Канонические нормы, связанные с новорождённым

Подготовил доктор Амджад Рашид

Проверил бывший Верховный шариатский судья ВС Иордании Нух ‘Али Аль-Кудат

C именем Аллаха, Милостивого, Милующего

Хвала Аллаху, Господу Миров. Да пребудет благословление и приветствие над нашим господином Мухаммадом, его семейством и всеми сподвижниками.

А затем.

Это небольшой трактат, который принесёт великую пользу, если того пожелает Аллах. В нём я раскрыл, что необходимо совершать в отношении новорождённого, разъяснив это по методологии нашего имама аш-Шафи’и (да будет доволен им Аллах Всевышний и да помилует его), согласно аргументации из книг имамов, придерживающихся нашего мнения. Так вот, следует знать это, поступать в соответствии с этим и обучать этому того, кто не знает.

И я назвал этот трактат «Похвальное слово касаемо канонических норм, связанных с новорождённым».

И я говорю (а лишь Аллах Всевышний одаряет милостью и возможностью совершать благое и сторониться запретного): с новорождённым связано 8 пунктов.

Три из них – при рождении: азан, икамат и тахник.

Четыре – на седьмой день после рождения: акыка, наречение, бритьё головы и раздача милостыни.

И один – на восьмой день после рождения: обрезание.

Пункты первый и второй: азан и икамат

У этих пунктов есть ряд нюансов.

1. Тому, кто присутствовал при рождении ребёнка, даже если это женщина, желательно произнести в правое ухо новорождённого азан, наподобие азана для молитвы, а в левое ухо новорождённого – икамат, наподобие икамата для молитвы, независимо от пола новорождённого.

Так гласит хадис степени хасан (хороший), который передали ат-Тирмизи, Абу Давуд и прочие имамы от Абу Хурайры, отнёсшего его к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):

أنه – صلى الله عليه وسلّم – أذّن في أذن الحسين حين ولدته فاطمة بالصلاة.

«Он (да благословит его Аллах и приветствует), когда Фатима родила аль-Хусейна, произнёс в его правое ухо азан, использующийся для призыва к молитве».

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, достоверный хадис».

И ибн ас-Сунни передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من ولد له مولود فأذن في أذنه اليمنى وأقام في اليسرى لم تضره أم الصبيان

«Если у кого-то из вас родится ребёнок, а затем вы произнесёте азан в его правое ухо, а икамат – в левое, то ему не повредит Умм ас-Сыбйан» .

Умм ас-Сыбйан – это джинн, следующий за ребёнком; было сказано, что это также болезнь, которая поражает детей.

Смысл произнесения азана и икамата заключается в том, что первое, что слышит ребёнок в этой мирской жизни – поминание Всевышнего Аллаха. Также это даёт надежду на то, что Аллах защитит ребёнка, потому что дьявол отступает и отворачивается, когда слышит поминание Аллаха.

2. Желательно прочесть в правое ухо новорождённого, даже если это мальчик, слова Всевышнего:

وَإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

«я прошу Тебя защитить ее и ее потомство от проклятого шайтана». (Алю ‘Имран, 36)

Аш-Шихаб ибн Хаджар сказал в труде «Ат-Тухфа»:

و ورد أنه – صلى الله عليه وسلم – قرأ في أذن المولود الإخلاص فيسن ذلك أيضًا. اهـ.

«Передано в хадисе, что Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал в ухо новорождённого суру Аль-Ихляс, и это тоже является желательным».

3. Также для женщины желательно во время родов читать аят аль-Курси и слова Всевышнего:

إِنَّ رَبَّكُمُ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يُغْشِي اللَّيْلَ النَّهَارَ يَطْلُبُهُ حَثِيثًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ وَالنُّجُومَ مُسَخَّرَاتٍ بِأَمْرِهِ أَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ تَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

«Поистине, ваш Господь — Аллах, который создал небеса и землю за шесть дней и возвысился (возвышением, подобающим величию Его Сущности, без передвижения и занимания места в пространстве) над Аршем. Он покрывает ночью день, который следует за ней без промедления. Солнце, луна и звезды — все они подчинены Его воле. Без сомнений, Он творит и повелевает (что пожелает). Возвышен Аллах (и бесконечно далек от любых недостатков), Господь миров!» (Аль-А’раф, 54)

Также желательно читать две защищающие суры (Аль-Фаляк и Ан-Нас) и многократно произносить «Мольбу, произносимую при скорби»:

لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ الْعَظِيمُ الْحَلِيمُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ رَبُّ السَّمَوَاتِ، وَرَبُّ الْأَرْضِ، وَرَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ

«Нет никакого Божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, Величайшего, Снисходительного. Нет никакого Божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, Господа Величественного Трона, Нет никакого Божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, Господа Миров, Господа Земли и Почтенного Трона».

И всё это произносится с надеждой, что Аллах сохранит мать и новорождённого и облегчит ей роды.

Третий пункт: тахник (кормление разжёванным фиником)

Желательно сразу после рождения дать ребёнку – будь это мальчик или девочка –  разжёванный свежий или сухой финик или нечто сладкое, например, изюм. Сухой финик разжёвывается, пока не размягчится до такой степени, что его можно будет проглотить – согласно тому, что сказал имам ан-Навави в комментарии к сборнику «Сахих Муслим» – а затем его намазывают на нёбо новорождённого, чтобы часть этой массы дошла до желудка.

И достоверно передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал тахник для множества детей сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

Так, Муслим передал от Аиши (да будет доволен ею Аллах) следующее:

أن رسول الله – صلى الله عليه وسلم – كان يؤتى بالصبيان فيبرك عليهم ويحنكهم

«К Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходили с детьми, и он возносил мольбу с просьбой о благодати для них и выполнял тахник».

Также Муслим передал, что ‘Урва ибн аз-Зубейр и Фатима бинт аль-Мунзир ибн аз-Зубейр сказали:

خرجت أسماء بنت أبي بكر رضي الله عنهما ، حين هاجرت وهي حبلى بعبد الله بن الزبير رضي الله عنهما ، فقدمت قباء فنفست بعبد الله بقباء ، ثم خرجت حين نفست إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم ليحنكه ، فأخذه رسول الله صلى الله عليه وسلم منها ، فوضعه في حجره ثم دعا بتمرة ، قال:قالت عائشة رضي الله عنها : فمكثنا ساعة نلتمسها قبل أن نجدها فمضغها ، ثم بصقها في فيه ، فإن أول شيء دخل بطنه لريق رسول الله صلى الله عليه وسلم ، ثم قالت أسماء : ثم مسحه وصلى عليه ، و سماه عبد الله ، ثم جاء وهو ابن سبع سنين أو ثمان ، ليبايع رسول الله صلى الله عليه وسلم، وأمره بذلك الزبير ، فتبسم رسول الله صلى الله عليه وسلم حين رآه مقبلًا إليه ثم بايعه.

