В своей книге «Аль-Мадхаль» в главе «О некоторых праздниках иудеев и христиан» Ибн аль-Хадж аль-Фаси (737-й г. хиджры) сказал следующее:
فهذا بعض الكلام على المواسم التي ينسبونها إلى الشرع وليست منه , وبقي الكلام على المواسم التي اعتادها أكثرهم وهم يعلمون أنها مواسم مختصة بأهل الكتاب , فتشبه بعض أهل الوقت بهم فيها وشاركوهم في تعظيمها , يا ليت ذلك لو كان في العامة خصوصا , ولكنك ترى بعض من ينتسب إلى العلم يفعل ذلك في بيته ويعينهم عليه ويعجبه منهم ويدخل السرور على من عنده في البيت من كبير وصغير بتوسعة النفقة والكسوة على زعمه , بل زاد بعضهم أنهم يهادون بعض أهل الكتاب في مواسمهم ويرسلون إليهم ما يحتاجونه لمواسمهم فيستعينون بذلك على زيادة كفرهم , ويرسل بعضهم الخرفان ويعضهم البطيخ الأخضر وبعضهم البلح وغير ذلك مما يكون في وقتهم وقد يجمع ذلك أكثرهم وهذا كله مخالف للشرع الشريف.
И то [о чем говорилось выше] относится к праздникам [аль-мавасим], которые [несправедливо] считаются частью Шариата, но на самом деле ей не являются.
Теперь нам осталось поговорить о праздниках, которые люди [мусульмане] привыкли отмечать, хотя знают, что эти праздники сугубо иудейские и христианские. Воистину, некоторые люди [из числа мусульман] в наше время подражают им и принимают участие вместе с ними в почитании этих праздников. О, если бы это касалось только простого народа! Но ведь, на самом деле, многие из тех, кого считают людьми знания, предаются подобным делам в своих домах, поддерживая свою семью в этих празднованиях. Более того, человек радует своих домашних: и стариков, и детей – щедрыми тратами, предполагая [что такое деяние достойно похвалы просто потому, что доставляет кому-то радость]. На самом деле, некоторые из них даже обмениваются подарками с иудеями и христианами по случаю этих праздников и дарят им вещи, которые нужны для проведения их праздников, так что эти мусульмане по сути помогают иудеям и христианам усугубить свое неверие. Некоторые дарят им ягнятину, другие – зеленые дыни, финики или другие фрукты по сезону, а большинство дарит все вышеперечисленное. Всё, что было упомянуто, противоречит благородному Шариату.
ومن العتبية قال أشهب : قيل لمالك : أترى بأسا أن يهدي الرجل لجاره النصراني مكافأة له على هدية أهداها إليه؟ قال : ما يعجبني ذلك قال الله عز وجل : ( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاءَ تُلْقُونَ إِلَيْهِمْ بِالْمَوَدَّةِ الآية) [الممتحنة:1]. قال ابن رشد رحمه الله تعالى : قوله مكافأة له على هدية أهداها إليه إذ لا ينبغي له أن يقبل منه هدية , لأن المقصود من الهدايا التودد لقول النبي ” تهادوا تحابوا وتذهب الشحناء” , فإن أخطأ وقبل منه هديته وفاتت عنده , فالأحسن أن يكافئه عليها حتى لا يكون له عليه فضل في معروف صنعه معه .
[Автор] «Аль-Утбиййя» передает, что Ашхаб [ибн Абдуль-Азиз аль-Каиси, 203-й г. по хиджре, Каир], близкий соратник имама Малика, сказал:
Один человек спросил Малика: «Видишь ли ты что-то плохое в том, чтобы человек сделал своему соседу христианину подарок в ответ на подарок, который получил от этого соседа?» Он ответил: «Я не согласен с этим, ведь Всевышний Аллах сказал: “О вы, которые уверовали, не делайте моего врага и своего врага другом/помощником/заступником себе, отдавая им свою любовь, в то время как они не уверовали в то, что пришло к вам из истины…”» (Аль-Мумтахана, 60:1).
