Как монголы приняли Ислам

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего. Несмотря на то, что последствия нападения монголов на исламский мир были ужасающими, уже буквально через несколько лет в сердца некоторых монголов зашел Ислам. Мусульмане занимали важные посты в государстве, облегчили людям горе страшных разрушений и возобновили строительство городов, которые были разрушены до основания, такие как Бухара, Хорезм, Самарканд, Худжанд и др. И вот не прошло и полвека с начала этого ужасного вторжения, как большинство монголов приняли Ислам — религию, против которой сражались, и стали мусульманами, защищающими его. Тем не менее многие из них и дальше следовали старым обычаям и законам, таким как Яса — уложение, которое издал Чингизхан и обязал его своим подданным.

Вместе с тем из их рядов вышло много правителей, ученых и праведников. Один из таких известных больших правителей, кто защищал Ислам и ради него сражался даже со своей семьей и близкими, был хан Берке (ум. в 1266 году), сын Джучи, внук Чингизхана, который стал правителем Золотой Орды (Улус, «племя»). Его власть распространялась от восточного Туркестана до реки Волги в России. Еще одним из таких правителей был хан Мухаммад Узбек, который владел многими землями России и бассейна Волги вплоть до Крыма и других земель. Он тоже был потомком Джучи, сына Чингизхана. К большим предводителям также относится великий султан Тармаширин, правитель всех земель Мавареннахра и Туркестана, потомок Чагатая, сына Чингизхана. Чагатай был врагом мусульман, сражался с ними и разрушал их города. И из его потомков Всевышний Аллах вывел этого праведного человека, который в своей скромности и справедливости был подобен Умару ибн Абдуль-Азизу (да будет доволен им Аллах) и праведным халифам.

Даже ильханаты (государство Хулагуидов) Персии, Ирака и Шама приняли Ислам, будучи потомками Хулагу, сына Тули. А Хулагу — это самый главный враг Ислама. Именно он разрушил Багдад, уничтожил аббасидский халифат и вселял ужас во все окружающие земли. И из потомства вот такого человека Всевышний Аллах вывел того, кто доволен Аллахом как Господом, Исламом — как религией и Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) — как пророком.

Большинство образованных людей не знают эту сторону истории монголов и то, как они приняли Ислам. Также непросто найти достоверную и подробную информацию об этом и о том, как поверженные мусульмане смогли обратить в свою религию тех, кто победил их самих. Ибо традиционно в истории человечества побежденный следует во всем за своим победителем, и подчиненный народ принимает религию своего правителя. Есть даже такая пословица: «Люди исповедуют религию своего правителя». Каким же образом поверженные и разрозненные мусульмане смогли восстановить империю, которая простиралась от Китая на востоке до Польши и Венгрии на западе, от Сибири на Крайнем Севере до Индии на юге? Нет сомнений, что это самая большая по площади империя в истории человечества, даже если ее культурное влияние было очень слабым или почти отсутствовало. Однако позже, когда Золотая Орда закрепила свою власть над побежденными народами и позаимствовала у них верования и системы, она смогла внести свою, пусть и небольшую, лепту в дело культуры, прогресса и науки.

Я начал свое исследование с ознакомления с Туркестаном по нескольким причинам. Во-первых, монгольские и тюркские племена смешивались друг с другом. Во-вторых, тюрки приняли Ислам раньше монголов и (после предопределения Аллаха) сыграли большую роль в том, что они тоже уверовали. После этого я начал изучать историю монголов и то, как они приняли Ислам.

Однако нет сомнений, что осталось еще много неясностей и для их устранения нужно изучать первоисточники и документы, к которым, к сожалению, у меня нет доступа. Я призываю специалистов по истории монголов и Туркестана, которых в арабском мире немного, чтобы они уделили этому важному вопросу должное внимание. Их знание персидского, турецкого и русского языка поможет пролить свет на эти вопросы.

