Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Рамадан является временем поклонения, в этот месяц увеличивается награда, и один из важнейших видов поклонения в этот месяц – таравих-намаз.
Определение слова «таравих»
Ибн Манзур (да смилуется над ним Аллах) сказал:
التَّرْويحةُ فـي شهر رمضان: سميِّت بذلك لاستراحة القوم بعد كل أَربع ركعات؛ وفـي الـحديث : صلاة التراويح؛ لأَنهم كانوا يستريحون بـين كل تسلـيمتـين. و التراويح: جمع تَرْوِيحة
«Тарвиха в месяц Рамадан называется так, потому что люди отдыхали после совершения четырёх ракаатов. В хадисе имеется (слово) “таравих-намаз”, потому что праведные предшественники отдыхали[1] после каждых двух намазов. Таравих – множественное число от тарвиха». («Лисан уль-Араб» 2/462)
Достоинство таравих-намаза
Учёные единодушно согласны с тем, что совершение таравиха – ночных намазов в Рамадане – является сунной как для мужчин, так и для женщин.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал к этому в категоричной форме, а говорил:
مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
“Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи”». (аль-Бухари, 37; Муслим, 759)
Шейх уль-Ислам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) поясняет:
المعروف عند الفقهاء أن هذا مختص بغفران الصغائر دون الكبائر، قال بعضهم: ويجوز أن يخفف من الكبائر ما لم يصادف صغيرة
«Для правоведов (факихов) является известным фактом, что это касается малых грехов, а не больших. Некоторые их них сказали, что это может облегчить наказание за большие грехи, если у человека нет малых грехов». («Шарх Сахих Муслим», 6/377)
Также со слов ’Аиши (да будет доволен ею Аллах) передают следующее:
عن عائشة رضي الله عنها: أن النبي صلى الله عليه وسلم صلى في المسجد فصلى بصلاته ناس، ثم صلى الثانية فكثر الناس، ثم اجتمعوا في الليلة الثالثة أو الرابعة فلم يخرج إليهم رسول الله، فلما أصبح قال: رأيت الذي صنعتم فلم يمنعني من الخروج إليكم إلا أني خشيت أن تفرض عليكم، وذلك في رمضان
«Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил намаз в мечети, и вместе с ним помолилось большое количество людей. На следующий день он опять совершил намаз, и людей уже было больше. Но когда люди собрались на третью или четвёртую ночь, он не вышел к ним, а утром сказал: “Я видел, что вы сделали. Я не вышел к вам только из опасения, что эта молитва станет для вас обязательной”, – и это было в Рамадан». (аль-Бухари, 1129)
Хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил:
واعلم أن المؤمن يجتمع له في شهر رمضان جهادان لنفسه : جهاد بالنهار على الصيام ، وجهاد بالليل على القيام ، فمن جمع بين هذين الجهادين وُفِّي أجره بغير حساب
«Знай, что в месяц Рамадан в верующем начинаются сразу два джихада против нафса! Джихад против дневного времени ради поста, и джихад против ночи ради совершения ночных намазов. И тот, кто сочетает эти два вида джихада, заслужит награду без счёта!» («Лятаиф уль-Ма’ариф», стр. 171)
Что касается хадиса, который якобы передал Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) и в котором Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о важности совершения таравих-намаза каждую ночь, то он является вымышленным.
Время совершения таравих-намазов
Время совершения таравих-намазов начинается после ночного намаза и длится до рассвета.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
يدخل وقت التراويح بالفراغ من صلاة العشاء ، ذكره البغوى. وغيره، ويبقى إلى طلوع الفجر
«Время намаза таравих наступает с завершением ночного намаза, о чём говорил аль-Багъави и другие, и длится оно до рассвета». («Аль-Маджму’», 5/39)
Количество ракаатов таравих-намаза
Таравих-намаз состоит из двадцати ракаатов, по мнению большинства учёных. Во время таравиха совершается десять приветствий, то есть молящийся произносит приветствие после каждых двух ракаатов.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
صلاة التراويح سنة بإجماع العلماء ، ومذهبنا أنها عشرون ركعة بعشر تسليمات وتجوز منفردا وجماعة
«Таравих является Сунной, согласно единодушному мнению учёных. Наш мазхаб считает, что он состоит из двадцати ракаатов с десятью приветствиями (между ними). И его можно совершать как коллективно, так и индивидуально». («Аль-Маджму’», 5/39)
Имам Ибн Кудама аль-Макдиси (да смилуется над ним Аллах) сказал:
والمختار عند أبي عبد الله ( يعني الإمام أحمد ) رحمه الله ، فيها عشرون ركعة ، وبهذا قال الثوري ، وأبو حنيفة ، والشافعي ، وقال مالك : ستة وثلاثون .
