10. Могут ли быть все четыре школы Исламского права (фикх) правильными одновременно?
Вопрос в том, могут ли решения каждого из мазхабов, разъясняющие постановления Аллаха, быть верными и в одно и то же время быть предметом спора ученых. Тем не менее, учёные единодушны в том, что все четыре мазхаба приемлемы в шариатских вопросах. Чтобы продемонстрировать это приведем пример пяти человек, путешествующих в пасмурную погоду. Один человек из этой группы – слепой. Когда настает время очередного намаза они находятся в джунглях. Четверо начинают обсуждать, где находится кибла[1], и в итоге каждый из них выбирает абсолютно противоположные направления и уже совершает намаз по своему выбору. Слепой же человек не способен участвовать в этой дискуссии по выбору направления, но так как он считает одного из четверых более опытным и знающим в этом вопросе, то следует за его решением.
Несмотря на то, что только один из четверых прав в выборе киблы, намаз каждого из пятерых считается действительным. Никому из них не нужно повторять намаз позже когда облака разойдутся, и можно будет правильно определить, чье направление было верным.
Пример этих четырех людей как пример наших четырех имамов. Пятый из них, кто был слепым – он как совершающий таклид (мукаллид), не имеющий возможности и знаний совершать иджтихад и поэтому следующий за одним из имамов.
Приводимый пример основывается на следующих хадисах:
Хадис №1:
Передают со слов `Амра бин аль-`Аса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда»[2].
Хадис №2:
«Уже ошибся тот, кто сказал о Коране что-либо на основе своих умозаключений (без соответствующих знаний), даже если его ответ совпал с верным[3]»[4].
Шейх Мухаммад Бахит аль-Мутии сказал: «Каждое решение (этих имамов) были выведены из четырех источников Шариата: Корана, Сунны, иджмы и кыяса, из однозначных (явных) текстов или путем правильно совершенного иджтихада. Следовательно, от них мы узнаем приказы Аллаха, Его Шариат и руководство от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, кому нам приказано Аллахом следовать. И это так, потому что иджтихад каждого муджтахида, основой которого являются вышеупомянутые четыре источника, составляют шариат (законы) Аллаха, которому все следуют»[5].
11. Как мы можем быть уверены в знаниях и статусе этих четырех имамов?
В их знаниях и статусе можно убедиться, ознакомившись со словами признанных ученых, как из числа их современников, так и других исламских авторитетов на протяжении всей его истории. Было написано сотни страниц о жизни каждого из этих имамов.
Имам Газали написал об этих имамах следующее: «Ученые Фикха обладают пятью особыми качествами: ибада (усиленное поклонение), таква (богобоязненность), знание о будущей жизни, понимание благосостояния творений и стремление достичь довольства Аллаха через Исламское право (фикх)».
Но так как изложение полных биографий не является целью этой книги, мы ограничимся краткими цитатами о каждом имаме, а тот, кто испытывает особый интерес, пусть обратиться к специальным книгам по биографиям.
Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах)
Имам Шафии сказал об имаме Абу Ханифе: «Все люди как дети перед Абу Ханифой (т.е. зависят от него), когда речь касается фикха»[6].
Имам Захаби (ум. 748 г.х.) передает: «Он (имам Абу Ханифа) встречался с Анасом несколько раз, когда тот приезжал в Куфу»[7].
Ибн Касир (ум. 774 г.х.) пишет об имаме: «… один из четырех имамов, мазхаба которого следуют. Он первым из них покинул этот мир и застал период сподвижников. Он видел Анаса ибн Малика, передается также о его встрече с другими сподвижниками. Некоторые говорят, что имам передавал (хадисы) от семерых сподвижников. А Аллаху ведомо лучше».[8]
Имам Захаби передает, что имам Абу Ханифа совершал утренний намаз с омовением, принятым для ночного, в течении 20 лет.[9]
Имам Хатиб аль-Багдади: «Записано, что имам Абу Ханифа совершал утренний и ночной намазы с одним омовением в течении 40 лет (…) также известно, что он завершил 7000 хатмов (завершенных циклов чтения) Корана на том самом месте, где умер»[10].