В эти мрачные времена, когда мусульмане находятся в крайне унизительном положении и со всех сторон подвергаются нападкам врагов из числа иудеев, колонизаторов, империалистов и капиталистов, особенно важно изучить, как мусульмане того периода смогли подняться с колен и распространить свою религию в среде своих заклятых врагов. Возможно, мы сможем извлечь из этого урок и повторить то же, что сделали они. Ибо люди в наше время (да и в любое другое время) больше всего нуждаются в Исламе. И «…Аллах победно выполняет свои решения, однако большинство людей не знает об этом».

Кто такие монголы и как образовалось их государство

Государство тимуридов в Индии более известно как Империя Великих Моголов, особенно в арабоязычной среде. Однако в действительности тимуриды не являются монголами. Это тюрки, которые породнились с ними. Они относят себя к Тамерлану (1336–1405 гг.) (Тимур Ленг, т. е. «Тимур хромой»). Сам же он называл себя Тимур Курканом (т. е. «красивый»). Тимур основал великую империю со столицей в Самарканде, полной крови и черепов. Позже его внуки образовали к северу от Афганистана другие государства: султан Хусейн Байкара — в Герате, ценитель знаний Улугбек — в Бухаре, Самарканде и Балхе. Потом появился Мухаммад Бабур (1483–1530 гг.), который создал в Афганистане свое государство, откуда отправился в Индию, где основал империю Тимуридов. Эта династия правила над всей территорией Индии несколько веков. Государство Тимуридов отличалось веротерпимостью к индусам и представителями других верований, пока не пришли англичане и постепенно не вытеснили их со всех высоких должностей.

Передается, что дедом Тамерлана со стороны матери был Чагатай, сын Чингизхана, который правил улусом в области Туркестана. Востоковед Фамбри утверждает, что со стороны отца Тамерлан относился к тюркскому племени барлас. Таким образом, он является тюрком по отцу и монголом — по матери.

А что касается монголов, то это племена, населявшие плоскогорья Монголии к северу от пустыни Гоби. Монголия делится на две части:

— северо-западная, где много гор и текут несколько рек;

— юго-восточная, которая включает в себя пустыню Гоби и плато Шаму, покрытое твердыми камнями, а реки текут лишь по окраинам этого региона.

В Монголии есть несколько озер. В дополнение к сильным ветрам погода в этих краях очень холодная зимой (до минус 58 градусов по Цельсию) и очень жаркая летом (до 60 градусов по Цельсию).

В шестом веке хиджры (двенадцатый век по григорианскому календарю) монголы были разделены на кочевников-скотоводов и охотников. Скотоводческие кочевые племена ставили войлочные юрты и кочевали с места на место в поисках корма для скота. Другая часть монголов занималась охотой за дикими животными и рыболовством в близлежащих реках и озерах. Особенно ценился соболь за свой красивый мех, который они продавали купцам. Охотники жили в простых лачугах  из сучьев и листьев деревьев.

Нет сомнений, что жизнь в сложных условиях сделала из монгольских и тюркских племен суровых воинов, которые часто пребывали в междоусобных конфликтах и не имели никакой культуры.

Эти племена часто совершали набеги на соседние цивилизованные государства и держали их в страхе. Чтобы сдерживать и усмирять монголов, эти страны нуждались в огромных усилиях. Китай, к примеру, для защиты от постоянных набегов был вынужден построить Великую стену.

Один из римских солдат, которым удалось дойти до южной Сибири, описал монголов так: «Скача верхом на своих скакунах, эти воины вселяют ужас. Они небольшого роста, но садясь на своих коней, они становятся великанами».

