В день Ашура, помимо желательности соблюдать пост, желательно также проявлять к семье особую щедрость, даже несмотря на то, что некоторые ученые посчитали, что этому нет основы в Шариате. Однако другая часть ученых, в частности некоторые сподвижники, праведные саляфы и другие, считали это желательным.
В хадисе, переданном от Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
منْ وَسَّعَ عَلَى نَفْسِهِ وَأَهْلِهِ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَسَّعَ اللهُ عَلَيْهِ سَائِرَ سَنَتِهِ
«К тому, кто в день Ашура проявит щедрость по отношению к себе и своей семье, Аллах проявит щедрость в оставшееся время этого года».
Хадис передали многие мухаддисы разными путями и версиями, как ибн Аби ад-Дунья в «Ан-Нафакъа аляль ‘ияль», аль-Байхаки в «Шуаб аль-иман», ат-Табарани в «Аль-Кабир» и другие.
Хадисы на эту тему пришли со слабыми цепочками, однако они усиливают друг друга, и хадис в совокупности становится достоверным [хорошим], как пишет хафиз аль-Байхаки(да смилуется над ним Аллах) в «Шуаб аль-иман» (3/336) после того, как привел эти хадисы:
هذه الأسانيد وإن كانت ضعيفة، فهي إذا ضُم بعضها إلى بعض أخذتْ قوةً، والله أعلم
«Эти цепочки, даже если они и слабые, в совокупности становятся сильными [достоверными], а Аллах знает лучше»[1].
Также хафиз Зайнуддин аль-‘Ираки (да смилуется над ним Аллах) пишет:
لحديث أبي هريرة طرقٌ: صحح بعضها ابن ناصر الحافظ
«У хадиса от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) имеются разные пути, некоторые из них удостоверил хафиз ибн Насыр…».
А что касается того, что хафиз Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) посчитал этот хадис выдуманным, то ряд ученых посчитали, что он ошибся, и составили ему опровержение. Сам ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) в другой своей книге «Ан-Нур фи фадаилиль айям ва шшухур» признал этот хадис хорошим. Поэтому хафиз аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал о нем в «Тарих»:
وقد رأيناك أخرجت عدَّة أحاديث في الموضوعات، ثمّ في مواضع أخَر تحتج بها وتحسّنها
«Мы видели, как ты приводил множество хадисов в книге, посвященной выдуманным хадисам, затем в других (книгах) ты аргументировал ими и удостоверял их».
Некоторые мухаддисы составили труды в ответ тем, кто посчитал эти хадисы ложными, а проявление щедрости в этот день — нововведением. В числе этих трудов: «Ат-Тауси’а аляль’ ияль» хафиза Абу Фадля аль-Ираки (да смилуется над ним Аллах) и «Фадль ат-тауси’а» хафиза ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах).
Эти хадисы удостоверили такие имамы, как имам Абдуль-Малик ибн Хабиб, хафиз аль-Байхаки, Абу Муса аль-Мадйини, ибн Насир аль-Хафиз Абу аль-Фадль (учитель Абуль-Фараджа ибн аль-Джаузи), хафиз аль-Ираки, хафиз ибн Хаджар в «Аль-Амали», хафиз ас-Сахави, хафиз Абуль-Хасан ибн аль-Каттан, хафиз ас-Суюти и другие (да смилуется над ними Аллах).
Поэтому в книгах по фикху[2] поздних ученых четырех мазхабов говорится о желательности проявления щедрости в этот день.
Немаловажно и то, что этот хадис испытал на практике сподвижник, передавший его, — Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах).
Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал:
جابر جربناه فوجدناه كذلك
«Мы испытали это на практике и нашли это таковым». (См. Ибн Абдиль-Барр, «Аль-Истизкар», 3/331)
Подобное же передается от Суфьяна ибн Уяйны, Яхьи ибн Саида и Шу’бы ибн Хаджаджа[3].
Ибн Таймия также назвал ложным вышеприведенный хадис о проявлении щедрости к своей семье в день Ашура.
Ибн Таймия, отвечая на вопрос относительно темы вокруг дня Ашура, пишет в «Фатава»:
ورووا في حديث موضوع مكذوب على النبي صلى الله عليه وسلم { أنه من وسع على أهله يوم عاشوراء وسع الله عليه سائر السنة }
«Они передавали ложный, выдуманный на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) хадис: “К тому, кто в день Ашура проявит щедрость по отношению к своей семье, Аллах проявит щедрость в оставшееся время этого года”».
