Коллективный такбир в праздничные дни – новшество?

Меня спросили сегодня, в последний из дней ташрика 1429 года, о словах, что распространяют некоторые люди: якобы общие такбиры в Ид после праздничной молитвы, прочитанные хором, от начала и до конца являются скверным нововведением и противоречат сунне. Я ответил вопрошающему письменно, и вот текст этого ответа:

«Если мы поймём, что такое скверное нововведение, то будут устранены все сомнения тех, кто затрагивает данную тематику и другие подобные ей темы.

Скверное нововведение, как ясно высказались имамы, это то, что противоречит доказательству (далилю), или то, у чего нет доказательств.

Мы скажем: Аллах приказал нам совершать такбиры, и их совершали те, кто лучше нас. Аллах не определил конкретный способ исполнения такбиров, и они так и остались необусловленны местом, временем, формой и образом исполнения. Таким образом, такбир хором в один голос от начала и до конца проистекает из этой необусловленности и считается законным. А кто запрещает такой вид исполнения такбира, должен привести доказательство запрета, а не наоборот.

Что касается аргументации тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не делал этого, то это не является доводом к тому, что это действие есть скверное нововведение. Потому что просто невыполнение какого-либо действия не есть доказательство того, что оно запретно и является нововведением у тех, кто понимает усуль, читает книги факыхов и изучает иджтихады имамов.

От множества сподвижников переданы слова, что они делали такбиры после праздничных намазов, и имам Ахмад аргументировал этим их желательность, а относительно ограничения этого действия никаких слов не передано.

Касательно того, что такой способ совершения такбира не передан от салафов, то это не может обусловить то, что пришло от Аллаха в абсолютной (общей) форме. Абсолютная форма ясно описана в священных текстах и заключается в требовании совершать такбиры без определённой формы, так для чего же обращаться к тому, чего не существует (к той обусловленности образа, которая не передана ни в текстах, ни от салафов)!

Мы не утверждаем, что определённой формой совершения является именно та, в который совершаем такбир мы, однако мы говорим: то, как совершали такбир салафы (да будет доволен ими Аллах), проистекает из абсолютного приказа Аллаха; и то, как совершают такбиры сегодня в мечетях, также проистекает из необусловенности этого от Создателя, и на это нет запрета ни в шариате, ни от салафов.

Таким образом, абсолютная форма остаётся такой, какой была. А тот, кто утверждает, что у такбиров есть определённая форма, и не приводит довода к этому, лишь сеет сомнения, а не говорит согласно доказательству. В шариате не цепляются за сомнения, за них цепляются только приверженцы нововведений и страстей, противоречащие сунне и пути имамов.

Итог: отрицание известной формы совершения такбиров на землях мусульман и есть скверное нововведение, и те, кто отрицает такую форму, есть сторонники фанатизма и смутьяны, не уважающие по меньшей мере разрешённые разногласия, а Аллах знает лучше».

Написал это нуждающийся в прощении своего Господа доктор Амджад Рашид, ректор факультета шафиитского фикха университета исламских наук (г. Амман, Иордания).

سُئلتُ الْيَوْم آخر أيام التشريق عام ١٤٣٩ عما ينشُره بعض الناس من القول: بأن تكبيرات العيد بعد الصلوات جماعة على نسق واحد ابتداءً وانتهاءً بدعة ضلالة ومخالفة للسُّنة.

فأجبتُ السائلَ عن ذلك من رأس القلَم بما نصُّه:

إذا فُهِم معنى “بدعة الضلالة” انحلَّت إشكالاتُ المتكلِّمين في هذه المسألة ونظيراتها.

فبدعةُ الضلالة كما يصرِّح به كلامُ الأئمة هي: ما خالف الدليل، أو ما لا دليل عليه.

ونقول: أَمَرَ الله تعالى بالتكبير، وفعله من هم خير منا، ولَم يُقيِّده الشارع بصفة معينة، فيبقى المطلقُ على إطلاقه في المكان والزمان والصيغة والكيفية، فالتكبيرُ جماعةً بصوت واحد ابتداءً وانتهاءً من ماصَدَقاتِ ذلك المطلق، فيكون مشروعًا، وعلى المانع الدليلُ، وليس العكس.

وأما استدلالُهم بعدم فعله صلى الله عليه وسلم له؛ فليس بدليل على أنه بدعة ضلالة؛ لأن مجرد الترك ليس دليلا على التحريم ولا البدعية لمن فَقِهَ الأصول ومارسَ كتب الفقهاء واجتهادات الأئمة، وقد جاء عن جمع من الصحابة التكبيرُ بعد الصلوات واستند إليه الإمام أحمد في استحبابه وليس عنهم في تحديده شيء.

وأما أنه لم تَرِدْ هذه الكيفيةُ عن السلف فهي شهادة نفي لا تفيد هنا في تقييد المطلق، فالمنطوقُ موجودٌ وهو مطلقُ طلب التكبير من غير تعيين كيفية، فلِمَ الذهابُ إلى العدم! ولا نزعمُ نحن في المقابل ورودَ تلك الكيفيةِ بخصوصها، ولكن نقول: ما جاء عنهم رضي الله عنهم هو كيفيةٌ يَصْدُق عليها المطلق، وما يُفعل في مساجد المسلمين الْيَوْم كيفيةٌ يَصْدُق عليها المطلق أيضًا، ولَم يَرِدْ في الشرع ولا عن السلف نهيٌّ عنها، فلْيَبقَ المطلقُ على إطلاقه، ومُدَّعي تقييده من غير دليل صاحبُ شُبهةٍ لا دليل، ولا يُتعلَّق في الشرع بالشُّبَه، وإنما يَتعلَّق بها أهلُ البدع والأهواء ومخالفي السُّنة وطريقة الأئمة.

والحاصل: إنّ إنكارَ كيفية التكبير المعروفة في بلدان المسلمين هو البدعةُ الضلالة، ومانعُها صاحبُ تعصُّب وفتنة، لا يَفقه على الأقلِّ احترامَ الخلاف السائغ، والله أعلم.

كتبه فقيرُ عفو ربِّه د. أمجد رَشيد عميد كلية الفقه الشافعي بجامعة العلوم الإسلامية

Похожие материалы