Ибн Рушд [520-й г. по хиджре, Кордова], да будет милостив к нему Аллах, сказал:
Его [т. е. человека, который задал вопрос Малику] слова «в ответ на подарок, который получил от этого соседа» означают [в первую очередь], что человеку не следует принимать подарок от христианина, потому что смысл подарка в проявлении любви и симпатии, ведь Пророк [мир ему и благословение Аллаха] сказал: «Дарите друг другу подарки, и тогда вы будете любить друг друга, а вражда [которая есть между вами] исчезнет». Тем не менее, если человек ошибочно принял подарок от христианина и было уже поздно исправить это, лучше всего возместить ему этот подарок, чтобы у христианина не было преимущества в добродетели перед ним.
وسئل مالك رحمه الله عن مؤاكلة النصراني في إناء واحد, قال : تركه أحب إليّ ولا يصادق نصرانيا . قال ابن رشد رحمه الله : الوجه في كراهة مصادقة النصراني بيّن لأن الله عز وجل يقول : لا تَجِدُ قَوْماً يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءَهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ الآية) [المجادلة:22], فوجب على كل مسلم أن يبغض في الله من يكفر به ويجعل معه إلها غيره ويكذب رسوله , ومؤاكلته في إناء واحد تقتضي الألفة بينهما والمودة فهي تكره من هذا الوجه وإن علمت طهارة يده .
Малику (да будет милостив к нему Аллах) задали вопрос о принятии пищи с христианами из общей тарелки. Он ответил: «Я считаю, что человеку лучше воздерживаться от этого. Он не должен дружить с христианином». Ибн Рушд объясняет, что причина отрицательного отношения к дружбе с христианами очевидна, ведь Аллах сказал (смысл): «Вы не найдете народ, который верит в Аллаха и Последний День и любит тех, кто идет против Аллаха и Его Посланника, даже если они их отцы, сыновья, братья или другие родственники…» (Аль-Муджадила, 58:22). Поэтому мусульманин обязан ненавидеть ради Аллаха тех, кто не верит в Него, и делает кого-то сотоварищем Ему, и отрицает его Посланника (мир ему и благословение). Принятие мусульманином пищи из одного блюда с христианами становится причиной появления любви и симпатии между ними, и с этой точки зрение данное действие нежелательно, даже если человек знает, что рука христианина чиста.
ومن مختصر الواضحة سئل ابن القاسم عن الركوب في السفن فيها النصارى لأعيادهم , فكره ذلك مخافة نزول السخط عليهم لكفرهم الذي اجتمعوا له . قال : وكره ابن القاسم للمسلم أن يهدي إلى النصراني في عيدهم مكافأة له , ورآه من تعظيم عيده وعونا له على مصلحة كفره . ألا ترى أنه لا يحل للمسلمين أن يبيعوا للنصراني شيئا من مصلحة عيدهم لا لحما ولا إداما ولا ثوبا ولا يعارون دابة و لا يعانون على شيء من دينهم لأن ذلك من التعظيم لشركهم وعونهم على كفرهم . وينبغي للسلاطين أن ينهوا المسلمين عن ذلك , وهو قول مالك وغيره لم أعلم أحدا اختلف في ذلك اهـ
Более того, в «Мухтасар аль-вадиха» [Фадль ибн Саляма, 319 г. по хиджре] передается, что Ибн аль-Касима [191 г. по хиджре, лучший ученик имама Малика] спросили, дозволено ли принимать участие в катаниях на лодках вместе с христианами во время их праздников, и он был против этого из-за страха, что гнев [Аллаха] настигнет их из-за неверия, которое заставило их собраться вместе. Он [Фадль ибн Саляма] сказал:
Ибн аль-Касим высказался против того, чтобы мусульманин дарил христианину подарок в ответ на подарок, который вручил ему христианин [по случаю христианского праздника]. Он [Ибн аль-Касим] считал такой поступок возвеличиванием их праздника и оказанием поддержки христианам в их неверии. Разве вы не видите, что мусульманину не дозволено продавать христианам что-либо, что используется для их праздников, будь то мясо, специи, одежда, то же касается аренды транспортных средств или любой помощи для их религии, потому что это есть выражение уважения к их ширку [приданию сотоварищей Аллаху] и поддержка их в их неверии? В действительность, правители обязаны запрещать мусульманам делать это, и таково было мнение Малика и других. Воистину, я не знаю ни одного ученого, который имел бы по этому вопросу противоположное мнение».
(Аль-Мадхаль, т. 2, с. 46, Мактаба аль-Турас)