«Согласно мнению Абу Абдуллаха (имама Ахмада) (да смилуется над ним Аллах), в таравихе двадцать ракаатов. Это также было мнением ас-Саури, Абу Ханифы и аш-Шафии. По мнению имама Малика, в таравихе тридцать шесть ракаатов». («аАль-Мугни», 1/457)
Где предпочтительней совершать таравих – дома или в мечети?
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
واتفق العلماء على استحبابها ، واختلفوا في أن الأفضل صلاتها منفردا في بيته أم في جماعة في المسجد ؟ فقال الشافعي وجمهور أصحابه وأبو حنيفة وأحمد وبعض المالكية وغيرهم : الأفضل صلاتها جماعة كما فعله عمر بن الخطاب والصحابة – رضي الله عنهم – واستمر عمل المسلمين عليه لأنه من الشعائر الظاهرة فأشبه صلاة العيد . وقال مالك وأبو يوسف وبعض الشافعية وغيرهم : الأفضل فرادى في البيت لقوله – صلى الله عليه وسلم – : ( أفضل الصلاة صلاة المرء في بيته إلا المكتوبة ) .
«Учёные единодушны в желательности таравих-намаза, однако они впали в разногласия относительно вопроса, где лучше совершать этот намаз – в одиночку дома или с джамаатом в мечети.
Имам аш-Шафии и большинство его сторонников, а также Абу Ханифа, Ахмад и некоторые маликиты считали, что лучше совершать этот намаз с джамаатом, как это делали ‘Умар и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах). И это деяние мусульман продолжалось, что стало внешним проявлением Ислама, как праздничный намаз (‘Ид). Однако Малик, Абу Юсуф, некоторые шафииты и другие учёные говорили, что лучше делать этот намаз дома, следуя словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Наилучший намаз после обязательного – это намаз, совершённый дома!”». («Шарх Сахих Муслим», 6/378)
Также имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Аль-Маджму’» (5/39):
قال أصحابنا العراقيون والصيدلاني والبغوي وغيرهما من الخراسانيين : الخلاف فيمن يحفظ القرآن ولا يخاف الكسل عنها لو انفرد ، ولا تختل الجماعة في المسجد لتخلفه . فإن فقد أحد هذه الأمور فالجماعة أفضل بلا خلاف
«Наши учёные иракского направления – ас-Сайдаляни[2], аль-Багави, и учёные из хорасанского направления сказали, что это разногласие касается того, кто выучил Коран и при этом не ленится, совершая намаз индивидуально, и джамаат-намаз в мечети всё равно состоится и в его отсутствие. Если одно из этих условий не соблюдается, то предпочтительней совершать намаз в джамаате, и относительно этого нет разногласий».
Чтение Корана в таравих-намазе
Учёные единогласны в том, что имаму, который будет вести намазы таравих, рекомендуется завершить чтение всего Корана в течение месяца Рамадан во время этих намазов.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Аль-Азкар» (стр. 209):
وأما القراءة فالمختار الذي قاله الأكثرون وأطبقَ الناسُ على العمل به أن تقرأ الختمةُ بكمالها في التراويح جميع الشهر، فيقرأ في كل ليلة نحو جزء من ثلاثين جزءاً، ويُستحبّ أن يرتل القراءة ويبيِّنها، وليحذرْ من التطويل عليهم بقراءة أكثر من جزء
«Что же касается чтения Корана, то, согласно правильному мнению, которое разделяли большинство учёных и в соответствии с которым поступают люди, в течение месяца во время таравих-намазов следует прочесть Коран полностью. Это значит, что каждую ночь необходимо завершать чтение одного из тридцати джузов Корана. Желательно, чтобы имам читал Коран, чётко выговаривая каждую букву, и избегал чтения более одного джуза за ночь».
Чтение Корана с мусхафа в намазе
Что касается чтения Корана с мусхафа, то это вопрос, в котором учёные разошлись во мнениях. Согласно мнению шафиитов, чтение с мусхафа дозволяется.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
لو قَرَأ القرآن من المُصحف لم تبطُل صلاته سواء كان يحفظه أم لا، بل يجب عليه ذلك إذا لم يحفظ الفاتحة كما سبق، ولو قلّب أوراقه أحياناً في صلاته لم تبطل
«У того, кто читает Коран с мусхафа, не нарушается намаз, независимо от того, знает он наизусть, что читает, или нет! Более того, это необходимо, если он не знает наизусть Фатиху. Даже если он иногда переворачивает страницы, намаз не нарушается». («Аль-Маджму’», 4/27)
[1] Название «таравих» произошло от слова «рахатун», что означает «отдыхать», «сидеть».
[2] Это Мухаммад ибн Дауд ибн Мухаммад Абу Бакр аль-Марвази ад-Дауди ас-Сайдаляни, выдающийся учёный из числа имамов асхаб уль-вуджух хорасанского направления. Являлся учеником имама Абу Бакра аль-Каффаля. Автор комментария к труду «Мухтасар аль-Музани», известного как «Тарикат ус-Сайдаляни» (из «Табакат уш-Шафия» ас-Субки, 4/148).