Стремительно растущий халифат первых веков ислама распространялся в том числе и на восток, так что столкновение с крупнейшей силой Востока — Китайской империей — было неизбежно. Правившая там в этот период династия Тан сделала Китай самой большой, самой влиятельной, самой процветающей и одной из самых культурных стран в мире.
В 716 году мусульмане вошли в Закаспийский регион и завоевали земли между Оксом (Амударьей) и Каспийским морем — пространство, получившее в арабских источниках название «Мавераннахр». После этого исламские войска форсировали Окс и двинулись в Центральную Азию, начав войну с проживавшими здесь тюркскими народами, многие из которых были вассалами китайского императора.
Примерно за сотню лет до этого в Китае взошел на престол второй император династии Тан — Ли Шиминь, вошедший в историю под династийным именем Тай-цзун. Растущая мощь Тюркского каганата угрожала северным и северо-западным границам Китая. Основываясь на своих военных знаниях и опыте борьбы с тюрками, новый император решил пересмотреть китайскую военную политику и доктрину. Он усмотрел единственную возможность избавления от вторжений кочевников в уничтожении их на их собственных землях. Подготовившись, Тай-цзун начал серию карательных операций против восточных тюрок. Он уничтожил их в результате десяти лет систематических военных кампаний. Одновременно с этим его дипломаты отговорили уйгурских тюрок от союза с Западно-тюркским каганатом. Затем с помощью уйгуров Тай-цзун покорил западных тюрок, аннексировав всю территорию современного китайского Восточного Туркестана и большую часть земель между Алтаем, Памиром и Аральским морем. Цари Кашмира были его вассалами.
Когда мусульманские войска пришли на эти земли, Китаем правил император Сюань-цзун (713–756). При помощи силы и дипломатии он восстановил китайский контроль в долинах рек Окс и Яксарт. В 730 году мусульмане были разбиты под Самаркандом, в 736 — под Кашгаром. Однако, оправившись от поражений, под руководством арабского генерала и последнего омейядского губернатора Хорасана Насра ибн Сайяра мусульмане разбили тюрок у Балха в 737 году. Для совместной борьбы с Китаем мусульмане заключили союз со старыми врагами китайцев — тибетцами. Однако китайский полководец Гао Сяньчжи совершил внезапное нападение в 747 году и разгромил обоих союзников, а затем провел сложнейший марш через Памир и Гиндукуш. Вскоре Гао оказался вовлеченным в политические интриги: принц Ташкента призвал на помощь арабов, которые разгромили китайского полководца у реки Талас в 751 году. Так закончилась эпоха китайского контроля западных районов Памира и Тянь-Шаня.
В результате наступила «стабилизация зон влияния» Китая и Ислама в Центральной Азии — две цивилизации начали налаживать культурные и торговые связи. Торговля с Китаем осуществлялась как на суше — по Великому шелковому пути, так и на море — вокруг Индокитая. В последующие столетия в крупнейших портовых городах «срединной империи» — Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу — и других местах сосредоточения международной торговли возникли многолюдные мусульманские общины, состоявшие главным образом из персидских и арабских купцов. Существуют предания, что Китай посещали сподвижники Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) и даже встречались с китайским императором, но ни одно из них не является достоверным.
В начале ХIII столетия монголы завоевали Китай, что спровоцировало масштабные переселения масс людей, в том числе тюрок из Центральной Азии. Монголы создалп в Китае новую династию — Юань, все подданые которой делились на четыре категории. Наибольшими привилегиями обладали, естественно, монголы. На втором месте находились «сэму» или «цветноглазые» — переселившиеся персы, тюрки и арабы с покоренных территорий, которые выполняли чиновничьи и полицейские функции. Третью ступень занимали ханьцы, то есть китайцы-северяне, а также ассимилированные ими кидани, чжурчжэни и корейцы. Низший разряд свободного населения составляли «южане» — жители Южного Китая.
