История Ислама в Китае и мусульманские стили кунг-фу

Ислам в Китае

Стремительно растущий халифат первых веков ислама распространялся в том числе и на восток, так что столкновение с крупнейшей силой Востока — Китайской империей — было неизбежно. Правившая там в этот период династия Тан сделала Китай самой большой, самой влиятельной, самой процветающей и одной из самых культурных стран в мире.

В 716 году мусульмане вошли в Закаспийский регион и завоевали земли между Оксом (Амударьей) и Каспийским морем — пространство, получившее в арабских источниках название «Мавераннахр». После этого исламские войска форсировали Окс и двинулись в Центральную Азию, начав войну с проживавшими здесь тюркскими народами, многие из которых были вассалами китайского императора.

Примерно за сотню лет до этого в Китае взошел на престол второй император династии Тан — Ли Шиминь, вошедший в историю под династийным именем Тай-цзун. Растущая мощь Тюркского каганата угрожала северным и северо-западным границам Китая. Основываясь на своих военных знаниях и опыте борьбы с тюрками, новый император решил пересмотреть китайскую военную политику и доктрину. Он усмотрел единственную возможность избавления от вторжений кочевников в уничтожении их на их собственных землях. Подготовившись, Тай-цзун начал серию карательных операций против восточных тюрок. Он уничтожил их в результате десяти лет систематических военных кампаний. Одновременно с этим его дипломаты отговорили уйгурских тюрок от союза с Западно-тюркским каганатом. Затем с помощью уйгуров Тай-цзун покорил западных тюрок, аннексировав всю территорию современного китайского Восточного Туркестана и большую часть земель между Алтаем, Памиром и Аральским морем. Цари Кашмира были его вассалами.

Когда мусульманские войска пришли на эти земли, Китаем правил император Сюань-цзун (713–756). При помощи силы и дипломатии он восстановил китайский контроль в долинах рек Окс и Яксарт. В 730 году мусульмане были разбиты под Самаркандом, в 736 — под Кашгаром. Однако, оправившись от поражений, под руководством арабского генерала и последнего омейядского губернатора Хорасана Насра ибн Сайяра мусульмане разбили тюрок у Балха в 737 году. Для совместной борьбы с Китаем мусульмане заключили союз со старыми врагами китайцев — тибетцами. Однако китайский полководец Гао Сяньчжи совершил внезапное нападение в 747 году и разгромил обоих союзников, а затем провел сложнейший марш через Памир и Гиндукуш. Вскоре Гао оказался вовлеченным в политические интриги: принц Ташкента призвал на помощь арабов, которые разгромили китайского полководца у реки Талас в 751 году. Так закончилась эпоха китайского контроля западных районов Памира и Тянь-Шаня.

В результате наступила «стабилизация зон влияния» Китая и Ислама в Центральной Азии — две цивилизации начали налаживать культурные и торговые связи. Торговля с Китаем осуществлялась как на суше — по Великому шелковому пути, так и на море — вокруг Индокитая. В последующие столетия в крупнейших портовых городах «срединной империи» — Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу — и других местах сосредоточения международной торговли возникли многолюдные мусульманские общины, состоявшие главным образом из персидских и арабских купцов. Существуют предания, что Китай посещали сподвижники Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) и даже встречались с китайским императором, но ни одно из них не является достоверным.

В начале ХIII столетия монголы завоевали Китай, что спровоцировало масштабные переселения масс людей, в том числе тюрок из Центральной Азии. Монголы создалп в Китае новую династию — Юань, все подданые которой делились на четыре категории. Наибольшими привилегиями обладали, естественно, монголы. На втором месте находились «сэму» или «цветноглазые» — переселившиеся персы, тюрки и арабы с покоренных территорий, которые выполняли чиновничьи и полицейские функции. Третью ступень занимали ханьцы, то есть китайцы-северяне, а также ассимилированные ими кидани, чжурчжэни и корейцы. Низший разряд свободного населения составляли «южане» — жители Южного Китая.

