Вероятно, многие из нас слышали хадис о разделении исламской уммы на 73 группы[1].
Среди ученых существует три основных позиции по этому хадису – как по разделению на секты, так и по конкретному количеству этих сект:
1. Отсутствие какого-то определенного хукма по этому хадису с точки зрения его слабости или достоверности и использования его как доказательства в книгах о заблудших сектах.
К данной позиции можно отнести имама Абуль-Хасана ибн Исмаила аль-Ашари, рахимахуллах, автора знаменитого труда по сектам “Макалятуль исламиин валь ихтиляфул мусаллин”, и шафиитского имама Абу Абдуллу Мухаммада ибн Умара ибн Хусейна Фахруддина ар-Рази, рахимахуллах, известного, как Ибн аль-Хатыб – автора другой книги по сектам “Иитикаадатуль фиракиль муслимин валь мушрикин”.
- Полное отрицание этого хадиса как довода, что аргументируется его явной слабостью (да’иф). Эту позицию высказывал имам-захирит, автор известного трактата по сектам “Аль-фисаль филь миляль ва ннихаль”, Ибн Хазм Андалуси, рахимахуллах.
3. Использование этого хадиса (и, как следствие, упоминание его в книгах) как довода о разделении уммы на 73 группы (среди которых лишь одна стоит на Пути Истины). Эту позицию высказывали следующие имамы Ахлю-с-Сунна Валь Джама’а:
- Абу Мансур Абдуль-Каахир ибн Тахир ибн Мухаммад аль-Багдади Шафии Ашари;, рахимахуллах, – автор знаменитого трактата по сектам “Аль-Фарк байналь-фирак”.
- Абу Музаффар аль-Исфараини, автор “Ат-табсир фи-д-дин”;
3. Абу Маали Мухаммад аль-Хусейни аль-Аляви, автор труда “Баянуль адьян”;
4. Аль-Кади Адудуддин Абдуррахман ибн Ахмад аль-Ииджи, начавший свою книгу “Аль-акаидуль адудия” этим хадисом.
Матн хадиса с иснадами
В “Аль-Фарк байналь-фирак” имама Абу Мансура аль-Багдади, рахимахуллах, говорится следующее:
“Абу Сахль Бишр Ахмад ибн Бишр аль-Исфараини сообщил нам: «Абдулла ибн Нааджия сообщил нам: «Передал нам Вахб ибн Бакия, [передавший] от Халида ибн Абдуллы, [передавший] от Мухаммада ибн Амра, [передавший] от Абу Саляма, [передавший] от Абу Хурайры, который сказал:
“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
“Иудеи разделились на 71 группу, и христиане – на 72 группы. Моя умма разделится на 73 группы”.
Имам Абу Мансур аль-Багдади сказал: “Абу Мухаммад Абдулла ибн Мухаммад ибн Али ибн Зияд ас-Симмизи (он – ас-сика[2]) сообщил нам: “Аль-Гайсам ибн Хаариджа передал нам: “Передал нам Исмаил ибн Ияш, [передавший] от Абдуррахмана ибн Зияда ибн Анама, [передавший] от Абдуллы ибн Язида, [передавший] от Абдуллы ибн Амра, который сказал:
“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
“С моей уммой обязательно случится то, что случилось с сынами Израиля. Они разделились на 72 группы, а моя умма разделится на 73 группы. Все будут находиться в огне, кроме одной «милли». Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили:
“О Посланник Аллаха, что это за “милля”, которая будет спасена?”
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Та, что на моем пути и пути моих сподвижников (сахаба)”.
[Имам Абу Мансур аль-Багдади сказал]: “Аль-Кади Абу Мухаммад Абдулла ибн Умар аль-Малики сообщил нам: “Отец мой, [передавший] от своего отца, передал нам: “Аль-Валиид ибн Муслим передал нам: «Имам ал-Авзаи передал нам: “Передал нам Катада, [передавший] от Анаса, [передавший] от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) который сказал:
“Поистине, разделились сыны Израиля на 71 группу, моя же умма разделится на 72 группы, все они будут в огне, кроме одной – аль-Джамаа[3].
Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади, рахимахуллах, сказал:
“Матн хадиса, указывающего на разделение уммы на течения и группы, приводится с множеством иснадов.
Его передает от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) целая группа сахабов, среди которых Анас ибн Малик, Абу Хурайра, Абу ад-Дардаа, Джабир, Абу Саид аль-Худри, Убайя ибн Кааб, Абдулла ибн Амр ибн аль-Аас, Абу Амама, Василя ибн аль-Аскаа и другие.
Передается также от праведных халифов, разыАллаху анхум аджмаин, упоминание о грядущем после них разделении уммы на секты, лишь одна из которых будет спасена, все же остальные в этой жизни будут в явном заблуждении, а в Будущей жизни – в огне.
Передается от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) жесткое порицание кадаритов, и [передаётся,] что они – маджусы[4] (аль-маджус) этой уммы, а также [от него (мир ему и благословение Аллаха) передаётся] жесткое порицание мурджитов (аль-мурджиа) и хариджитов (аль-хаваридж).
Также передается от лучших сподвижников жесткое порицание кадаритов, мурджитов и хариджитов.
Так, имам Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) в хутбе (проповеди), известной, как “Аз-Захра”, указал на свою непричастность к делам жителей ан-Нахравана”.
[1] Имам ат-Тирмизи, рахимахуллах, привёл его в “Сунане”.
[2] В ильм аль-хадис термин «ас-сика» применяется к передатчику, который описывается как «справедливый» (адаля) и обладает хорошей памятью. «Хорошая память» означает, что передатчик верно слышит и верно запоминает хадис с первого раза и после этого способен точно вспомнить его в любой момент, когда бы это ни потребовалось. Иными словами, он верно понимает и вспоминает его, когда слышит в первый раз и каждый раз после этого. «Справедливость» (адаля) означает, что передатчик не был уличен во лжи и в совершении больших грехов (аль-кабаир).
[3] Имеется в виду Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а.
[4] Маджус – (араб.) огнепоклонник.