Знаменитый хадисовед, автор сборника хадисов «Сахих» Абу Хатим Ибн Хиббан (270–354 гг. х.) сказал в книге «Ас-Сикат» (1/1):
الحمد لله الذي ليس له حد محدود فيتوى ولا له أجل معدود فيفنى ولا يحيط به جوامع المكان ولا يشتمل عليه تواتر الزمان ولا يدرك نعمته بالشواهد والحواس ولا يقاس صفات ذاته بالناس تعاظم قدره عن مبالغ نعت الواصفين وجل وصفه عن إدراك غاية الناطقين وكل دون وصف صفاته تحبير اللغات وضل عن بلوغ قصده تصريف الصفات وجاز في ملكوته غامضات أنواع التدبير وانقطع عن دون بلوغه عميقات جوامع التفكير وانعقدت دون استبقاء حمده ألسن المجتهدين وانقطعت إليه جوامع أفكار آمال المنكرين غذ لا شريك له في الملك ولا نظير ولا مشير له في الحكم ولا وزير وأشهد أن لا غله إلا الله أحصى كل شيء عدادا وضرب لكل امرئ ليهلك من هلك عن بينة ويحيى من حيي عن بينة واشهد أن محمدا عبده المجتبى ورسوله المرتضى بعثه بالنور الساطع والضياء اللامع فبلغ عن الله عز و جل الرسالة وأوضح فما دعا إليه الدلالةفكان في اتباع سنته لزوم الهدى وفي قبول ما أتى به وجود السنا فصلى الله عليه وعلى آله الطيبين
«Хвала Аллаху, которому не свойственно такое качество, как ограничение, которое бы Его охватывало, и у которого нет срока, после которого Его бы не стало. Не охватывают Его место и течение времени. Милость Его в [полной мере] не постичь лишь зрением и чувствами. Его качества не сравнивают с человеческими. Величие Его превыше описаний излагающих, и описание Его превыше замыслов рассуждающих. Всё, кроме описания его качеств, есть лишь упражнения в красноречии, отклонение от истинной цели и искажение Его описания. В Его царстве есть тайные виды управления [этим миром].
И все глубочайшие размышления прекращаются, так и не постигнув Его [истинной] сущности, а языки тщащихся (старающихся) оказываются скованными. С Ним связаны все надежды и мысли грешников. Нет у Него сотоварища во владении, и нет равного Ему и указывающего Ему в решениях, и нет у Него заместителя. Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, который сосчитал каждую вещь счётом и определил каждому человеку, дабы определенно погиб тот, кто погиб, и дабы определенно остался бы жить тот, кто останется в живых. И я свидетельствую, что Мухаммад – Его избранный раб и посланник, которым Он доволен. Аллах послал его с ярким светом и сияющим блеском, и он передал от Господа послание и разъяснил его. И в следовании его пути – наставление, а в принятии того, с чем он пришёл – сияние. Да благословит Аллах его и его благое семейство».
В своем сборнике «Сахих» (3/200) Ибн Хиббан сказал:
صفات الله جل وعلا لا تكيف ، ولا تقاس إلى صفات المخلوقين ، فكما أن الله جل وعلا متكلم من غير آلة بأسنان ولهوات ولسان وشفة كالمخلوقين ، جل ربنا وتعالى عن مثل هذا وأشباهه ، ولم يجز أن يقاس كلامه إلى كلامنا ، لأن كلام المخلوقين لا يوجد إلا بآلات ، والله جل وعلا يتكلم كما شاء بلا آلة ، كذلك ينزل بلا آلة ، ولا تحرك ، ولا انتقال من مكان إلى مكان ، وكذلك السمع والبصر ، فكما لم يجز أن يقال : الله يبصر كبصرنا بالأشفار والحدق والبياض ، بل يبصر كيف يشاء بلا آلة ، ويسمع من غير أذنين ، وسماخين ، والتواء ، وغضاريف فيها ، بل يسمع كيف يشاء بلا آلة ، وكذلك ينزل كيف يشاء بلا آلة من غير أن يقاس نزوله إلى نزول المخلوقين ، كما يكيف نزولهم ، جل ربنا وتقدس من أن تشبه صفاته بشيء من صفات المخلوقين .
«Качествам Аллаха не придается образ и их не сравнивают с качествами творений. И также, как Аллах является разговаривающим без органов, вроде зубов, губ и языка, как [это происходит] у творений, превыше Господь наш и величественнее подобного, также и Его речь не сравнивается с нашей. Ибо речь творений происходит только посредством инструментов. Всевышний говорит, как пожелает, без средств. И также, Он «нисходит» (янзулю) не посредством чего-либо, и без движения и перемещения с места на место. Подобно этому слух и зрение. Как нельзя говорить, что видение Аллаха подобно нашему – посредством век, зрачков и белка [глаз], однако Он видит как пожелает, без [подобных] инструментов, и слышит не посредством двух ушей, слуховых проемов и хрящей, однако Он слышит как пожелает, без инструментов, также Он «нисходит» без инструментов, и нельзя сравнивать Его «нисхождение» с нисхождением творений, которое имеет образ. Свят наш Господь и величественнее того, чтобы Его качества были подобны хоть чему-то из качеств творений».