«После переселения в Медину Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) вышла, будучи беременной Абдуллахом ибн Зубайром (да будет доволен ими Аллах), и дошла до мечети аль-Куба, а затем родила в ней Абдуллаха. Затем, после родов, она пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он сделал для него тахник. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) взял у неё ребёнка, положил его в своей комнате и попросил принести сухой финик.

‘Урва сказал, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “И мы провели в поисках около часа, прежде чем нашли его, и Посланник Аллаха разжевал его, а затем сплюнул [в руку и положил] ребёнку в рот. Так вот, первое, что попало в его желудок, поистине – слюна Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)”.

Затем Асма сказала: “Затем он погладил его, вознёс за него мольбу и назвал его Абдуллахом”.

Затем он пришёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в возрасте семи или восьми лет, чтобы присягнуть ему; это повелел сделать ему аз-Зубайр. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) улыбнулся, когда увидел его стоящим перед собой, а затем принял у него присягу».

И в этом хадисе присутствуют разнообразная польза, которую упомянул имам ан-Навави в комментарии к «Сахих Муслим», в том числе, как он сказал, следующая:

التبرك بآثار الصالحين وريقهم وكل شيء منهم. اهـ.

«Снискание благодати от того, что осталось от праведников, их слюны и всего, что относится к ним».

Также он сказал:

و يستحب أن يكون المحنك من الصالحين وممن يتبرك به رجلًا أو امرءةً، فإن لم يكن حاضرًا عند المولود حمل إليه.

«Желательно, чтобы тот, кто совершает тахник, был праведником – тем, у кого ищут благодати – будь то мужчина или женщина. И если он не находится рядом с ребёнком, то ребёнка относят к нему.

Однако совершающий тахник не должен иметь заразной болезни во рту или где-то ещё, дабы не навредить ребёнку».

Четвёртый пункт: акыка (жертвоприношение за новорождённого)

Это животное, которое приносят в жертву за новорождённого.

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах и да помилует его) считал нежелательным называть этот процесс «аль-‘акыка», потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) считал нежелательным дурное предзнаменование. Напротив, этот процесс называют закланием или жертвоприношением.

Аш-Шихаб ибн Хаджар сказал в труде «Ат-Тухфа»:

وهذه الكراهة ليست شرعية لصحة ذكر العقيقة في الأحاديث، بل هي كراهة أدبية لإشعاؤ لفظ العقيقة بالعقوق. وعليه فينبغي التنزه عن التلفظ بما لا ينبغي.

«Эта нежелательность не является канонической ввиду того, что слово “аль-Акыка” действительно упоминается в хадисах; это нежелательность, вызванная нормами этики ввиду того, что слово “аль-Акыка” напоминает слово “аль-Укук” (непокорность). И поэтому необходимо остерегаться произносить то, чего не следует произносить».

Аль-Байхаки привёл в своей книге «Ас-Сунан аль-Кубра» следующее:

أن النبي – صلى الله عليه وسلم – سئل عن العقيقة فقال: (لا يحب الله العقوق) – كأنه كره الاسم – وقال: (من ولد له ولد فأحب أن ينسك عنه، فلينسك عن الغلام شاتان متكافئتان وعن الجارية شاة).

«Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили об акыке, и он сказал: “Аллах не любит непокорности (аль-Укук)”, – словно ему не понравилось такое название. И сказал: “Тот, у кого родится ребёнок и кто захочет принести за него жертву, пусть принесёт в жертву за мальчика две одинаковых овцы, а за девочку – одну овцу“».

Слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) (متكافئتان) означают (متساويتان), то есть «две одинаковых», и это слово – с кясрой над «фа» и «хамзой» после неё, как об этом сказал ан-Навави в труде «Аль-Маджму’».

Основание – законность акыки

Акыка за новорождённого узаконена следующими достоверными хадисами.

Аль-Бухари передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مع الغلام عقيقة, فأقريقوا عنه الدم وأميطوا عنه الأذى

«Акыка следует за рождением ребёнка, так пустите же за него кровь и отведите от него вред».

Ат-Тирмизи передал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следующее:

الغلام مرتهن بعقيقته، تذبح عنه يوم سابعة، ويحلق رأسه، ويسمى. قال: حسن صحيح.

«Мальчик – заложник своей акыки. За него приносят жертву на седьмой день, бреют ему голову и дают имя».

Ат-Тирмизи сказал, что это хороший, достоверный хадис. Смысл слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
(مرتهن بعقيقته) «заложник своей акыки» таков: он не сможет заступиться за своих родителей, как об этом сказал имам Ахмад (да помилует его Аллах), и его точку зрения поддержал аш-Шихаб ибн Хаджар в труде «Ат-Тухфа», сказав:

(قال الخطابي وهذا أحسن ما قيل فيه، واستبعده غيره، وهذا لا بعد فيه; لأنه لا مدخل للرأي في ذلك فاللائق بجلالة أحمد وإحاطته بالسنة أنه لم يقله إلا بعد أن ثبت عنده توقيف فيه لا سيما نقله الحليمي عن جمع متقدمين على أحمد) اهـ.

«Аль-Хаттаби сказал: “Это лучшее, что было сказано на этот счёт”. Другие посчитали это утверждение далёким от реальности, тогда как это не так, потому что этот вопрос – не место для личных мнений на этот счёт. Из почтения к Ахмаду и для признания того, что он охватил сунну, более подобает сказать, что он не говорил этого до того, как получить достоверное заключение об этом. В особенности, аль-Хулейми передал это от группы людей, живших до Ахмада». Конец цитаты.

Смысл акыки, как об этом сказали учёные, заключается в том, чтобы выразить радость и счастье от появления на свет новорождённого и продолжения рода.

Каноническое положение акыки

В этом отношении есть несколько пунктов.

1. Ранее мы уже узнали об узаконенности акыки, и согласно нашей школе (шафиитской) она является желательной, а не обязательной. Это мнение большинства учёных из числа сподвижников и таби’инов (их последователей), которое основывается на хадисе Абу Дауда:

من أحب أن ينسك – بضم السين – عن ولده فليفعل

«Тот, кто пожелает принести жертву (с “доммой” над буквой “син”) за своего ребёнка, пусть сделает это».

Имам аш-Шафи’и сказал:

(أفرط في العقيقة رجلان: القائل بالوجوب والقائل بالبدعة) اهـ.

«Чрезмерность в отношении акыки проявляют два человека: считающий это обязательным и считающий это нововведением». Конец цитаты.

Я (Амджад Рашид) скажу: аль-Хасан аль-Басри и Давуд аз-Зохири считают это обязательным, а имам Абу Ханифа считает это нововведением, да помилует Аллах их всех. Доводами к их позиции являются хадисы об узаконенности и желательности акыки.

2. Акыка является сунной при рождении мальчика и девочки, согласно основополагающему мнению и на основании хадисов, которые ясно упоминают девочку; например, следующего хадиса от госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах), который аль-Баззар и Абу-ш-Шейх привели от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), а тот – от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал:

إن اليهود تعق عن الغلام كبشًا، ولا تعق عن الجارية، فعقوا عن الغلام كشبين وعن الجارية كبشًا.

