Ханбалиты и сыфаты сам’ия (хабария)

С именем Аллаха, Милостивого, Милующего.

Ибн Таймийя очень нелестно отозвался о ханбалитах, которые считают сообщения об атрибутах Аллаха, которые также называют “сыфаты сам’ия” (аль-хабария), из категории аятов “муташабихат”, т.е. о смысле которых не рассуждают.

В “Маджму аль-Фатава” (17/363) Ибн Таймийя сказал:

والمنتسبون إلى السنة من الحنابلة وغيرهم الذين جعلوا لفظ التأويل يعم القسمين، يتمسكون بما يجدونه من كلام الأئمة المتشابه، مثل قول أحمد في رواية حنبل: (ولا كيف ولا معنى)، فظنوا أن مراده أنا لا نعرف معناه

“Относящие себя к сунне ханбалиты, а также другие, считают, что слово “таъвиль” имеет два смысла (первый – толкование и разъяснение чего-либо, второй – аллегория). Они берут неясные слова имамов, вроде слов имама Ахмада “Без придания образа и [знания] смысла”, и думают, что мы не знаем истинный смысл аятов муташабихат!”.

Слова, которые ибн Таймийя привел от имама Ахмада, да будет доволен им Аллах, известны. Их привел аль-Халляль в “Китаб ас-сунна” от Ханбала ибн Исхака с таким текстом:

سألت أبا عبد الله عن الأحاديث التي تروى “إن الله تبارك وتعالى ينزل إلى السماء الدنيا” . و “إن الله يرى” و “إن الله يضع قدمه” وما أشبه هذه الأحاديث ؟ فقال أبو عبد الله : نؤمن بها ونصدق بها ولا كيف ولا معنى ، ولا نرد منها شيئاً ، ونعلم أن ما جاء به رسول الله صلى الله عليه وسلم حق إذا كان بأسانيد صحاح ، ولا نرد على الله قوله ، ولا يوصف الله تبارك وتعالى بأكثر مما وصف به نفسه بلا حد ولا غاية ، ليس كمثله شيء

«Я спросил Абу Абдуллаха [имама Ахмада] о хадисах, в которых говорится, что Всевышний Аллах “йанзилю” (нисходит) на нижнее небо, что Его можно будет увидеть, и что Он поставит свой “кадам” и т.п. И Абу Абдуллах сказал: «Мы верим в них, подтверждаем, не придаем образ и не [утверждаем о знании их] смысла, не отвергаем ничего из этого и знаем, что все, с чем пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это истина, если дошло до нас достоверным путем. Мы не отвергаем слова Аллаха, и описываем его только тем, чем Он Сам описал Себя, без границ и пределов, ибо нет ничего подобного Ему». (Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, Замм ат-та’виль, стр 21).

Известно, что ханбалиты считают предания о сыфатах из категории муташабихат.

Муваффак ибн Кудама аль-Макдиси (541 – 620 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в книге “Рауда ан-назыр” (1/186), пишет:

والصحيْحُ أنّ المُتَشابِه مَا وَرَدَ فِي صِفَاتِ اللهِ سُبْحَانَهُ

«Верное мнение, что к категории муташабихат относятся предания о сыфатах Аллаха».

Шамсуддин ибн Муфлих (708 – 763 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в книге “Усуль” (1/316) пишет:

والمُحْكَم مَا اتَّضَحَ مَعْنَاهُ ، فلم يَحْتَجْ إلى بَيَان ، والمُتشابه  عَكسُهُ ؛ لاشْتراكٍ أو إجمَال ، قال جماعةٌ من أصْحابنا وغيْرُهم : وما ظاهرُهُ التشْبيْه ، كصِفاتِ اللهِ

«Мухкам – это то, смысл чего ясен и не нуждается в толковании. Муташабих это противоположное ему, [неясное], из-за омонимичности или краткости. Часть ученых нашего мазхаба, а также другие ученые сказали, что [под муташабихат] имеется ввиду то, буквальный смысл чего указывает на ташбих, как, например, предания о сыфатах Аллаха».

