Деяния, равные по награде хаджу

Хадж — это новое рождение, начало в жизни каждого паломника. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ حَجَّ لِلَّهِ فَلَمْ يَرْفُثْ، وَلَمْ يَفْسُقْ، رَجَعَ كَيَوْمَ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ

«Тот, кто совершил хадж ради Аллаха, не произносил скверных слов и не грешил, вернется таким, каким был в день, когда его родила мать»[1].

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

العُمْرَةُ إِلَى العُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَينَهُمَا ، وَالحَجُّ المَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلاَّ الجَنَّةَ

«Совершение каждой следующей умры после предыдущей служит искуплением грехов, совершенных между ними. Что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая»[2].

Паломник возвращается, как будто только что родился, чистым от грехов и прегрешений. Разве это не заслуживает благодарности Аллаху и большего повиновения Ему?

Мусульманин не может совершать хадж более одного раза в год. Более того, есть люди, у которых нет возможности совершить его из-за финансовых сложностей или из-за болезни. Однако есть деяния, которые равны вознаграждению за хадж:

1. Совершение духа-намаза после совершения утреннего коллективного намаза в мечети и пребывания в нем

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ صَلَّى الغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: تَامَّةٍ تَامَّةٍ تَامَّةٍ

«Тому, кто совершил утреннюю молитву джамаатом, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракаата молитвы, это принесет такую же награду, как за совершение хаджа и умры». Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) добавил: «Полноценного, полноценного, полноценного»[3].

2. Совершение обязательного намаза в мечети

Сообщается со слов Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَن خرَجَ مِن بيتِه متطهِّرًا إلى صلاةٍ مكتوبةٍ، فأجْرُه كأجرِ الحاجِّ المُحرِمِ، ومَن خرَجَ إلى تسبيحِ الضُّحى لا يُنصِبُه إلَّا إيَّاهُ، فأجْرُه كأجرِ المُعتمِرِ، وصلاةٌ على أثَرِ صلاةٍ لا لَغْوَ بينَهما كتابٌ في عِلِّيِّينَ.

«Кто вышел из своего дома, очистившись, и отправился в мечеть для совершения обязательного намаза, того ждет награда, подобная награде совершающего хадж, облачившись в ихрам. А кто вышел для совершения духа-намаза, причем только оно заставило его выйти, того ждет награда, подобная награде совершающего умру. А кто совершает намаз за намазом, не занимаясь пустословием в промежутках между ними, того ждет запись в Иллийюне[4]»[5].

3. Поминание Аллаха после намаза

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

جَاءَ الْفُقَرَاءُ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالُوا ذَهَبَ أَهْلُ الدُّثُورِ مِنْ الْأَمْوَالِ بِالدَّرَجَاتِ الْعُلَا وَالنَّعِيمِ الْمُقِيمِ يُصَلُّونَ كَمَا نُصَلِّي وَيَصُومُونَ كَمَا نَصُومُ وَلَهُمْ فَضْلٌ مِنْ أَمْوَالٍ يَحُجُّونَ بِهَا وَيَعْتَمِرُونَ وَيُجَاهِدُونَ وَيَتَصَدَّقُونَ قَالَ أَلَا أُحَدِّثُكُمْ إِنْ أَخَذْتُمْ أَدْرَكْتُمْ مَنْ سَبَقَكُمْ وَلَمْ يُدْرِكْكُمْ أَحَدٌ بَعْدَكُمْ وَكُنْتُمْ خَيْرَ مَنْ أَنْتُمْ بَيْنَ ظَهْرَانَيْهِ إِلَّا مَنْ عَمِلَ مِثْلَهُ تُسَبِّحُونَ وَتَحْمَدُونَ وَتُكَبِّرُونَ خَلْفَ كُلِّ صَلَاةٍ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ فَاخْتَلَفْنَا بَيْنَنَا فَقَالَ بَعْضُنَا نُسَبِّحُ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ وَنَحْمَدُ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ وَنُكَبِّرُ أَرْبَعًا وَثَلَاثِينَ

«Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришли бедные (из числа его сподвижников) и сказали: “Богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они совершают хадж и умру, принимают участие в борьбе на пути Аллаха и дают милостыню”.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же? Произносите слова “СубханаЛлах” — Преславен Аллах, “АльхамдулиЛлях” — Хвала Аллаху и “Аллаху Акбар” — Аллах Велик по 33 раза после каждого намаза».[6].

4. Обучение или преподавание в мечети

Сообщается со слов Абу Умамы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من غدا إلى المسجد لا يريد إلا أن يتعلم خيرا أو يعلمه كان له كأجر حاج تاما حجته

«Кто направится в мечеть, желая научиться чему-то хорошему или обучить этому других, тому будет награда, подобная награде паломника, совершившего полноценный хадж»[7].

5. Снаряжение паломника

Со слов Зайда ибн Халида сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ جَهَّزَ غَازِيًا أَوْ حَاجًّا أَوْ خَلَفَهُ فِي أَهْلِهِ أَوْ فَطَّرَ صَائِمًا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْءٌ

«Тот кто снарядит воина или паломника, возьмет на себя ответственность за их семью или накормит одного постящегося, получит подобную их награде, и награды у этих людей нисколько не уменьшится»[8].

6. Совершение умры в месяц рамадан

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), побуждал людей совершать умра в месяц рамадан. Ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом), передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

‌عمرة في رمضان تعدل حجة

«Умра, совершенная в месяц рамадан, приравнивается к хаджу»[9].

В этом хадисе упоминается весь месяц рамадан, а не только десять последних дней этого месяца.

Стоит отметить, что эти деяния равны хаджу по награде, но не заменяют его. Тот, кто совершает их, все равно обязан совершить хадж.

 

 

[1] Аль-Бухари.

[2] Аль-Бухари, Муслим.

[3] Ат-Тирмизи.

[4] Иллийюн — это место, в котором окажется книга деяний праведных верующих. — прим. ред.

[5] Абу Давуд.

[6] Аль-Бухари.

[7] Ат-Табарани.

[8] Ан-Насаи.

[9] Аль-Бухари, Муслим.

Похожие материалы