Имамы Мар’и аль-Карми, Мансур аль-Бухути и ат-Туфи (да смилуется над ними Аллах) считают, что вера (иман) — это подтверждение истинности (тасдык), а ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) включает деяния в понятие имана, хотя он утверждает, что они являются второстепенными, однако это его мнение не имеет большого следа в разногласии, как другие мнения. Его позиция похожа на позицию ибн Мандаха (да смилуется над ним Аллах). Из их высказываний:
Шейх Мар’и аль-Карми аль-Ханбали (ум. 1033 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Калимат аль-Байинат» (с. 54):
والإيمان لغة: مطلق التصديق. وشرعاً: على ما صرح به الأشعرية وأكثر الأئمة: هو تصديق القلب الجازم بما عُلم ضرورة مجيء الرسول به من عند الله تفصيلاً فيما علم تفصيلاً، كالتوحيد والنبوة والبعث والجزاء وأركان الإسلام الخمس، وإجمالاً فيما علم إجمالاً.
«Иман в лексическом значении — абсолютное подтверждение (чего-либо) истинным. С точки зрения Шариата, в соответствии с тем, что заявлено ашаритами и большинством имамов, — это категоричное подтверждение истинным того, о чем категорично известно, что с этим пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) со всеми допустимыми подробностями в тех вопросах, как вопросы Единобожия, пророчества, воскрешения, воздаяния, обязательности пяти молитв, обязательной милостыни, поста (в рамадан) и хаджа, и без подробностей в тех вещах, с которыми Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел без подробностей».
Наджмуддин ат-Туфи (657–716 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Ат-Та’йин фи шарх аль-арбаин» (1/71):
قلنا لأن حديث جبريل محل تعليم وبيان بحضرة رسولي السماء والأرض ومعصومي الملائكة والبشر، فلو كان الإيمان زيادة على التصديق لما أخر بيانه عن وقت الحاجة. وقد أخبر النبي صلى الله عليه وسلم أن جبريل علمهم دينهم ومقتضاه أنه علمهم دينهم كاملا،فلو كان مع ذلك قد أخل بجزء الإيمان ولم يبينه لم يكن قد علمهم دينهم كاملا هذا خلف فثبت أن الإيمان هو التصديق وهو مذهب أبي حنيفة وجماعة من العلماء، نعم يتفاضل الناس في آثار الإيمان وهي الأعمال
«Мы так говорим, потому что хадис Джибриля (мир ему) является обучением и объяснением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) небес и земли, непогрешимого из числа всех ангелов и людей. Если бы иман был чем-то добавочным к тасдыку (подтверждению истинным), то его разъяснение не было бы отложено до тех времен, когда это стало нужным. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что Джибриль (мир ему) научил их религии и ее требованиям, то есть он обучил их своей религии полностью, но она была бы неполноценной, если бы при этом он нарушил часть имана и не разъяснил его. Таким образом утвердилось, что иман — это тасдык (подтверждение), и это является мнением Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) и группы ученых. Да, люди различаются в признаках имана — а это деяния».
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (736–795 гг. х.) (да смилуется над ними Аллах) пишет в своем тафсире (1/589):
وقد ضرب العلماء مثل الإيمان بمثل شجرة لها أصل وفروع وشعب، فاسم الشجرة يشتمل على ذلك كله، ولو زال شيء من شعبها وفروعها لم يزل عنها اسم الشجرة، وإنما يقال هي شجرة ناقصة، أو غيرها أتم منها
«Ученые сравнивают иман с деревом, имеющим корень и ветви. Дерево охватывает все, и если что-то исчезает из его ветвей и ответвлений, дерево не перестает называться деревом, но говорят, что это неполноценное дерево или что другое дерево более совершенно, чем это».
Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) также пишет в «Аль-Джами»:
وليس كل مسلم مؤمنا، فإنه قد يكون الإيمان ضعيفا فلا يتحقق القلب به تحققا تاما مع عمل جوارحه بأعمال الإسلام، فيكون مسلما وليس بمؤمن بالإيمان التام
«Не каждый мусульманин является верующим (муъмином), потому что его иман может быть слабым, и его сердце не может полноценно реализоваться в этой вере, хотя его физические действия соответствуют деяниям Ислама, поэтому он является мусульманином, но не полноценным муъмином».
Ибн Мандах (да смилуется над ним Аллах) говорит в книге «Аль-Иман» (1/331):
وقال أهل الجماعة : الإيمان : هي الطاعات كلها بالقلب واللسان وسائر الجوارح ، غير أن له أصلاً وفرعاً ؛ فأصله : المعرفة بالله والتصديق له وبه، وبما جاء من عنده بالقلب واللسان، مع الخضوع له والحب له، والخوف منه والتعظيم له، مع ترك التكبر والاستنكاف والمعاندة ؛ فإذا أتى بهذا الأصل فقد دخل في الإيمان ولزمه اسمه وأحكامه، ولا يكون مستكملاً له حتى يأتي بفرعه ، وفرعه : المفترض عليه أو الفرائض ، واجتناب المحارم
«Люди общины говорят: иман — это все виды поклонения сердцем, языком и всеми частями тела, хотя у него есть корень и ответвления; его корень — это познание Аллаха и сердечное и словесное признание истинным Его существование, и то, что пришло от Него, с покорностью и любовью к Нему, со страхом перед Ним и возвеличиванием Его, с отказом от гордыни, пренебрежения и упрямства; и когда он реализует этот корень, он вступает в иман, и к нему применяется имя (муъмин) и положения имана, но он не будет обладать совершенным иманом, пока не станет реализовать его ответвления, а его ответвления — это совершение обязательных деяний и избегание запретных».
Имам Мансур аль-Бухути (ум. 1051 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Кашшаф аль-кина’» (14/240):
(والإسلام) لغة الخضوع والانقياد وشرعا (شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله وإقام الصلاة وإيتاء الزكاة وحج البيت مع الاستطاعة وصوم رمضان) لحديث جبريل حين سأل النبي صلى الله عليه وسلم عن الإسلام وهو في الصحيحين والإيمان بما علم مجيء النبي صلى الله عليه وسلم به من عند الله إجمالا فيما علم إجمالا، وتفصيلا فيما علم تفصيلا.
«Ислам в языковом смысле означает подчинение и покорение, а в Шариате это свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, а также совершение молитвы, выплата обязательной милостыни, паломничество к Дому Аллаха при возможности (хадж) и пост в месяц рамадан, потому что так пришло в хадисе Джибриля (мир ему), когда он спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об Исламе, и этот хадис содержится в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима. А иман включает в себя веру с подробностями в то, с чем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел от Аллаха с подробностями, и без подробностей — в то, с чем он пришел от Аллаха без них».