Наджмуддин ат-Туфи (657 – 716 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в книге “Шарх мухтасар рауда” (2/44) пишет:

والمتشابه مقابل المحكم، وهو غير المتضح المعنى، فتشتبه بعض محتملاته ببعض للاشتراك، أي: تشابهه، وعدم اتضاح معناه إما لاشتراك كلفظ العين والقرء … أو لظهور تشبيه في صفات الله تعالى، كآيات الصفات وأخبارها، نحو: “ويبقى وجه ربك”، “لما خلقت بيدي”، “بل يداه مبسوطتان”، “يد الله ملأى لا تَغِيضها النفقة”، فيضع الجبار قدمه”، “فيظهر لهم في الصورة التي يعرفونها”، “خلق الله آدم على صورة الرحمن”، ونحو ذلك مما هو كثير في الكتاب والسنة؛ لأن هذا اشتبه المراد منه على الناس، فلذلك قال قوم بظاهره فجسموا وشبهوا، وفَرَّ قوم من التشبيه فتأولوا وحَرَّفوا فعطَّلوا، وتوسط قوم فسلَّموا وأَمَرُّوه كما جاء مع اعتقاد التنزيه فَسَلِموا، وهم أهل السنة

«Муташабих это антоним мухкама, то есть имеющее неясный смысл. Так, что некоторые варианты [значения слова] могут быть похожими на другие [неподобающие] из-за их омонимичности. Неясность смысла может проявляться либо по причине упомянутой омонимичности, как в словах “айн” и “кур`”, либо по причине уподобления, как в аятах и хадисах о сыфатах Аллаха: “…и остается лишь “ваджх” твоего Господа“, “…тому, что Я сотворил “би йадей“, “…йадаху распростерты“, “йад Аллаха полон, и расходование не опустошает его“, “…и Великий поставит Свой “кадам“, “…и Он появится перед ними в образе, который они знают“, “Аллах сотворил Адама по образу Милостивого“, и многих других подобных преданиях. И, так как люди могут не понять смысл этих слов, кто-то начал толковать их буквально и впал в уподобление и антропоморфизм, а кто-то, стремясь избежать уподобления, стали давать [этим словам] различные трактовки и пришли к искажению [священных текстов] и их отрицанию. Другие же пошли срединным путем и оставили их как есть, но будучи убежденными в [абсолютном] неподобии [Аллаха]. Они и есть Ахлю-Сунна».

Аляуддин аль-Мардави (817 – 885 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в книге “Ат-тахбир шарх ат-тахрир” (3/1395) пишет:

والأصح : أنّ المُحْكم  ما اتضح مَعْنَاهُ ، والمُتَشابَه عَكسُهُ، لاشتراكٍ أو إجمالٍ ، أو ظهورِ التشبيْه ، كصفات الله تعالى

«Мухкам – это то, смысл чего ясен. Муташабих – это то, смысл чего не ясен из-за омонимичности, краткости или когда буквальный смысл слова указывает на уподобление, как, например, [предания] о сыфатах Аллаха». Аналогичное этому передается и в “Шарх аль-каукаб аль-мунир”.

Мар’и аль-Карми аль-Ханбали (ум. 1033 г. х), да смилуется над ним Аллах, в книге “Акавиль ас-сикат” (стр. 65-66) пишет:

هذا كلام أئمة الحنابلة ولا خصوصية لهم في ذلك ، بل هذا مذهب جميع السلف والمحققين من الخَلَف. قال الحافظ السيوطي في كتابه: “الإتقان”: “من المتشابه آيات الصفات، ولابن اللَّبَّان فيها تصنيف مُفْرد، نحو: “الرحمن على العرش استوى”، “كل شيء هالك إلا وجهه”، “ويبقى وجه ربك”، “ولتصنع على عيني”، “يد الله فوق أيديهم”، “لما خلقت بيدي”، “والسموات مطويات بيمينه“. وجمهور أهل السنة، منهم السلف وأهل الحديث: على الإيمان بها، وتفويض معناها المراد منها إلى الله تعالى، ولا نُفَسِّرها مع تنزيهنا له عن حقيقتها 

«…таково мнение не только имамов-ханбалитов, но и всех салафов и мухаккиков [больших ученых] из халафов.