«Поистине, иудеи приносят в жертву за мальчика барана и не приносят жертвы за девочку. Так приносите же в жертву за мальчика двух баранов, а за девочку – одного».

3. Имам ан-Навави сказал в труде «Аль-Маджму’»:

(فرعٌ) فعل العقيقة أفضل من التصدق بثمنهاعندنا، وبه قال أحمد وابن المنذر. اهـ.

«(Второстепенный пункт): совершение акыки лучше, чем раздача милостыни, соразмерной её по цене, согласно нашей школе. И в соответствии с этим мнением высказались и имам Ахмад, и ибн аль-Мунзир». Конец цитаты.

Размер акыки

Относительно этого есть несколько пунктов.

1. Желательно принести в жертву за мальчика двух овец, а за девочку – одну, согласно тому, что привёл Абу Давуд от Аиши (да будет доволен ею Аллах):

أمرنا رسول الله – صلى الله عليه وسلم – أن نعق عن الغلام بشاتين متكافئتين، وعن الجارية بشاة

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел нам приносить в жертву за мальчика двух овец, а за девочку – одну».

2. Если ограничиться принесением в жертву одного барана за мальчика, этого будет достаточно для выполнения акыки, согласно словам, что Абу Давуд и аль-Байхаки привели от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими): أن رسول الله – صلى الله عليه وسلم – عق عن الحسن كشبًا، وعن الحسين كشبًا

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принёс в жертву за аль-Хасана одного барана, и за аль-Хусейна – одного барана».

3. Если человек принесёт в жертву за семерых детей корову или верблюдицу (а именно словом بدنة называют в Мекке верблюдицу или корову, приносимую в жертву), то этого будет достаточно. Разрешается семи людям принять в акыке участие, выражающееся в принесении в жертву коровы или верблюдицы, независимо от того, хотели ли они все совершить акыку или же одни из них хотели совершить акыку, а другие лишь хотели получить мясо – так же, как и в случае с жертвоприношением.

4. Наши учёные разошлись во мнениях относительно принесения в жертву одной овцы с одновременным намерением совершить и акыку, и жертвоприношение: можно ли так поступать? Аш-Шихаб Ибн Хаджар сказал: ولا يحصل له واحدة منهما. «Не засчитывается ни то, ни другое». А аш-Шамс Мухаммад ар-Рамли дозволил это и сказал: ويحصل له بذلك الأضحية والعقيقة. «Засчитывается и акыка, и жертвоприношение, совершённые таким путём». И в этом утверждении заключается послабление для человека.

Имам аль-Баджури (да помилует его Аллах) последовал мнению ар-Рамли в вопросе дозволенности принесения в жертву одной овцы за нескольких детей, однако имам ан-Навави в труде «Аль-Маджму’» явственно высказался, что такая акыка не засчитывается, цитата выглядит так: (ولو ولد له ولدان فذبح عنهما شاة لم تحصل العقيقة). «И если у него родятся два ребёнка, и он принесёт в жертву за обоих одну овцу, акыка не будет засчитана». Конец цитаты.

И это основополагающее мнение; а то, что сказал аль-Баджури –  лишь его исследование данного вопроса, которое расходится с тем, что передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и собственное исследование не отменяет переданного текста, как об этом явственно высказались учёные.

5. Животное для акыки приобретается за деньги, которые расходуются на ребёнка, или же его в качестве подношения приобретает другой человек. И не допускается приобретать его за счёт имущества ребёнка, потому что это сунна и относится к разделу добровольно совершаемых (необязательных) поступков, а при добровольно совершаемых поступках не разрешается использовать имущество маленького ребёнка.

Время совершения акыки

Относительно этого есть несколько пунктов.

1. Желательно совершить жертвоприношение за ребёнка после того, как он окончательно будет отделён (от чрева матери), даже если он умрёт после рождения. И если тот, кто обеспечивает новорождённого, может это себе позволить, то это будет для него желательным.

2. Учёные разошлись во мнениях относительно следующего случая: «Если животное принесено в жертву после того, как была достигнута уверенность в том, что ребёнок находится в чреве матери, однако до того, как он отделился [от него], будет это засчитано или нет?». По мнению большинства учёных, этого недостаточно. Аш-Шихаб Ибн Хаджар в труде «Ат-Тухфа» склонился к мнению о том, что суть сунны (то есть акыка) достигается таким путём; он сказал: (والمدار على علم وجود الولد وقد وجد). «Главную роль здесь играет знание о существовании ребёнка и то, что существование ребёнка было установлено».

3. Желательно принести в жертву акыку на седьмой день после рождения ребёнка. День рождения засчитывается как один из этих семи. И если акыка не будет совершена на седьмой день, то следует совершить её на 14-й день, на 21 и так далее – по неделе в качестве шага. И если человек не соблюдёт этот порядок (то есть отсчёт по неделе), то в этом нет проблемы.

4. Тому, за кого не была принесена жертва до наступления совершеннолетия, желательно после достижения совершеннолетия совершить жертвоприношение за себя самого.

Характеристики животного, используемого для акыки

Необходимо, чтобы животное, используемое для акыки, отвечало всем условиям, предъявляемым к животному, которого приносят в жертву (удхия) – с точки зрения его вида, возраста и прочих характеристик.

Что касается вида животного, то это должен быть скот: верблюд, корова и баранта (овцы и козы).

По единодушному мнению, не засчитывается акыка – как и жертвоприношение – если был заколот не скот, а какое-либо иное животное, как сказал имам ан-Навави в труде «Аль-Маджму’». В субкомментариях выдающегося учёного Ибрахима аль-Баджури имеются следующие слова:

 أن شيخه كان يفتي الفقراء بذبح الديك عقيقة وأن العلامة الميداني من متأخّري أئمتنا كان يفتي بهذا ويقول: إنه مذهب سيدنا ابن عبّاس رضي الله عنه

«Мой шейх вынес решение о том, что бедняку допустимо совершить акыку, принеся в жертву петуха, и выдающийся учёный аль-Майдани из числа наших поздних имамов вынес решение в соответствии с этим мнением и сказал: “Это методология нашего господина ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах)”».

Я (Амджад Рашид) говорю: это понимается в том смысле, что благодать достигается посредством абсолютно любой формы жертвоприношения, [даже закалывания] того, что не является скотом.

Что же касается проистечения акыки так, что спадает необходимость её совершить, то этого не случается (то есть это не снимает необходимости её совершить).

Если же автор подразумевал именно это (даже принесение в жертву курицы засчитывается как акыка), то это опровергается вышеприведёнными словами ан-Навави об отсутствии разногласий в том, что если заколото какое-то иное животное, а не скот, то жертвоприношение не засчитывается.

Подтверждено, что в обряде акыки сочетается канонические постановления, касающиеся жертвоприношения, за исключением нескольких канонических норм, которые учёные исключили оттуда, и это не относится к данному случаю.

