Имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани — имам, поэт, литератор, шейх шафиитов и выдающийся ученый своего времени. Он был выдающейся личностью, которая внесла значительный вклад в развитие различных областей исламской науки. Его исследования касались толкования Корана, фикха, хадисоведения и акыды; он написал много известных научных работ, среди которых — знаменитый «Тафсир ас-Сам’ани». Политическая эпоха имама ас-Сам’ани, которая пришлась на правление Аббасидов, была нестабильной: в стране царил хаос, а внешнеполитические конфликты только усугубляли ситуацию. Несмотря на политическую ситуацию, научная жизнь процветала, и многие ученые пятого века по хиджре достигли высоких результатов в самых разных областях знаний. Научные центры были повсеместно распространены, в особенности с приходом визиря Низама аль-Мулька, что привело к созданию огромного научного наследия, которое помогло имаму ас-Сам’ани добиться блестящих успехов, раскрыть свой потенциал в конкурирующих условиях своего времени и получить широкое признание.

Его имя и происхождение

Мансур ибн Мухаммад ибн Абдуль-Джаббар ибн Ахмад ибн Мухаммад ат-Тамими аль-Марвази (ибн)[1] ас-Сам’ани аш-Шафии. Его кунья: Абуль-Музаффар.

«Ат-Тамими» указывает на отношение к племени Тамима ибн Мурра, вождя арабского племени, предка племени бану Тамим, к которому принадлежал имам ас-Сам’ани. «ас-Сам’ани» — это один из родов племени бану Тамим. Имам родился в Марве в месяц зуль-хиджа в 426 году по хиджре; его семья, как отмечали ученые, была одной из самых влиятельных в области знаний. Историк Махмуд аль-Хаваризми писал, что члены семьи ас-Сам’ани были образцом для подражания в знаниях и набожности. В семье, помимо Абуль-Музаффара ас-Сам’ани, выдающимися личностями были также и другие члены семьи, от дедушек до внуков.

Кади Мухаммад ибн Абдуль-Джаббар ас-Сам’ани — отец имама ас-Сам’ани — был известным имамом ханафитской школы и знатоком арабского языка, который написал множество полезных трудов по своей специальности. У него было два сына: Абуль-Музаффар и Абуль-Касим — два известных ученых-ханафита, которые преуспели в различных областях исламских наук. Абуль-Музаффар ас-Сам’ани начал свой первый путь в образовании с отцом: под руководством последнего он изучал ханафитский фикх и получил в этой области высшее образование. Имам ас-Субки, отмечая его ранее образование, пишет: «Он изучал хадис как в детстве, так и во взрослом возрасте»[2]. Имам ас-Сам’ани учился не только у своего отца, но и у других ученых своей местности. Затем, он отправился в путешествие по разным странам, в поисках знаний посетив Ирак, Куфу и Басру, а также другие научные центры.

Имам ас-Субки пишет: «Абуль-Музаффар ас-Сам’ани посетил Багдад в 461 году. Между ним и Абу Насром ибн Сабагом произошла дискуссия. В Багдаде он также встретился с шейхом Абу Исхаком аш-Ширази, затем отправился в Хиджаз»[3].

Стоит отметить, что в момент встречи Абуль-Музаффара ас-Сам’ани и Абу Исхака аш-Ширази последний был преподавателем университета «Низамия» в Багдаде — на тот момент крупном ашаритском центре Багдада.. Вероятно, Абуль-Музаффар ас-Сам’ани учился там. Затем он отправился в Мекку.

По пути в Мекку с имамом ас-Сам’ани произошла неприятная история. Дорога в то время была перекрыта, так как ее захватили некоторые кочевые арабы, и в итоге ему и его спутникам преградили путь. Они попали в плен к бедуинам, после чего имам стал пасти их верблюдов. Он не спешил рассказывать им о своей ученой степени и знаниях, полагаясь на Всевышнего и проявляя терпение в постигшей его трудности. Однажды один из числа правителей этого общества пожелал заключить брак и сказал: «Нам нужно отправиться в город, чтобы найти того, кто заключит этот брак». Один из пленников, который был рядом с Абуль-Музаффаром ас-Сам’ани, сказал: «Тот, кто пасет ваших верблюдов, — факих Хорасана!» Бедуины стали расспрашивать имама ас-Сам’ани о различных вопросах религии: получив ответы и испытав стыд, они отпустили его. Имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани рассказывал: «Я заключил для них брак, прочитал для них проповедь, и они остались рады. Они предлагали мне принять от них что-нибудь в знак благодарности, но я отказался и отправился в Мекку в середине года»[4].

По пути в Мекку имам ас-Сам’ани останавливался у суфийских шейхов и обучался различным наукам. Хусейн ибн Ахмад аль-Хаджи сказал: «Я отправился с имамом Абуль-Музаффаром в хадж, и всякий раз, когда мы входили в какой-либо город, он останавливался у суфиев и обучался хадису»[5].

По прибытии в Мекку имам ас-Сам’ани встретился с выдающимся учеными, в частности с Саадом аз-Занджани, что оказало огромное влияние на научную деятельность первого. Под влиянием и наставлением этого ученого имам перешел в шафиитский мазхаб. Согласно истории Абуль-Музаффара ас-Сам’ани, он оставил ханафитский мазхаб после того, как увидел сон, в котором Господь сказал ему: «Вернись к нам, о Абуль-Музаффар!» В этот момент имам колебался в своем выборе, однако понял, что этот сон говорит о выборе мазхаба имама аш-Шафии.