Мауляна Сарфараз пишет: «Несмотря на то, что имам Абу Ханифа обладал большим интеллектом и глубоким пониманием фикха, его решения основаны на совещательном принципе, и очевидно, что коллективное мнение ближе к истине».
Имам Саймари и Хатиб аль-Багдади приводят о ханафитском мазхабе следующее: «Соратники имама Абу Ханифы обсуждали вопросы вместе с имамом. Если при обсуждении отсутствовал Афийя ибн Язид аль-Авди[11], тогда имам Абу Ханифа говорил: «Не будем выносить решение, пока не появится Афийя».
Когда же приходил Афийя и его мнение совпадало с мнениями других, то только в этом случае имам приказывал записать решение. А если же мнение Афийя отличалось, то имам приказывал ничего не записывать»[12].
Алляма Мухаммад ибн Ибрахим аль-Вазир аль-Ямани (ум. 770 г.х.) сказал: «Если бы имам Абу Ханифа был невеждой и не был украшен красотой знания (как заявляют некоторые), то такие вершины знания из числа ханафитов как Кади Абу Юсуф, Мухаммад Шайбани, ат-Тахави, Абуль Хасан аль-Кархи и многие другие ученые подобного уровня не согласились бы посвятить себя [изучению и развитию] мазхаба имама. Ученые-ханафиты живут в Индо-Пакистане, Шаме, Египте, Йемене, Аравийском полуострове, Мекке и Медине[13], в двух Ираках (т.е. Ирак и Иран)[14] с 150 г.х. до наших дней, уже более 600 лет. Их тысячи и тысячи, что точного числа не счесть. Они из числа людей знания, фетв, скрупулёзности и богобоязненности»[15].
Имя имама Абу Ханифы – Нуман ибн Сабит. Он жил с 80г.х. до 150г.х.
Имам Малик ибн Анас (да будет доволен им Аллах)
Абу Нуайм передает от Абу Мусайба, который сказал: «Я слышал как имам Малик сказал: «Я никогда не выносил решение, пока 70 ученых не засвидетельствовали о том, что я был достоин этого (вынести решение по данному вопросу)».[16]
Абу Нуайм и Хатиб аль-Багдади передают от Халафа ибн Умара, который сказал: «Я слышал, как имам Малик сказал: «Я никогда не начинал изучать вопрос для вынесения фетвы не посоветовавшись с более опытными в знании и до тех пор, пока не посчитают меня достойным отвечать на него. Я спрашивал у Рабиа и Яхья ибн Саида, и они оба велели мне продолжать». Тогда я (Халаф ибн Умар) спросил его: «О, Абу Абдуллах (прозвище имама Малика)! А что если они запретят тебе?». Он ответил: «Тогда я воздержусь. Будет неверным для человека считать себя достойным для решения какого-либо дела, пока он не узнает мнение тех, кто обладает большим знанием»[17].
Абдурахман ибн Махди говорит: «Однажды один человек обратился к имаму Малику по одному вопросу, на что имам Малик ответил: «Я не знаю». Услышав это, человек воскликнул: «Я прошел столько пути, я приехал из такого-то места ради ответа на мой вопрос!» Имам Малик ответил ему: «Когда ты вернешься в свои земли, передай людям, что я сказал, что я не знаю»[18].
Ибн Аби Увайс передает: «Когда бы имам Малик ни собирался рассказывать хадис, он всегда перед этим совершал омовение, садился на свое место и расчёсывал свою бороду, затем выпрямлялся, садился с достоинством и благоговением, а затем уже начинал рассказывать хадис. Когда я спрашивал его об этом, он отвечал: «Я чту хадисы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому я рассказываю хадисы только в состоянии чистоты и сидя с достоинством». Он не любил рассказывать хадисы «на ногах» по пути куда-то или в спешке. Также имам говорил, что желает, чтобы все, что он передает от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было ясным и понятным»[19].
Абдулла ибн Мубарак передает: «Однажды я находился с имамом Маликом, когда он рассказывал нам хадис. В это время скорпион укусил его 16 раз. Его лицо поменялось в цвете, но он все-равно не остановил урок по хадисам. Когда люди разошлись [и стало ясно, что его жалил скорпион], имам сказал: «Я проявил терпение только из-за уважения к хадису Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»[20].