А что касается того, что было передано от ибн ‘Аббаса – быть может, его слова не были достоверны, а если и достоверны, то они понимаются в том ключе, что мы упомянули ранее (любое жертвоприношение несёт благодать), и Аллах – знающий.

Что касается возраста животного, то он составляет один год для овец, два года – для козлов и коров, пять лет – для верблюдов.

Что касается характеристик, то у животного должны отсутствовать недостатки, такие как болезнь, хромота, кривизна, слепота…

Желательные моменты в жертвоприношении

Относительно этого есть несколько пунктов.

1. Лучше всего принести акыку в жертву после восхода солнца.

2. Во время жертвоприношения желательно сказать «Бисмиллях, ва-Ллаху Акбар. Аллахумма ляка ва иляйка, Аллахумма хазихи ‘акъикъату фулян», то есть «С именем Аллаха. И Аллах – Велик. О Аллах, это ради Тебя и это Тебе. О Аллах, это – акыка [такого-то] (назвать имя)».

3. Желательно не ломать кости ‘акыки ввиду запрета Пророка (да благословит его Аллах приветствует), который мы поясним ниже, и ввиду надежды на благо в виде сохранения Всевышним в безопасности органов новорождённого; пусть совершающий акыку отделяет каждый орган от сухожилия. Если же сломать кость, то это не будет считаться нежелательным (макрух), а напротив, будет расхождением с более предпочтительным (хиляфу-ль-авля).

4. Нежелательно делать на голове новорождённого мазок кровью животного, приносимого в жертву для акыки, этот поступок относится ко временам невежества (джахилии), желательно намазать его голову шафраном или другими подобными благовониями.

Форма распределения и употребления в пищу акыки

Относительно этого есть несколько пунктов:

1. Если акыка была совершена из-за обета, то её мясо запрещено есть. Напротив, следует целиком раздать её в качестве милостыни нуждающимся. А что касается желательной акыки, о совершении которой человек не давал обета, то обязательно следует раздать её часть в виде жертвоприношения, даже если она небольшая, а остальное дозволяется есть. Однако лучше всего подарить часть нуждающимся и беднякам – отнести им её, а не звать их к себе. Однако дозволено также приготовить её и позвать их к себе. Нуждающиеся и бедняки должны быть мусульманами, так же, как в случае с жертвоприношением.

2. Желательно приготовить мясо акыки вместе с чем-то сладким, наподобие изюма и мёда, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил сладости и мёд, как это говорится в достоверном хадисе, и также ввиду благого предзнаменования, что нрав новорождённого будет таким же сладким.

3. Желательно отдать акушерке нижнюю часть правой ноги принесённого в жертву в качестве акыки животного (не включая бедро), при этом она должна быть сырой. Если отдать ей левую ногу, то сунна будет исполнена, однако лучше – правую. Так вот, аль-Байхаки в своей книге «Ас-Сунан аль-Кубра» привёл, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) касаемо акыки, которую совершила Фатима за аль-Хасана и Хусейна (да пребудет над ними мир), сказал:

أن ابعثوا ،لى القابلة منها برجل، وكلوا وأطعموا، ولا تكسروا منها عظمًا

«Отправьте повитухе ногу от акыки, ешьте сами, кормите других и не ломайте кости животного».

Смысл тут такой: это благое предзнаменование, что новорождённый будет жить и ходить на своих ногах.

Пятый пункт: имянаречение

Относительно этого есть несколько пунктов.

1. Желательно дать новорождённому имя в день его рождения или на седьмой день после его рождения; лучше дать имя на седьмой день. Следует дать имя новорождённому до акыки, и чтобы имя ему дал праведный человек, как это достоверно утверждается в хадисах о том, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) давал имена детям своих сподвижников.

Имам ан-Навави сказал в книге «Шарх Муслим»:

ويستحب تفويض سميته إلى صالح فيختار له اسمًا يرتضيه

«Желательно доверить наречение ребёнка именем праведному человеку, чтобы он выбрал имя, которым ребёнок будет доволен». Конец цитаты.

2. Если ребёнок умрёт прежде имянаречения, то желательно всё же дать ему имя, более того, желательно дать имя выкидышу. Если же неизвестно, мальчик это или девочка, то следует дать имя, подходящее для обоих полов, например, Нур (Сияние), Салям (Мир), Джихад (Борьба за веру, усердие).

3. Желательно выбрать ребёнку хорошее имя, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые привёл имам Ахмад, Абу Дауд и ибн Ибн Хиббан, посчитавший эти слова достоверными:

إنكم تدعون يوم القيامة بأسمائكم وأسماء آبائكم, فأحسنوا أسمائكم

«В Судный день вы будете вызваны по вашим именам и именам ваших отцов, так пусть же ваши имена будут хорошими».

4. Наиболее любимые [Аллахом] имена – это Абдуллах (Раб Аллаха) и Абдуррахман (Раб Милующего), затем следуют имена, указывающие на рабство перед Всевышним в сочетании с одним из имён Всевышнего, например, Абду-ль-Карим (Раб Щедрого). Касаемо наречения ребёнка Мухаммадом (Хвалимым) упоминается множество достоинств, как об этом сказал аш-Шихаб ибн Хаджар в книге «Ат-Тухфа», а посему имам аш-Шафи’и (да будет доволен им Аллах) сказал о наречении своего ребёнка именем Мухаммад:

 سميته بأحب الاسماء إليّ

«Я назвал его самым любимым для меня именем».

Имам Малик (да помилует его Аллах) сказал:

 سمعت أهل المدينة يقولون: ما من أهل بيت فيهم اسم محمد إلا رزقوا رزق خير

«Я слышал как жители Медины говорили: “В какой бы семье ни было имя Мухаммад, все они наделены благим уделом”».

Имам Ибн Рушд сказал:

 يحتملوا أن يكونوا عرفوا ذلك بالتجربة أو عندهم في ذلك أثر اهـ

«Возможно, они узнали это опытным путём, или же у них есть сообщение от сподвижников на этот счёт».

Об этом же писал аль-Хатыб аш-Ширбини в книге «Мугъни-ль-Мухтадж». И нет проблемы в том, чтобы дать другое имя помимо этих, если оно хорошее.

5. Наша методология (мазхаб) и методология большинства учёных – согласно тому, что сказано в книге «Аль-Маджму’» – допускает давать детям имена ангелов, например, Джибриль и Микаиль, имена пророков, называть их буквами Йа Син, Та Ха и прочими буквами, которые находятся в начале некоторых сур. Так вот, во всём этом нет нежелательности. Но некоторые учёные посчитали, что давать эти имена нежелательно.

Имам ан-Навави сказал:

ودليلنا تسمية النبي – صلى الله عليه وسلم – ابنه إيراهيم وسمي خلائق من أصحابه أسماء الأنبياء وحياته وبعده، مع الأحاديث التي ذكرناها. ولم يثبت نهي في ذلك عن النبي – صلى الله عليه وسلم – فلم يكره

«Наш довод – наречение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своего сына именем Ибрахим. И многие сподвижники при его жизни и после носили имена пророков. И это вкупе с теми хадисами, которые мы упомянули. Запрет по этой теме не установлен достоверно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), посему это не будет нежелательным».