Хафиз ас-Суюти пишет в своей книге “Иткан”: «К категории муташабихат относятся аяты о сыфатах (ибн Лаббан написал об этом отдельный труд), как, например: “Милостивый истава на Арш”, “все смертно кроме Его ваджха”, “и останется лишь ваджх твоего Господа”, “чтобы он был сделан аля айни”, “йад Аллаха над их руками”, “тому, что Я создал би йадей”, “…и небеса будут свернуты Его йамин”. Мазхаб большинства Ахлю-Сунна, в том числе салафов и ахлю хадис, это вера в эти аяты и оставление их истинного смысла Аллаху. Мы не толкуем их и убеждены в очищении [описания Аллаха] их буквальным смыслом».

Учитывая вышесказанное, ученые постановили:

Первое. О недозволенности погружения в аллегорическое толкование преданий о сыфатах, так как это будет субъективным мнением.

Мар’и аль-Карми пишет в книге “Акавиль ас-сикат” (стр. 55):

مذهب السلف وإليه ذهب الحنابلة وكثير من المحققين عدم الخوض خصوصا في مسائل الأسماء والصفات فإنه ظن والظن يخطئ ويصيب فيكون من باب القول على الله بلا علم وهو محظور ويمتنعون من التعيين خشية الإلحاد في الأسماء والصفات ولهذا قالوا والسؤال عنه بدعة فإنه لم يعهد من الصحابة التصرف في أسمائه تعالى وصفاته بالظنون وحيث عملوا بالظنون فإنما عملوا بها في تفاصيل الأحكام الشرعية لا في المعتقدات الإيمانية وروى الشيخان وغيرهما عن عائشة رضي الله عنها قالت تلا رسول الله صلى الله عليه و سلم هذه الآية هو الذي أنزل عليك الكتاب إلى قوله أولوا الألباب آل عمران(7) قالت فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم فإذا رأيت الذين يتبعون ما تشابه منه فأولئك الذين سمى الله فاحذرهم وروى الطبراني في الكبير عن أبي مالك الأشعري أنه سمع رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول لا أخاف على أمتي إلا ثلاث خلال أن يكثر لهم المال فيتحاسدوا فيقتتلوا وأن يفتح لهم الكتاب فيأخذه المؤمن يبتغي تأويله وما يعلم تأويله إلا الله الحديث.وفي حديث ابن مردويه أن القرآن لم ينزل ليكذب بعضه بعضا فما عرفتم فاعملوا يه وما تشابه فآمنوا به

«Мазхабом салафов, ханбалитов, а также многих мухаккиков является оставление углубления [в неясные вопросы], а особенно в вопросы имен и атрибутов. Ибо [результатом такого углубления] будет лишь предположение, которое может быть верным, а может быть и ошибочным и может расцениваться как высказывание об Аллахе без знаний, что запрещено. Саляфы воздерживались от утверждения какого-то конкретного толкования [аятов муташабихат] опасаясь еретических мнений об именах и атрибутах Аллаха. Поэтому они говорили: “Спрашивать об этом – нововведение, ибо от сподвижников не передается, чтобы они позволяли себе вольности в разговорах об именах и атрибутах Аллаха опираясь на свое мнение, в то время, как они использовали личное суждение в вопросах фикха“. Два шейха (Аль-Бухари и Муслим) передают хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят “Он – Тот, который ниспослал тебе Книгу…” до слов “…обладающие разумом“, и сказал: «Когда увидишь тех, кто следует за иносказательным, остерегайся их, ибо это о них сказал Аллах».

