Такфир оставившего обязательный намаз — законное мнение в Исламе

Предисловие
 
По мнению некоторых исламских ученых, оставляющий обязательный намаз намеренно, без уважительной причины, впадает в куфр. Однако более сильное мнение — что оставляющий обязательный намаз без уважительной причины является не неверующим, но большим грешником. При этом важно понять, что мнение о куфре оставляющего намаз — это законное мнение в Исламе, а отнюдь не выдумка заблудших. 
 
И мы приводим разбор этого мнения не для того, чтобы мусульмане начали выносить такфир своим не совершающим намаз братьям и сестрам, а как наставление и устрашение для них. Оставление намаза — это очень серьезный поступок. Остерегайтесь того, чтобы в отношении вашей веры у ученых были разногласия! Пусть Аллах сделает так, чтобы такфир не относился к нам ни по какому из законных мнений. Амин.
 
 
* * *
 
Ханафитский имам Абдуль-Хай Лякнави, рахимахуллах, в книге «Нафуль-муфти ва-с-саиль» говорит по этому поводу: 
 
«Сподвижники Посланника Аллаха , а также табиины разошлись во мнении по поводу куфра и наказания человека, оставляющего намеренно один из обязательных намазов». 
 
И среди людей, высказавших мнение о неверии оставляющего намеренно, без уважительной причины, хотя бы один обязательный намаз, можно назвать следующих шейхов: 
 
(Шейхи, относящиеся к сподвижникам:) 
 
Умар ибн аль-Хаттаб, Абдуллах ибн Масуд, Абдуллах ибн Аббас, Муаз ибн Джабаль, Джабир ибн Абдуллах, Абу Дарда, Абдуррахман ибн Ауф, Абу Хурайра 
 
(Прочие ученые не из числа сподвижников:) 
 
Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавай, Абдуллах ибн аль-Мубарак, ан-Нахаи, Айюб ас-Сахтияни, Абу Дауд ат-Таялиси, Абу Бакр ибн Аби Шейба, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. 
 
Сказали Хаммад ибн Зайд, Макхуль, аш-Шафии и Малик, да будет доволен ими Аллах: 
 
«Оставляющий обязательный намаз намеренно не впадает в неверие, однако предается смерти». 
 
У нас же (ханафитов) такой человек не впадает в куфр и не подвергается казни, однако к нему применяются жесткие меры. 
 
Надо сказать, что у маликитов также есть мнение, что оставляющий обязательный намаз впадает в неверие. 
 
В книге шейха Абдуллаха ибн Сиддика аль-Гумари, рахимахуллах, «Аль-Хави филь-фатава», сказано: 
 
«Намеренное оставление обязательного намаза является куфром, согласно мнению Ахмада ибн Ханбаля и Абдуль-Малика ибн Хабиба из маликитов…» 
 
Приведем несколько цитат из авторитетнейших фикховых источников для подкрепления мнения, что многие исламские ученые считали, что оставляющий обязательный намаз намеренно без уважительной причины впадает в куфр (поэтому отрицать данный факт означает закрывать глаза на действительное положение дел и проявлять таассуб). При этом сразу скажем, что это далеко не единственное мнение и что три мазхаба фикха (ханафитский, шафиитский, маликитский), а также часть ханбалитов, взявших для себя в качестве довода одну из передач от имама Ахмада ибн Ханбаля, рахимахуллах, согласно которой оставляющий намеренно намаз, хотя и подвергается казни, не является муртаддом, сошлись на том (исключая некоторых маликитов и шафиитов), что оставляющий обязательный намаз без уважительной причины не является неверующим. 
 
В книге шафиитского алима Ахмада Зайнуддина аль-Маляйбаари аль-Фаннани, рахимахуллах, «Иршадуль-ибад иля сабили-р-рашад» (с. 53) сказано: 
 
«Некоторые сподвижники, табиины, а также последующие ученые высказали мнение, что оставляющий обязательный намаз впадает в куфр. Среди этих людей следующие шейхи: 
 
Сподвижники: Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн Аббас, Ибн Масуд, Абдуррахман ибн Ауф, Муаз ибн Джабаль, Абу Хурайра, Абу ад-Дарда, Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен ими всеми Аллах. 
 
Последующие ученые не из сподвижников: Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рагавай, Абдуллах ибн Мубарак, ан-Нахаи, аль-Хакам ибн Уейна, Айюб ас-Сахтияни, Абу Дауд ат-Таялиси, Абу Бакр ибн Аби Шейба, Зухайр ибн Харб, Ибн Хабиб и другие, да будет доволен ими Всевышний Аллах». 
 