Также с монголами связаны и другие племена, более известные как татары. Дело в том, что потомков Чингизхана и его внуков мусульмане тоже называют татарами. Монголы, татары и тунгусы (тюрки-кочевники) относятся к алтайской семье, от названия гор на севере пустыни Гоби. Все эти кочевые народы населяют северные районы Азии (Монгольская Сибирь и степи), имеют схожие языки и почти одинаковый внешний вид: широкие лица, большие головы, приплюснутые носы, глубоко посаженные глаза с большим веком, с редкой растительностью на лице и черными волосами. Они небольшого роста, плотного телосложения и имеют сильные мышцы, что соответствует их суровому образу жизни и постоянной езде верхом.

Племена татар населяют область, ограниченную реками Аргунь и Селенга и Киргизским государством с севера; районом Хатта (северо-запад Китая) — с востока; государством уйгуров — с запада и Тибетом и государством тангутов с юга.

Большую часть времени они были в подчинении правителя Хатта. Прославились своей смелостью и энергией, однако жили в постоянных междоусобицах. Если бы не эти внутренние конфликты, то они смогли бы легко одолеть и Хатта, и других своих соседей.

Все племена монголов, кочевых тюрков и тунгусов обычно называют татарами. И удивительно, что Чингизхан вел против татар жесточайшую войну, доходящую до степени геноцида. Но и они тоже сражались с ним, нападали и сопротивлялись. В живых оставляли лишь женщин, которых монголы брали в жены. Многие представители этого нового поколения впоследствии становились командирами в войске Чингизхана, и поэтому название «татары» стало для монголов нарицательным еще раз.

К ним также относится племя кереит, которое жило в восточных оазисах пустыни Гоби и южнее озера Байкал вплоть до Великой Китайской стены. В основе своей это монгольское племя. И что на самом деле удивительно, в начале одиннадцатого века (в 1007 г. / 398 г. х.) они приняли христианство после того, как его принял их правитель. Они были более дисциплинированными и организованными, чем другие монгольские племена. В одиннадцатом и двенадцатом веке это было самое сильное племя среди всех монголов. Самым известным их правителем был Тугрул, который смог победить своего дядю Курхана, претендовавшего на трон вместе с ним. В этом ему помог глава одного монгольского племени. Его звали Есугей, это был отец Чингизхана. Также он нанес поражение татарам по просьбе императора династии Цин, которая правила Северным Китаем и землями Хатта, Манчжурии и Монголии, а их столицей был Пекин (позже ее перенесли в Кайфэн). В знак признаниязаслуг Тугрула император Китая дал ему титул Ван. Больше всего Тугрул известен по названиям обоих своих титулов — китайского и тюркского — Ван-хан.

Кераиты также воевали с найманами, тюркским племенем с доминирующей  монгольской составляющей, о котором будет сказано позже.

Во времена Чингизхана правителем кераитов был Унук Хан. И поначалу между ними, как между отцом Чингизхана Есугеем и правителем караитов его времени, тоже царила дружба и взаимопонимание. Однако все изменилось, и между ними произошла война, в ходе которой Чингизхан убил своего старого друга.

Также к ним относятся племена меркитов, которых также называли мекритами. Они жили севернее кераитов, вдоль реки Селенга и южнее озера Байкал. Себя они относят к монголам. Однако, как это обычно бывало у кочевых племен, они нападали на кераитов и их правителя Унук Хана. Они также напали на Чингизхана, однако он  расправился с ними с присущей ему жестокостью.

Племена ойратов или аюрадов также имеют монгольские корни, однако их язык немного отличается от других монгольских племен. Они занимали территории между рекой Онон и озером Байкал, имели большую численность. С приходом Чингизхана ойраты и аюрады оказывали ему сопротивление, но в результате подчинились ему. Впоследствии они стали частью его войска, а сам Чингизхан взял себе жену из представителей этого племени.

К монголам также относят племена найманов, тюркские племена с доминирующими монгольскими корнями, которые занимали районы верхней части бассейна реки Орхон и низовья Алтая. Так же, как и племя айратов, они исповедовали христианство, а своего правителя называли Кушлук Хан, что значит «великий сильный царь». В период Чингизхана найманами правил Таянык Хан, которого убил Чингизхан в ходе жестокой войны.