Ат-Табарани в “Аль-Кабир” приводит хадис от Абу Малика аль-Ашари, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не боюсь за свою умму ничего, кроме этих трех изъянов: что им будет дано много богатства и они начнут завидовать друг другу и убивать друг друга; и что им будет открыта [дарована] Книга [Коран] и верующие будут стремиться к истолкованию [неясных аятов], толкования которых не знает никто, кроме Аллаха...».

В хадисе от ибн Мардавейха передается: «Коран не был ниспослан для того, чтобы одна его часть опровергала другую. И поэтому совершайте деяния согласно тому, что поняли из него, а в то, что неясно – уверуйте…»[1].

Второе. Это оставление знания о смыслах преданий муташабихат (о сыфатах) Аллаху, что подтвердил ибн Хамдан, да смилуется над ним Аллах, в книге “Нихаят аль-мубтадиин” (стр. 30).

Хафиз ибн Раджаб (736 – 795 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в книге “Фадлю ильм ас-салаф аля аль-халяф” (стр. 4) пишет:

والصواب ما عليه السلف الصالح من إمرار آيات الصفات وأحاديثها كما جاءت من غير تفسير لها ولا تكييف ولا تمثيل: ولا يصح من أحد منهم خلاف ذلك البتة خصوصاً الإمام أحمد ولا خوض في معانيها

«Правильным мнением в вопросе убеждений саляфов является оставление аятов и хадисов о сыфатах так, как они пришли, без толкований, придания формы и уподобления. И нет достоверных сообщений о том, что кто-то из них, а особенно имам Ахмад, противоречил этому и углублялся [стараясь понять] смыслы этих преданий».

Ас-Сафарини (1114 – 1188 гг. х.) в своей книге “Лявами’ аль-анвар” (1/97) прокомментировал эти слова так:

فكل ما جاء عن الله تعالى في القرآن العظيم من الآيات القرآنية أو صح مجيئه في الأخبار بالأسانيد الثابتة المرضية عن رواة ثقات في النقل، وهم العدول الضابطون المرضيون عند أهل الفن العارفين بالجرح والتعديل، من الأحاديث الصحيحة، والآثار الصريحة: مما يوهم تشبيهاً أو تمثيلاً فهو من المتشابه، الذي لا يعلمه إلا الله. نؤمن به، وبأنه من عند الله تعالى، ونُمِرِّه كما قد جاء عن الله أو عن رسول الله صلى الله عليه وسلم… فمذهب السلف: أنهم يصفون الله بما وصف به نفسه، وبما وصفه به رسوله صلى الله عليه وسلم من غير تحريف ولا تكييف، وهو سبحانه: “ليس كمثله شيء” لا في ذاته ولا في صفاته ولا في أفعاله. وكل ما أوجب نقصاً أو حدوثاً فالله تعالى منزه عنه حقيقة، فإنه تعالى مستحق الكمال الذي لا غاية فوقه. ومذهب السلف عدم الخوض في مثل هذا، والسكوت عنه، وتفويض علمه إلى الله تعالى

«Все аяты Корана, достоверно переданные хадисы и предания, в которых говорится о Всевышнем Аллахе, и которые внушают уподобление и сопоставление [Аллаха с творениями] относятся к категории муташабихат, смысл которых не знает никто, кроме Всевышнего. И мы оставляем их в таком виде, как они пришли. Путь праведных предков – это описание Аллаха тем, чем Он описал Себя Сам, и тем, чем описал Его Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без искажения и придавания формы. Ибо “Нет ничего подобного Ему…” ни в Его сущности, ни в качествах, ни в деяниях. Всевышний не может быть описан ничем, что указывает на сотворенность или недостаток, ибо Ему присуще абсолютное и неограниченное совершенство.

А мазхаб салафов – это оставление погружения в подобные вопросы, молчание о них и оставление [истинного] знания о них Аллаху».

