В одном из хадисов передается, что Посланник Аллаха сказал:
اتبعوا السواد الأعظم ، فإنه من شذ شذ في النار
«Следуйте за большинством (мусульман), поистине, тот, кто отделился (от него), отделился в огонь Ада». Передал Ибн Маджа.
Имам Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014-м г. по хиджре/1606 г.) в своем шархе на «Мишкатуль-Масабих» пишет об этом хадисе:
قال : قال رسول الله – صلى الله عليه وسلم : ( اتبعوا السواد الأعظم ، فإنه من شذ شذ في النار ) رواه ابن ماجه من حديث أنس ( وعنه ) : أي عن ابن عمر ( قال : قال رسول الله – صلى الله عليه وسلم : ( اتبعوا السواد الأعظم ) : يعبر به عن الجماعة الكثيرة ، والمراد ما عليه أكثر المسلمين قيل : وهذا في أصول الاعتقاد كأركان الإسلام ، وأما الفروع كبطلان الوضوء بالمس مثلا فلا حاجة فيه إلى الإجماع ، بل يجوز اتباع كل واحد من المجتهدين كالأئمة الأربعة ، وما وقع من الخلاف بين الماتريدية والأشعرية في مسائل فهي ترجع إلى الفروع في الحقيقة فإنها ظنيات ، فلم تكن من الاعتقاديات المبنية على اليقينيات ، بل قال بعض المحققين : إن الخلاف بينهما في الكل لفظي ، وقيل : المراد جمع المسلمين الذين هم في طاعة الإمام وهو السلطان الأعظم ، وقيل : الجماعة من أهل الإيمان ، وقيل : الكتاب والسنة لكثرة معانيهما ، وقيل : كل عالم عامل بالكتاب والسنة . في الأزهار : اتبعوا السواد الأعظم يدل على أن أعاظم الناس العلماء وإن قل عددهم ولم يقل الأكثر لأن العوام والجهال أكثر عددا ( فإنه ) : أي الشأن ( ” من شذ ” ) أي في الدين بخروجه عن متابعة الأكثرين ( شذ في النار ) رواه . . . . ) : بعده بياض وألحق ميرك شاه ( ابن ماجه من حديث أنس ) . وزاد الطيبي : وابن عاصم في كتاب السنة .
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следуйте за большинством (мусульман), поистине, тот, кто отделился (от него), отделился в огонь Ада». Этот хадис передал Ибн Маджа со слов Анаса . Под большинством понимается многочисленная община (Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а), и имеется в виду то, на чем большинство мусульман.
Еще ученые сказали, что это требование (следовать за большинством) касается основ вероубеждения, таких, как столпы Ислама. Что касается второстепенных частей религии, таких, как нарушение омовения при прикосновении, то нет необходимости, чтобы в этом было единогласие. Напротив, в этих вопросах, можно следовать за любым из имамов-муджтахидов, таких, как имамы четырех мазхабов.
Некоторые разногласия, которые имели место между ашаритами и матуридитами, относятся только к второстепенным вопросам. Это суждения, а не убеждения, основанные на неоспоримых истинах. Напротив, некоторые из мухаккыков (исследователей) сказали: “Поистине, разногласия между ними (ашаритами и матуридитами) во всех вопросах имеют лишь словесный характер”.
Также говорится, что под этим (большинством) имеются в виду те, кто находятся в подчинении у имама, то есть верховного правителя. А также, что большинство – это Коран и Сунна, потому что они имеют очень много смыслов. И что тут имеется в виду каждый ученый, который следует в своих деяниях Корану и Сунне.
В книге «Аль-Азхар» пишется: “Слова «следуйте за большинством» указывают на выдающихся людей уммы – больших ученых, а не на большинство простых мусульман, хотя неграмотные и невежды всегда были многочисленны, а великих ученых всегда было мало. «Поистине, тот, кто отделился» – то есть тот, кто отклонился от следования за большинством (великих ученых), «отделился в огонь Ада»”.