Немного об Ибн Хиббане
Ибн Хиббан — Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан ибн Ахмад ат-Тамими аль-Бусти — выдающийся хадисовед. Родился в городе Бусте в 270 г. х. Много путешествовал по Хорасану, Мавераннахру, Ираку, Йемену, Сирии и Египту. Обучался у таких имамов, как Яхья ибн Ахмад ат-Тустари, Абу Бакр Ибн Хузайма, Абу ‘Абд-ар-Рахман ан-Насаи, Закария ас-Саджи, Абу Я‘ля аль-Маусили. Его учениками были такие выдающиеся учёные, как Абу ‘Абдаллах аль-Хаким, ад-Даракутни, Абу ‘Абдаллах Ибн Манда. Занимал должность кадия Самарканда, изучал медицину, астрономию, историю, математику.
Он автор известного сборника хадисов «Аль-Муснад ас-сахих ‘аля-т-такасим ва-ль-анва‘», а также книг «Рауда аль-‘укаля ва нузха аль-‘укаля» (об адабах и благонравии), «Машахир ‘уляма аль-амсар» (сведения об учёных из шести областей исламского мира), «Сикат» (о заслуживавших доверия передатчиках), «Маджрухин» (о слабых передатчиках), «Ас-Сира ан-набавийя ва ахбар аль-хуляфа» (жизнеописание Пророка Мухаммада и праведных халифов) и др. Умер в Бусте в 354 г. х.
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) сказал в книге «Лисан аль-Мизан»:
«Хафиз Мухаммад ибн Хиббан Абу Хатим аль-Бусти. Автор “Аль-Анва’”, двух книг по “джарх ва та’диль” и других. Был имамом своего времени. Получал знания в начале четвёртого века, застал абу Халифу и абу Абдуррахмана ан-Насаи. Писал свои труды в Шаме, Хиджазе, Египте, Хорасане и Джазире (Аравийский полуостров). Некоторое время был судьёй Самарканда. Был знатоком медицины, астрономии, каляма и фикха, главой в познании хадисов. В Бухаре слышал хадисы от Умара ибн Мухаммада ибн Буджейра. До своего сорокалетия несколько лет жил в Нишапуре, построил ханака (здание, в котором суфий уединялся для поклонения, перс.) и обучал [там] своим трудам, а затем вернулся на родину.
Упоминая о нём в своём труде «Табакат аш-шафи’ийя», имам Абу Амр ибн ас-Салах сказал: «Относительно него у людей были грубые заблуждения». Это так. И часть из этих заблуждений передал хафиз Дыяуддин. У ибн Хиббана были некоторые ошибки, за которые его и критиковали.
В книге «История Самарканда» Абу Са’д аль-Идриси сказал: «Долгое время он являлся судьей Самарканда, был знатоком фикха и преданий [асаров], известным во всех землях. Знал медицину, астрономию и другие науки. Составил книги «Аль-муснад ас-сахих», «Тарих», «ад-Ду’афа» и множество книг в других областях. В Самарканде обучал людей фикху, и правитель Абу аль-Музаффар ас-Самани сделал для учёных навес, особенно выделив учёных хадиса. Затем ибн Хиббан переехал в Буст и умер там.
Аль-Хаким сказал о нём: «Он был большим сосудом знаний в языке, фикхе, хадисе и наставлениях. Был умным человеком».
Затем он упомянул его путешествия и труды и сказал: «Составил столько работ, сколько никто не составил до него, был назначен судьёй Самарканда, Наса и других городов Хорасана. Дважды посетил Нишапур и построил ханаку. Я прочитал с ним несколько его трудов, за которыми отправился в Хорасан».
В своём сборнике «Сахих» ибн Хиббан сказал: «Возможно, мы передавали хадисы от более чем двух тысяч шейхов – от Исбиджаба до Александрии».
Аль-Хаким сказал: «Абу Хатим – обладатель больших знаний, которому завидовали из-за его достоинств. Скончался в ночь на пятницу восьмого Шавваля пятьдесят четвёртого года, похоронен рядом со своим домом, который он сделал школой для хадисоведов и где устроил хранилище для книг. Он отдал его под управление того, кто будет выдавать рукописи желающим. Да возблагодарит Аллах его за старания и воздаст наилучшей наградой. Ибн Хиббан был обладателем знаний в науках и глубокого ума, старания и сильнейшей памяти. Да смилуется над ним Аллах». («Лисан аль-Мизан», 7/46)
Исламский историк Якут аль-Хамави (574–626 гг. х.) сказал в «Му’джам аль-бульдан»: «Он выводил такие знания из науки о хадисах, которые другим были не под силу. Кто поразмыслит над этим беспристрастно, поймёт, каким морем наук он был».
Хафиз аз-Захаби (673–748 гг. х.) сказал о нём в книге «Сияр»: «Имам, большой учёный, великолепный хафиз, шейх Хорасана». Аль-Хатыб Абу Бакр [аль-Багдади] сказал о нём: «Ибн Хиббан был достойным доверия, благородным, хорошо понимающим [религию]».
Ибн ас-Сам’ани (506–562 гг. х.) сказал в труде «Аль-Ансаб» (4/40): «Он был имамом, обладателем достоинств, много путешествовал и передавал хадисы, был знатоком текстов [хадисов] и цепочек их передачи».