Далее он пишет о ханбалитах:

اعلم أن مذهب الحنابلة هو مذهب السلف، فيصفون الله بما وصف به نفسه، وبما وصفه به رسوله، من غير تحريف ولا تعطيل، ومن غير تكييف ولا تمثيل. فالله تعالى ذات لا تشبه الذوات، متصفة بصفات الكمال التي لا تشبه الصفات من المحدثات. فإذا ورد القرآن العظيم، وصحيح سنة النبي الكريم، عليه أفضل الصلاة وأتم التسليم بوصف للباري جلَّ شأنه تلقيناه بالقبول والتسليم، ووجب إثباته له على الوجه الذي ورد، ونكل معناه للعزيز الحكيم، ولا نَعْدِل به عن حقيقة وصفه، ولا نُلْحِد في كلامه ولا في أسمائه ولا في صفاته، ولا نزيد على ما ورد، ولا نَلْتفت لمن طعن في ذلك ورد. فهذا اعتقاد سائر الحنابلة كجميع السلف، فمن عدل عن هذا المنهج القويم زاغ عن الصراط المستقيم وانحرف. فدع عنك فلاناً عن فلان، وعليك بسنة سيد عدنان، فهي العروة الوثقى التي لا انفصام لها، والجنة الواقية التي لا انحلال لها. والله تعالى الموفق

«Знай, что мазхаб ханбалитов – это мазхаб салафов. Они описывают Аллаха тем, чем Он описал Себя Сам, и тем, чем описал Его Посланник. Без искажения и отрицания, и без уподобления и сравнения. Ибо Всевышний – это сущность не подобная другим, и описанная качествами совершенства, не подобными качествам творений. Если в Коране или достоверной сунне пришло какое-либо описание Всевышнего мы покорно принимаем его, подтверждаем в такой форме как это пришло и оставляем знание об этом Могущественному, Мудрому. [Тем самым] мы не отклоняемся от Его истинного описания, не проявляем неверия в Его речь, имена, и качества. Не добавляем ничего к тому, что дошло до нас [из Его описаний] и не обращаем внимания на того, кто отрицает и отвергает это. Таковы убеждения ханбалитов и всех саляфов. А кто отвернулся от этого правильного метода, тот сошел с прямого пути и заблудился. Поэтому оставь эти передачи от такого-то и такого-то, а следуй сунне Господина Аднана, ибо она есть самая надежная рукоять, которая никогда не сломается, и твой неуязвимый щит. А тауфик от Аллаха».

Но есть два распространенных вида неправильного тафвида:

Первый. Это говорить, что аяты и хадисы о сыфатах не имеют смысла, и их невозможно понять. Однако ханбалиты утверждают, что [эти] аяты и хадисы имеют смысл, а они лишь оставляют [знание] смысла сыфата Аллаху, с верой в то, что этот сыфат подобает Ему.

Ибн аль-Джаузи (508 – 597 гг. х.), сказал в книге “Задуль масир” (2/234) об аяте «…”йадаху” (две руки) Его распростерты…»:

والمراد بقوله: “بل يداه مبسوطتان” أنه جواد ينفق كيف يشاء، وإلى نحو هذا ذهب ابن الأنباري. قال ابن عباس: إن شاء وسَّع في الرزق، وإن شاء قَتَّر

«Под этими словами имеется ввиду то, что Он щедр и расходует как пожелает. Подобно этому сказал и ибн аль-Анбари. Передается от ибн Аббаса: «Если пожелает Он дает обильный удел, а если пожелает – скудный».

Ханбалиты утверждают, что в Книге Аллаха нет ничего бессмысленного, как сказал об этом аль-Мардави (817 – 885 гг. х.) в “Шарх ат-тахрир” (3/1399):

(وليس فيه ـ أي: الكتاب… ما لا معنى له) وهذا مما يقطع به كل عاقل، ممن شم رائحة العلم، ولا يخالف في ذلك إلا جاهل أو معاند؛ لأن ما لا معنى له هذيان، ولا يليق النطق به من عاقل، فكيف بالباري سبحانه وتعالى

«В Коране нет ничего не имеющего смысл, и любой разумный, кто хотя бы почувствовал запах науки, убежден в этом. А противоречит этому только невежда или упрямец. Ибо то, что не имеет смысла это вздор. И если не подобает разумному говорить вздор, то как это может делать Всевышний?».

