Запрещено ли разговаривать во время хутбы на джума?

Имам Абу Шуджа аль-Асфахани в своем матне, который известен как «Гайт аль-Ихтисар», сказал: «Желательно (мустахаб) слушать (внимательно) во время хутбы (джумы)». В своем толковании Такьюддин аль-Хисни, рахимахуллах, задал вопрос: «Запрещено ли разговаривать во время хутбы? На этот счёт существует два мнения [мазхаба]».

Далее мы кратко изложим оба эти мнения, которые привел имам аль-Хисни, рахимахуллах.

Первое мнение.

Разговаривать в течение хутбы запретно. Это мнение имеет «насс» (текст) в старом мнении (кадим) имама Шафии, рахматуллахи алейхи, и это также мнение имама Абу Ханифы, Малика, и также это правильное мнение из двух передаваемых от имама Ахмада.  И основой для этого мнения являются слова Всевышнего:
«Когда читают Коран, то слушайте и внимайте, возможно, вы будете прощены» (Коран, 7:204).

Большая группа муфассиров считает, что этот аят был ниспослан о хутбе джумы. И это называлось коранической хутбой, потому что в ней читают Коран.

Также это доказывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: 
«Если ты скажешь во время хутбы тому, кто рядом с тобой: «Молчи», – то он произнес слова «лягв» (мерзкое, неправильное, запретное) [Бухари, Муслим, 851].

Второе мнение.

Это новое мнение (джадид), которое заключается в том, что разговаривать не запретно, а внимательно слушать – это сунна, согласно тому, что передают два шейха (Бухари, Муслим): 
«Умар совершал праздничную хутбу, и в этот момент вошел Усман, и Умар обратился к нему: «Что же будет с теми, кто приходит на молитву после призыва (азана)?» Усман ответил на это: «О повелитель правоверных, я ничего не сделал: совершил омовение, как услышал азан, и пришёл» [Бухари, Муслим, Ахмад, Тирмизи].

Также передают, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал пятничную проповедь, зашел человек и громко спросил: «Когда наступит тот час?» Люди повернулись к нему и велели вести себя тихо. Но он повторил свой вопрос трижды, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А что же ты приготовил для него?» Человек ответил: «Любовь к Аллаху и Его Посланнику». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Человек с теми, кого он любит» [Байхаки, «Сунан].

Аль-Байхаки приводит этот хадис с достоверным иснадом. И из этого хадиса выводится, что разговор во время джумы не является запретным, иначе бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал бы на это» [конец цитаты из «Кифаят аль-Ахьяр», имам аль-Хисни, Дар аль-Минхадж, стр. 196].

Также имам аль-Хисни сообщает, что в отношении дозволенности разговора между двумя хутбами имама есть разногласие. Позиция шейха заключается в том, что это не запрещено, также об этом сказано в «Аль-Мухаззаб» и в «Аль-Васит» имама Газали. 

Сильной позицией мазхаба является мнение, озвученное имамом Навави, рахимахуллах, в «Минхадж»: 
«И новое мнение (джадид) – нет запрета на разговор во время джумы». 
Ибн Хаджар аль-Хайтами в своем толковании на «Минхадж» пишет, что это нежелательно (макрух). 

Похожие материалы