Есть и другие чисто тюркские племена, которые поглотили монголы в результате союзов и смешения крови в одних случаях, и войн и междоусобиц — в других.

Историк Рашидуддин Фадлюллах аль-Хамазани пишет в своей книге «Джами ат-таварих», написанной на персидском языке (из книги доктора Абдульмуты ас-Сайяда «Дар ан-нахда аль-арабия»  («Монголы в истории»),  которую он считает важнейшим источником по истории монголов) : «Несмотря на то, что тюркские и монгольские племена схожи друг с другом, а также несмотря на то, что их языки имеют один корень, тем не менее монголы — это ветвь тюрков, сильно отличающаяся от них…»

К тюркским племенам, присоединенным к монголам, относятся следующие:

1. Тюрки-каракитаи. Незадолго до появления Чингизхана имели свое большое государство, которое находилось между государством Хорезма на западе и территориями монголов — на востоке. Они относятся к племенам Хатта, переселившимся из Северного Китая, и представляют из себя смесь монголов, тангутов и тюркской основы. Правили северной частью Китая и Манчжурией с 916 по 1125 годы. В Китае государство каракитаев распалось, однако сохранилось в Восточном Туркестане. Они одержали победу над караханидами, которые приняли Ислам в четвертом веке хиджры вслед за своим правителем Сатук Богра-ханом. В 323 году хиджры вместе с ханом Ислам приняли и 200 тысяч юрт (более миллиона человек). Позже каракитаи одержали победу над сельджукским султаном Санджаром, который был вынужден выплачивать им подать, чтобы иметь право остаться на своей земле. Эта же участь постигла и государство Хорезма, пока не пришел Аляуддин Мухаммад Хорезмшах и не отказался платить каракитаям, объявил им войну и победил в ней. Каракитаи были преградой между дикими монгольскими племенами и исламскими государствами Туркестана. После падения этой стены, а особенно во время правления Чингизхана, поднялся ураган монгольских нашествий. Когда Чингизхан нанес поражение племенам найманов, их глава Кучук-хан (ум. 1218 г.) сбежал к каракитаям. Он взял в жены дочь их правителя, а после его смерти объявил себя хаканом и ввязался в войну с Чингизханом, что и стало концом их государства.

2. Тюрки-уйгуры. Проживали на северо-востоке территории современного Туркестана. Это были враждующие друг с другом племена, которые в конце концов согласились выбрать одного общего для всех правителя, чтобы он объединил их против врагов. Своим предводителем они назначили Айди Кута, что значит «глава государства». Тюрки-уйгуры обладали письменностью, которую впоследствии Чингизхан позаимствовал для монгольского языка, поскольку у него не было своего письма. Уйгуры исповедовали различные верования: шаманизм, манихейство, буддизм и христианство, которое приняли за несколько веков до Ислама. С появлением Чингизхана последовали за ним и стали командирами в его войске. Сыграли важную роль в государстве Чингизхана и его потомстве.

3. Киргизы. Жили в верховьях реки Енисей. В восьмом веке их правитель взял титул хакана. Их земли простираются от территории современного Кыргызстана до Восточного Туркестана, который в настоящее время оккупирован Китаем и называется Синцзян («новые рубежи»). До сих пор в Восточном Туркестане киргизы в большинстве. В 1043 году благодаря караханидам Ислам приняли 10 тысяч юрт. Однако многие киргизские племена все равно остались язычниками (шаманитами), пока не приняли Ислам в шестнадцатом и семнадцатом веке благодаря призыву ученых и суфиев.

В 840 году киргизы захватили земли уйгуров, однако караханиды выгнали их из Монголии. С появлением Чингизхана в 1218 году они подчинились ему и стали частью его войска.

