Запретные музыкальные инструменты

В великой шафиитской книге «Аль-Баян» в разделе о том, чьё свидетельство принимается в суде, а чьё отвергается, имам Яхья аль-‘Амрани аш-Шафии (да помилует его Аллах) затрагивает вопрос о музыкальных инструментах. Он пишет в этой книге (13/295) о запретной категории:

«Что касается запретной категории, то это инструменты, которые приводят в возбуждённое состояние и без пения, например, уды (уд — струнный щипковый инструмент), танбуры (также тамбу́р — струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни), барабаны (используемые в целях развлечения), дудки, наи (най — продольная открытая флейта), ребабы (ребаб — струнный смычковый инструмент арабского происхождения) и тому подобное.

Так как Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые покупают праздные речи…» (Сура Лукман, 6 аят.) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Имеется в виду, [что они платят за] пение – [слушают] певиц и [игру на] музыкальных инструментах».

Также передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Группа из моей общины будет изуродована за распитие опьяняющих напитков и игру на “куба” (длинный барабан, суженный посредине) и музыкальных инструментах (“аль-ма’азиф”)».

Далее, упомянув ещё один хадис по теме, имам Яхья аль-Амрани (да помилует его Аллах) пишет в «Аль-Баян» (13/296):

«Передаётся, что Ибн Умар ехал верхом по одной из дорог вместе с Нафи’ и услышал дудку пастуха. Он сразу заткнул уши пальцами и свернул с дороги, сказав: «Я видел, как Посланник Аллаха поступил так же». Ибн Умар спрашивал Нафи’: «Ты всё еще слышишь этот звук?» — и лишь когда Нафи’ сказал, что уже не слышит его, Ибн Умар вернулся на дорогу, по которой шёл.

Тому, кто услышал такой звук, желательно поступить подобно Ибн Умару. Если человек слышит это непреднамеренно, то в этом нет греха, так как Ибн Умар не высказал порицание Нафи’ за то, что он слышал музыку».

 

Похожие материалы