Правило относительно новшеств в поклонении

Вопросы: Передаётся ли что-нибудь достоверное о достоинствах этой ночи относительно других? Желательно ли оживлять эту ночь намазом или другими видами поклонения? Желательно ли собираться в мечети для оживления этой ночи? Следует ли правителю или кому-то ещё содействовать исполнению этого обряда в мечети? Относится ли это к новшеству, за устранение которого правителю будет дарована награда?

Имам, Хафиз Салахуддин аль-‘Аляи ад-Димашки аш-Шафии (694 – 761 гг. х.) ответил[1]:

Лишь Аллах ведёт к Истине.

Что касается достоинства ночи в середине месяца Шаабан, то об этом передаётся ряд хадисов, но среди них нет ни достоверных, ни хороших.

К этим хадисам относится тот, что передают ат-Тирмизи[2] и ибн Маджа[3] от Аиши (да будет доволен ею Аллах) и согласно которому Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَنْزِلُ لَيْلَةَ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا، فَيَغْفِرُ لِأَكْثَرَ مِنْ عَدَدِ شَعْرِ غَنَمِ كَلْبٍ

«Поистине, милость Всевышнего Аллаха нисходит ночью в середине месяца Шаабан на небо этого мира, прощая больше грехов, чем шерстинок у баранов племени Кальб».

Имам аль-Бухари указал на слабость этого хадиса, потому что его передал Хаджадж ибн Артат от Яхьи ибн Касира, а тот – от Урва ибн аз-Зубейра. Хаджадж – ненадёжный передатчик, известный тадлисом, а Яхья ибн Абу Касир не слышал хадисов от Урвы.

Также передаются подобные по смыслу хадисы через другие иснады, и все они слабее этого иснада, потому что содержат имена лжецов и отвергнутых передатчиков, упоминание которых лишь удлинит текст.

Также Муаз передаёт от Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«يَطْلُعُ اللَّهُ إِلَى خَلْقِهِ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَيَغْفِرُ لِجَمِيعِ خَلْقِهِ إِلَّا لِمُشْرِكٍ أَوْ مُشَاحِنٍ

«Всевышний Аллах в ночь середины месяца Шаабан прощает все творения, кроме язычника и нововведенца»[4].

Иснад хадиса прерывается.

Если кто-то скажет, что все эти хадисы в общем могут приниматься, то в этом не будет крайности, но в них нет и указаний на выделение этой ночи среди других дополнительным поклонением, потому что так нельзя делать, и на это нет доводов из сунны, практики сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и табиинов. А дополнительная награда и дополнительное поклонение устанавливаются только Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил отмечать пятничную ночь дополнительным поклонением, а её день – дополнительным постом, и это несмотря на достоверные хадисы о достоинствах этой ночи и этого дня, и если эту благословенную ночь нельзя выделять, то другие – и подавно.

Что касается хадиса, передаваемого от Али, согласно которому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

: » إِذَا كَانَتْ لَيْلَةُ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَقُومُوا لَيْلَهَا، وَصُومُوا نَهَارَهَا ؛ فَإِنَّ اللَّهَ يَنْزِلُ فِيهَا لِغُرُوبِ الشَّمْسِ إِلَى سَمَاءِ الدُّنْيَا، فَيَقُولُ : أَلَا مِنْ مُسْتَغْفِرٍ لِي فَأَغْفِرَ

«Когда настанет ночь середины месяца Шаабан, то выстаивайте её, а в этот день поститесь, потому что Всевышний Аллах в эту ночь нисходит на небеса этого мира, вопрошая: «Где просящие о прощении за свои грехи, чтобы Я простил их?«»[5],

то все учёные едины во мнении о слабости этого хадиса. В его иснаде есть два слабых передатчика: один из них Абу Бакр ибн Абу Сабра, которого называют оставленный (матрук) передатчиком, а это более строгая критика, чем просто назвать его слабым.

Если кто-то скажет, что можно практиковать слабые хадисы в дополнительных деяниях, то нет сомнений в отсутствии желательности коллективных молитв в эту ночь для оживления этой ночи, это относится к порицаемым новшествам, которые следует оставить, потому что коллективные намазы, которые совершаются в мечети – это пятикратные намазы, и те желательные намазы, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  совершал коллективно, например, праздничный намаз, намазы затмения и таравих. А коллективное совершение намазов, к которому нет доводов в шариате, подпадает под хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ «.

«Если кто-то введёт в наше дело то, что к нему не относится, то оно будет отвергнуто».[6]

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал:

فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الْمَهْدِيِّينَ الرَّاشِدِينَ، تَمَسَّكُوا بِهَا، وَعَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ ، وَإِيَّاكُمْ وَمُحْدَثَاتِ الْأُمُورِ ؛ فَإِنَّ كُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ، وَكُلَّ بِدْعَةٍ ضَلَالَةٌ

«Следуйте моей сунне и сунне праведных халифов и не отходите от неё, вцепитесь в неё зубами. Остерегайтесь новшеств. Поистине, каждое новшество – это бидаа, а каждое бидаа – это заблуждение».[7]

Оживление этой ночи коллективным намазом в мечети – это новшество, на которое указали имамы прошлых лет и от которого предостерегали.

Это нововведение берёт своё начало в Кудсе в 448 году, когда один из жителей города Набулса, известный как ибн аль-Хамра, прибыв в середине месяца Шаабан в мечеть аль-Акса и владея умением красиво читать Коран, совершил коллективный намаз, на котором собралась большая группа людей. И ещё больше собралось на следующий год, и так эта практика распространилась в других странах, и начали появляться выдуманные хадисы об этом намазе, как указал Абу Бакр ат-Тартуши, аль-Хафиз Абу аль-Фарадж ибн аль-Джавзи и другие имамы (да будет Аллах доволен ими всеми).

Затем Аллах через хороших людей устранил этот обряд;  следует предостерегать всех от этого новшества, чтобы оно не вернулось. Никто из мусульман не имеет права помогать в его практиковании. И не имеет значения, что это благословенная ночь, потому что это действие является нововведением в религии Аллаха и придумыванием того, что не установил Аллах и не установила сунна Посланника Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха),  а Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха)  сказал:

«Поистине, каждое новшество – это бидаа, а каждое бидаа – это заблуждение».

Что касается таких видов поклонения, как намаз, пост и т. д., то они являются поклонением, пока совершаются узаконенным образом и не противоречат шариату, а когда в них появляется противоречие, то эти действия перестают быть благими и становятся новшеством, которое следует устранить.

Коллективное совершение поклонения, на которое нет дозволения от Пророка (мир ему и благословение Аллаха),  является порицаемым новшеством, и правители, да поддержит их Аллах, должны устранять эти коллективные обряды, и они получат награду (за борьбу против новшеств), если будут делать это ради Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَىٰ ۖ وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۖ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Помогайте же друг другу в хорошем (в благих делах) и богобоязненности (в избегании запрещённого), но не помогайте друг другу в грехе (в совершении зла) и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании (тех, кто не повинуется Его повелениям)».[8]

Также Всевышний Аллах сказал:

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть же те, кто противоречит Его (Аллаха и Его Посланника) повелениям, остерегаются испытания, которое может постичь их, или болезненного наказания (в будущей жизни)».

 

[1] «Маджма Расаил аль-Хафиз аль-Алаи», 7\25–28.

[2] № 739.

[3] № 1389.

[4] Ибн Хиббан, №5665.

[5] Ибн Маджа, №1388.

[6] Муслим, № 1718.

[7] Абу Дауд, № 4607.

[8] Коран, 5:2.

Похожие материалы