Вопрос:
Для чего встают суфии при упоминании рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь Мавлида?
Ответ:
Они делают это для оказания ему, да благословит его Аллах и приветствует, чести.
Абу Закария Яхья аль-Сарсари аль-Ханбали, рахимахуллах, сказал (приводится в Табакат аш-Шафиийя):
– Надпись самого искусного каллиграфа золотыми и серебряными чернилами не достаточна для восхваления аль-Мустафы.
– Не достаточно будет и вставания благородных при упоминании его имени, когда они стоят стройными рядами на высоте своего величия.
– А Аллах возвеличил его тем, что его имя начертано на Арше. И этот статус затмевает все остальные.
Благородные суфии встают лишь в тот момент, когда речь заходит о том, как его, да благословит его Аллах и приветствует, мать Амина родила его и как происходило рождение. И они встают потому, что все благое, что последовало за этим, зависело от его, да благословит его Аллах и приветствует, рождения, и поэтому вставание в этот момент компенсирует невставание при упоминании других событий его жизни. Доводом этому служит аналогия между вставанием при упоминании его, да благословит его Аллах и приветствует, рождения и тем, как бы мы вставали, если бы увидели его, да благословит его Аллах и приветствует, как пишет автор Нихая аль-Иршад би Ляйля Латиф аль-Милад и другие.
Установлено, что сподвижники вставали в его, да благословит его Аллах и приветствует, присутствии, в качестве примера можно привести хадис нашего саййида Абу Хурайры, который сказал:
«Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил с нами, если он, да благословит его Аллах и приветствует, стоял, то мы тоже вставали и стояли до тех пор, пока не видели, что он, да благословит его Аллах и приветствует, заходит в дом одной из своих жен».
Приводит Абу Давуд (4:247). Имам ан-Навави, рахимахуллах, сказал в работе Тархис фи аль-икрам би аль-кыям (с. 44): «Цепочка передатчиков этого хадиса достоверна (сахих)», – и оценивает этот хадис как хороший (хасан).
Примечание: по данному конкретному вопросу существуют книги, такие, как Истихбаб аль-Кыям ‘инда Зикр Вилядатихи, Махмуда аль-Аттара ад-Димашки (1382 по хиджре), рахимахуллах, и Тахкик аль Калям фи Вуджуб аль-Кыям Мухаммада аль-Касыми, рахимахуллах. А Аллах знает лучше.