Имам Абдуллах ибн аз-Зубайр аль-Хумейди (ум. 219 г.х.) сказал:
[Вера в предопределение]
«Сунна[1] в нашем[2] представлении — это вера в предопределение[3], как хорошего, так и плохого, и также знать, что то, в чем человек преуспел, он не мог потерпеть убыток, а то, что у него не получилось, то в этом он преуспеть не мог. Все это — по предопределению Всевышнего Аллаха.
[Определение веры]
Вера — это слово и деяние[4]: она увеличивается и уменьшается[5]. Слова не принесут пользу без деяний, но ни деяния, ни слова не принесут пользу без намерения ради Аллаха[6], а деяния и слова с правильным намерением принесут пользу, только если они будут соответствовать Сунне[7].
[Любовь ко всем сподвижникам]
(Сунна это также) дуа о милости всем сподвижникам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ
«А те (верующие), что придут после них (поколения сподвижников), будут говорить: “Господи! Прости нас и наших братьев, уверовавших до нас!”»[8]
И не уверует человек без того, чтобы просить прощения для них. А поносящий их либо каким-то образом принижающий их — не на Сунне[9].
А кто будет их ругать, тот не получит долю трофеев. И многие нам сообщили от Малика ибн Анаса (да смилуется над ним Аллах), что он сказал:
«Разделяя трофеи, Всевышний Аллах сказал:
لِلْفُقَرَاءِ الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِنْ دِيَارِهِمْ
“А также (трофеи принадлежат) бедным переселенцам (мухаджирам), которых изгнали из их домов и лишили своего имущества”.[10]
Затем Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا
“А те (верующие), что придут после них (поколения сподвижников), будут говорить: «Господи! Прости нас и наших братьев, уверовавших до нас!”[11]
И если человек так[12] не говорит, то ему не положены трофеи[13]».
[Коран — Речь Аллаха.]
Коран — это Речь Аллаха. Я слышал, как Суфьян (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Коран — это Речь Аллаха, а кто скажет, что он (то есть Коран) сотворен, тот нововведенец. Мы не слышали, чтобы кто-то говорил такое».
[Мнение Суфьяна о вере]
Я слышал, как Суфьян (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Вера — это слово и дело, и она увеличивается и уменьшается».
Ему на это ответил его брат, Ибрахим ибн Уяйна (да смилуется над ним Аллах): «Суфьян, не говори “уменьшается”».
И Суфьян (да смилуется над ним Аллах) разозлился на это замечание и сказал: «Мальчик, молчи! Вплоть до того, что от нее может ничего не остаться»[14].
[Видение Аллаха]
Также Сунна — в подтверждении видения Всевышнего Аллаха после смерти.
[Подтверждение божественных атрибутов]
И также Сунна — в подтверждении всех упомянутых в Коране и Сунне атрибутов.
Как то:
وَقَالَتِ الْيَهُودُ يَدُ اللَّهِ مَغْلُولَةٌ
«Иудеи сказали: «Рука Аллаха прикована»,[15]
Или:
وَالسَّمَاوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ ۚ
«Но вся земля в Судный День окажется в Его Руке»[16]
И мы никак не делаем тафсир подобным аятам Корана и хадисам и ничего к ним не добавляем. Мы ограничиваемся на том, на чем ограничились Коран и хадисы.
И мы говорим:
الرَّحْمَٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ
«Милостивый истава[17] над Аршем»[18].
А кто утверждает нечто иное, тот — джахмит, опустошающий атрибуты Всевышнего Аллаха.
[Разница между Ахлю-Сунна и хариджитами]
Мы не говорим так, как говорят хариджиты: «Совершивший грех — неверующий», потому что нет неверия в совершении какого-либо из грехов, однако неверие — оставление одного из пяти[19] (столпов), о котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам зиждется на пяти вещах: свидетельстве, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, поста в рамадан и хадже».
Что касается трех из этих столпов, то если человек не произнес свидетельство, не совершает намаз или же не постится, то нет и речи о том, что он верующий, потому что никакой из этих трех столпов не может быть передвинут от своего времени, а если же человек намерено пропустил что-то из этого, то его восполнение не засчитается[20].