Когда великие ученые отходят от пути, которому они следовали, учились и которому посвятили десятилетия своей жизни, это всегда тревожит простых мусульман, которые воспринимают ученых мерилом истины и образцом для подражания. В эпоху мазхабного фанатизма такой шаг безусловно являлся поводом для смятения общественности. Так и случилось: переход имама Абуль-Музаффара в шафиитский мазхаб обеспокоил людей, что привело к неприятностям, когда он вернулся обратно в Мерв. Дошло до того, что правитель Балкабек отправил письмо, в котором проявил чрезмерство в сторону Абуль-Музаффара ас-Сам’ани, что вынудило последнего покинуть родной город и отправиться в город Тус[6], а оттуда — в Нишапур. Упоминается, что в этом городе его великодушно принял сам Низам аль-Мульк, и для него были организованы собрания в медресе «аш-Шафиийя». Смута, которую переживал имам Абуль-Музаффар, была для него тяжелой, и все же ничто не удержало его от произнесения слов истины, и достаточно этого свидетельства для обозначения его высокого статуса, потому что человек, который руководствуется истиной, всегда будет возвышен в глазах людей.

Имам Абуль-Музаффар отошел не только от ханафитского мазхаба, но и мазхаба кадаритов[7]. Он писал: «Я отошел от мазхаба кадаритов, потому что, поистине, жители Мерва склонились в основах веры к кадаризму»[8]. В этот сложный для ас-Сам’ани период его поддерживали различные ученые и правители Ахлю-Сунна. Под напутствия и при поддержке суфия Саада аз-Занджани имам оставил кадаризм и вернулся в этом вопросе к убеждениям Ахлю-Сунна. Абу Маали аль-Джувайни говорил: «Если бы фикх был одеждой, то Абуль-Музаффар был бы ее узором»[9].

Когда смута утихла, авторитет имама ас-Сам’ани в исламском обществе сильно возрос, и после длительных путешествий по землям Исфахана, Джурджана и Казвина он вернулся в родной город. Имам Абуль-Музаффар был человеком глубоко набожным, благочестивым и стремящимся к истине. Передается, что он часто делал следующее дуа: «О Аллах, разъясни мне истину от лжи»[10]. Также он обладал безупречной памятью и говорил: «Я не забывал ничего из того, что запомнил». Имам ас-Сам’ани был несравненным ученым в таких областях исламских наук, как фикх, акыда, хадисоведение и толкование Корана — во всех этих областях он оставил ценные научные труды. Будучи ханафитом, имам достиг совершенства в ханафитской школе, а затем, перейдя в шафиитский мазхаб, стал бесспорным имамом этой школы, заняв почетное место среди ученых-правоведов.

Слова ученых о нем

Абу Али ас-Сафар говорил: «Когда мы наблюдали за Абуль-Музаффаром ас-Сам’ани, мы словно наблюдали за ученым из числа табиинов».

Абу Маали аль-Джувайни говорил: «Если бы фикх был одеждой, то Абуль-Музаффар был бы ее узором»[11].

Ибн Касир говорил: «Хафиз, который прекрасно разбирался во многих науках»[12].

Имам аз-Захаби говорил: «Прекрасный имам, муфтий Хорасана, шейх шафиитов. Был фанатичен в следовании Сунне и хадису; был бельмом в глазах противоречащих хадису и доводом для Ахлю-Сунны»[13].

Его учителя и ученики

Имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани за время длительных путешествий получал знания у множества шейхов и учеников, среди которых самые известные:

— Мухаммад ибн Абдуль-Джаббар ас-Сам’ани (ум. в 450 г. х.). Отец имама, факих, мухаддис и языковед;

— Абуль-Касим Саад аз-Занджани ас-Суфи (ум. в 471 г. х.). Шейх, хафиз, имам Запретной мечети. Он сопровождал имама ас-Сам’ани в Мекке и обучал его хадису, оказал значительное влияние на его переход на шафиитский мазхаб и отказа от убеждений кадаризма;

— Абу Ганим аль-Кураи (ум. в 444 г. х.). Один из учителей имама в области хадиса;

— Абу Исхак аш-Ширази (ум.в 476 г. х.). Имам, шейх аль-Ислам, шейх шафиитов своего времени, факих, аскет, муджтахид и автор полезных работ;

— Абу Наср ибн Сабаг (ум. в 477 г. х.). Он преподавал фикх и заменил в «Низамие» Абу Исхака аш-Ширази после его смерти.

Другие учителя имама Абуль-Музаффара: Абдус-Самад ибн Мамун, Абу Али аш-Шафии, Абу Бакр ат-Тураби и другие.

К имаму ас-Сам’ани также приходили ученики со всего света. Имам аз-Захаби оценивает учеников имама Абуль-Музаффара как большую группу, среди которых самые известные:

— Мухаммад ибн Абу Бакр ат-Тайян (ум. в 529 г. х.). Хафиз, аскет;

— Абу Наср аль-Газзи (ум. в 532 г. х.). Хафиз, мухаддис, путешественник;

— Абу Фатх ад-Дубуси (ум. в 532 г. х.). Мухаддис, аскет;

— Абу Саад аль-Багдади (ум. в 540 г. х.). Великий хафиз, мухаддис;

— Абуль-Касим аль-Асбахани (ум. в 535 г. х.). Мухаддис, факих, автор именитого труда «Аль-Худжа фи баян аль-махаджа».

Другие его ученики: Абуль-Касим аль-Кайни, имам ас-Санджи и другие.

Его труды

Имам ас-Сам’ани написал множество книг и исследований по различным направлениям исламских наук, включая фикх, усуль аль-фикх, толкование Корана и акыду. К сожалению, многие из этих работ не сохранились до наших дней. Некоторые его труды:

— «Китаб ар-радд аля-ль кадарийя»;

— «Минхадж Ахлю-Сунна»;

— Ааль-Интисар ли асхабиль хадис»;

— «Тафсир ас-Сам’ани»;

— «Каваты аль-адилля»;

— «Аль-Бурхан»;

— «Аль-Аусат»;

— «Аль-Истылям»;

— «Ар-Оисаля аль-каввамийя»;

— «Ат-Табакат»;

— «Аль-Амали филь хадис»;

— «Муджаму ш-шуюх» и другие.