4. Карлуки. Проживали южнее государства уйгуров в низовьях бассейна реки Тарим. Внешностью отличаются от всех упомянутых выше народов. Их лица светлее, почти белые, а рост выше, чем у других тюркских и монгольских племен. Приняли Ислам раньше всех тюрков Восточного Туркестана и стали известны как туркоманы (туркмены).

5. Тюрки-караханиды. Тюрки, которых мусульманские историки называют «ат-тугузгуз» (огузы). Приняли Ислам в четвертом веке хиджры, когда в 323 году хиджры (943 году) его принял их правитель Сатук Богра-хан (ум. 940 г.), а вместе с ним и 200 тысяч юрт, как об этом было сказано выше. Очевидно, что у караханидов определенное время было свое сильное государство. Вместе с ними были карлуки и другие племена. Караханид Хан Кашгар пал мучеником в 998 году на джихаде во время распространения Ислама в областях к востоку от Кашгара. В 1043 году караханиды привели в Ислам более 10 тысяч юрт киргизов и распространили религию в области гор Тянь-Шаня. Они подчинились аббасидскому халифу, а их правитель Илик–хан получил прозвище Насыруль Хак («помощник истины»).

Очень скоро их уйгурская письменность и китайская культура поменялись на арабскую вязь и исламские нормы.

Мусульмане-караханиды воевали против неверующих каракитаев. Однако последние одерживали верх. В дальнейшем Чингизхан подчинил все эти области себе. Каракитаи чинили произвол против караханидов-мусульман, и поэтому вторые приняли Чингизхана как своего освободителя и проявляли к нему почет и уважение.

Был ли Ислам известен монголам до Чингизхана?

С первого взгляда создается впечатление, что Ислам пришел к монголам только после того, как уверовал Берке, сын Джучи и внук Чингизхана, о котором позже будет сказано подробно. Однако известно, что основатель тариката Ясавия, большой ученый, поэт, муджахид и призывающий к Аллаху, Ахмад аль-Ясави имел монгольские корни (по другой версии он имел арабские корни). Этот шейх родился в городе Ясса, в местности Шымкент на территории современного Казахстана. Умер этот большой ученый и суфий в 1166 году в городе Сирбак (который в настоящее время называется Туркестан и находится в Казахстане), и его могила известна. Он умер за 60 лет до появления Чингизхана. Благодаря его призыву Ислам приняли сотни тысяч жителей Туркестана (огузы) и тысячи монгольских племен.

Известно, что многие тюркские и монгольские племена исповедовали христианство, буддизм, манихейство и шаманизм (поклонение предкам и духам). А кераиты приняли христианство после того, как в 1007 году его принял их правитель. Также христианами были племена найманов и беркетов. Христианство не было среди них доминирующей религией, ибо больше всего среди них был распространен шаманизм, которого придерживался и сам Чингизхан. Однако и другие упомянутые верования тоже имели своих сторонников.

Ислам также был представлен в этих племенах, хотя его последователей было немного. К ним относятся караханиды, которые стали мусульманами вслед за своим правителем, и это было довольно большое государство. Также Ислам приняло 10 тысяч юрт киргизов, как об этом уже было сказано. Но, несмотря на все это, в период правления Чингизхана доминирующим верованием был шаманизм.

Тимуджин (Чингизхан), 1155–1227 гг.

Тимуджин (Чингизхан) считается неповторимым и гениальным полководцем. Он объединил разрозненные монгольские и тюркские племена и основал империю, которая простиралась от Китая на востоке до реки Волги в России и Польши на западе и остановилась перед стенами Вены. На севере она дошла до Сибири, а на юге — до Индии. Это самая большая по площади империя в истории человечества. Она прославилась своими стремительными нападениями и тем, что уничтожила несколько цивилизаций.