И нет нежелательности в наречении именем ‘Абду-н-Нур (Раб Того, Кто дарует свет Веры) на основании слов Всевышнего Аллаха:

 الله نور السماوات والأرض

«Аллах наставляет на истинный путь обитателей небес и земли». (сура 24, аят 35)

Примечание: выдающийся учёный ‘Абду-ль-Хайй аль-Лякнави аль-Ханафи вынес решение о том, что недопустимо проклинать и ругать человека с использованием его имени в случае, если ребёнок назван именем одного из пророков, ибо это – проявление скверного этикета в их отношении, да пребудет над ними благословление и приветствие.

6. Запрещено давать те имена Аллаха Всевышнего, которые принадлежат лишь Ему, например, ар-Рахман (Милующий), аль-Къуддус (Свободный от недостатков), аль-Мухаймин (Подчиняющий Себе), Холикъу-ль-Холькъ (Творец созданного) и тому подобные. Также запрещается давать имя ‘Абду-н-Наби (Раб Пророка), ‘Абду-ль-Ка’ба (Раб Ка’бы), ‘Абду-д-Дар (Раб Обители), ‘Абду ‘Али (Раб ‘Али) или ‘Абду-ль-Хусейн (Раб Хусейн), как об этом сказал аш-Шихаб ибн Хаджар; с ним разошлись во мнениях аш-Шамс ар-Рамли и аль-Хатыб аш-Ширбини, высказавшись о дозволенности этого, сопряжённой с нежелательностью.[1]

Также запрещено давать имя Джару-Ллах (Соседствующий с Аллахом) и Рафикъу-Ллах (Спутник Аллаха), как об этом сказал Ибн Хаджар в труде «Ат-Тухфа».

Выдающийся учёный аль-Баджури в своём субкомментарии к толкованию Ибн Касима сказал:

وتحرم التسمية بعبد العاطي وعبدالعال; لأن كلًا منهما لم يرد [أنه اسم من اسماء الله] وأسمائه تعالى توقيفية [أي: يعلم من قبل الشرع] اهـ. بتوضيح

«Запрещается давать имена ‘Абду-ль-‘Аты (Раб Дарующего) и ‘Абду-ль-‘Аль (Раб Возвышенного), потому что ни одно из них (аль-‘Аты и аль-‘Аль) не ниспослано (то есть не ниспослано упоминание о том, что это одно из имён Аллаха), и имена Аллаха Всевышнего относятся к категории таукифия (то есть их узнают только из Шариата)». Конец цитаты, с пояснениями.

7. Обязательно следует сменить имя, которое запрещено давать, потому что это является устранением порицаемого, как сказали учёные.

8. Нежелательно давать скверные имена и имена, указывающие на то, отрицание чего обычно считается неблагоприятным, например, Барака (Благодать) или Нафи’ (Полезный).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‏

لا تسمين غلامك ‏أفلح ولا نجيحًا ولا يسارًا ولا رباحًا، فإنك إذا قلت: أثمّ هو؟ قال: لا.

«Ни в коем случае не называй своего сына Афляхь (Самый преуспевший), Наджихь (Успешный), Йасар (Достаток), Рабахь (Выгода). Ибо если ты спросишь: “Есть ли он там?”. Тот, кого ты спросишь, скажет: “Его нет“». (Сахих Муслима)

То есть он словно скажет: «У нас нет успеха, нет достатка, нет выгоды и т. п., а так говорить нехорошо».

9. Желательно менять скверные имена и имена, указывающие на то, отрицание чего обычно считается неблагоприятным. Основание – хадис Муслима:

 أنه – صلى الله عليه وسلم – غير اسم عاصية وقال: أنت جميلة.

«Он поменял имя ‘Асыйе (‘Асыя – букв.: Ослушающаяся) и сказал: “Ты – Джамиля (Красивая)”.

А Зейнаб бинт Джахш, жену Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), звали Барра (Благочестивая), и ей было сказано: “Она обеляет саму себя”,

(فسماها النبي – صلى الله عليه وسلم – بزينب)

и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал её Зейнаб (Благоухающее дерево)».

Этот хадис привели аль-Бухари и Муслим.

Хафиз ибн Хаджар сказал в труде «Фатх аль-Бари»:

قال أبو داود : وقد غير النبي – صلى الله عليه وسلم – العاصي وعتلة وشيطان وغراب وحباب وشهاب وحرب وغير ذلك. قلت : والعاصي الذي ذكره هو مطيع بن الأسود العدوي والد عبد الله بن مطيع ، ووقع مثله لعبد الله بن الحارث بن جزء وعبد الله بن عمرو وعبد الله بن عمر أخرجه البزار والطبراني من حديث عبد الله بن الحارث بسند حسن والأخبار في مثل ذلك كثيرة ، وعتلة هو عتبة بن عبد السلمي ، وشيطان هو عبد الله ، وغراب هو مسلم أبو رايطة ، وحباب هو عبد الله بن عبد الله بن أبي ، وشهاب هو هشام بن عامر الأنصاري ، وحرب هو الحسن بن علي سماه علي أولا حربًا .اهـــ

«Абу Дауд сказал: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поменял имена аль-‘Асы (Ослушающийся), ‘Аталя (Железный брус), Шайтан (Дьявол), Гураб (Ворона), Хубаб, Шихаб (Метеор), Харб (Война) и прочие”. Я (ибн Хаджар) сказал: “Аль-‘Асы, которого он упомянул – это Муты’ (Послушный) ибн аль-Асвад аль-‘Адави, отец Абдуллаха ибн Муты’. И то же самое произошло с Абдуллахом ибн аль-Харисом ибн Джузъ, Абдуллахом ибн ‘Амром и ‘Абдуллахом ибн ‘Умаром”. Привели это аль-Баззар и ат-Табарани из хадиса Абдуллаха ибн аль-Хариса с хорошей цепочкой передачи. И хадисы о подобных случаях многочисленны. ‘Аталя – это ‘Утба (Изгиб русла) ибн ‘Абд ас-Суллями, Шайтан (Дьявол) – это Абдуллах (Раб Аллаха), Гураб (Ворона) – это Муслим (Покорившийся) Абу Рията, Хубаб – это Абдуллах ибн Абдуллах ибн Убайй, Шихаб (Метеор) – это Хишам (Благородный) ибн ‘Амир аль-Ансари, и Харб (Война) – это аль-Хасан (Благой) ибн ‘Али, которого ‘Али изначально назвал Харб)». Конец цитаты.

10. Как сказано в книге «Аль-Маджму’», учёные единодушно согласились с желательностью наречения прозвищем, которое нравится его обладателю. Так, наш господин Абу Бакр ас-Сиддик носил прозвище аль-‘Атикъ (Освобождённый) (то есть – от Ада); наш господин ‘Умар – аль-Фарукъ (Отделяющий истину от лжи), наш господин ‘Али – Абу Тураб (Покрытый пылью), наш господин Хамза – Асаду-Ллах (Лев Аллаха), и наш господин Халид – Сайфу-Ллах (Меч Аллаха).