В комментарии к «Сахиху» имама Муслима  «Фатхуль мульгим» имама-мухаддиса Шиббира Ахмада Усмани, рахимахуллах, говорится: 
 
««…и целая группа саляфов пришла к выводу о том, что оставляющий намеренно обязательный намаз впадает в куфр». 
 
Это мнение, в частности, передают от имама Али ибн Аби Талиба , как приводится в одной из передач от имама Ахмада ибн Ханбаля, рахимахуллах. 
 
Также о неверии оставляющего совершение намаза намеренно высказались имамы Абдуллах ибн аль-Мубарак, Исхак ибн Рагавай и некоторые из последователей имама Шафии, рахимахуллах». 
 
Такие же по смыслу слова говорит в «Аль-Минхадж» (с. 178, издательство Ибн Хазм) и имам ан-Навави Шафии, рахимахуллах. 
 
Кади Абу Валид ибн Рушд аль-Куртуби Малики, рахимахуллах, пишет в «Бидаятуль-муджтахид» (с. 78, издательство Ибн Хазм) по поводу оставляющего намаз намеренно  следующее: 
 
«…среди ученых есть такие, кто высказался за необходимость его казни, тогда как другая группа сказала: „(Следует) применять по отношению к нему различные жесткие меры воздействия и заточение в тюрьме“. 
 
Среди алимов, которые высказались в пользу необходимости убийства оставляющего обязательный намаз намеренно, есть те, кто говорит, что его казнят как кяфира (или как муртадда). И такова позиция (мазхаб) имама Ахмада ибн Ханбаля, Исхака ибн Рагавая и Абдуллаха ибн Мубарака…» 
 
В книге «Аль-Мугни» (т. 1, с. 418) ханбалитского имама ибн аль-Кудамы аль-Макдуси, рахимахуллах, говорится: 
 
«Вопрос: «Того, кто намеренно оставляет обязательный намаз, убивают, потому что к нему применяется наказание хадд (как в случае с прелюбодеем) или как кяфира (муртадда)?» 
 
Об этом (от имама Ахмада, рахимахуллах) есть две передачи, по одной из которых, такой человек предается казни по причине своего куфра как муртадд (отступивший от Ислама). Поэтому тело его не подлежит омовению, не заворачивается в саван, по нему не совершают намаз и его не предают земле на кладбище мусульман. 
 
Данную передачу в качестве мазхаба избрали себе Абу Исхак ибн Шакиля, Ибн Акыль и Ибн Хамид. Также о неверии оставляющего намеренно намаз высказались следующие шейхи: аль-Хасан, ан-Нахаи, Шааби, аль-Авзаи, Абдуллах ибн Мубарак, Исхак ибн Рагавай и Мухаммад ибн Хасан. Эти ученые в своем мнении опираются в частности на следующие слова Посланника Аллаха
 
«Между рабом Аллаха и куфром стоит оставление намаза» (приводит имам Муслим, рахимахуллах). 
 
Приводится от Бурайды : «Посланник Аллаха  сказал: „Совершение намаза — это договор между нами и ими; и кто оставит совершение намаза — впадет в неверие“» (привели имамы Ахмад, ан-Насаи, ат-Тирмизи. Последний сказал, что данный хадис — «хасан-сахих»). 
 
(На эту тему также существуют и другие хадисы, которые я не привожу в этом тексте, — прим. Махди Шамсуддина) 
 
Сказал имам Али ибн Аби Талиб 
 
«Кто не совершает намаз, является кяфиром!» 
 
Сказал Абдуллах ибн Шакык: «Сподвижники Посланника Аллаха  не считали оставление какого-либо предписания Ислама куфром, кроме оставления обязательного намаза». 
 
Однако, согласно другой передаче от имама Ахмада, рахимахуллах, которую, в частности, избрал для себя в качестве мазхаба шейх Абу Абдуллах ибн Батта, рахимахуллах, оставляющий намаз, если и подвергается казни, то не как кяфир, а как грешник (подобно прелюбодею), заслуживающий наказание хаддом. 
 

И этот ученый однозначно отверг мнение тех шейхов, которые отнесли оставляющего обязательный намаз намеренно к числу кяфиров. Шейх утверждает, что мазхаб (имама Ахмада) состоит в том, что, хотя такой человек и предается смерти, он не является кяфиром (муртаддом), что он не видит каких-либо разногласий среди ученых по данному вопросу и что, наконец, таково мнение большинства факихов уммы, среди которых Абу Ханифа, Малик и Шафии…»

(далее этот шейх приводит доказательства, почему оставляющий намаз не является кяфиром — прим. Махди Шамсуддина). 

Похожие материалы