Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Условия действительности таяммума. Ният

باب التيمم

Раздел, посвященный таяммуму

Дозволенность совершения сухого омовения (таяммум) — отличительная особенность этой уммы.

В языковом значении таяммум означает «цель, стремление», а в шариатском значении — это протирание лица и рук тем, что относится к земле (например, пыль или камень) и является чистым (مُطَهِّر).

Таяммум имеет:

1. сабаб سَبَب;

2. рукн رُكْن;

3. хукм حُكْم;

4. шарт شَرْط;

5. сыфат صِفَة.

6. кейфия كَيْفِيَّة  (Способ совершения)

Причина (сабаб) таяммума такая же, как у вуду, — это желание совершить действия, которые нельзя совершать без вуду.

Разъяснение условий действительности таяммума

 

1. Выражение нията.

Ният не является условием действительности вуду, но является условием действительности таяммума, потому что вода, которой совершается вуду, по своей природе является средством очищения, а земля, пыль и т. д. таковыми не являются, поэтому ният необходим, чтобы эти вещества считались средством очищения.

Шариатское определение нията: внутренняя непоколебимая решимость совершить какое-либо действие. 

Время нията: ният совершается либо во время удара руками по земле, либо в момент протирания органов тела, если пыль попала на человека сама, например, от ветра.

Общие условия нията

 

1. Ислам.

2. Тамииз (التمييز) — способность понимать вопрос и давать на него ответ.

3. Знание, на что ты выражаешь ният (العلم بما ينويه).

Условия нията в таяммуме

 

Для того чтобы намаз был действительным, необходимо соблюсти одно из трех условий:

1. либо выразить ният на шариатское очищение (я намерен совершить тахарат), при этом не ставится условием уточнение, от чего именно человек хочет очиститься – от джанабы или хадаса;

2. либо выразить намерение совершить действие, которое сделает дозволенным для тебя совершение молитвы, так как такой ният подразумевает, что человек хочет устранить хадас (осквернение);

3. либо выразить намерение совершить вид поклонения, для которого омовение является фардом.

При этом ставится условием, чтобы человек намеревался совершить действие, которое само по себе является поклонением, а не чем-либо сопутствующим ему. Так, например, если человек выразил намерение совершить таяммум, чтобы совершить похоронный намаз, саджда ат-тилява, читать Коран (будучи в состоянии джанаба), он имеет право затем совершать намаз с этим таяммумом. Но если человек выразил намерение совершить таяямум, чтобы взять в руки мусхаф, он не имеет право совершить с этим таяммумом намаз, так как прикосновение к мусхафу само по себе не является видом поклонения.

Если человек выразил ният в форме: «Я намереваюсь совершить таяммум», — он не имеет права совершить с ним намаз. 

Если человек выразил ният на таяммум, чтобы читать Коран, и при этом не был в состоянии джанаба, он не имеет права совершать с этим таяммумом намаз, так как малое омовение для чтения Корана не является фардом.

Если человек в состоянии джанаба совершил таяммум, чтобы прикоснуться к мусхафу или войти в мечеть, он, согласно самому верному мнению, не имеет права совершать с этим таяммумом намаз. То же касается человека, который совершил таяммум, чтобы посетить кладбище, произнести азан или икамат, поприветствовать кого-то саламом или ответить на приветствие. 

Если человек, будучи в состоянии джанаба, принял Ислам и совершил таяммум, он не имеет права совершать с ним намаз, согласно мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада. Однака по мнению имама Абу Юсуфа, он может совершать с ним молитву, так как принятие Ислама есть основа всякого поклонения.

Имам Мухаммад высказал мнение, что человек, который совершил таяммум для совершения саджда аш-шукр (земного поклона в качестве выражения благодарности Аллаху), имеет право совершить с ним намаз. Однако самое сильное мнение (которое принадлежит имамам Абу Ханифе и Абу Юсуфу) в мазхабе состоит в том, что совершать намаз с таяммумом в таком случае нельзя, так как саджда аш-шукр не является отдельным видом поклонения.

Похожие материалы