Три человека, которых ждёт место в Аду

Существует ряд хадисов, в которых Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обещает место в Аду тем, кто совершит определённые действия. Мы выбрали для вас три хадиса, актуальных в наше время.

Хадис первый

عَنْ سَلَمَةَ ، قَالَ : سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ : مَنْ يَقُلْ عَلَيَّ مَا لَمْ أَقُلْ فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

От Саляма (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто приписывает мне то, чего я не говорил, пусть приготовится занять своё место в Аду». («Сахих», аль-Бухари, № 109)

Шейх-уль-Ислам ан-Навави (631 – 676 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Минхадж шарх Сахих Муслим», (1/70):

لافرق في تحريم الكذب عليه صلى الله عليه وسلم بين ما كان في الأحكام وما لا حكم فيه ، كالترغيب والترهيب والمواعظ وغير ذلك فكله حرام من أكبر الكبائر وأقبح القبائح ، بإجماع المسلمين الذين يعتد بهم في الإجماع

«…Нет никакой разницы в запретности возведения лжи на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Как в вопросах того, что будет содержать шариатские решения, так и в вопросах того, в чём нет упоминания о шариатских решениях, – например, в побуждениях и устрашениях, в увещеваниях/в проповедях и в остальном. Таким образом, всё это является запретным (харам), относится к наивеличайшим грехам и наиомерзительнейшим мерзостям, по единогласному (иджма‘) мнению мусульман, которые являются теми, с кем принято считаться в единогласии».

Имам Ахмад Заррук (846–899 гг. х.) сказал в своей книге «Ан-Насыхат аль-Кафия»:

فأعظم الكذب الكذب على رسول الله صلى الله عليه وسلم فيما يوجب حكما، أو ينقض أصلا. ثم الكذب في الأخبار التي لا توجب ذلك عنده، وإن أوجبت مصلحة، كصلوات الأيام والليالي الفاضلة. والآيات وسائر الأحاديث الموضوعة، وروايتها من غير بيان إثم، كعامل بها، وهي ما روي عن أبي بن كعب رضي الله عنه، في فضائل السور، سورة سورة، وقال الشيخ أبو عبد الله البلالي: وأخطأ من ذكره من المفسرين. وقد قال صلى الله عليه وسلم: (من كذب علي متعمدا فليتبوء مقعده من النار) قيل وهذا تبشير بسوء الخاتمة.

«Худшая ложь – это ложь о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которая обосновывает какое-либо решение (хукм) или аннулирует какую-либо основу. Затем следует ложь в хадисах, передающихся от него, которые, по его мнению, не приводят к вышеназванным последствиям, даже если в ней есть некая польза (масляха), например, призыв к совершению желательных молитв в предпочтительные дни и ночи. Также сюда относятся некоторые предания о преимуществах чтения различных аятов и другие ложные хадисы. Рассказывать их, не предупреждая об их ложности, есть грех, и распространяющий их подобен тому, кто сам возводит поклёп на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Примером подобных ложных хадисов является то, что передаётся от Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах) о достоинствах чтения каждой суры Корана. Шейх Абу Абдуллах аль-Биляли сказал: «Ошиблись толкователи Корана, которые упомянули его». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто преднамеренно возведёт на меня ложь, пусть приготовит себе место в Аду» (Аль-Бухари, № 3539). Сказано, что возведение на него лжи есть предвестие дурного конца для клеветника».

Сегодня это распространённый грех. Сами того не зная, мы можем стать соучастниками возведения лжи на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Очень часто мусульмане пересылают друг другу в мессенджерах различные хадисы без указания источника. Если вы не уверены в их достоверности, то их не следует распространять.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) говорил:

‎ما ذكره من الأحاديث في خطبه من غير أن يبيّن رواتها أو من ذكرها فجائز بشرط أن يكون من أهل المعرفة في الحديث أو ينقلها من كتاب مألفها كذلك و أما الاعتماد في رواية الأحاديث على مجرد رؤيتها في كتاب ليس مؤلفه من أهل الحديث أو في خطب ليس مؤلفه كذلك فلا يحلُّ ذلك و من فعله عُزِّر عليه التعزير الشديد و هذا حال أكثر الخطباء فإنهم بمجرد رؤيتهم خطبة فيها أحاديث حفظوها و خطبوا بها من غير أن يعرفوا أن لتلك الأحاديث أصلاً أم لا فيجب على حكّام كل بلد يزجروا خطباءها من ذلك و يجب على حكّام بلد هذا الخطيب منعه من ذلك إن ارتكبه

«Разрешается цитировать в проповеди хадисы без упоминания имён передатчиков или автора сборника, в котором приведён хадис, при условии, что цитирующий – человек, разбирающийся хадисоведении, либо таковым был автор книги, из которой берётся хадис. Если же автор книги или проповеди не из числа специалистов в этой науке, то ему не разрешается опираться только на приведённый им хадис, и совершающему подобное делается строгий выговор. И таковы большинство проповедников, которые, просто увидев хадисы в какой-нибудь хутбе, заучивают их и начинают цитировать в своих речах, не удостоверившись, есть ли у этих хадисов обоснование. И правителям каждой местности необходимо удерживать проповедников от этого и отстранять их от должности при ослушании». («Аль-Фатава аль-Хадисия», стр. 79)

Если такое строгое предупреждение направлено в адрес проповедников, то что же говорить о простых людях, которые вообще не имеют знаний?

Хадис второй

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: وَمَنْ قَالَ فِي القُرْآنِ بِرَأْيِهِ فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ.

От Ибн Аббаса передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…тот, кто скажет (что-то) о Коране, основываясь на своём мнении, пусть приготовится занять своё место в Аду». («Сунан», ат-Тирмизи, № 2951)

Этот вид греха также довольно распространён среди мусульман. Не я один, наверное, сталкивался с ситуацией, как некий человек, когда ему говорили о запрете чего-либо, отвечал: «Я читал Коран, но не нашёл там такого».

Для простого мусульманина, не имеющего знаний, какой-либо запрет в Коране может быть неочевиден в силу его невежества, в то время как для учёных-муджтахидов этот запрет очевиден.

Другая ситуация – когда человек, считающий себя учёным, но не обладающий достаточными знаниями, берётся самостоятельно выводить решения из Корана, противореча при этом общепризнанным толкованиям.

Хуже того, подобная трактовка приводит к тому, что этот невежда берётся обвинять в неверии других мусульман, приписывая аятам своё искажённое толкование. Либо неправильное понимание аятов приводит к тому, что некто начинает приписывать Всевышнему Аллаху определённые недостатки: телесность, части тела, материальный образ и т. п.

Имам Абдур-Рауф аль-Манави (952–1031 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Файд аль-Кадир» (1/172), толкуя этот хадис:

أي من شرع في التفسير من غير أن يكون له خبرة بلغة العرب ووجوه استعمالاتها في نحو حقيقة ومجاز ومجمل ومفصل وعام وخاص وغير ذلك من علوم القرآن ومتعلقات التفسير وقوانين التأويل (فليتبوأ مقعده من النار) المعدة في الآخرة لأنه وإن طابق المراد بالآية فقد ارتكب أمرا فظيعا واقتحم هولا شنيعا حيث أقدم على كلام رب العالمين بغير العالمين بغير إذن الشارع ومن تكلم فيه بغير إذنه فقد أخطأ وإن أصاب

«Те, кто станет толковать Коран, не зная [в совершенстве] арабский язык и методологию его использования, не зная прямого и иносказательного значения слов, краткого и подробного, общего и конкретизированного их смысла, не владея кораническими науками, а также те, что относятся к толкованию Корана и правилам толкования, «пусть приготовятся занять своё место в Аду», уготованное им на том свете. Даже если толкование окажется правильным, ибо они совершили ужасную вещь и подвергли себя великой опасности, отважившись толковать речь Господа всех миров, не используя знания учёных (не прибегая к их толкованиям), без разрешения Творца. А кто толкует речь Всевышнего без Его разрешения, тот уже ошибся, даже если оказался прав (в своём толковании)».