11. Как сказал имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму’», учёные сошлись во мнении о том, что запрещается давать человеку прозвище, которое ему неприятно, вне зависимости от того, указывает оно на какую-либо его черту, например, аль-А’вар (Одноглазый), аль-А’маш (Ослабший зрением из-за плача), аль-А’радж (Хромой), или на черту его отца, матери или других родственников, которая ему не нравится.

Имам ан-Навави также сказал:

 واتفقوا على جواز ذكره بذلك على جهة التعريف لمن لا يعرفه إلا بذلك

«Они сошлись во мнении относительно допустимости упомянуть человека таким образом, дабы указать на него тому, кто знает этого человека только по этой характеристике».

12. Желательно давать кунью достойным людям – как мужчинам, так и женщинам, даже если у них нет ребёнка. Кунья – это прозвище человека по его ребёнку: Отец такого-то или Мать такого-то, например, Абу Мухаммад, Абу Ахмад и тому подобное. А если у него несколько детей, то желательно дать ему кунью по имени старшего ребёнка.

13. Нет проблемы в том, чтобы давать кунью маленькому ребёнку, согласно тому, что передал аль-Бухари от нашего господина Анаса (да будет доволен им Аллах), который сказал:

كان النبي – صلى الله عليه وسلم – أحسن الناس خلقًا، وكان لي أخ يقال له: أبو عُميْر، قال: أحسبه فطيمًا، وكان إذا جاء قال: يا أبا عمير ما فعل النغير, نغير – أي: طائر صغير – كان يلعب به، فربما حضر الصلاة وهو في بيتنا فيأمر بالبساط الذي تحته فيكنس وينضح ثم يقوم ونقوم خلفه فيصلي بنا

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был самым благонравным из людей. И у меня был брат, которого называли Абу ‘Умайр. Анас сказал: “Я думаю, его в тот период только что отняли от груди”. И когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходил, то спрашивал: “О Абу Умайр, что сделал нугайр?”. Он играл с нугайром (то есть с маленькой птичкой). И иногда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходил совершить молитву, будучи в нашем доме. Пророк велел подать ковёр, который был под ним, и этот ковёр подметали и опрыскивали водой, а затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вставал, мы вставали позади него, и он молился с нами».

14. Муслим в своей книге «Сахих» привёл слова нашего господина Анаса (да будет доволен им Аллах):

نادى رجل رجلًا بالبقيع: يا أبا القاسم، فالتفت رسول الله – صل الله عليه وسلم – فقال: يا رسول الله إني لم أعنِكَ إنما دعوت فلانًا، فقال رسول الله – صلى الله عليه وسلم – : تَسمّوا باسمي، ولا تكنوا بكنيتي.

«Один человек, будучи на кладбище аль-Бакъи’, позвал другого: “О Абу-ль-Къасим!”. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обернулся, а тот сказал: “О Посланник Аллаха, я не имел в виду тебя, я лишь позвал такого-то”. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Называйтесь моим именем, но не давайте моей куньи”».

Имам ан-Навави сказал в своём комментарии:

اختلف العلماء في هذه المسألة على مذاهب كثيرة ، وجمعها القاضي وغيره : أحدها : مذهب الشافعي وأهل الظاهر أنه لا يحل التكني بأبي القاسم لأحد أصلا سواء كان اسمه محمدا أو أحمد ، أم لم يكن ، لظاهر هذا الحديث .

والثاني : أن هذا النهي منسوخ ؛ فإن هذا الحكم كان في أول الأمر لهذا المعنى المذكور في الحديث ، ثم نسخ . قالوا : فيباح التكني اليوم بأبي القاسم لكل أحد ، سواء من اسمه محمد وأحمد وغيره ، وهذا مذهب مالك . قال القاضي : وبه قال جمهور السلف ، وفقهاء الأمصار ، وجمهور العلماء . قالوا : وقد اشتهر أن جماعة تكنوا بأبي القاسم في العصر الأول ، وفيما بعد ذلك إلى اليوم ، مع كثرة فاعل ذلك ، وعدم الإنكار .

الثالث : مذهب ابن جرير أنه ليس بمنسوخ ، وإنما كان النهي للتنزيه والأدب ، لا للتحريم .

«Учёные разошлись во мнениях относительно этого вопроса, склонившись к множеству методологий; их собрал Кади Ийад и прочие учёные.

Одна из них – методология аш-Шафии и приверженцев буквального смысла текста. Согласно ей давать кунью Абу-ль-Къасим не разрешается в принципе никому, вне зависимости от того, зовут его Мухаммад, Ахмад или как-то иначе, на основании буквального смысла этого хадиса.

Согласной второй методологии, это отменённый запрет. Так вот, поистине, это постановление существовало вначале ввиду смысла, упомянутого в хадисе, а затем было отменено. Учёные сказали, что сегодня дозволяется давать кунью Абу-ль-Къасим каждому, и не имеет значения, как его зовут –Мухаммад, Ахмад или как-то иначе. Это – методология Малика. Кади сказал: “И в соответствии с этим высказались большинство праведных предшественников, факихи из разных городов и большинство учёных. Они сказали, что группа людей носила кунью Абу-ль-Къасим в первом веке и в последующем, вплоть до наших дней, так поступало большое количеством людей, это широко распространилось, и никто их не порицал”.

Третья методология – Ибн Джарира – гласит, что это не отменено, а что запрет был в форме абстрагирования и этикета, а не для запрета.

الرابع : أن النهي عن التكني بأبي القاسم مختص بمن اسمه محمد أو أحمد ، ولا بأس بالكنية وحدها لمن لا يسمى بواحد من الاسمين ، وهذا قول جماعة من السلف ، وجاء فيه حديث مرفوع عن جابر .

الخامس : أنه ينهى عن التكني بأبي القاسم مطلقا ، وينهى عن التسمية بالقاسم لئلا يكنى أبوه بأبي القاسم ، وقد غير مروان بن الحكم اسم ابنه عبد الملك حين بلغه هذا الحديث ، فسماه عبد الملك ، وكان سماه أولا القاسم ، وفعله بعض الأنصار أيضا .

Четвёртая методология гласит, что запрет на использование куньи Абу-ль-Къасим распространяется лишь на тех, кого зовут Мухаммад или Ахмад. И нет проблемы в том, чтобы назвать такой куньей того, кто не носит ни одно из этих двух имён. Это мнение группы праведных предшественников, относительно этого от Джабира пришёл хадис, относимый к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Согласно пятой методологии, запрет на использование куньи Абу-ль-Къасим носит абсолютную форму, и запрещается называть сына Аль-Къасим, дабы его отец не имел куньи Абу-ль-Къасим. Марван ибн аль-Хакам поменял имя своего сына, когда тот достиг совершеннолетия, после того как до него дошёл этот хадис, и назвал его ‘Абду-ль-Маликом; изначально его звали Аль-Къасим. Это также сделали некоторые ансары.