Выше мы привели примеры из книг авторитетных ученых-мухаддисов, которые не только подтверждали желательность проявления щедрости в этот день, но, более того, как мы упомянули, праведные предшественники испытали это на себе в практике.
Следовательно, утверждение, что это ложь на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) со стороны ибн аль-Джаузи, аль-Укайли и ибн Таймии очевидная ошибка[4]. Поэтому даже хафиз аль-Ираки (да смилуется над ним Аллах) был удивлен такой оценке ибн Таймийи, как передает от него имам аль-Кинани (да смилуется над ним Аллах):
قال العراقي : وأما قول الشيخ تقي الدين بن تيمية : إن حديث التوسعة ما رواه أحد من الأئمة، وإن أعلى ما بلغه فيه قول ابن المنتشر فهو عجيب منه، فهو كما ذكرته في عدة من كتب الأئمة، وقد جمعت طرقه في جزء، انتهى
«Аль-Ираки (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Что касается слов шейха Такиюддина ибн Таймии: “Хадис о проявлении щедрости не передал никто из имамов, а самое значимое, что пришло об этом, это слово ибн аль-Мунташира”, — то это удивительно с его стороны. Напротив, это (то есть хадис) есть в книгах имамов, как я упоминал неоднократно. Я собрал все пути этого (хадиса) в отдельный сборник”» (См. «Танзих аш-Шари’а», 2/158).
[1] Убайдуллах аль-Мубаракфури (1327–1414 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Миръат аль-мафатих» (6/364):
والمعتمد عندي هو ما ذهب إليه البيهقي إن له طرقا بعضها بعضا، إن أسانيده الضعيفة أحدثت قوة بإلتضام والله تعالى أعلم
«Я опираюсь на то, к чему склонился аль-Байхаки (да смилуется над ним Аллах), что, несмотря на слабость иснадов этого хадиса, они усиливают друг друга». — прим. ред.
[2] Шейх Абдулхамид аш-Ширвани (ум. 1301 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) — один из поздних шафиитских факихов — сказал в своем хашияте на «Тухфат аль-мухтадж» (3/455):
ويسن التوسعة على العيال في يوم عاشوراء ليوسع الله عليه السنة كلها كما في الحديث الحسن وقد ذكر غير واحد من رواة الحديث أنه جربه فوجده …عبارة المناوي في شرح الشمائل … كلها وطرقه وإن كانت كلها ضعيفة لكن اكتسبت قوة بضم بعضها لبعض بل صحح بعضها الزين العراقي كابن ناصر الدين وخطئ ابن الجوزي في جزمه بوضعه
«Является желательным проявить щедрость и расходование в день Ашура на членов семьи, чтобы Аллах проявил к тебе щедрость на протяжении всего года, как на это указывает хороший хадис. Немало передатчиков этого хадиса упоминали о том, что они практиковали это и нашли это истиной. <…> Аль-Мунави сказал в “Шарх аш-шамаиль”: “Все пути этого хадиса слабые, однако в совокупности они приобретают силу. Более того, некоторые из этих путей назвал достоверным Зайнуддин аль-Ираки, как и Насыруддин (ас-Сулями), и говорилось об ошибке ибн аль-Джаузи, который утверждал, что этот хадис ложный”».
Абу Бакр аль-Бакри ад-Димьяты (ум. 1310 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «И’анат ат-талибин» (2/301):
ما ورد من فعل عشر خصال يوم عاشوراء لم يصح فيها إلا حديث الصيام والتوسعة على العيال، وأما باقي الخصال الثمانية: فمنها ما هو ضعيف، ومنها ما هو منكر موضوع
«Что касается того, что передается относительно десяти вещей, которые следует совершать в день Ашура, то нет ничего достоверного за исключением поста и проявления щедрости к семье. А что касается остальных восьми вещей, то из числа этого есть то, что является недостоверным (слабым), и есть то, что является отвергаемым и вымышленным». — прим. ред.
[3] См. «Шарх Сахих аль-Бухари» имама ибн Батталя аль-Малики, а также «аль-Фуруъ» имама ибн Муфлиха.
[4] Шейх Абдул-Хай аль-Лякнави аль-Ханафи (1264–1304 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в предисловии к своей книге «Аль-Асару аль-марфу’а фи аль-ахбари ль мауду’а» (стр. 102):
لكن كذب حديث التوسعة على العيال ليس بصحيح بل هو حسن محتج به
«Считать ложным хадис о проявлении щедрости и расходовании на семью в день Ашура не является правильным. Напротив, это хороший хадис, на который следует опираться». — прим. ред.