Последователи мазхаба имама Малика распространены в Андалусии, Египте, Северной Африки (также и на западе Африки)»
Имам Малик родился в 95 г.х. и был на 15 лет моложе имама Абу Ханифы. Он умер 11-го Раби Авваль 179 г.х.
Имам Шафии (да будет доволен им Аллах)
Имам Ахмад сказал: «Каждый, кто брал перо и чернила (для изучения Ислама), без сомнения в долгу перед имамом Шафии в том или ином виде»[21].
Имам Ахмад также сказал: «Сорок лет я делал дуа за имама Шафии после намазов»[22]. Однажды сын имама Ахмада спросил его: «Каким был имам Шафии? Я слышу как ты делаешь много дуа за него. О, мой любимый сын! Имам Шафии был подобен солнцу для этого мира и здоровью для людей. Есть ли что-то, что могло бы заменить эти вещи?»[23].
Мухаммад ибн Акиль аль-Файраби передает: «Это был или имам Музани или имам Раби, который передавал: «Мы находились вместе с имамом Шафии, когда к нам зашел один шейх с тростью в руке, одетый в шерстяные одежды. Имам Шафии встал, поправил свою одежду, поприветствовал шейха и сел на свое место. Имам Шафии стал с почтением наблюдать за ним.
Шейх спросил: «Могу я задать вопрос».
«Приступай» – ответил Имам Шафии.
Тогда шейх задал такой вопрос: «Какие доказательства принимаются в религии Аллаха?»
-Книга Аллаха.
-Что еще?
-Сунна Пророка, мир ему и благословение
-Что еще?
– Иджма (единодушное мнение ученых) уммы
Шейх воскликнул: «С чего ты взял, что «иджма уммы?» Имам Шафии задумался на мгновение. Шейх сказал: «Я даю тебе отсрочку на три дня. И ты либо приведешь мне доказательство из книги Аллаха либо покаешься перед Ним». Имам Шафии изменился в лице от этого. Он ушел и появился только на третий день между обеденным и послеобеденным намазами. Как только он пришел и сел на свое место, появился шейх. Поприветствовал имама и присел.
«Есть ответ на мой вопрос?».
«Да, и имам стал читать 115 аят суры «Ниса», в которой Всевышний Аллах говорит:
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»
Имам Шафии сказал: «Всевышний Аллах не обещал бы сжечь их за противоречие верующим, если бы придерживаться мнения верующих не было бы обязательным» Шейх сказал: «Ты говоришь правду». Затем он встал и ушел».[24]
Имама Шафии называли в Багдаде «насир ас-Сунна» (помощник Сунны).
Ибн Касир сказал: «Он выучил Коран, когда ему было лишь семь лет, книгу «Муватта» имама Малика в десять и его Шейх Муслим ибн Халлад аз-Занжи дал ему разрешение выдавать фетвы, когда ему было всего лишь пятнадцать лет (От некоторых передается, что в 18). Абу Саври, один из муджтахидов того времени, говорил: «Мы никогда не видели кого-либо подобного имаму Шафии, и он сам не встречал такого как он».
Абу Убайд сказал: «Я никогда не видел более красноречивого, знающего и внимательного, чем имам Шафии.
Имам Ахмад так комментировал следующий хадис, который приводится у Абу Дауда от Абу Хурайры от Пророка, мир ему и благословение: «Поистине, при наступлении каждого столетия Всевышний Аллах будет посылать этой умме человека, который обновит для неё её религию», сказав: «Умар ибн Абдул Азиза посчитали [обновителем] в конце 1 века, а имам Шафии в конце второго»[25].
Раби говорит: «Имам Шафии обычно разделял ночь на три отрезка. Первая треть предназначалась для написания, вторая – для намаза, третья – для отдыха». Раби также сказал: «В месяц Рамадан имама Шафии прочитывал весь Коран 60 раз. И невозможно сосчитать сколько раз он завершал чтение Корана в намазе». Раби также передает, что имам Шафии завершал чтение Корана по тридцать раз в месяц, но в течении Рамадана он прочитывал Коран 60 раз, не считая того, сколько он прочитывал в намазе»[26].
Шафииты распространены на территориях Ирака, России, Китая, Индонезии, Малайзии, Египта, Мекки и Медины, Йемена и т.д.