На десятый год правления династии Юань (1279–1368) в соответствии с указом основателя династии «всюду вступать в общины жителей приграничья» прибывшие в Китай мусульманские пехотинцы и артиллеристы из солдат стали крестьянами. С конца XIII века мусульмане составляли значительную часть населения на северо-западной окраине Китая. Крупные общины появились на равнине Хуанхэ, в провинции Юньнань (долгое время находившейся под управлением чиновников-мусульман) и в других районах. В документах времен династии Юань мусульмане именовались «хуэйхуэй», от этого слова и произошел современный китайский термин «хуэйцзу»«мусульманская нация».

XIV век ознаменовался многочисленными антимонгольскими восстаниями. В конце концов восстание «красных повязок» оказалось успешным: монголы были повержены, а руководитель восстания Чжу Юаньчжан основал новую династию — Мин (1368–1644). Под его знаменами сражалось немало мусульман, в том числе генералы Чан Юйчунь и Ху Дахай. Минские власти продолжали проводившуюся монголами политику терпимости в отношении мусульман. В период правления династии Мин из среды мусульман вышел ряд известных государственных деятелей, в том числе знаменитый мореплаватель и дипломат Чжэн Хэ, несколько видных полководцев, чиновников, поэтов. Китайский двор охотно пользовался услугами своих подданных-мусульман, если те выказывали преданность режиму. В этот период продолжился численный рост и географическое распространение мусульманской общины в Китае. Сложился традиционный для китайских мусульман тип расселения, характеризовавшийся преобладанием небольших изолированных общин, более или менее равномерно разбросанных по всей территории страны.

В разных ситуациях отношения между мусульманами и китайцами могли носить как мирный, так и откровенно враждебный характер. С конца XVI века в связи с упадком международной торговли на северо-западных окраинах Китая регулярно происходили восстания мусульманского населения. Мусульмане приняли деятельное участие в народных восстаниях, приведших к гибели династии Мин. Китай был завоеван маньчжурами, которые провозгласили воцарение последней династии Цин (1644–1911).

В середине XVII века также происходили крупные мусульманские волнения. Как следствие, цинские власти приняли ряд мер, стеснявших свободу вероисповедания мусульман в Китае. Последующее столетие отмечено серией крупных мусульманских восстаний, подавленных с необычайной жестокостью. Цинские власти постоянно преследовали «хуэй фэй» — «мусульманских разбойников». Результатом такой политики стало появление в жизненном укладе китайских мусульман конспиративных черт: религиозные службы часто совершались тайно, многие мусульмане пользовались в общении между собой системой шифров, тайно путешествовали, находя приют у единоверцев, и так далее.

700 лет насыщенной боевыми действиями жизни поспособствовали формированию среди китайских мусульман собственныхстилей боевых искусств. Религиозная обособленность влияла на то, что мусульманские стили ушу оставались закрытыми для посторонних, — их стали преподавать немусульманам лишь в XX веке. Некоторые из этих стилей теперь широко известны, про другие же мы и сейчас не знаем ничего. О мусульманских стилях ушу дальше и пойдет речь.

1. Чацюань (кулак Ча-мира).

Легенда гласит: в середине XVI века для борьбы с набегами японских пиратов полководец Ци Цзигуан призвал добровольцев со всей страны. С северо-запада Китая вышел отряд, в составе которого был мусульманин, чье имя записывалось по-китайски как «Ча Ми Эр». Не выдержав тягот пути, он заболел. Товарищи оставили его на попечение крестьян в местной мусульманской общине в уезде Гуань провинции Шаньдун. В благодарность за лечение, Ча-мир («мир» — уважительная приставка к имени, заимствованная из арабского или персидского языка) обучил крестьян тому боевому искусству, которым владел сам. С тех пор стиль чацюань широко распространился среди мусульман северо-восточной части Китая, а благодаря деятельности таких мастеров как Чжан Цзивэй и Ян Хунсю в конце XIX – начале XX веков, Чан Чжэньфан, Ма Цзиньбяо и Ван Цзыпин в первой половине XX века и Чжан Вэньгуан во второй половине XX века, стиль распространился по всему Китаю.

