В книге «Маджмауль абгур фи шархи мультакаль абхур» шейха Дамада Афанди Ханафи, рахимахуллах, по этому поводу написано:
«В фетвах «Аль-Баззазия» сказано: «Вера в пророков обязательна, после познания термина «ан-наби» (пророк), которым определяют человека, сообщающего (приказы и запреты) от Всевышнего Аллаха. Следует верить пророку во всём, что он передаёт от Всевышнего Аллаха (из приказов и запретов).
Что касается веры в нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то она является обязательной, поскольку он сейчас наш Посланник и он, да благословит его Аллах и приветствует, печать пророков и посланников.
Поэтому тот, кто уверовал, что Мухаммад – Посланник Аллаха, но не уверовал, что он является печатью пророков, не может считаться верующим.
В книге «Аль-Фусуль» сказано: «Тот, кто не верит в истинность некоторых пророков или недоволен той или иной сунной посланников, алейхим ссалям, впадает в куфр…»
Также впадает в неверие тот, кто приписывает пророкам какие-либо непотребные действия, например, [приписывает] Юсуфу, алейхи ссалям, решение совершить прелюбодеяние, и подобное этому.
Человек впадает в куфр, если говорит: «Не знаю, является ли Адам, алейхи ссалям, пророком».
Отрицание пророческой миссии Хизри или Зуль-Кифла, алейхима ссалям, не является неверием ввиду отсутствия иджмы по этому вопросу.
Человек впадает в неверие, если говорит: «Если то, что говорят пророки, – это правда и истина, то мы спасены».
Также человек впадает в куфр, если заявляет, что он – посланник (ар-расуль), или если требует от лжеца, называющего себя посланником, чуда (аль-муаджиза). Однако поздние алимы сказали, что если человек требует чуда, чтобы посрамить лжепророка и уличить его во лжи, то в этом случае он не впадает в неверие.
Тот, кто сказал: «Не знаю, является Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, человеком или джинном», – впадает в куфр.
Кто относится с уничижительным пренебрежением к Сунне или хадисам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или отвергает хадис-мутаватир, или говорит с пренебрежением: «Много мы уже слышали от него», – тот впадает в неверие.
Впадает в неверие тот, кто ругает человека, который носит имя Мухаммад и кунью Абуль-Касим, при условии, что он вспомнил (во время оскорбления) о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует.
Если человека силой принудили ругать Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то это оскорбление может иметь три значения:
1. Человек, принуждённый к оскорблению, утверждает, что во время оскорбления ничто, связанное с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, не приходило ему на ум, и он оскорблял лишь по принуждению, будучи этим недоволен. В этом случае он не впадает в куфр.
2. Человек, принуждённый к оскорблению, утверждает, что во время оскорбления вспомнил о христианине и именно этого христианина поносил. В этом случае человек также не впадает в неверие.
3. Человек утверждает, что во время оскорбления он вспомнил христианина, но что оскорблял он не его, а Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В этом случае человек однозначно впадает в куфр, поскольку он мог не оскорблять непосредственно Пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует через оскорбление другого Мухаммада.
Если один сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил, например, вот эту тыкву, а второй сказал в ответ, что не любит эту тыкву, то второй впадает в куфр. Однако некоторые учёные сказали, что в этом случае он впадает в неверие, если сказал это с уничижительным пренебрежением, умаляющим достоинство Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а в противном случае это не является куфром.
Если человек сказал: «Когда бы Адам, алейхи ссалям, не ел пшеницы, мы не подверглись бы сейчас испытанию», – то относительно того, являются ли эти слова куфром, среди учёных есть разногласия.
Тот, кто сказал: «Когда бы не ел Адам, алейхи ссалям, пшеницы, мы не были бы несчастными», – впадает из-за этих слов в куфр.
В фетвах «Аль-Баззазия» сказано:
«Если один сказал: «Адам, алейхи ссалям, ткал кирбас (хлопчатобумажная ткань)», – а другой говорит: «Значит, мы дети ткача», – то последний впадает в неверие.
Если один сказал другому: «Побрей голову и обрежь ногти, ведь это Сунна», – а тот отвечает: «Не буду этого делать, даже если это является Сунной», – последний впадает в куфр, поскольку это было высказано с нотками отвержения и отрицания. То же самое относится и к пренебрежению другими обычаями Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (ас-сунан), особенно к известной Сунне, чья достоверность подтверждена хадисами-мутаватир, например, использование сивака.
Человек впадает в куфр, если говорит: «Не знаю, является Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в могиле верующим или кяфиром». [Также человек впадает в куфр,] если говорит: «Нет для нас блага от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», – поскольку посланническая миссия является величайшим благом для людей.
Также является куфром обвинение Аиши, разыАллаху анха, в прелюбодеянии, а также отрицание сподвижничества Абу Бакра. Согласно самому верному мнению, отрицание его права на халифат является куфром. Отрицание сподвижничества Умара также является куфром»…».