и Ты — Скрытый, и нет ничего под Тобой”, а если нет ничего над Ним и ничего под Ним, тогда Он существует без места»[28].
9) Хафиз ибн аль-Джаузи, приведя хадис Муавии ибн аль-Хакама, пишет:
قد ثبت عند العلماء ان الله تعالى لا يحويه السماء والأرض ولا تضمه الأقطار، وإنما عرف بإشارتها تعظيم الخالق عندها.
«Я же утверждаю, что ученые пришли к тому, что Всевышнего Аллаха не охватывают небеса и земля, и не охватывают Его стороны, а указания на них лишь уведомляют нас о возвеличивании их Творца»[29].
10) Имам ас-Синди (ум. в 1138 г. х.) пишет:
قَالَ النَّوَوِيُّ وَلَعَلَّهَا اسْتَخَارَتْ لِخَوْفِهَا مِنْ تَقْصِيرٍ فِي حَقه صلى الله تَعَالَى عَلَيْهِ وَسلم وَنزل الْقُرْآن يَعْنِي قَوْلَهُ تَعَالَى فَلَمَّا قَضَى زَيْدٌ مِنْهَا وَطَرًا زَوَّجْنَاكهَا بِغَيْرِ أَمْرٍ لِأَنَّ اللَّهَ تَعَالَى زَوَّجَهُ إِيَّاهَا بِهَذِهِ الْآيَة قَوْله أنكحني من السَّمَاء أَي أنزل مِنْهُ ذَلِك
«Сказал ан-Навави, что, возможно, она совершила молитву истихару, боясь допустить упущение в отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и тогда ниспослался Коран, то есть Слова Всевышнего Аллаха: “Когда же Зейд исполнил свое желание (и развелся с женой), Мы женили тебя на ней”[30], без предварительного веления, потому что Всевышний Аллах женил его на ней этим аятом. Слова в хадисе: “Выдал меня замуж с высоты неба”, указывают на то, что это было ниспослано оттуда»[31].
11) Имам ат-Тахави (ум. в 321 г. х.), отвергая от Всевышнего наличие места, пишет:
وتعالى عن الحدود والغايات، والأركان والأعضاء والأدوات، لا تحويه الجهات الست كسائر المبتدعات
«Он превыше того, чтобы иметь границы и пределы, части, органы и инструменты, и не охватывает Его шесть сторон света, как это обстоит со всеми творениями»[32].
12). Ханафитский имам Исмаил ибн Ибрахим аш-Шайбани (ум. в 629 г. х.) пишет:
قال اهل الحق ان الله تعالى متعال عن المكان ,غير متمكن في مكان ,ولا متحيز الى جهة خلافا للكرامية والمجسمة
«Сторонники истины сказали, что Всевышний Аллах выше того, чтобы находиться в месте, и Он не утвержден в месте и не занимает пустое пространство в какой-то стороне, что противоречит убеждениям каррамитов и антропоморфистов»[33].
Ниже приводится ряд претензий в отношении тех, кто утверждает, что Всевышний Аллах находится сверху физически в пространстве, однако заявляющие о наличии у Творца пространственной возвышенности не могут ответить на заданные вопросы без увиливаний и уверток, а также без ухода от обсуждаемой темы.
Существовало ли место до сотворения Всевышним Аллахом какой-либо вещи, места и времени?
Если ответят «да», то разве это место, в котором пребывал Всевышний Аллах до сотворения вещей, не является сотворенным?
Если допустить, что это место не является сотворенным, то почему бы не допустить, что весь мир не является сотворенным?
Таким образом, те, кто утверждает, что Всевышний Аллах имеет предвечное место, не смогут доказать существование Всевышнего Аллаха и обосновать, что существование Вселенной имеет начало, что приводит к аннулированию всей религии из-за абсурдности таких убеждений.
Если же ответят, что места не существовало, то разве Всевышний Аллах создал место, а затем поместился в нем? Разве это не идея хулюлитов[34]?
По мнению таких людей нахождение Всевышнего Аллаха сверху является качеством совершенства, поэтому мы спросим: существовала ли сторона верха до сотворения стороны? Конечно же нет! Соответственно, Всевышний Аллах не имел этого качества совершенства до сотворения всех сторон, и Он приобрел его только после сотворения их. Разве совершенство Всевышнего Аллаха зависит от существования творений?
Даже если все это и является претензиями к ним, однако, в реальности таков их мазхаб, о котором у большинства его простых сторонников нет никакого знания.
Если Всевышний Аллах находится в верхнем месте, находимся ли мы снизу от Него в таком случае?
Если скажут, что «нет», то разве может быть так, что Он — сверху нас, а мы — не снизу от Него?
Если скажут, что «да», что мы находимся снизу от Него, то мы спросим: что же вы скажете о словах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О Аллах! Ты — Первый, и не было ничего до Тебя! Ты — Последний, и не будет ничего после Тебя! Ты — Явный, и нет ничего над Тобой, и Ты — Скрытый, и нет ничего под Тобой»?
В хадисе приводится: «Ты — Скрытый, и нет ничего под Тобой».
Примените ли вы к этим словам аллегорическое толкование? Аллегория вдруг стала для вас приятным занятием?
Напомните нам, какая причина может быть для аллегорического толкования, чтобы мы противопоставили вам такую же аллегорию и даже то, что сильнее этого?
На этом остановимся, чтобы не удлинять тему. Я же приготовлю другую статью, где приведу остальные слова об упомянутом хадисе из «Сахиха» аль-Бухари, чтобы разъяснить версии одну за другой.
[1] Коран, 4:83.
[2] Коран, 33:37.
[3] Коран, 50:6.
[4] Коран, 23:17.
[5] Коран, 6:165.
[6] Коран, 7:127.
[7] Коран, 12:76.
[8] Коран, 2:3.
[9] Коран, 42:11.
[10] «Фатх аль-Бари» (7/412).
[11] Там же.
[12] «Фатх аль-Бари» (7/413).
[13] Там же (13/385).
[14] Там же (13/406).
[15] Там же (13/412).
[16] Коран, 6:65.
[17] Коран, 33:10.
[18] Коран, 4:11.
[19] Коран, 2:26.
[20] Коран, 43:32.
[21] Коран, 2:212.
[22] Коран, 6:18.
[23] Коран, 16:50.
[24] «Фатх аль-Бари» (???).
[25] Коран, 33:37.
[26] Источник?
[27] «Аль-Люма» (1/101).
[28] «Аль-Асма вас-сыфат», стр. 400.
[29] «Даф шубахи ат-ташбих» (???).
[30] Коран, 33:37.
[31] «Хашият ас-Синди аля сунан ан-Насаи» (6/80).
[32] «Аль-Акыдату ат-Тахавийату».
[33] «Шарх аль-Акыдати ат-Тахавийати».
[34] Хулюлиты — сторонники концепции единства бытия, веры в то, что Всевышний Аллах реализуется в предметах и сущностях Вселенной. — прим. пер.