Убеждение имама Абуль-Музаффара ас-Сам’ани

«Тафсир» Абуль-Музаффара ас-Сам’ани — это важнейший и, возможно, ключевой источник информации о его убеждениях. Качества и атрибуты Аллаха являются наиболее острыми вопросами и вызывают наибольшее количество разногласий между мусульманами, и тот, кто исследует данный тафсир, увидит, что автор детально рассматривает многие вопросы акыды.

Эта книга является одним из немногих трудов в своем роде, где подробно раскрывается учение Ахлю-Сунны. Тому, кто ее читает непредвзятым образом, станет ясно, что ее автор в вопросах имен и атрибутов Аллаха последовательно отстаивает принцип исбат которому следовали великие имамы этой общины. В этом разделе мы рассмотрим некоторые убеждения имама Абуль-Музаффара ас-Сам’ани. изложенные в его тафсире, чтобы ознакомить читателя с его методологией.

Согласно принципу исбат, которому придерживался имам ас-Сам’ани, для утверждения атрибутов Аллаха не обязательно размышлять об их значениях и понимать Его истинную Сущность. Ученые из числа праведных предшественников и последующих поколений утверждали атрибуты и качества Всевышнего, основываясь на их внешней формулировке. Они отказывались от аллегорических толкований и утверждали атрибуты, оставляя понимание истинной сущности атрибутов на Аллаха. Этот принцип мы можем наблюдать в «Тафсире» Абуль-Музаффара ас-Сам’ани, где автор рассматривает аяты об атрибутах с позиции муссабита[14]. Ниже рассмотрим некоторые толкования Абуль-Музаффара ас-Сам’ани аятов об атрибутах.

«Истава» (букв. возвышение)

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Затем истава к небу»[15]:

ثم استوى إلى السماء} قال ابن عباس وأكثر المفسرين من السلف: أي ارتفع وعلا إلى السماء وقال الفراء وابن كيسان وجماعة من النحويين معناه: أقبل على خلق السماء؛ لأنه خلق الأرض أولا، ثم أقبل على خلق السماء

«“Затем истава к небу”. Сказали ибн Аббас и большинство толкователей из числа предшественников — то есть возвысился к небу. Сказал аль-Фара, ибн Кайсан и группа филологов, что смысл аята в том, что Всевышний приступил к сотворению неба, поскольку изначально Он сотворил землю, а затем приступил к сотворению неба».

Здесь автор упоминает мнение группы ученых филологов, что смысл «истава» означает обращение к сотворению неба. Возможно, это мнение является выбором самого имама Абуль-Музаффара по причине дополнительного свидетельства в виде его толкования к аяту: «Затем истава к небу, которое было дымом»[16]. Возможно, имам исповедовал первое мнение, что смысл «истава» это возвышение, и оба мнения являются законными в рамках Ахлю-Сунна. Как отмечают ученые, которые толковали «истава» как возвышение, понимали сущностное возвышение, которое подразумевает возвышение власти и могущества[17].

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Затем истава к небу, которое было дымом»[18]:

قوله تعالى: {ثم استوى إلى السماء وهي دخان} أي: قصد إلى خلق السماء وهي دخان

«Слова Всевышнего: “Затем истава к небу, которое было дымом”, то есть Он обратился или вознамерился к сотворению неба, которое было дымом».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Милостивый над Аршем истава»[19]:

وقوله: {الرحمن على العرش استوى} اعلم أن مخارج الاستواء في اللغة كثيرة: وقد يكون بمعنى العلو، وقد يكون بمعنى الاستقرار، وقد يكون بمعنى الاستيلاء – على بعد – وقد يكون بمعنى الإقبال. والمذهب عند أهل السنة أنه يؤمن به ولا يكيف، وقد رووا عن جعفر بن عبد الله، وبشر الخفاف قالا: كنا عند مالك، فأتاه رجل وسأله عن قوله: {الرحمن على العرش استوى} كيف استوى؟ فأطرق مالك مليا، وعلاه الرحضاء، ثم قال: الكيف غير معقول، والاستواء مجهول، والإيمان به واجب، والسؤال عنه بدعة، وما أظنك إلا ضالا، ثم أمر به فأخرج.

«Слова Аллаха “Милостивый над Аршем истава”. Знай, что у слова “истава” в арабском языке множество значений. Оно может иметь значение возвышения (“улюв”), может иметь смысл утверждения (“истикрар”), овладения (“истиля”) или обращения (“икбаль”). Мазхаб Ахлю-Сунна заключается в том, что необходимо верить в это и не придавать образ. Передается, что Джафар ибн Абдуллах и Бишр аль-Хаффаф сказали: “Мы были у Малика, когда к нему пришел некий человек и спросил о словах Аллаха: “Милостивый над Троном истава”, мол, какова Его “истива”? Малик замолчал, на лбу у него проступил пот, и затем он сказал: “Как не поддается осмыслению, “аль-истива” Его неизвестно, вера в это обязательна, а вопрос об этом — нововведение! Я считаю, что ты не кто иной, как заблудший!”, а затем он приказал вывести этого человека”».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани перечисляет смыслы «аль-истава» в языке, некоторые из которых буквальные, а другие — аллегорические, а после добавляет, что мазхаб Ахлю-Сунна заключается в том, что необходимо верить в это, не полагая, что оно имеет какой-то конкретный образ или форму. Это говорит о том, что в данном случае Абуль-Музаффар ас-Сам’ани противопоставляет любую конкретизацию смысла принципу отрицания образа (кейфия). Причина этого заключается в том, что утверждение образа, по мнению ас-Сам’ани, происходит посредством конкретизации значения. Таким образом, имам Абуль-Музаффар в своих словах: «Мазхаб Ахлю-Сунна заключается в том, что необходимо верить в это и не придавать образ», подразумевает, что необходимо воздержаться от утверждения конкретизированного смысла. Праведные предшественники оставляли знание истинной сути атрибутов на Всевышнего Аллаха и называли этот путь оставлением разговоров о кейфии атрибута, а иногда — оставлением разговором о значении атрибута».