Чацюань считается одним из типичных стилей, предполагающих ведение боя на дальней дистанции. Когда в середине XX века формировался такой широко известный ныне стиль спортивно-гимнастического ушу как «длинный кулак», многие движения были позаимствованы именно из стиля чацюань. Боевая техника чацюань основана на большом количестве ударов ногами и бросков. Основным ударом ногой является «таньтуй» — хлесткий удар в пах тыльной стороной стопы.

2. Али гунь («шест Али»).

Среди мусульман, проживающих на северо-западе Китая, искусство боя на шестах распространено настолько широко, что с древних времен бытует поговорка, характеризующая региональные различия боевых искусств: «На юге кулаки — на севере ноги, на востоке копье — на западе шест».

3. Хуэйхуэй шиба чжоу («18 мусульманских локтей»).

«18 мусульманских локтей» — это приемы боя на короткой дистанции, состоящие в основном из ударов локтями. Этот стиль упоминается в различных средневековых трактатах по ушу, однако он долгое время считался утерянным, пока одна из экспедиций по изучению ушу неожиданно не обнаружила носителя традиции учителя Цзюй Куя, мусульманина из уезда Тун провинции Хэбэй. Он родился в 1896 году, и «хуэйхуэй шиба чжоу» изучил у муллы Ян Ваньлу в 1930-х годах.

Стиль состоит из трех разделов. Первый это 18 отдельных связок движений. Второй это 18 не связанных друг с другом комплексов, каждый из которых содержит от 14 до 41 «формы» — каждая форма может содержать от одного до трех-пяти движений; всего в 18 комплексов входит 387 «форм». Третий раздел это парный комплекс.

4. Танпинцюань («кулак сосуда для омовения»).

Это семь больших «форм», каждая из которых может либо практиковаться как отдельный комплекс, либо разделяться на семь малых форм. Начальная и завершающая формы это «формы сосуда для омовения» (отсюда и название стиля). Так как стиль считался секретным, то сегодня им владеют немногие.

5. Синьилюхэцюань («кулак сердца, мысли и шести координаций»).

Согласно легенде, этот стиль передается от жившего при династии Цин мусульманского мастера ушу Ма Сюэли. В современной литературе этот стиль иногда называют «хэнаньской ветвью синъицюань», однако тот факт, что в течении примерно двух веков он передавался только внутри мусульманских общин, дает основание рассматривать его как отдельный мусульманский стиль ушу.

Синьилюхэцюань сложился из двух стилей мусульманского стиля люхэцюань (название стиля происходит от шестиугольной шапочки, которую носят мусульмане в Китае) и разработанного Цзи Лунфэном стиля синъицюань. Техника стиля и поныне разделяется на две части «10 больших знаменитых кулаков» (происходит из люхэцюань) и «10 форм животных» (происходит из синъицюань).

Это далеко не все исламские стили ушу. В течение веков некоторые арабские названия превратились в китайские, произошло слияние культур. Китайские историки зачастую не упоминают, какую религию исповедовали те или иные люди, поэтому достижения китайских мусульман нередко остаются в тени. Иногда мужчины брали фамилии своих ханьских жен и вместо арабских имен использовали более благозвучные для китайского уха сокращенные варианты: Ма вместо Мухаммад, Ху вместо Хусейн, Та вместо Тахир, На вместо Нассер, Ша вместо Салим и так далее. Только одно имя Саид Сини имеет 13 производных. :Ма — одна из наиболее популярных фамилий в уезде Ганьсу провинции Хубэй. Первоначально эту фамилию носил легендарный флотоводец, дипломат и путешественник, уроженец провинции Юннань Мухаммад Ма Хо (Ченг Хоили Чжэн Хэ (1371–1433))

У хуэйцзу кунг-фу стало частью учебной программы в медресе и частью социальной и религиозной жизни, проявляясь ярко, к примеру, в мусульманские праздники Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха или при проведении Мавлида. Мусульмане собираются во дворах мечетей, где после праздничной молитвы устраивают представления с участием мастеров ушу и с демонстрацией комплексов упражнений.

Похожие материалы