На десятый год правления династии Юань (1279–1368) в соответствии с указом основателя династии «всюду вступать в общины жителей приграничья» прибывшие в Китай мусульманские пехотинцы и артиллеристы из солдат стали крестьянами. С конца XIII века мусульмане составляли значительную часть населения на северо-западной окраине Китая. Крупные общины появились на равнине Хуанхэ, в провинции Юньнань (долгое время находившейся под управлением чиновников-мусульман) и в других районах. В документах времен династии Юань мусульмане именовались «хуэйхуэй», от этого слова и произошел современный китайский термин «хуэйцзу» – «мусульманская нация».
XIV век ознаменовался многочисленными антимонгольскими восстаниями. В конце концов восстание «красных повязок» оказалось успешным: монголы были повержены, а руководитель восстания Чжу Юаньчжан основал новую династию — Мин (1368–1644). Под его знаменами сражалось немало мусульман, в том числе генералы Чан Юйчунь и Ху Дахай. Минские власти продолжали проводившуюся монголами политику терпимости в отношении мусульман. В период правления династии Мин из среды мусульман вышел ряд известных государственных деятелей, в том числе знаменитый мореплаватель и дипломат Чжэн Хэ, несколько видных полководцев, чиновников, поэтов. Китайский двор охотно пользовался услугами своих подданных-мусульман, если те выказывали преданность режиму. В этот период продолжился численный рост и географическое распространение мусульманской общины в Китае. Сложился традиционный для китайских мусульман тип расселения, характеризовавшийся преобладанием небольших изолированных общин, более или менее равномерно разбросанных по всей территории страны.
В разных ситуациях отношения между мусульманами и китайцами могли носить как мирный, так и откровенно враждебный характер. С конца XVI века в связи с упадком международной торговли на северо-западных окраинах Китая регулярно происходили восстания мусульманского населения. Мусульмане приняли деятельное участие в народных восстаниях, приведших к гибели династии Мин. Китай был завоеван маньчжурами, которые провозгласили воцарение последней династии Цин (1644–1911).
В середине XVII века также происходили крупные мусульманские волнения. Как следствие, цинские власти приняли ряд мер, стеснявших свободу вероисповедания мусульман в Китае. Последующее столетие отмечено серией крупных мусульманских восстаний, подавленных с необычайной жестокостью. Цинские власти постоянно преследовали «хуэй фэй» — «мусульманских разбойников». Результатом такой политики стало появление в жизненном укладе китайских мусульман конспиративных черт: религиозные службы часто совершались тайно, многие мусульмане пользовались в общении между собой системой шифров, тайно путешествовали, находя приют у единоверцев, и так далее.
700 лет насыщенной боевыми действиями жизни поспособствовали формированию среди китайских мусульман собственныхстилей боевых искусств. Религиозная обособленность влияла на то, что мусульманские стили ушу оставались закрытыми для посторонних, — их стали преподавать немусульманам лишь в XX веке. Некоторые из этих стилей теперь широко известны, про другие же мы и сейчас не знаем ничего. О мусульманских стилях ушу дальше и пойдет речь.
1. Чацюань (кулак Ча-мира).
Легенда гласит: в середине XVI века для борьбы с набегами японских пиратов полководец Ци Цзигуан призвал добровольцев со всей страны. С северо-запада Китая вышел отряд, в составе которого был мусульманин, чье имя записывалось по-китайски как «Ча Ми Эр». Не выдержав тягот пути, он заболел. Товарищи оставили его на попечение крестьян в местной мусульманской общине в уезде Гуань провинции Шаньдун. В благодарность за лечение, Ча-мир («мир» — уважительная приставка к имени, заимствованная из арабского или персидского языка) обучил крестьян тому боевому искусству, которым владел сам. С тех пор стиль чацюань широко распространился среди мусульман северо-восточной части Китая, а благодаря деятельности таких мастеров как Чжан Цзивэй и Ян Хунсю в конце XIX – начале XX веков, Чан Чжэньфан, Ма Цзиньбяо и Ван Цзыпин в первой половине XX века и Чжан Вэньгуан во второй половине XX века, стиль распространился по всему Китаю.