وقال ابن النجار رحمه الله في: “شرح الكوكب المنير” (2/144): “لأنه لا يخالف فيه إلا جاهل أو معاند؛ لأن ما لا معنى له هذيان لا يليق أن يتكلم به عاقل، فكيف بالباري سبحانه وتعالى”

Ибн ан-Наджар аль-Футтухи (898 – 972 гг. х.) в книге “Шарх аль-каукаб аль-мунир” (2/144) утверждает аналогичное этому.  

Второй. Это говорить, что тафвид делается относительно всех имен Аллаха. Но ханбалиты утверждают, что известны значения всех имен и атрибутов Аллаха, кроме тех, которые внушают уподобление и антропоморфизм, как «ваджх», «йад», «исба’», «риджль», «кадам», «сак», «нузуль», «айн», «маджи», «итйан» и т.д.

Алляма Ас-Сафарини сказал об этом в “Лавами’ аль-анвар” (1/97):

فكل ما جاء عن الله تعالى في القرآن العظيم من الآيات القرآنية أو صَحّ مجيئه في الأخبار بالأسانيد الثابتة المرضية عن رواة ثقات في النقل، وهم العدول الضابطون المرضيون عن أهل الفن العارفين بالجرح والتعديل، من الأحاديث الصحيحة، والآثار الصريحة: مما يوهم تشبيهاً أو تمثيلاً فهو من المتشابه الذي لا يعلمه إلا الله. نؤمن به، وبأنه من عند الله تعالى، ونُمِرُّه كما قد جاء عن الله أو عن رسول الله صلى الله عليه وسلم

«Все аяты Корана, достоверно переданные хадисы и предания, в которых говорится о Всевышнем Аллахе, и которые внушают уподобление и сопоставление [Аллаха с творениями] относятся к категории муташабихат, смысл которых не знает никто, кроме Всевышнего. Мы верим в них, и в то, что все это от Аллаха. И мы оставляем их в таком виде, как они пришли от Него и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует».

А содействие только от Аллаха.

 

Дополнение

В качестве дополнения к статье шейха Салиха аль-Асмари, добавим еще несколько подкрепляющих его статью высказываний ханбалитских ученых.

Имам Абуль-Фадль Абдуль-Вахид ат-Тамими (341 – 410 гг. х.) в книге «И’тикад имам Ахмад ибн Ханбал» (стр. 87):

وسئل (أي الإمام أحمد) قبل موته بيوم عن أحاديث الصفات, فقال: تمر كما جاءت, ويؤمن بها إذا كانت بأسانيد صحاح, ولا يوصف الله بأكثر مما وصف به نفسه بلا حد ولا غاية, ليس كمثله شىء وهو السميع البصير, ومن تكلم في معناها ابتدع

«Имам Ахмад был спрошен за день до своей смерти относительно хадисов о сыфатах Аллаха и он сказал:

«Оставляем их такими, какими они пришли, верим в них и не отрицаем ничего из них, если они имеют достоверную цепочку передачи. Мы не описываем Аллаха больше, чем Он сам себя описал, [не придаем] границу и предел, нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий. А кто будет разглагольствовать о смыслах этих сыфатов, тот совершит нововведение».

Имам Ибн Батта аль-‘Укбари аль-Ханбали (304 – 387 гг. х.) в книге «Шарх валь-Ибанату аля усул ас-Сунна валь-дияна» (стр. 45) сказал:

فكل هذه الأحاديث وما شاكلها تمر كما جاءت لا تعارض ولا تضرب لها الأمثال ولا يواضع فيها القول فقد رواها العلماء وتلقاها الأكابر منهم بالقبول لها وتركوا المسألة عن تفسيرها ورأوا أن العلم بها ترك الكلام في معانيها

«Все эти хадисы и подобные им, читают так, как они пришли, не приводят им примеры (не проводят сравнение ни с чем). Ученые приводили их, и великие из их числа принимали, не спрашивая их разъяснения. Они считали, что воздержание от рассуждения об их смысле и есть знание о нём».