Эти жестокие и суровые всадники держали в страхе все империи и цивилизации того времени, которые даже пытались объединиться против этих диких варваров.  Многие из командиров армии Чингизхана отличались открытостью и готовностью перенимать опыт у других, и поэтому дворец кагана был полон представителями самых разных стран. Сам Чингизхан и его сыновья для управленческих и министерских дел назначали способных людей из всех рас и верований. В период их правления много высоких постов занимали как китайцы (буддисты), так и мусульмане.

Самыми известными из них были Махмуд Ялавач аль-Хорезми и его сын Масуд-бек. Позже о них будет сказано подробнее из-за большого вклада, который они внесли в дело защиты мусульман и реконструкции важных городов Туркестана, таких как Бухара, Самарканд, Хорезм, Коканд и др. Они сыграли большую роль в том, чтобы смягчить отношение монгольских правителей к мусульманам, начиная с Джучи, сына Чингизхана, который был поражен тем, сколько ущерба нанес его отец завоеванным землям. И как передает Бартольд от аль-Джузджани (Фасбли Бартольд, «Туркестан от арабских завоеваний до монгольского нашествия»): «Великий каган Чингизхан сошел с ума, желая истребить всех этих людей и разрушить их города и страны, поэтому было бы правильнее его сыну убить отца во время охоты и заключить с мусульманами соглашение». Это предание также подтверждается историком Рашидуддином Фадлем аль-Хамадани в его книге «Джами ат-тарих». Это сообщение дошло до Чагатая, второго сына Чингизхана, и он поспешил сообщить все отцу, которыйв итоге повелел тайно отравить Джучи.

Чингизхан умер во время Рамадана в 624 году хиджры (август 1227 года) в китайской местности Кан Су недалеко от города Цин Джу.Его сын Джучи, любивший мусульман и избегавший насилия, умер на шесть месяцев раньше отца в возрасте от 30 до 40 лет.

Чингизхан в 13 лет потерял отца и от него из-за возраста отвернулись мужчины его племени. Однако, несмотря на это, уже через короткое время после полной лишений жизни  он смог объединить племя под своим знаменем, а затем подчинить себе кераитов и найманов (среди которых к тому времени распространилось христианство). А впоследствии Чингизхан получил власть над всеми монгольскими, татарскими и близкими к ним тюркскими племенами, такими как уйгуры, каракитаи, киргизы и караханиды.

Поначалу Чингизхан считал государство Хорезма сильным и хотел установить с ним мирные торговые связи. Однако когда хорезмский правитель города Отрар, сын дяди султана Аляуддина Мухаммада Хорезмшаха, убил монгольских и тюркских купцов (хотя большинство из них были мусульманами) и отказался выдать их тела, это стало началом пролития рек крови, падения роскошного хорезмского государства и разрушения его больших городов, таких как Бухара, Хорезм, Самарканд, Худжанд и др.

Преследуя Мухаммада Аляуддина Хорезмшаха и его сына, героя, Джалалуддина Мангуберди, войска Чингизхана дошли до Ирана, Кавказа, северного Афганистана и Каспийского моря. Мухаммада Аляуддина убили в месяц Шавваль в 617 году по ххиджре (в 1221 году), а его сына Джалалуддина — в середине месяца Шавваль в 628 году хиджры (в августе 1231 года) в одной из деревень Маяфарикина (Сильван) в результате нападения грабителя-курда.