Хадис третий

سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَمْثُلَ لَهُ الرِّجَالُ قِيَامًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

От Муавии передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто любит, чтобы люди вставали перед ним, пусть приготовится занять своё место в Аду». (Сунан Абу Дауда, № 5229)

Что касается этого хадиса, то в нём не запрещается сам акт вставания, в нём осуждаются люди, которые любят, чтобы перед ними вставали, когда они входят или проходят мимо.

Крупный шафиитский учёный, имам Абу Сулейман Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби (319–388 гг. х.) в своей книге «Ма’алиму-с-Сунан» (4/155) прокомментировал этот хадис так:

ومعنى ما روي من قوله من أحب أن تستجم له الرجال صفوفاً هو أن يأمرهم بذلك ويلزمه إياهم على مذهب الكبر والنخوة.

«Смысл его (да благословит его Аллах и приветствует) слов в том, что тот, кто любит, чтобы люди вставали перед ним рядами, приказывает им и обязывает их делать это по своему высокомерию и надменности».

Это, безусловно, неправильно для человека – желать, чтобы люди вставали перед ним, однако само это действие может быть вполне допустимо, что согласуется с рядом других хадисов, например, с хадисом, который приводится в сборнике «Сахих» Муслима.

عن أبي سعيد الخدري رضي اللّه عنه؛أن رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال للأنصار لما أقبل سعد بن معاذ رضي اللّه عنه‏:‏ ‏‏قُومُوا إلى سَيِّدِكُمْ‏‏ أو ‏‏خَيْرِكُمْ‏‏

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «[Люди из племени] Бану Курайза согласились, чтобы судьбу их решил Са’д бин Му’аз, после чего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал за Са’дом, который приехал верхом на осле. Когда он подъехал к мечети, [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] велел ансарам: «Встаньте [и подойдите] к своему господину (или: к лучшему из вас)». («Сахих», Муслим, № 1768)

Шейх-уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631–676 гг. х.) сказал в книге «Аль-Минхадж шарх сахих Муслим ибн аль-Хаджадж» (12/93), комментируя этот хадис:

فيه إكرام أهل الفضل وتلقيهم بالقيام لهم إذا أقبلوا ، هكذا احتج به جماهير العلماء لاستحباب القيام ، قال القاضي : وليس هذا من القيام المنهي عنه ، وإنما ذلك فيمن يقومون عليه وهو جالس ، ويمثلون قياما طول جلوسه ، قلت : القيام للقادم من أهل الفضل مستحب ، وقد جاء فيه أحاديث ، ولم يصح في النهي عنه شيء صريح ، وقد جمعت كل ذلك مع كلام العلماء عليه في جزء وأجبت فيه عما توهم النهي عنه . والله أعلم .

«В этом хадисе указывается на желательность вставания перед благочестивыми людьми. Большинство учёных таким образом аргументировали желательность этого действия. Кади Ийяд сказал: «Такое вставание не относится к запрещенному вставанию [перед кем-то]. Это (запретное вставание) относится к тем, которые встают перед сидящим и предстают перед ним в таком положении (то есть стоя) все то время, пока тот сидит».

Я скажу: «Вставать, когда благочестивый человек заходит, желательно (мустахаб), поскольку это доказано множеством сообщений, и нет ни одного явного сообщения, в котором это запрещалось бы. Я собрал все сообщения на эту тему вместе с мнениями учёных в небольшой главе и ответил на все то, что наталкивало на мысль о запрете этого, а Аллах знает лучше».

Таким образом, если человек желает или требует, чтобы перед ним вставали, он подпадает под угрозу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если же подобных желаний у человека, перед которым встают при входе, нет, то он не подпадает под данный хадис. Более того, как сказал шейх-уль-Ислам ан-Навави, мусульманам желательно вставать перед благочестивыми людьми (учёными и праведниками).

Похожие материалы