Имам Ибн аль-Банна аль-Ханбали (396 – 471 гг. х.) сказал в книге «Усуль аль-муджаррада ‘аля тартиби аль-касыдати муджаввадат» (с. 44):

وهذه الصفة مع غيرها من الصفات الناطق بها الأخبار والآيات يجب الإيمان بها والتصديق والقبول والتحقيق ، فإذا سئلت عن تفسيرها وتأويلها فقل لا علم بذلك ، ولا سمعتُ أحداً من الأئمةِ فسرها بل أمرّها كما سمعها قال الله تعالى ﴿هُوَ الَّذِي أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ﴾

«Что касается этих сыфатов и других, излагаемых в хадисах и аятах, то обязательно верить в них, подтвердить, принять и считать истинной. Если тебя спросят относительно разъяснения их [смысла] и толкования, то ты ответь: «Нет знания об этом и я не слышал ни от одного имама, который бы разъяснил их [смысл]. Напротив, они слышали их и оставляли так, как услышали (то есть без добавления и без убавления). Всевышний Аллах сказал: «Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат). И те, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами, желая [добиться] смуты и [получить такое] толкование [какое им понравится]. Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него (аят с неясным смыслом). Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа». Однако принимают наставление только обладатели разума (Алю-Имран, аят 7)».

Имам Абуль-Хаттаб аль-Кальвазани аль-Ханбали (432–510 гг. х.) сказал в своей поэме «Аль-Касыдату ад-Далияту»:

قالوا فما معنى استواه ابن لنا … فأجبتهم هذا سؤال المعتدي

قالوا النزول فقلت ناقلة له … قوم تمسكهم بشرع محمد

Сказали: «Что за смысл у Его «истива»? Поясни нам».
Я ответил: «Так спрашивает лишь преступник один».
Сказали: «Нузуль», я сказал: «Да, так передано
От людей, держащихся за шариат Мухаммада».

(Источник: «Аль-Мунтазам», Ибн аль-Джаузи, 9/190)

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали со слов Ибн аль-Джаузи (508-597 гг.х) привел в биографии Ибн Хубайрата аль-Ханбали (499 – 560 гг. х.) его высказывания о сифатах:

ومن كلامه في السنة: قال أَبُو الفرج بن الجوزي: سمعت الوزير يقول: تأويل الصفات أقرب إلى الحظ من إثباتها على وجه التشبيه فإن ذلك كفر. وهذا غايته البدعة. قال وسمعته ينشد لنفسه: لا قول عند آية المتشابه … للراسخين غير ” آمنا به ” قال: وسمعته يقول: تفكرت في أخبار الصفات، فرأيت الصحابة والتابعين سكتوا عن تفسيرها، مع قوة علمهم، فنظرت السبب في سكوتهم، فإذا هو قوة الهيبة للموصوف، ولأن تفسيرها لا يتأتى إلا بضرب الأمثال لله، وقد قال عز وجل: ” تَضْرِبُوا لِلَّهِ الأَمْثَالَ ” النحل: 74، قَالَ: وَكان يقول: لا يفسر على الحقيقة ولا على المجاز لأن حملها على الحقيقة تشبيه، وعلى المجاز بدعة. قال: وسمعته يقول: والله ما نترك أمير المؤمنين علي بن أبي طالب مع الرافضة نحن أحق به منهم، لأنه منا ونحن منه، ولا نترك الشافعي مع الأشعرية فإنا أحق به منهم.

«Из его слов о «Сунне» [имеется ввиду о вероубеждении]:

Сказал Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи: Я слышал, как Вазир (Ибн Хубайрат) говорил: «Толкование (таъвиль) сыфатов более близок к истине чем утверждение их в виде уподобления, поскольку это есть неверие, а то в крайнем случае является новшеством».