Также обратите внимание на то, на какую версию высказываний имама Малика ссылается Абуль-Музаффар ас-Сам’ани: «Образ этого не поддается осмыслению, “аль-истива” Его неизвестно». Таким образом, имам доказывает, что нельзя однозначно конкретизировать смысл, так как слова имама Малика явно подтверждают эту точку зрения.

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Затем истава над Аршем»[20]:

وأما أهل السنة فيتبرءون من هذا التأويل، ويقولون: إن الاستواء على العرش صفة لله – تعالى – بلا كيف، والإيمان به واجب، كذلك يحكى عن مالك بن أنس، وغيره من السلف، أنهم قالوا في هذه الآية: الإيمان به واجب، والسؤال عنه بدعة

«Ахлю-Сунна непричастны к этому толкованию (то есть к толкованию мутазилитов относительно “истава”) и говорят, что, поистине, “истава” — это атрибут Всевышнего без образа, и вера в него обязательна. Передается от Малика и других предшественников, что они говорили относительно этого аята: “Вера в него обязательна, а спрашивать об этом — нововведение”!»

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Затем истава над Аршем»[21]:

قوله {ثم استوى على العرش} قد بيينا مذهب أهل السنة في الاستواء؛ وهو أنه نؤمن به ونكل علمه إلى الله تعالى من غير تأويل ولا تفسير.

«Его слова: “Затем истава над троном”. Мы уже объясняли позицию Ахлю-Сунна по вопросу “аль-истива”. Мы верим в это и оставляем знание о нем на Всевышнего Аллаха, не пытаясь толковать его или объяснить его значение».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани, как мы отмечали выше, утверждает, что позиция Ахлю-Сунна заключается в оставлении толкования атрибута или конкретизации его смысла каким-либо толкованием, поскольку истинная суть атрибута известна лишь Аллаху.

Аяты: «Затем истава над троном»[22], Абуль-Музаффар ас-Сам’ани оставил без комментариев.

«Ваджх» (букв. Лик)

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «И Вечен лишь Лик Господа твоего»[23]:

وقوله : { وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ } أي : يبقى ربك، وروى الضحاك عن ابن عباس : أنه يبقى ما أريد به وجه ربك

«В словах Аллаха: “И вечен лишь Лик Господа твоего”, подразумевается то, что, вечен лишь Господь”. Ад-Даххак передал от ибн Аббаса, что это значит, что останется лишь то, посредством чего люди хотели достичь Лика Господа[24]”».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Каждая вещь погибнет, кроме Его лика»[25]:

وقوله: {كل شئ هالك إلا وجهه} قال سفيان الثوري: إلا ما أريد به وجهه ورضاه من العمل. ويقال: {إلا وجهه} أي: إلا هو. وعن سفيان بن عيينة قال: كل ما وصف الله به نفسه في الكتاب فتفسيره قراءته، لا تفسير له غيره. وقد ذكر الله تعالى (الوجه في أحد عشر موضعا من القرآن، قد بينا أنه صفة من صفات الله، يؤمن به على ما ذكره الله تعالى) .

«О Словах Аллаха: “Каждая вещь погибнет, кроме Его Лика”, Суфьян ас-Саури сказал: “Кроме того, что было сделано ради Его Лика и деяний, что сделали Его довольным”. Также некоторые сказали, что это значит: “Кроме Него”. От Суфьяна ибн Уяйны передается, что он сказал: “Толкование всего того, чем Аллах описал Себя в Своей Книге, заключается в прочтении этого, и нет иного толкования этому”. Аллах упомянул слово “ваджх” в 11 местах в Коране. Мы уже разъяснили, что это один из Его атрибутов, в которые необходимо уверовать так, как Аллах упомянул их».

«Йяд» (букв. Рука)

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Его обе Руки распростерты»[26]:

وأما اليد: صفة لله – تعالى – بلا كيف، وله يدان، وقد صح عن النبي أنه قال: ” كلتا يديه يمين “. والله أعلم بكيفية المراد.

«Что касается “аль-йад” — это атрибут Аллаха без образа, и у Него есть “йадан” (букв. две руки), как достоверно передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: “И обе Руки Его — правые”. Аллах лучше знает об образе подразумеваемого».

В своих словах об образе подразумеваемого автор имеет в виду истинную суть атрибута и его истинное значение, которые известны лишь Аллаху.

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши Руки»[27]:

قوله تعالى: {أو لم يروا أنا خلقنا لهم مما عملت أيدينا} أي: مما تولينا خلقه وإبداعه، والأولى في الأيدي أن يؤمن بها ولا تفسر.

«Слова Всевышнего: “Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши Руки”, то есть то, что Мы создали. И лучший подход в отношении “рук” — это уверовать в них и не разъяснять их (смысл)».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани, придерживается в отношении данного аята аналогичного метода, что и в отношении аятов об «истава».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Рука Аллаха — над их руками»[28]:

وقوله: {يد الله فوق أيديهم} أي: يد الله في النصرة والمنة عليهم فوق أيديهم بالطاعة لك

«Его Слова: “Рука Аллаха — над их руками”, то есть рука Аллаха — в помощи и милости к ним над их руками в подчинении Ему».

«Маджи» (букв. приход)

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «И придет твой Господь»[29]:

وقوله: {وجاء ربك} وهو من المتشابه الذي يؤمن به ولا يفسر، وقد أول بعضهم: وجاء أمر ربك، والصحيح ما ذكرنا.

«Его Слова: “И придет твой Господь”, — из числа аятов муташабихат, в который необходимо верить и не разъяснять (его смысл). Некоторые толковали аят как то, что придет веление Господа, однако верно то, как мы упомянули».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осенннный облаками»[30]:

قوله تعالى: {هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام والملائكة} والآية من المتشابهات.