السادس : أن التسمية بمحمد ممنوعة مطلقا ، سواء كان له كنية أم لا ، وجاء فيه حديث عن النبي صلى الله عليه وسلم : ( تسمون أولادكم محمدا ثم تلعنونهم ) وكتب عمر إلى الكوفة : لا تسموا أحدا باسم نبي ، وأمر جماعة بالمدينة بتغيير أسماء أبنائهم محمد ، حتى ذكر له جماعة أن النبي صلى الله عليه وسلم أذن لهم في ذلك وسماهم به فتركهم .

قال القاضي : والأشبه أن فعل عمر هذا إعظام لاسم النبي صلى الله عليه وسلم لئلا ينتهك الاسم كما سبق في الحديث ( تسمونهم محمدا ثم تلعنونهم ) . وقيل : سبب نهي عمر أنه سمع رجلا يقول لمحمد بن زيد بن الخطاب : فعل الله بك يا محمد ، فدعاه عمر ، فقال : أرى رسول الله صلى الله عليه وسلم يسب بك ، والله لا تدعى محمدا ما بقيت ، وسماه عبد الرحمن .

Шестая методология гласит, что абсолютно всем запрещается давать имя Мухаммад, не имеет значения, есть у человека кунья или нет, и относительно этого  от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл хадис: “Вы называете своих детей именем Мухаммад, а затем проклинаете их“. ‘Умар отправил в Куфу письмо: “Не называйте никого именем Пророка”, и повелел группе людей в Медине изменить имена своих сыновей, которых звали Мухаммадами, и это продолжалось до тех пор, пока группа людей не сказала ему, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил это и назвал их так, и тогда ‘Умар оставил их.

Аль-Кади сказал: “Наиболее правдоподобно, что это действие Умара – проявление почтения к имени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дабы это имя не было опорочено, как было сказано в хадисе: “Вы называете ваших детей именем Мухаммад, а затем проклинаете их”. И было сказано: причина запрета Умара заключается в том, что он услышал человека, который сказал Мухаммаду ибн Зейду ибн аль-Хаттабу: “Да погубит тебя Аллах, о Мухаммад”, и Умар позвал его и сказал: “Я вижу, как в лице тебя ругают Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Клянусь Аллахом, пока я жив, ты никогда не обратишься (так) к Мухаммаду”. И Умар назвал его Абдуррахманом”». Конец цитаты имама ан-Навави.

Польза

Имам аш-Ша’рани сказал в труде «Аль-Ухуд аль-Мухаммадиййа»:

أخذ علينا العهود أن نزيد في تعظيم كل عبد يسمى بمثال اسماء الله عزوجل، -أي: مما لا يختص به أو ما أضيف إلى أسمائه تعالى كعبد الله – أو بمثال اسماء رسول الله – صلى الله عليه وسلم -، أو بمثال اسماء الأنبياء عليهم الصلاة والسلام أو بمثال اسماء أكابر الأولياء رضي الله عنهم زيادة على تعظيم غيره ممن لم يسم بما ذكر. انتهى بتوضيح.

«С нас взят обет, что к каждому рабу, который назван по имени Аллаха, Могучего и Величественного (теми именами, которыми называют не только Аллаха[2], или же теми, что отнесены к нему, например, Абдуллах – Раб Аллаха), по имени Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), по имени одного из пророков (да пребудет над ними благословление и приветствие) или по имени одного из великих приближённых рабов Аллаха (да будет доволен ими Аллах), мы будем проявлять большее уважение, чем к любому иному человеку с другим именем, как мы упомянули выше». Конец цитаты, с пояснениями.

Шестой пункт: бритьё головы

Относительно этого есть несколько пунктов:

1. Желательно обрить всю голову новорождённого, на основании достоверного хадиса, приведённого выше, в начале главы об акыке. В бритье головы заключается разнообразная медицинская польза для ребёнка, как-то: на его голове не появляется плотный струп, который иногда гноится и вредит ребёнку. И мальчик, и девочка равны с точки зрения желательности бритья, согласно основополагающему мнению; с ним не согласны те, кто посчитал бритьё девочки нежелательным.

2. Недостаточно обрить часть головы или только остричь волосы. Напротив, родитель бреет всю голову, кроме тех участков, обривание которых может повредить ребёнку. На этих участках он ничего не делает. Следует проявлять мягкость с новорождённым и остерегаться поранить его голову. Если он сперва острижёт волосы, чтобы облегчить бритьё, а затем побреет, то это не запрещено.

3. Желательно побрить голову новорождённому на седьмой день от его рождения.

4. Желательно, чтобы это произошло после принесения в жертву акыки.

Седьмой пункт: раздача милостыни по мере золота и серебра

Относительно этого есть два пункта.

1. Желательно раздать милостыню – золотом или серебром – в мере, равной весу волос новорождённого, или же в мере, соответствующей этому весу золота или серебра в денежном эквиваленте, на основании достоверного хадиса:

أنه – صلى الله عليه وسلم – أمر فاطمة أن تزن شعر الحسين رضي الله عنهما وتتصدق بوونه فضة

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел Фатиме взвесить волосы аль-Хусейна (да будет доволен ими обоими Аллах) и раздать милостыню серебром, равным им по весу».

Учёные наряду с серебром включили и золото, как идущее в порядке ещё более приоритетного. Отсюда раздача милостыни золотом является ещё более предпочтительной, как отметил Шихаб ибн Хаджар в книге «Ат-Тухфа», а затем он сказал:

نعم صح عن ابن عباس – رضي الله عنهما – : سبعة من السنة في الصبي يوم السابع، وذكر منها: يتصدق بوزن شعره ذهبًا أو فضةً. وقو الصحابي (من السنة) في حكم المرفوع إلا أن يكون ابن عباس أخذه من قياس الأولى المذكور اهـ.

«Да, достоверно передано от ибн ‘Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими), что семь вещей относительно ребёнка являются сунной, выполняемой на седьмой день; он упомянул в их числе следующее утверждение: “И раздаётся милостыня золотом или серебром – по весу его волос”. И слова сподвижника “являются сунной” имеют статус того, что относится к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), разве что окажется, что ибн ‘Аббас вывел это путём аналогии с вышеупомянутым форматом приоритетности». Конец цитаты.

2. Тому, с кем не совершили всё вышеупомянутое – бритьё головы и раздачу милостыни – следует, как сказал имам аз-Заркаши:

أن يفعله بعد بلوغه إن كان شعر الولادة باقيا (والأغلب عدم بقائه) وإلا تصدق بزنته يوم الحلق. فإن لم يعلم احتاط وأخرج أكثر

«… совершить это после достижения совершеннолетия, если у него на голове ещё остались волосы, которые были при рождении (чаще всего их не остаётся). В противном случае ему следует раздать милостыню по весу своих волос в день, когда совершается бритье головы. Если же он не сможет узнать их вес, то должен раздать милостыню по приблизительному весу, с округлением в сторону большей цифры в целях безопасности, как об этом сказал аль-Хатыб аш-Ширбини в книге “Мугъни-ль-Мухтадж”».