Он – Ибн аль-Джаузи – сказал: Я слышал, как он воспевал: «Нет речи об аятах муташабихат… у утвердившихся в религии, кроме слов “мы уверовали”» …

Он – Ибн аль-Джаузи – сказал: Я слышал, как он говорил: «Я размышлял над преданиями о сыфатах, и заметил, что сподвижники и табиины умолчали об их толковании, вместе с величием их знания. Затем я размышлял над причиной их молчания, и это было ничто иное как Величие описываемого, и невозможность толковать их кроме как придавая подобие Аллаху. Поистине, Всевышний сказал: «Никого не сравнивайте с Аллахом» (ан-Нахль: 74).

Он – Ибн аль-Джаузи – сказал: Он также говорил: «Не толкуют их ни буквально (хакика), ни в переносном смысле (маджаз), поскольку понимать их буквально есть уподобление, а в переносном есть новшество»».

(Ибн Раджаб аль-Ханбали, «Зайль Табакат аль-Ханабиля», 2/154)

Имам Абдур-Разак ар-Рас’ани аль-Ханбали (589 – 661 гг. х.) сказал в своем тафсире «Румзуль кунуз фи тафсириль Китабиль Азиз» (8/240):

وقاعدة مذهب إمامنا في هذا الباب: اتباع السلف الصالح، فما تأولوه تأولناه، وما سكتوا عنه سكتنا عنه، مفوّضين علمه إلى قائله، منزّهين الله عما [لا] يليق بجلاله.

«Правилом в мазхабе нашего имама в таких вопросах является следование праведным предшественникам. То, что они толковали аллегорически, мы толкуем так же; если они умолчали о чём-то, мы тоже не говорим об этом, оставляя знание [истинной сути этих слов] сказавшему их и не придавая Аллаху то, что Ему не подобает».

И напоследок признание ваххабитского шейха о том, что ханбалиты были джахмитами в вопросе сыфатов.

Халид аль-Гамиди в своей книге “Такфир аль-Ашаира” сказал:

كما لا يصح قصر منهج السلف على مذهب الحنابلة كما يحاول أن يروج له المبتدعة , وإن مما يجهله كثير من المنتسبين للعلم أن كثيرا من الحنابلة على طريقة المفوضة الجهمية في الصفات , ومن أراد النظر في مذهبهم فلينظر لكلام أبي يعلى في إبطال التأويلات وابن عقيل وابن الجوزي في دفع شبهة التشبيه وابن قدامة في المناظرة ومرعي الكرمي في أقاويل الثقات والحجاوي والبهوتي وعثمان النجدي وغيرهم في كتبهم , بل إن الإمام ابن تيمية والإمام ابن القيم رحمهم الله كانوا في أول أمرهم يأخذون ببعض مذهب الأشاعرة كما قالوا عن أنفسهم.

«Также не является правильным сводить салафитский манхадж к мазхабу ханбалитов, как это пытаются делать приверженцы нововведений. Одна из истин, относительно которой распространено невежество среди относящих себя к шариатскому знанию, – это то, что множество ханбалитов следовало пути джахмитов-муфаввидов относительно сыфатов. Поэтому тот, кто желает узнать их мазхаб в этом вопросе, пусть почитает, что говорят такие люди, как Абу Я’ля в книге «Ибталю таъвилят», ибн Акыль, ибн аль-Джаузи в книге «Дафу шубхати тташбих», ибн Кудама в книге «аль-Муназарат», Мар’и аль-Карми в книге «Акавилю сикат», аль-Хаджави, аль-Бахути, Усман ан-Наджди и другие. Более того, даже имамы ибн Таймийя с ибн Кайимом в начале своего пути брали некоторые вещи от ашаритов, как это следует из их собственных признаний».

 

[1] Ибн Са’д, «Табакат» (4/1/197).

Похожие материалы