Правила такфира у ашаритов: между хариджитами и мурджитами

Точкa соприкосновения с мурджитами:
 

Условием куфра в отношении тех грехов, которые сами по себе не являются вероотступничеством, является убеждение, что общеизвестный харам разрешен (или халяль запретен). Например, винопитие — грех, но само по себе не является куфром, пока человек считает, что оно запретно (в отличие от совершения суджуда идолу или солнцу, что само по себе является куфром и не нуждается в уточнении намерения).

Точка расхождения с мурджитами:
 

У мурджитов дополнительное условие для такфира (чтобы человек считал, что харам дозволен или халяль запретен) распространяется абсолютно на все слова и действия, тогда как ашариты выделяют группу действий (суджуд идолу, бросание мусхафа в кучу мусора и т. д.), которые являются куфром сами по себе.

Точка соприкосновения с хариджитами:

Выделение группы действий, которые сами по себе есть куфр, вне зависимости от того, считает человек такие действия дозволенными или нет. Например, совершение суджуда идолу или солнцу делает человека вероотступником, даже если он считает данное действие запретным.
 

Точка расхождения с хариджитами:
 

Выделение группы действий, которые не являются сами по себе куфром, но становятся таковыми из-за намерения. Так, хариджиты выносят такфир за все грехи или за большие грехи, не ставя условием убеждение, что этот грех дозволен. Однако ашариты разделяют действия, которые являются сами по себе куфром (суджуд идолу, бросание мусхафа в мусор и т. д.), и действия, выводящие из Ислама, только если человек считает их дозволенными. Например, винопитие — грех и не является куфром, пока его не считают дозволенным.

 

Вопрос:

Есть ли разница в принципах такфира между ашаритами и группой, известной под именем «салафия-джихадия»?

Ответ:

В принципах такфира разницы нет, но есть различие в определении группы действий, которая является куфром. Приведу три примера:
 

  1. Истигаса — сама по себе куфр у ваххабия-джихадия, то есть здесь они не смотрят на намерение, тогда как у ашаритов данное действие само по себе не есть ширк, если человек не считает, что тот, к кому обращаются за помощью, обладает независимой волей.
  2. Оставление обязательного намаза без уважительной причины — само по себе куфр у ваххабия-джихадия. Оно не является таковым, согласно мнению джумхур, если оставление намаза не сопровождается убеждением, что намаз не обязателен. Равным образом, отказ выплачивать закят — сам по себе куфр у ваххабия-джихадия, но такой отказ не является куфром у ашаритов, если данное действие не сопровождается идеей дозволенности не выплачивать закят.
  3. Помощь кяфирам против мусульман — сама по себе куфр у ваххабия-джихадия, тогда как такие ученые, как имам Куртуби, рахимахуллах, считали, что, чтобы данное действие считалось куфром, необходимо сопровождение мувалята убеждением, что это дозволено. Также, насколько мне известно, мнение джумхур факихов заключается в том, что шпион не является муртаддом, хотя и есть разногласия относительно того, убивают шпиона или сохраняют ему жизнь.
Похожие материалы