Имя имама Шафии было Мухаммад ибн Идрис. Он родился в 150 г.х. (в год смерти имама Абу Ханифы), покинул этот мир в месяц Раджаб 204 г.х.
Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах)
Известный мухаддис Ибрахим аль-Харби сказал: «Мне удалось встретиться с имамом Ахмадом. Его сердце казалось сундуком с сокровищами, в котором хранились все знания, дарованные людям прошлого и настоящего. Он раздавал то, что считал нужным, и удерживал то, что не желал разглашать»[27].
Абу Зурра сказал: «Имам Ахмад был хафизом (знал наизусть) миллион хадисов». Кто-то спросил его: «Откуда ты это знаешь?». Он ответил: «Я проверял (хадисы) с ним и записывал главы от него»[28].
Имам АбдурРаззак сказал: «Я никогда не видел кого-либо, кто превзошел имама Ахмада в Исламском праве (фикх) и богобоязненности»[29].
Мухаммад ибнуль-Хасан ибн Харун сказал: «Я видел Абу Абдилляха (имам Ахмад) когда он ходил. Он не любил, чтобы кто-то следовал за ним»[30].
Имам Яхья ибн Маин сказал: «Я никогда не видел подобного имаму Ахмаду. Мы были вместе с ним 50 лет. Он ни разу не хвастался тем, что имел»[31].
Имам Захаби приводит от имама Марурузи: «Я никогда не видел, чтобы беднякам оказывалось столько почета, как на собраниях имама Ахмада. Он был внимателен к бедным и безразличен к богатым. Он был человеком с большим терпением, никогда не спешил. Его внешний вид был проявлением мира и спокойствия. Когда он занимал свое место после послеобеденного намаза для вынесения фетв, он сохранял молчание, пока его не начинали спрашивать. Когда он шел в мечеть, то никогда не шел впереди всех»[32].
Имам Ахмад подвергался невообразимым гонениям и пыткам от правителей его времени. Ему было 57 лет в Рамадан 221 г.х., когда его заключил в тюрьму Му`тасим, где его подвергли наказанию плетьми. Причиной тому была его настойчивость в вопросе, в котором он проявил несогласие с заблудшими сектами. Ему нанесли 80 сильнейших ударов плетью, из-за чего он потерял сознание. Затем его бросили лицом вниз, накрыли куском ткани и затоптали. Когда он очнулся, перед ним поставили еду, но он отказался есть, т.к. держал пост в тот день. Имам простил всех, кто принимал участие в его избиении, за исключением заблудших. Он говорил: «Какую пользу ты можешь получить, если твой брат мусульманин будет наказан из-за тебя». Со временем Всевышний Аллах наставил Му`тасима, он раскаялся и очень сильно сожалел о своем поведении[33].
Халиф Мутаваккиль принял правление после Васика в 232г.х.. Он очень высоко ценил имама Ахмада, но тот оставался осторожным, т.к. считал, что благосклонность правителя может привести его к пороку. Однажды Мутаваккиль отправил имаму мешок с 10000 дирхемов (серебряные монеты) и около 2000 динаров (золотые монеты). Было подчеркнуто, что он обязательно должен принять дар, иначе отказ вызвал бы большое огорчение халифа. Имам Ахмад даже не взглянул на эти деньги. Во время вечернего намаза он позвал своего сына Салиха и сказал ему оставить эти деньги себе.
На следующее утро перед рассветом имам Ахмад позвал сына, и тот немедля пришел. Имам сказал ему: «Я не спал всю ночь» – и стал плакать. «Всю свою жизнь я держался вдалеке от этого (от правителей). Сейчас же, в старости, мне приходит испытание от них. Этим утром я решил раздать деньги». Все утро он раздавал деньги разным группам бедных и нуждающихся, пока не закончились все монеты, а мешок он отдал бедняку. Его сын говорил: «А мы в тот момент испытывали такую сильную нужду, о которой ведомо было только Аллаху»[34].