Чацюань считается одним из типичных стилей, предполагающих ведение боя на дальней дистанции. Когда в середине XX века формировался такой широко известный ныне стиль спортивно-гимнастического ушу как «длинный кулак», многие движения были позаимствованы именно из стиля чацюань. Боевая техника чацюань основана на большом количестве ударов ногами и бросков. Основным ударом ногой является «таньтуй» — хлесткий удар в пах тыльной стороной стопы.
2. Али гунь («шест Али»).
Среди мусульман, проживающих на северо-западе Китая, искусство боя на шестах распространено настолько широко, что с древних времен бытует поговорка, характеризующая региональные различия боевых искусств: «На юге кулаки — на севере ноги, на востоке копье — на западе шест».
3. Хуэйхуэй шиба чжоу («18 мусульманских локтей»).
«18 мусульманских локтей» — это приемы боя на короткой дистанции, состоящие в основном из ударов локтями. Этот стиль упоминается в различных средневековых трактатах по ушу, однако он долгое время считался утерянным, пока одна из экспедиций по изучению ушу неожиданно не обнаружила носителя традиции — учителя Цзюй Куя, мусульманина из уезда Тун провинции Хэбэй. Он родился в 1896 году, и «хуэйхуэй шиба чжоу» изучил у муллы Ян Ваньлу в 1930-х годах.
Стиль состоит из трех разделов. Первый — это 18 отдельных связок движений. Второй — это 18 не связанных друг с другом комплексов, каждый из которых содержит от 14 до 41 «формы» — каждая форма может содержать от одного до трех-пяти движений; всего в 18 комплексов входит 387 «форм». Третий раздел — это парный комплекс.
4. Танпинцюань («кулак сосуда для омовения»).
Это семь больших «форм», каждая из которых может либо практиковаться как отдельный комплекс, либо разделяться на семь малых форм. Начальная и завершающая формы — это «формы сосуда для омовения» (отсюда и название стиля). Так как стиль считался секретным, то сегодня им владеют немногие.
5. Синьилюхэцюань («кулак сердца, мысли и шести координаций»).
Согласно легенде, этот стиль передается от жившего при династии Цин мусульманского мастера ушу Ма Сюэли. В современной литературе этот стиль иногда называют «хэнаньской ветвью синъицюань», однако тот факт, что в течении примерно двух веков он передавался только внутри мусульманских общин, дает основание рассматривать его как отдельный мусульманский стиль ушу.
Синьилюхэцюань сложился из двух стилей — мусульманского стиля люхэцюань (название стиля происходит от шестиугольной шапочки, которую носят мусульмане в Китае) и разработанного Цзи Лунфэном стиля синъицюань. Техника стиля и поныне разделяется на две части — «10 больших знаменитых кулаков» (происходит из люхэцюань) и «10 форм животных» (происходит из синъицюань).
Это далеко не все исламские стили ушу. В течение веков некоторые арабские названия превратились в китайские, произошло слияние культур. Китайские историки зачастую не упоминают, какую религию исповедовали те или иные люди, поэтому достижения китайских мусульман нередко остаются в тени. Иногда мужчины брали фамилии своих ханьских жен и вместо арабских имен использовали более благозвучные для китайского уха сокращенные варианты: Ма вместо Мухаммад, Ху вместо Хусейн, Та вместо Тахир, На вместо Нассер, Ша вместо Салим и так далее. Только одно имя Саид Сини имеет 13 производных. :Ма — одна из наиболее популярных фамилий в уезде Ганьсу провинции Хубэй. Первоначально эту фамилию носил легендарный флотоводец, дипломат и путешественник, уроженец провинции Юннань Мухаммад Ма Хо (Ченг Хоили Чжэн Хэ (1371–1433))
У хуэйцзу кунг-фу стало частью учебной программы в медресе и частью социальной и религиозной жизни, проявляясь ярко, к примеру, в мусульманские праздники Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха или при проведении Мавлида. Мусульмане собираются во дворах мечетей, где после праздничной молитвы устраивают представления с участием мастеров ушу и с демонстрацией комплексов упражнений.