«Аль-Варакат» имама аль-Джувейни. Вступление

Представляем вашему вниманию стенограмму уроков устаза Абу Али аль-Ашари по книге «Аль-Варакат» имама Абуль-Маали аль-Джувейни (419 – 478 гг. х.) – важнейшей книги по науке «усуль аль-фикх».

 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословения пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

С дозволения Всевышнего Аллаха, сегодня начинаем цикл уроков, посвящённый изучению науки усуль уль-фикх. Многие, наверное, слышали название «усуль уль-фикх» или когда-то читали о ней, но, к сожалению, на русском языке это одна из тех наук, про которую практически ничего не сказано, мало что написано, и тем более – нет каких-либо подробных уроков или учебников по этой науке.

Усуль уль-фикх или основы фикха – одна из важнейших шариатских наук, которая позволяет понимать нашу религию в целом, понимать, как устроены принципы вынесения тех или иных шариатских решений (хукмов). И поэтому некоторые факихи (учёные), такие как Худжат уль-Ислам (довод Ислама) имам аль-Газали, говорили, что перед изучением фикха нужно изучать усуль уль-фикх, ибо усуль уль-фикх – это логика шариата, как назвал её аль-Газали. Она позволяет нам понимать принципы взаимодействия между различными доказательствами в шариате и т. д.

Поэтому это действительно одна из важнейших наук, которая находится на стыке различных наук. К сожалению, наш интеллектуальный уровень и наше знание шариата не позволяет студентам сразу приступать к изучению этой науки. Перед её изучением человек должен получить хотя бы некоторые базовые представления о других шариатских науках.

Безусловно, первая наука, которую человек должен понимать, это акыда (вероубеждение). Без понимания основ веры очень сложно понять природу шариатского решения (хукма), сложно понять некоторые противоречия в усуль уль-фикхе, особенно между мутазилитами и ашаритами, в понимании хукма, в понимании причины и следствия между хукмами. Сложно принимать расхождения в этих вопросах без понимания вопросов акыды или, например, понимать хукм, а это повеление Аллаха, предвечно оно или не предвечно, сотворено оно или не сотворено.

В усуль уль-фикхе много таких моментов, которые имеют непосредственное отношение к вероубеждению. И поэтому, не имея базовых представлений об акыде, сложно понять те или иные вопросы, которые поднимаются в этой науке.

Также необходимо разбираться и в грамматике арабского языка, иметь общие представления о ней, ибо один из аспектов изучения усуль уль-фикха зависит именно от знания языка, точнее, понимания повеления и запрета в языковом значении, поэтому нужно обладать базовым пониманием грамматики.

Также очень важно разбираться в вопросах логики, ибо один из аспектов усуль уль-фикха – это вопрос: частное, общее, конкретизированный смысл, широкое значение и т. д. И эти вопросы, их логическое понимание очень важно. Из этого проистекает в наши дни непонимание некоторых аятов, непонимание, что такое общее (ам), что такое частное (хас), что такое ограниченное или неограниченное, поэтому представители заблудших течений часто приводят какие-то аяты по темам, которые не имеют отношения к обсуждаемому вопросу или теме, ибо они вырваны из контекста, или их частный смысл переносится на общее значение, либо наоборот.

Всё это из-за незнания усуль уль-фикха. Не зная усуль уль-фикх, невозможно понимать ни Коран, ни хадис, и непонятна сама природа тех или иных расхождений, которые имеются в шариате. Это что касается логики.

Также нужно иметь базовое представление о фикхе, ибо усуль уль-фикх является основой (или принципами) фикха, поэтому в книгах по усулю к тем или иным правилам и принципам приводятся примеры из фикха, и без его понимания, без его изучения хотя бы на начальном уровне эти примеры непонятны. А если ты не понимаешь этих примеров, то, соответственно, не понимаешь и это правило. Поэтому усуль уль-фикх – сложная дисциплина, которая находится на стыке нескольких наук.

Что же такое усуль уль-фикх?

Для изучения этой науки мы выбрали один из основных текстов – «Аль-Варакат» имама аль-Джувейни. Но, прежде чем приступить к этой книге, мы кратко рассмотрим историю науки усуль уль-фикх, узнаем, какие используются методы, какие есть мазхабы в этой науке, и кратко пробежимся по трудам. Что касается определения «усуль уль-фикх», то, читая «Аль-Варакат» имама аль-Джувейни, мы подробно остановимся на нём. Но сейчас кратко рассмотрим, что это такое. Одно из определений, которое даёт усуль уль-фикху имам аль-Байдави (и действительно, пожалуй, одно из лучших определений):

«Это познание доказательств фикха в целом и изучение способов получения пользы от них, того состояния или качеств, которым должен обладать тот, кто может выносить те или иные решения».

То есть усуль уль-фикх занимается тремя главными аспектами, в нём три больших раздела:

1. общие доказательства фикха, он их рассматривает в целом;

2. способ, при помощи которого из общего доказательства выводится решение;

3. тот, кто имеет право выносить решение.

Мы ещё расскажем более подробно об определении, которое даётся усуль уль-фикху в книге «Аль-Варакат» имама аль-Джувейни. В целом это наука, которая изучает общие принципы фикха, доказательства фикха, использование этих доказательств и качества человека, который может выносить эти решения. Поэтому это одна из важнейших наук, её называют инструментом для иджтихада и обязательной наукой для муджтахидов, и так как мы не являемся муджтахидами и никогда не достигнем этого уровня, эта наука позволяет нам понимать шариат, понимать логику нашей религии.

Похожие материалы