Сын имама Абдуллах передает: «Мой отец обычно совершал 300 ракаатов намаза каждый день. Когда он ослаб из-за ударов плетьми, он делал 150 ракаатов в день. В то время его возраст приближался к восьмидесяти годам. Каждый день он прочитывал 1/7 часть Корана и соответственно завершал его полностью за семь дней. Также он прочитывал Коран полностью за семь ночей без учета чтения в ночном намазе. После совершения ночного намаза он обычно немного спал, потом просыпался и бодрствовал вплоть до утреннего намаза и дуа после него. Мой отец совершал хадж 5 раз: три из них пешком и два на повозке. На каждый хадж он тратил лишь 20 дирхемов»[35].
Имам Марурузи сказал: «Когда бы ни упоминали про смерть в присутствии имама Ахмада, он всегда начинал плакать очень сильно»[36].
Ибрахим ибн Шаммас сказал: «Я знал имама Ахмада еще ребенком, когда он не спал ночами (в поклонении)»[37].
Последователи ханбалитского мазхаба живут в Ираке, Хиджазе и Египте.
Имам Ахмад родился в 164 г.х. и умер утром в пятницу 12-го Раби Авваль 241 г.х. в возрасте 77 лет.
[1] Направление на Каабу.
[2] Сахих аль-Бухари № 7352.
[3] Ибн Хаджар пишет в комментарии на этот хадис: «…Он сошел с прямого пути, потому что стал извлекать решения из Книги Аллаха на основе догадок и предположений, не имея необходимых знаний для этого. Поступая таким образом, он все равно становится грешником, и не берется в расчет тот факт, что его мнение совпало с истиной, так как это произошло случайно и было выведено неправильным методом. С другой стороны, человек, который обладает необходимыми [интеллектуальными] инструментами для толкования – это пятнадцать видов наук (…) – вознаграждается за углубление в Книгу Аллаха, даже если он ошибётся, так как он не преступал границ. Таким образом, он получит два вознаграждения согласно одному из повествований и десять согласно другому, если его заявление будет соответствовать истине; но только одну награду, если он ошибётся, подобно муджтахиду, извлекающему шариатские решения». См. в книге «Миркат аль-Мафатих», 1/292.
[4] ат-Тирмизи № 2952.
[5] См. в книге «Асаруль хадис аш-Шариф» шейха Мухаммада Аввамы, стр.118
[6] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.241
[7] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.240
[8] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.246
[9] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.247
[10] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.207
[11] Он был достоверным передатчиком хадисов, как об этом упомянули Ибн Муин и ан-Насаи («Абу Ханифа ва асхабуль мухаддисин», стр. 196)
[12] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.252
[13] Здесь определенно имеется в виду период до второй мировой войны, когда Хиджаз был захвачен семейством Саудов.
[14] Также они проживают на территории России и Китая.
[15] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.241
[16] См. в книге «Фаваид фи Улюмиль Фикх», стр. 10
[17] См. в книге «Фаваид фи Улюмиль Фикх», стр. 10
[18] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 105/2
[19] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 104/2
[20] См. в книге «Авджазуль Масалик», 24\1
[21] См. в книге «Ас-Суннат ва Маканатиха фи ташри`иль Ислямий», стр.440
[22] См. в книге «Сияр А`лями Ан-Нубаля» т.10, Биография Имама Мухаммада Ибн Идриса Аш-Шафии.
[23] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 149/2
[24] См. в книге «Сияр А`лями Ан-Нубаля» т.10, Биография Имама Мухаммада Ибн Идриса Аш-Шафии.
[25] См. в книге «Табакату Аш-Шафи`ийя», стр.36
[26] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 102/2
[27] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 204/2
[28] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 204/2
[29] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 205/2
[30] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 210/2
[31] См. в книге «Сияр А`лями Ан-Нубаля» т.11, Биография Имама Ахмада ибн Ханбаля.
[32] См. в книге «Сияр А`лями Ан-Нубаля» т.11, Биография Имама Ахмада ибн Ханбаля.
[33] Примечания шейха Абу Гудды на книгу «Рисалят аль-Мустаршиддин», стр. 140-148.
[34] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 213/2
[35] См. в книге «Сыфатуль Сафва», 211/2
[36] См. в книге «Сияр А`лями Ан-Нубаля» т.11, Биография Имама Ахмада ибн Ханбаля.
[37] См. в книге Сыфатуль Сафва, 210/2.