«Слова Всевышнего: “Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками”, принадлежат к категории аятов с неясным смыслом».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани толкует все аяты, в которых упоминается атрибут «маджи», как то, что относится к аятам муташабихат. Подход к аятам с неясным смыслом такой же, как и к вопросу «истава» и «йяд». Автор призывает уверовать в них без попыток разъяснить смысл и раскрыть их истинную сущность.

«Айн» (букв. Глаз)

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «И тебя взрастили у Меня на Глазах»[31]:

وقوله: {ولتصنع على عيني} أي: تربى وتغذى على نظر مني، وهو مثل قوله تعالى: {واصنع الفلك بأعيننا} فإن قيل: ما من أحد في العالم إلا وهو يربى ويغدى بمرأى من الله ونظر منه، فأي معنى لتخصيص موسى؟ والجواب: أن الله تعالى فعل في اللطف في تربية موسى ما لم يفعل في تربية غيره، فالتخصيص إشارة إلى ذلك اللطف

«Его Слова: “И тебя взрастили у Меня на Глазах”, то есть выкормили и воспитывали под надзором Аллаха. И это подобно Словам Всевышнего: “Воздвигни ковчег у Нас на Глазах”[32]. Если скажут, что нет никого на земле, кроме как он воспитывается под наблюдением и надзором Господа, так какой смысл обособлять Мусу (мир ему), то мы ответим, что Аллах проявлял милосердие в воспитании Мусы (мир ему), которое не проявлял в воспитании кого-либо другого, и это обособление является указанием на эту милость».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Он поплыл у Нас на Глазах»[33]:

وقوله: {تجري بأعيننا} أي: بمرأى منا وحفظ منا

«Его Слова: “Он поплыл у Нас на Глазах”, то есть под хранением и наблюдением».

«Азаб» (букв. гнев)

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «И разгневался Аллах на него и проклял его»[34]:

{فجزاؤه جهنم خالدا فيها وغضب الله عليه ولعنه} أي: طرده عن الرحمة

«Его слова: “И разгневался Аллах на него и проклял его”, то есть избавил его от Своей милости».

«Махабба» (букв. любовь)

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи”»[35]:

واعلم أن محبة الله العبد، ومحبة العبد لله، لا يكون بلذة وشهوة، ولكن محبة العبد في حق الله، هو إتيان طاعته، وابتغاء مرضاته، واتباع أمره، ومحبة الله في حق العبد، هو العفو عنه، والمغفرة، والثناء الحسن.

«Знай же, что любовь Аллаха к рабу Своему и любовь раба к Аллаху не бывают в форме сладострастия. Однако любовь раба к Аллаху осуществляется посредством поклонения Ему, стремления к Его довольству и следования Его велению. А любовь Аллаха к рабу выражается в Его прощении, миловании и похвале».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Поистине, Аллах не любит беззаконников»[36]:

أي: لا يرحم الكافرين

«То есть Он не прощает неверующих».

«Рида» (букв. довольство)

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом»[37]:

أي: رضي الله عنهم بطاعتهم، ورضوا عنه بثوابه

«То есть они довольны послушанием Ему, а Его довольство — вознаграждение».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани и его толкования возвышенности в Коране

Пример 1: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята «Он — Возвышенный, Великий»[38]:

 وهو العلي العظيم} يعني بالعلى: المتعالي عن الأشياء والأنداد وقيل: العلى بالملك والسلطنة. والعظيم: الكبير

«“Он — Возвышенный, Великий”. Под “Возвышенный” имеется в виду возвышенность от подобного себе и всякой вещи. Было сказано: “Возвышен властью и могуществом”».

Имам Абуль-Музаффар не использовал слово «возвышен» в значении вознесения пространственно над творениями, как это часто преподносится. Все значения, которые упоминает автор, смысловые.

Пример 2: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята «Он — над Своими рабами»[39]:

وقوله: {فوق عباده} هو صفة الاستعلاء الذي لله – تعالى – الذي يعرفه أهل السنة

«Его Слова: “Он — над Своими рабами”, —  это сыфат возвышения, которым описан Аллах и которая известна в кругу приверженцев Сунны».

Пример 3: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Ведь Он — Возвышенный, Великий»[40]:

وقوله: {وهو العلي الكبير} أي: المتعالي العظيم في صفاته

«Его Слова: “Ведь Он — Возвышенный, Великий”, то есть Он возвышен и велик в Своих качествах».

Пример 4: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Поистине, Он — Возвышенный, Мудрый»[41]:

وقوله: {إنه علي حكيم} أي: متعال مما يصفونه (المشركون) ، حكيم في جميع ما يفعله.

«Его Слова: “Поистине, Он — Возвышенный, Мудрый”, то есть Он возвышен от того, чем Его описывают многобожники, и Мудрый во всем, что Он вершит».

Пример 5: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Он — Великий, Превознесшийся»[42]:

يعني: المتعال عما يقوله المشركون.

«То есть Он возвышен от того, что говорят многобожники».

Пример 6: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий»[43]:

أي: متعاليا عن أن يكلف العباد ما لا يطيقونه

«То есть Он Возвышен от того, чтобы обязывать творений тем, что они не смогут вынести».

Пример 7: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Он — Возвышенный, Великий»[44]:

وقوله: {وأن الله هو العلي الكبير} أي: المتعالي المتعظم، ويقال: إن العلي هاهنا ينصرف إلى الدين أي: دينه يعلو الأديان، والكبير صفته تبارك وتعالى

«Его Слова: “Он — Возвышенный, Великий”, то есть Он является Возвышенным и Возвеличенным. Было сказано: “Поистине, возвышенность относится к религии, то есть Его религия возвышена над религиями”. “Великий” — это Его качество».

Пример 8: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Он — Возвышенный, Великий»[45]:

قوله تعالى: {له ما في السموات وما في الأرض وهو العلي العظيم} ظاهر المعنى

«Слова Всевышнего: “Ему принадлежит все что на небесах и на земле, и Он — Возвышенный, Великий”, смысл аята очевиден».