Так великолепное Хорезмское государство было разрушено из-за жизни в роскоши, а также по причине вмешательства в вопросы правления Туркан Хатун, матери султана Аляуддина, . Ради достижения власти она вышла даже против своего сына. В конечном счете все это привело к внутридворцовым смутам, ослаблению и падению государства. Вдобавок к этому, Аляуддин Мухаммад воевал против аббасидского халифа из-за того, что тот отказался возносить за него мольбу с минбаров. Эта война привела к тому, что Аляуддин Мухаммад отказался от суннизма и перешел в шиизм. Он назначил наместником шиита, что настроило против него и ученых, и простых людей, ибо почти все его подчиненные были суннитами. К большому сожалению, аббасидский халиф обратился к Чингизхану за помощью против своего заклятого врага султана Аляуддина Мухаммада. Впоследствии он стал первым человеком, поступки которого привели к разрушительным нападениям монголов. Они разрушили Багдад, победили исламское государство в Иране, Хорасане, Афганистане, Туркестане, Северной Индии, прикаспийское государство, Диярбакир, Сильван и Шам. Все это привело к тому, что монголы уничтожили халифат как государство. Монгольские полчища  остановились только в Айн Джалуте, где впервые за все время проиграли в битве. В этот раз победили мусульмане под командованием Кутуза и Захира Бейбарса в 15-й день месяца Рамадан в 658 году хиджры (3 сентября 1260 года). Это было концом череды поражений мусульман от монголов и началом превращения персидского и иракского каганатов в исламские земли, о чем будет сказано позже.

Дети и внуки Чингизхана

Ниже приведена схема с именами монгольских ханов из числа детей и внуков Чингизхана. Далее идет карта с указанием государства каждого из его четырех сыновей. За каждым из этих сыновей следовало несколько правящих династий и командующих войсками, а также у них имелось свое войско. Это государство называлось Улусом или Ордой («племя»). Далее идет карта, показывающая площадь, которую занимала Монгольская империя: от Китая на востоке до ворот Вены на западе, от Сибири на севере до Афганистана и Индии на юге.

Четыре сына Чингизхана.

Еще при жизни Чингизхан поделил свое царство между четырьмя сыновьями от своей первой жены Есуген (Бортэ). Он обучил их военному делу, управлению войском, назначал на многие должности, знал особенности каждого из них. Согласно установленному Чингизханом закону Яса, младший сын оставался в доме отца на своей родине (то есть на землях монголов), а самая дальняя земля принадлежала старшему сыну, после которого шел второй, а потом третий. Четвертый был самым младшим из них:

1. Джучи (ум. 625 г. х. / 1227 г.).

Как уже было сказано, он умер при жизни своего отца. Чингизхан приказал избавиться от сына, когда узнал, что тот недоволен кровавой политикой великого кагана. Земли, дарованные ему, находились от кыпчаков (Северный Туркестан, территория современного Казахстана) до Хазарского (Каспийского) моря, а оттуда до бассейна реки Волги, занимая тем самым территорию Руси вплоть до Польши и Восточной Европы. Он любил мусульман и был снисходителен к ним.

2. Чагатай (ум. 639 г. х. / 1242 г.).

Второй сын Чингизхана, самый жестокий и кровожадный, строже всех придерживался законов Яса. Дарованные ему земли включали Иран, Хорасан, Афганистан, многие части Туркестана и территории между реками Сырдарья и Амударья (Сейхун и Джейхун).

Во время правления Чагатая ни один мусульманин не мог зайти в его дворец, кроме Кутбуддина Хабаш Амида, которого другие мусульмане считали предателем, потому что он не заботился об их защите и интересах, а преследовал лишь личные выгоды. Большинство приближенных Чагатая были китайцами-буддистами и ненавидели мусульман. Во время его правления в городе Тараби восстали против власти неверных монголов и одержали победу над ними. Однако во время сражения незаметно для всех были убиты предводитель восстания Махмуд Тараби и его ближайший соратник Шейх Махбуби. Когда пришли карательные отряды монголов, они хотели стереть мусульман в пыль, а Чагатай хотел сравнять Бухару с землей, как сделал это в первый раз. Однако министр-мусульманин Махмуд Ялавач аль-Хорезми выпросил у великого кагана Угэдэя прощения за жителей Бухары. С великой неохотой Чагатай согласился на это, однако он сместил Махмуда Ялавача с должности и отправил его к кагану, чтобы он был его послом в Китае, а на его место поставил его сына Масуд-бека.

