Истигаса – ширк? Фетва хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни

Известно, что у имама, хафиза, шейх уль-Ислама Ибн Хаджара аль-Аскаляни (да будет доволен им Всевышний Аллах) существуют ответы на вопросы. Некоторые из них опубликованы, другие существуют в виде рукописей. Одна из таких неизданных фетв привлекла наше особое внимание, ибо затрагивает животрепещущий вопрос об истигасе, за которую ваххабиты выносят необоснованный и однозначный такфир. Фетву эту приводит шейх Шихабуддин ас-Саджаи аш-Шафии аль-Азхари (да будет милостив к нему Всевышний Аллах) в своём комментарии к книге «Сафинату ннаджа лиман иля Ллахи илтаджа» имама Ахмада Заррука аль-Малики (да будет милостив к нему Всевышний Аллах). Приведём эту замечательную фетву на нашем сайте вместе с комментариями устаза Низара Хамади (да хранит его Аллах) [который разместил её на личной странице в Фейсбуке].

Тавассуль: между имамом ибн Хаджаром и шейхом ибн Таймией аль-Харани

К вещам, которые в наше время разделяют и разъединяют исламскую умму, относится вопрос ширка, используемый ваххабитами в качестве предлога для неоправданного обвинения многих мусульман в неверии. В этом своём мерзком действии, которое противоречит положениям и целям Ислама, они опираются на ошибочные фетвы шейха ибн Таймии, на заблуждения которого обратили внимание учёные. К имамам-хафизам, которые опровергали эти ошибочные фетвы шейха ибн Таймии, относится в том числе шейх уль-Ислам Шихабуддин ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 г. х./1372–1449 г.) (да будет милостив к нему Всевышний Аллах), который был спрошен о человеке, сказавшем следующее:

ومن الأئمة الحُفاظ الذين ردوا على الشيخ ابن تيمية هذه الفتاوى الشاذة شيخ الإسلام شهاب الدين بن حجر العسقلاني رحمه الله تعالى، فقد سئل عمن قال: «شيء لله يا سيدي عبد القادر» فقال له شخص: هذا شركٌ، فهل دعوى الإشراك خطأ من قائله ويجب عليه التوبة والاستغفار من ذلك؟

«[Прошу] о чём-то ради Аллаха, о мой господин Абдуль-Кадир!» И сказал ему другой человек: «Сие есть ширк!». Можно ли говорить, что данное заявление о ширке является ошибкой, и на том, кто заявил об этом, лежит обязанность покаяться?

Хафиз ибн Хаджар ответил следующее:

فأجاب الحافظ ابن حجر بما حاصله: إن اعتقد القائلُ أنّ حصول الكائنات بإرادة الله تعالى، ولم يقصد حقيقة الدعاء، لم يُمنَع، وكان الأولى أن يقول: أسأل الله وأتوسل بعبده فلان أن يقضي حاجتي.
وأما إطلاق كون ذلك إشراكاً فلا، وإنما تكلم في ذلك الشيخ ابن تيمية وأراد التحذير مما وقع لأهل الجاهلية، لكنه توسع في ذلك كعادته. وأنكر الناسُ عليه ذلك من زمانه إلى الآن، خصوصاً في قوله: إنه لا يتوسل بأحد من الأنبياء ولا بنبينا صلى الله وسلم عليهم، فإنهم اتفقوا على خطئه في ذلك.
وقد وقع في جامع الترمذي أن النبي صلى الله عليه وسلم علّم بعض الصحابة: اللهم إني أتوسل إليك بنبي الرحمة. الحديث. اهـ

«Если сказавший сии слова (то есть “[Прошу] о чём-то ради Аллаха, о мой господин Абдуль-Кадир!”) верит в то, что всё происходящее в мире случается только по воле Всевышнего Аллаха, не имея в виду под своей просьбой дуа в истинном смысле (то есть поклонение), то это не запрещается. Однако было бы лучше для него сказать: “Прошу Всевышнего Аллаха и обращаюсь к Нему посредством такого-то раба Его, чтобы Он (Аллах) исполнил мои нужды”.

Что же касается называния данного действия ширком, то нет, [ширком оно не является]. Поистине, об этом (о том, что это ширк) говорил шейх ибн Таймийя, и он хотел таким образом предостеречь от того, что случилось с людьми джахилии, однако, как обычно, проявил чрезмерность. Начиная с его эпохи и до наших дней люди порицают его за это, особенно за слова: “Я не делаю тавассуль посредством кого-либо из пророков, в том числе нашего Пророка”. Поистине, они единогласны в том, что он здесь ошибся. Воистину, в труде “Джами” ат-Тирмизи передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил некоторых своих сподвижников [следующим словам]: “О Аллах, обращаюсь к тебе посредством Пророка милости».

Поистине, это решающее слово имама-хафиза, с величием и огромнейшими знаниями которого в науке хадиса в вопросах изучения иснада и понимания смысла хадисов согласились учёные! Есть ли среди ваххабитов те, кто поразмыслит над этими словами [имама ибн Хаджара] и оставит необоснованный такфир, следствием коего является подрыв исламского единства, без которого не может быть проявлено величие мусульман?

О, Аллах! Ахлю Сунна обращается к Тебе со словами, что они не причастны к тому, что творят ваххабиты для разделения исламской уммы, будь то их государство или шейхи!

Похожие материалы