Пример 9: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «К Нему восходит прекрасное слово»[46]:

قال: إليه يصعد الكلم الطيب [أي] : يقبل الله الكلم الطيب

«От Катады передается: “К Нему восходит прекрасное слово”, то есть Аллах принимает прекрасное слово».

Пример 10: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе[47]»[48]:

فرفعه الله نائما إلى السماء

«Сказал Вахб ибн Муннабих: “Аллах вознес спящего Ису (мир ему) к небу”».

Почему Аллах употребил частицу «илляйя» (к Себе), но подразумевает небо?

Имам аль-Байдави разъясняет ответ на данный вопрос:

 إِلَيَّ إلى محل كرامتي ومقر ملائكتي

«“К себе”, то есть к месту нахождения на небе Его ангелов и месту Его почитания”»[49].

Пример 11: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Хаман! Разожги огонь над глиной и построй для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Но я думаю, что он лжет»[50]:

وفي القصة: أن طول الصرح كان شيئا كبيرا. ذكر في بعض التفاسير: أن صرح فرعون كان طوله خمسة آلاف ذراع وخمسين ذراعا، وعرضه ثلاثة آلاف ذراع ونيف وكان فرعون لا يقدر أن يقوم على أعلاه؛ مخافة أن تنسفه الريح، وذكر السدي أن فرعون علا ذلك الصرح، ورمى بنشابة إلى السماء، فرجعت إليه متلطخة بالدم، فقال: قد قتلت إله موسى وقوله: {وإني لأظنه من الكاذبين} أي: لأظنه من الكاذبين في زعمه أن للأرض والخلق إلها غيري.

«Упоминается, что длина этой башни была огромной. В некоторых тафсирах упоминается, что башня Фараона была в 5050 локтей в длину и 3000 и более локтей в ширину. Он не смог подняться выше из-за страха, что его унесет ветром. Ас-Судди упоминает, что Фараон поднялся на свою башню, выстрелил из лука в небо, и стрела вернулась к нему окровавленной, после чего он сказал: “Я убил Бога Мусы!” Его слова: “Но я думаю, что он лжет”, то есть, Фараон думает, что Муса (мир ему) лжет в своем утверждении что для земли и ее жителей существует Бог, кроме Фараона».

Слова фараона: «Я убил Бога Мусы», означают, что фараон пытался достать Бога в виде телесного объекта, находящего буквально в Небе. Ученые отмечали, что убеждение, что Аллах тело, которое находится в пространстве, это убеждения Фараона.

То, что Фараон имел убеждения о материальности Аллаха и был абсолютно несведущим о Нем, доказывается так же и другим аятом из Корана, в котором сказано: «Фараон сказал: “А что — есть Господь миров?”»[51]

Имам аль-Багави пишет в комментариях к этому аяту:

) قال فرعون وما رب العالمين ) يقول : أي شيء رب العالمين الذي تزعم أنك رسوله إلي ؟ يستوصفه إلهه الذي أرسله إليه ب ” ما ” ، وهو سؤال عن جنس الشيء ، والله منزه عن الجنسية

«То есть: “А что — есть Господь миров? Про которого ты утверждаешь, что ты — Его посланник ко мне?” Фараон описал Всевышнего частицей “ма” (араб. “что”), а это вопрос о материальном. Пречист Аллах от того, чтобы быть материальным!»

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани объяснил часть аята: «Но я думаю, что он лжет», тем, что Муса (мир ему) утверждал Фараону, что для сотворенного на земле есть Бог, кроме Фараона.

Пример 12: Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Они боятся своего Господа, Который над ними»[52]:

قَوْله تَعَالَى: {يخَافُونَ رَبهم من فَوْقهم} قَالَ بَعضهم مَعْنَاهُ: يخَافُونَ عَذَاب رَبهم من فَوْقهم، وَالْقَوْل الثَّانِي – وَهُوَ الْأَصَح – أَن هَذِه صفة الْعُلُوّ [الَّتِي] تفرد الله بهَا، وَهُوَ كَمَا وصف بِهِ نَفسه من غير تكييف

«Слова Всевышнего: “Они боятся своего Господа, Который над ними”, относительно которых сказали некоторые: “Его смысл — они боятся наказания своего Господа, Который над ними. И второе мнение, — и оно более верное — что это является атрибутом возвышенности, которым описывается Аллах, и Он Таков, как описал Себя Сам, без придания образа».

Аяты об атрибутах Аллаха — муташабихат

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха»[53]:

قوله تعالى: {وما يعلم تأويله إلا الله} استأثر الله تعالى بعلم التأويل، وقطع أفهام العباد عنه، والفرق بين التأويل والتفسير: أن التفسير: هو ذكر المعنى الواضح، كما تقول في قوله: {لا ريب فيه} أي: لا شك فيه، وأما التأويل: هو ما يؤول المعنى إليه، ويستقر عليه.

«Слова Всевышнего: “Хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха”, означают, что только Аллах знает толкование этого, и Он преградил рабам любые пути к пониманию этого. Разница между тавилем и тафсиром в том, что тафсир — это упоминание ясного смысла, например, когда ты говоришь о Словах Аллаха: “Нет подозрения в этом”, и это значит, что нет сомнений в этом; что касается тавиля, — то это то слово, во что переходит смысл и устанавливается в нем».

Имам ас-Сам’ани рассматривает аяты, в которых упоминаются атрибуты Аллаха, как аяты с неясным смыслом. Это можно встретить в его «Тафсире» неоднократно.

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани в комментарии к хадису: «Геенна будет повторять: “Есть ли добавка?”, пока аль-Джаббар[54] не поставит в нее Свой Кадам (букв. стопа), после чего Геенна скажет: “Достаточно! Достаточно!”»:

والخبر من المتشابه، وقد بينا وجه الكلام في المتشابه

«Это сообщение относится к категории муташабихат. Мы уже объяснили ранее, что такое муташабихат»[55].