Восьмой пункт: обрезание

Обрезание – это удаление кожицы, которая закрывает головку мужского полового органа.

Относительно этого есть несколько пунктов.

1. Обрезание мальчиков является обязательным (ваджиб), согласно мнению большинства учёных, на основании слов Всевышнего: ثُمَّ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ أَنِ اتَّبِعْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا ۖ وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Затем Мы ниспослали тебе откровение: “Следуй религии Ибрахима, единобожника, он не был одним из тех, кто придаёт Аллаху сотоварища“». (сура 16, аят 123)

А обрезание относится к религии нашего господина Ибрахима (да пребудет над ним благословление и приветствие). Так, в двух сборниках «Сахих» приводится следующее: أنه اختتن وعمره ثمانون سنة. «Сказано, что он совершил обрезание, и ему было 80 лет на тот момент». А в «Сахихе» Ибну Хиббана и аль-Хакима приводится другая цифра: مائة وعشرون سنة. «Сто двадцать лет».

А что касается обрезания девочки, то относительно этого учёные разделились на два лагеря. Так, наши имамы-шафииты посчитали это обязательным, как и для мальчиков, и об этом высказались многие праведные предшественники, как сказал имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму’».

Сунной является не чрезмерствовать в обрезании. Большинство учёных из числа ханафитов, маликитов и ханбалитов придерживаются мнения, что обрезание девочки является желательным, а не обязательным. И если не совершать обрезание девочки, то, согласно этому мнению, в этом греха не будет.

2. Для обязательности обрезания, согласно нам (шафиитам), необходимо наличие трёх условий: совершеннолетие, наличие разума и возможность вынести обряд обрезания. Так вот, когда человек достигнет совершеннолетия, будучи разумным, и будет способен перенести обрезание, а до этого ему не сделали обрезания, то ему обязательно следует немедленно совершить обрезание. Что же касается ребёнка и одержимого человека, то для них обрезание не обязательно, а желательно. И если возникнут опасения, что от обрезания ребёнок может погибнуть, то необходимо отложить его до тех пор, пока по преобладающему мнению оно не станет безопасно.

3. Для опекуна желательно поспешить с обрезанием своего маленького сына, если он выдержит это. Лучше всего сделать это на восьмой день от рождения, совершать его раньше нежелательно. И было сказано: сунной является обрезание на седьмой день.

И если опекун оттянет совершение обрезания от восьмого дня, то следует совершить обрезание в то время, которое он посчитает пригодным для ребёнка.

4. Желательно, чтобы опекун не скрывал, что мальчику было совершено обрезание, рассказывая людям о милости Аллаха за то, чем Он его наделил.

5. Если некто умрёт, не пройдя обряд обрезания, то, согласно правильному мнению, ему не совершают обрезания независимо от того, был он взрослым или ребёнком.

6. Человеку следует обязательно оплатить совершение обрезания за счёт ребёнка, если у него есть имущество. Если же нет – то за счёт того, кто должен его обеспечивать, например, отца и матери. Но если человек с самого начала сделает это добровольно, без платы, то это допустимо.

Примечание: для того, кому не было совершено обрезание, является обязательным очищать крайнюю плоть (то есть кожу, которая удаляется при обрезании) после справления нужды, ввиду того, что там собираются нечистоты из мочи и смегмы. Если он этого не сделает, то его молитва будет недействительной.

Пункт: относительно прокалывания ушей мальчика и девочки наши имамы-шафииты раскололись на три лагеря:

1) абсолютный запрет – это мнение имамов аль-Газали и аш-Ширбини;

2) полная допустимость – это мнение имамов Ахмада ар-Рамли и его сына Мухаммада;

3) дозволенность для девочки, а не мальчика – это мнение имама ибн Хаджара аль-Хайтами.

Другой пункт: согласно основополагающему мнению, допустимо надевать на мальчиков золотые и серебряные украшения, а также одевать в шёлковую одежду, будь то в день праздника или в другие дни.

Заключение

При рождении ребёнка желательно поздравить отца и родственника, например, брата, и сказать:

 بَارَكَ اللَّهُ لَكَ فِي الـمَوْهُوبِ لَكَ، وَشَكَرْتَ الوَاهِبَ، وبَلَغَ أشُدَّهُ، وَرُزِقْتَ بِرَّهُ

«Пусть Аллах даст тебе благодать в том, что тебе было даровано. И возблагодари Того, Кто одарил тебя. Пусть твой ребёнок достигнет полной зрелости, а ты – да будешь одарён его покорностью».

Желательно ответить на это так: (جزاك الله خيرا),

«Да воздаст тебе Аллах благом»,

или сказать (بارك الله لك وبارك عليك),

«Да ниспошлёт Аллах тебе и на тебя благодать»,

или сказать (أجزل الله ثوابك),

«Да одарит тебя Аллах обильной наградой», и т. п.

Это – последнее из области сокращения и разъяснения канонических постановлений, касающихся новорождённого, в чём мне дал успех Щедрый Господь. Хвала Аллаху, Господу Миров, и да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его семейство и всех сподвижников.

И завершилось написание этого трактата в понедельник, 12-го числа благодатного месяца Ша’бан 1425 года хиджры, что соответствует 26-му сентября 2004 года по григорианскому календарю, и было это в городе Тарим, заполненном густой растительностью.

Это написал нуждающийся в милости своего Самодостаточного Господа, доктор Абу-ль-Ма’али Амджад Рашид, да простит его Аллах.

 

 

[1] وفي «تحفة المحتاج» (4/295): «وتحرم التسمية بعبد النبيّ أو عبد الكعبة أو عبد الدار أو عبد علي أو عبد الحسين لإيهام التشريك، ومنه يؤخذ حرمة التسمية بجار الله ورفيق الله ونحوهما لإيهامه المحذور».

قال الإمام الخطيب الشربيني الشافعي في (مغني المحتاج، 6/ 141 ط. دار الكتب العلمية): «والتسمية بعبد النبي قد تجوز إذا قصد به النسبة إلى النبي صلى الله عليه وآله وسلم».

وقال الإمام الرملي في (نهاية المحتاج، 8/ 148، ط دار الفكر) وتبعه العلامة الجَمَل الشافعي في حاشيته (فتوحات الوهاب بتوضيح شرح منهج الطلاب، 5/ 266 ط. دار الفكر):»وتحرم (أي التسمية) بملك الملوك؛ إذ لا يصلح لغيره تعالى، وكذا عبد الكعبة، أو الدار، أو علي، أو الحسين؛ لإيهام التشريك، ومثله عبد النبي على ما قاله الأكثرون، والأوجه جوازه، لا سيما عند إرادة النسبة له صلى الله عليه وآله وسلم».

[2] Речь идёт об именах, которыми называют как Аллаха, так и человека, например, Аль-Хайй (Живой), а что касается имён, которыми допустимо называть только Всевышнего Аллаха, например, Ар-Рахман (Милостивый ко всем на этом свете), то их давать запрещено.

Похожие материалы