Что касается закята, то в какое бы время человек ни выплатил его, это засчитается, хоть и будет грех, если человек удерживал закят без выплаты.
Что касается хаджа, то он становится обязательным с момента возможности его совершить, но он не становится обязательным в этом же самом году. И в каком бы году потом уже он ни совершил хадж, то он будет выполнен, и не будет греха за откладывание, как в случае с закятом, потому что закят — это право бедных и нуждающихся мусульман, и лишение их этого имущества из-за откладывания выплаты — грех.
А хадж же — между ним и Аллахом, и поэтому когда бы он ни совершил его, он засчитается.
А если же он умрет после возможности совершить хадж, так и не совершив его, то в могиле он будет умолять вернутся в этот мир, чтобы совершить его. И поэтому его родственники должны совершить хадж от его имени. И мы надеемся, что это засчитается за него, подобно тому, как если бы он был кому-то должен денег, а потом уже после его смерти эти деньги вернули».
(Аль-Хумейди, «Усуль ас-Сунна». Дар Ибн аль-Асир)
Комментарии устаза Абу Али аль-Ашари
[1] Под Сунной имеется в виду путь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, но не имеется в виду противоположное фарду.
[2] То есть в представлении Ахлю-Сунна.
[3] Имам аль-Хумейди выделил те аспекты Ахлю-Сунна, в которых они расходятся с заблудшими течениями.
[4] Полноценная и совершенная вера — это убежденность сердца, подтвержденная шахадой и религиозной практикой.
[5] Грехи отдаляют людей от милости Аллаха и приближают их Аду, а поклонение приближает людей к Раю и Его довольству.
[6] Деяния без искренности не просто тщетные, но и греховны.
[7] Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) показал своим сподвижникам то, как надо поклоняться Всевышнему Аллаху. Это описание истинного поклонения Всевышнему Аллаху содержится в фикхе четырех имамов. Поэтому искренность человека в его нововведении никак не поможет ему.
[8] Коран, 59:10.
[9] Потому что согласно иджме Ахлю-Сунна все сподвижники являются достойными доверия людьми, и они не могут быть повергнуты никакой критике, потому что в Коране имеется огромное количество аятов с похвалой в их адрес.
[10] Коран, 59:8.
[11] Коран, 59:10.
[12] Имеется в виду, ято если мусульман не делает дуа о мухаджирах и ансарах, а высказывается плохо о них, то ему не положены трофеи.
[13] Как вид наказания за дурное высказывание о сподвижниках.
[14] Имеется в виду, что грехи — предвестники неверия, и человек настолько может быть погруженным в грехи и ослушания, что в итоге станет неверующим. Пусть Аллах убережет нас от этого! Амин!
[15] Коран, 5:64.
[16] Коран, 39:67.
[17] Так как подобает величию Его Сущности, без передвижения и занятия места в пространстве.
[18] Корна, 20:5.
[19] Имам аль-Хумейди, как и имам Ахмад (да смилуется над ними Аллах), считал, что оставление намаза — это неверие. Это мнение было очень распространенным среди ранних имамов хадиса. Это также является мнением и учителя имама аль-Хумейди — имама Суфьяна ибн Уяйны (да смилуется над ними Аллах). Однако мнение большинства поздних ученых в том, что оставление намаза по лени без отрицания его обязательности не является неверием.
[20] Согласно мнению подавляющего большинства ученых, человек обязан возместить пропущенный намаз или пост, даже если пропустил их без уважительной причины. Имам Мухаммад ибн Наср аль-Марвази (202–294 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) — один из ранних шафиитских факихов, муджтахид — сказал в книге «Та’зыму кадри салят»: «Если человек не совершит молитву умышленно и время ее выйдет, то он обязан будет возместить ее. И мы не знаем, чтобы кто-то сказал иначе, кроме как то, что передается от аль-Хасана аль-Басри. Те ученые, которые считали человека неверующим из-за того, что он оставил совершение молитвы, то по их мнению он (оставивший молитву) обязан покаяться, и если он покается и возместит молитву, то они считали это возвращением в Ислам. А те, которые не обвиняли в неверии оставившего молитву (не отрицая ее обязательность), то они говорили, что такой совершил грех, и требовали от него возмещения молитвы».