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Милостивый над Аршем истава»[56]:

ونقل أهل الحديث عن سفيان الثوري، والأوزاعي، والليث بن سعد، وسفيان بن عيينة، وعبد الله بن المبارك أنهم قالوا في الآيات المتشابهة: أمروها كما جاءت. وقال بعضهم: تأويله الإيمان به، وأما تأويل الاستواء بالاستقبال، فهو تأويل المعتزلة

«Ученые ахлю-хадис передавали от Суфьяна ас-Саури, аль-Аузаи, Лейса ибн Саада, Суфьяна ибн Уяйны и Абдуллаха ибн Мубарака их слова об аятах с неясным смыслом: “Пропускайте их, то есть не останавливайтесь на них и не углубляйтесь, так, как они пришли”. Некоторые сказали: “Их толкование заключается в вере в них, а что же касается толкования слова “аль-истива” в значении приема (истикбаль), то это — мнение мутазилитов”».

Имам ас-Сам’ани, создавая свой «Тафсир», руководствовался определенными принципами в толковании ясных и неясных аятов. Иногда он не комментировал аяты, смысл которых был понятен и очевиден, а иногда не толковал аяты, смысл которых неясен. Имам Абуль-Музаффар не стал объяснять значение аятов и хадисов об атрибутах из-за их неясности. По его мнению, истинное значение этих атрибутов известно одному Всевышнему. В то же время, в отношении других аятов, смысл которых ясен, он ограничивается высказыванием, что их значение очевидно.

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «Он — Возвышенный, Великий»[57]:

قوله تعالى: {له ما في السموات وما في الأرض وهو العلي العظيم} ظاهر المعنى

«Слова Всевышнего: “Ему принадлежит все, что на небесах и на земле, и Он — Возвышенный, Великий”, и их смысл очевиден».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «В Раю они (верующие) будут украшены золотыми браслетами и жемчугом»[58]:

وقوله: {من ذهب} معلوم المعنى

«Его Слова: “Золотыми”, и смысл этого известен».

Абуль-Музаффар ас-Сам’ани пишет в толковании аята: «И даже если бы Мы разверзли для них врата небесные»[59]:

قوله تعالى: {ولو فتحنا عليهم بابا من السماء} ظاهر المعنى

«Слова Всевышнего: “И даже если бы Мы разверзли для них врата небесные”, и их смысл очевиден».

Будь значение аятов об атрибутах понятным и очевидным, как утверждают саляфиты, которые уверены, что им известны истинные значения этих аятов, то Абуль-Музаффар ас-Сам’ани обязательно указал бы на ясность и очевидность их значений. Однако мы видим, что он указывает на неясность и обозначает это мнение как позицию Ахлю-Сунна в лице таких ученых, как Суфьян ас-Саури, аль-Аузаи, Лейс ибн Саад, Суфьян ибн Уяйна и Абдуллах ибн Мубарак.

Это противоречит убеждению саляфитов о том, что аяты об атрибутах относятся к категории мухкамат. Тех, кто считает, что они относятся к категории муташабихат, они считают джахмитами.

Если спросят о том, почему имам ас-Сам’ани некоторые аяты об атрибутах относит к категории муташабихат, а в других аятах об атрибутах передает тавиль, мы ответим, что имам и другие муфассиры могли демонстрировать и выбирать различные методы к аятам об атрибутах, не выходя за рамки методологии Ахлю-Сунна. Выбор[60] в терминологии толкователей Корана означает склонение к определенному мнению из двух и более существующих мнений с признанием законности остальных[61]. Таким же образом имам ас-Сам’ани мог склоняться к толкованию определенного аята, исходя из своих правил и принципов, при этом признавая законность остальных существующих мнений. Однако, тем не менее, в «Тафсире» имама ас-Сам’ани мы находим мало его толкований аятов аб атрибутах.

Например, имам не растолковал ни один из аятов со смыслом: «Затем истава над Аршем»[62], и относил их к категории муташабихат, однако он передавал толкования к аяту: «Затем истава к небу»[63]. Возможной причиной этого является то, что, по мнению имама ас-Сам’ани, аят: «Затем истава к небу», не является аятом об атрибуте Всевышнего, или же данный аят рассказывает о возвышении — сущностном атрибуте Аллаха, смысл которого является ясным.

В отличие от аята: «Затем истава над Аршем», относительно которого также передавались различные толкования, и их упоминает имам ас-Сам’ани, он отмечает, что данный аят — из категории неясных аятов, и преобладающая позиция Ахлю-Сунна в отношении этих и подобных аятов с неясным смыслом — это хранить молчание и остановиться перед их толкованиями. По этой причине имам не оставил к этим аятам никаких толкований. Тем самым ученые демонстрировали, что даже если оставление толкования аятов является наилучшим методом, то приемлемый тафсир и тавиль являются дозволенными методами, которых придерживались группа ученых из числа праведных предшественников.

Также важно понимать, что имам Абуль-Музаффар был муфассиром, и его основная задача заключалась в том, чтобы объяснить смысл аятов, используя различные научные инструменты. При этом, когда имам ас-Сам’ани прибегал к толкованию некоторых аятов об атрибутах, он не отходил от методологии Ахлю-Сунна.

Вопрос тахсина и такбиха[64]

Имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани в вопросе тахсина и такбиха придерживался убеждений ашаритской школы, как об этом передает его ученик Абуль-Касим аль-Асбахани.

Имам Абуль-Касим ат-Тайми аль-Асбахани сказал в своей книге:

اعلم أن مذهب أهل السنة أن العقل لا يوجب شيئا على أحد، ولا يدفع شيئا عنه، ولا حظ له في تحليل أو تحريم، ولا تحسين ولا تقبيح، ولو لم يرد السمع ما وجب على أحد شيء، ولا دخلوا في ثواب ولا عقاب

«Абуль-Музаффар сообщил мне следующее: “Знай, что мазхаб Ахлю-Сунна заключается в том, что разум не способен налагать на людей какие-либо обязанности или запрещать им что-либо. И нет у него прав запрещать или разрешать что-либо, как и определять, является та или иная вещь хорошей и благой или плохой и дурной. Если бы до нас не дошли шариатские тексты, то обязанности не были бы возложены ни на кого из людей, и они бы не заслуживали ни награды, ни наказания”, а затем привел доказательства сказанного»[65].

