Доказательства дозволенности тавассуля и истигасы. Часть 1

Хвала Аллаху, Господу Миров. Да благословит Аллах и да приветствует нашего господина Мухаммада, Его раба и Посланника, не умеющего читать и писать, его семью и сподвижников. Да благословит Аллах и да приветствует всех посланников и пророков, их семьи и сподвижников, а вместе с ними и посредством них – и нас всех, наши семьи, наших любимых и наших братьев и сестер. Амин.

Эта книга называется «Аль-Ис`ад фи джавази ат-тавассуль валь-истимдад». Я написал ее для своих братьев, изучающих шариатские науки по схеме «вопрос-ответ», чтобы они отлично знали свое дело и чтобы страсти и разные мнения не играли ими. Да поможет нам Аллах.

Первый вопрос:

Что означают слова «истигаса» и «исти`ана»?

Ответ:

Истигаса – это просьба о помощи у того, кто способен на это на самом деле, а это Всевышний Аллах, или у того, кому Аллах посредством Своей Силы и Мощи даровал такую способность – это пророки, любимцы Аллаха и Его рабы.

Исти`ана – это обращение раба за помощью к тому, кто способен ее оказать по своей сущности, а это Всевышний Аллах, или к тому, в ком Аллах сотворил способность помочь, а это Его рабы.

Второй вопрос:

Можно ли обращаться за помощью к кому-либо, помимо Аллаха? При помощи каких доводов доказывается, что это дозволено?

Общий ответ:

Речью можно просить о спасении или помощи у всех «обычных причин», в которых Всевышний Аллах обычно порождает способность помочь, однако при этом нужно быть убежденным в том, что эти причины сами по себе не обладают этой способностью и что они не самодостаточны и не самостоятельны в бытии[1].

Насчет дозволенности этого единодушны все авторитетные ученые из числа саляфов и халяфов. Этому противоречат лишь приверженцы нововведений, и с их несогласием не нужно считаться.

Подробный ответ:

«Обычная причина». По мнению ученых в области исламского вероубеждения, это связь одного дела с другим в наличии и отсутствии, с допустимостью того, что они могут оставаться без воздействия одного из них на другое. Мир творений, людей и мир дел, включая все их составляющие единицы, входят в понятие «обычные причины» (предметы или явления, которые не могут воздействовать на сотворение чего-либо или помощь в чем бы то ни было).

Ни в одном из них нет вложенных сил, и ни одно из них не обладает силой, мощью, речью или действиями, кроме как посредством Всевышнего Аллаха.

Ничто из них не самодостаточно в том смысле, что ни одно из них не способно без Аллаха оказать помощь, даже на мгновенье ока. Весь мир целиком находится под опекой Всевышнего Аллаха, под Его помощью, мощью и силой.

Эти «обычные причины» делятся на две группы:

  1. Группа причин, в отношении которых есть обычай (сунна) Всевышнего Аллаха порождать в них в зримом мире какую-либо мощь: это относится к людям и ангелам. Так происходит благодаря совершенству мира Его творений, поскольку Всевышний Аллах помогает посредством семи Своих смысловых атрибутов, с точки зрения их связей с ними.
  2. Группа причин, в отношении которых нет обычая (сунна) Всевышнего Аллаха порождать в них какую-либо мощь, способность в зримом мире, и это потому, что в них недостаточно помощи Всевышнего Аллаха посредством смысловых атрибутов, хотя в некоторых из них и присутствует некоторая помощь, например, в минералах и животных.

Понимая, что эти две группы очевидно различаются, мы не можем сравнивать минералы и животных с ангелами и людьми, мы не можем приравнивать их друг другу, мы не объединяем того, кто спрашивает у ангела или человека, и того, кто адресует просьбу животному или камню. И мы не можем считать, что «обычные причины», которыми Всевышний Аллах претворяет предопределенное в зримом мире, например, ангелы и люди, подобны «обычным причинам», по которым Всевышний Аллах ничего не проводит, например, идолы, которым поклонялись жившие в эпоху невежества (джахилийя).

По Шариату и согласно разуму, можно просить помощи или спасения от «обычной причины», которой Всевышним дана способность помогать или спасать. Его сердце при произнесении словесной просьбы должно быть убеждено в том, что эта обычная причина воздействует посредством Силы и Мощи Аллаха, и что то, что делает это «причиной», делается лишь посредством помощи, исходящей от Аллаха, и что данное воздействие не исходит от силы самой этой причины. Язык просит у человека, а сердце видит Господа, язык просит причину, а сердце видит дела Господа в виде даров и отказов.

[1] Важно знать: если кто-либо обращается к помощи пророка, праведника или любого другого создания, будучи убежденным, что он (тот, кого они просят) всемогущий, как Аллах, – это многобожие (ширк), и такое никак не может быть дозволенным. Также, если кто-то верит в то, что Аллах – Всемогущий, но при этом полагает, что Он дал какую-то часть Своей мощи ангелу, праведнику или пророку, – это также многобожие и, следовательно, запретно. Великий поздний ученый – шейх Мухаммад аль-Хамид из Сирии – пишет: «Что касается того, кто верит, что те, к кому он взывает, могут [на что-то] влиять, приносить пользу или вред, как это делает Аллах, то этот человек многобожник, вышедший из Ислама».

Похожие материалы