Саляфитский шейх Абдуллах аль-Хулайфи пишет:

ما ذكره السمعاني هو في الحقيقة مذهب الأشاعرة ، والسمعاني عالم سلفي شافعي كان حنفياً قدرياً ، ولعله لما ترك القدرية ما كان في ناحيته أحد ممن يتكلم في هذه المسألة ممن يناويء القدرية إلا الأشاعرة

«То, что упомянул ас-Сам’ани, в действительности является позицией ашаритов. И ас-Сам’ани — саляфитский ученый, шафиит, который был ханафитом и кадаритом. Возможно, когда он оставил кадаризм, в его окружении не было никого, кто говорил по этому вопросу, из тех, кто противостоит кадаритам, кроме ашаритов».

Обратите внимание на то, как имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани передает этот вопрос в контексте позиции Ахлю-Сунна. Это говорит о том, то Ахлю-Сунна для имама подразумевало именно ашаритов. Попытка аль-Хулайфи представить имама Абуль-Музаффара как саляфитского ученого вполне объяснима, однако невероятно нелепа. Утверждать, что имам разделял убеждения ашаритских «сектантов», ошибочно полагая, что их взгляды — это взгляды Ахлю-Сунна, значит порочить его репутацию, сомневаться в его знаниях и ученой степени.

Некоторые высказывания

Имам ас-Сам’ани говорил: «Если вы ищете правдивости и искренности, то они находятся в старых книгах[66]; если вы ищете правдивых, то они — в старых домах. Вам надлежит следовать за теми, кто был до вас!»[67]

Он говорил: «Тот, кто лезет в дела, в которых он не компетентен, как минимум опозорится перед людьми, которые разбираются в этой сфере. И то, что его действия встретили одобрение со стороны невежд, ничего не значит, так как у любой упавшей вещи найдется тот, кто ее подберет, а у каждой потерянной вещи найдется тот, кто будет ее разыскивать. Однако в каждой сфере знаний смотрят на тех, кто специализируется в этой сфере, ведь у каждого вида знания есть те, кто его представляет»[68].

Смерть

Имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани умер в пятничный день 23 числа рабиуль-авваль в 489 году по хиджре в возрасте 63 лет, посвятив свои годы научной деятельности. Имам ас-Субки упоминает, что семейство ас-Сам’ани после смерти Абуль-Музаффара не переставали следовать шафиитскому мазхабу: его дети и внуки были имамами шафиитского мазхаба. Он был похоронен на одном из кладбищ Мерва. Все мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение.

 

 

[1] В некоторых биографиях: Абуль-Музаффар ибн Самани.

[2] «Табакат шафиийя аль-кубра» (5/335).

[3] Там же.

[4] «Сияр алям ан-нубаля» (19/114).

[5] «Тарих аль-Ислям» аз-Захаби (10/640).

[6] Город в Хорасане.

[7] Кадариты отрицают предвечное Знание Аллаха о вещах до того, как те получат свое бытие.

[8] «Аль-Ансаб» (3/298).

[9] «Тарих аль-Ислям» аз-Захаби (10/641).

[10] «Тарих аль-Ислям» аз-Захаби (10/641).

[11] Там же.

[12] «Аль-Бидая ва ан-нихая» (16/159).

[13] Там же (19/114).

[14] Муссабита — приверженцы методологии «исбат».

[15] Коран, 2:29.

[16] Коран, 41:11.

[17] «Фатх аль-Бари» (???).

[18] Коран, 41:11.

[19] Коран, 20:5.

[20] Коран, 7:54.

[21] Коран, 10:3.

[22] Коран, 54:4; Коран, 32:4; Коран, 13:2; Коран, 25:59.

[23] Коран, 55:27.

[24] То есть останутся благодеяния. — прим. пер.

[25] Коран, 28:88.

[26] Коран, 5:64.

[27] Коран, 36:71.

[28] Коран, 48:10.

[29] Коран, 89:22.

[30] Коран, 2:210.

[31] Коран, 20:39.

[32] Коран, 11:37.

[33] Коран, 54:14.

[34] Коран, 4:93.

[35] Коран, 3:31.

[36] Коран, 3:57.

[37] Коран, 9:100.

[38] Коран, 2:255.

[39] Коран, 6:18.

[40] Коран, 34:23.

[41] Коран, 42:51.

[42] Коран, 13:9.

[43] Коран, 4:34.

[44] Коран, 22:62.

[45] Коран, 4:42.

[46] Коран, 35:10.

[47]«К себе» в данном случае означает «на небо». — прим. пер.

[48] Коран, 3:55.

[49] «Аль-Анвар ат-танзиль» (2/19).

[50] Коран, 28:38.

[51] Коран, 26:23.

[52] Коран, 16:50.

[53] Коран, 3:7.

[54] Одно из имен Аллаха. — прим. пер.

[55] «Тафсир ас-Сам’ани» (5/245).

[56] Коран, 20:5.

[57] Коран, 42:4.

[58] Коран, 22:23.

[59] Коран, 15:14.

[60] «Аль-Ихтияр».

[61] «Манхадж Аби Музаффар ас-Сам’ани фи тафсир» Фахда аль-Гамиди, стр. 43.

[62] Коран, 6:54.

[63] Коран, 2:29.

[64] Тахсин ва танбих — определять, является та или иная вещь хорошей или благой, плохой или дурной. — прим. ред.

[65] «Аль-Худжа фи баян аль-махаджа» (1/314).

[66] То есть в книгах праведных предшественников. — прим. пер.

[67] «Муджам ас-сафар» )1233).

[68] «Кавати аль-адилля» (1/399).

Похожие материалы