Во время правления Чагатая мусульмане не могли открыто закалывать скот по своим традициям, и если об этом становилось известно, то их подвергали жесткому наказанию. Поскольку многие мусульмане боялись  гнева Чагатая, они были вынуждены есть животных, убитых вспарыванием живота, что для них считается мертвечиной. Также никому не разрешалось совершать омовение в реках и других источниках воды.

Чагатай умер в 639 году хиджры (в 1242 году) через несколько месяцев после смерти своего брата кагана Угэдэя.

3. Угэдэй (Октай) (ум. 639 г. х. / 1242 г.)

Третий сын Чингизхана, который смог сплотить монгольскую династию. Самый дальновидный и разумный политик из сыновей. Когда отец усмотрел в нем эти качества, он завещал именно ему быть каганом (великим ханом), которому должны подчиняться все наместники и военачальники. Его резиденция находилась в Каракоруме, столице Монгольской империи.

Цитируя «Тайную историю монголов», Бартольд пишет, что Угэдэй сказал так: «Наш правитель Чингизхан приложил огромные усилия для основания нашей династии. И наша задача сейчас — это обеспечение мира и благополучия для нашего народа».

И Угэдэй действительно во многом обеспечил мир и благополучие своих подданных на весь период своего правления — 13 лет (с 1229 по 1242 гг.). И нет сомнений, что мусульманские историки прославляли Угэдэя за хорошее отношение к мусульманам. Историк аль-Джувейни даже считал, что каган предпочитает Ислам другим религиям, даже если относился ко всем с одинаковым уважением. Угэдэй защищал мусульман от козней их врагов китайцев-буддистов, христиан и уйгуров. Доусон пишет, что однажды один из уйгуров попытался силой навязать мусульманину шаманизм, за что каган наказал его ста ударами палкой прилюдно на рынке, а его жену и дом передал мусульманину.

Угэдэй также защитил мусульман от ярости Чагатая после неудавшегося восстания Тараби в Бухаре. Каган простил их при посредничестве своего великодушного министра-мусульманина Махмуда Ялавача аль-Хорезми. Угэдэй также защитил мусульман от зла наговоров, которые затеял Чагатай и некоторые буддийские монахи, чтобы вызвать гнев кагана на мусульман. Угэдэй привел в порядок доходы и расходы государства, потому что ставил на соответствующие должности только способных людей, будь то китайцы или мусульмане.

Махмуд Ялавач. Он был самым прославленным и благородным министром Угэдэя. Историки, писатели и простые верующие восхваляли его за мудрость, знания и защиту мусульман от зла Чагатая и других людей, а также за то, что он поспособствовал восстановлению Бухары, Хорезма и других городов Мавареннахра и Туркестана почти до былого великолепия после того, как они были разрушены Чингизханом до основания. На это понадобилось около 15 лет.

Ибн аль-Фути пишет о нем в книге «Маджма аль-адаб»: «Он был осью власти на востоке. Руководил наместниками Туркестана, Северного Китая, Мавареннахра и Хорезма. Наряду со своей мудростью и хитростью он был талантливым писателем. Писал на монгольском, уйгурском, тюркском и персидском. Владел также наречием хатта, хинди и арабским. Был весьма умным, сообразительным и знающим человеком. Под его управлением царство монголов пришло в порядок».

Джамаль Кураши описывал его как самого справедливого из министров кагана. Это был управитель земель, защитник мусульман от бед, как и его сын Масуд-бек, который стал министром уже при жизни своего отца. Министерские дела продолжили потомки Махмуда Ялавача, и Аллах принес посредством них много пользы людям и землям. Они спасали мусульман от козней злоумышленников, сыграли большую роль в строительстве больших мечетей и медресе во всех городах Мавареннахра, Туркестана и других местах. Они поддерживали ученых, писателей и проповедников из числа суфиев и других, что стало причиной принятия Ислама тысячами монголов и представителей других народов.

Аль-Джувейни весьма высоко оценивает большие учебные заведения, которые были построены во времена Ялавача и его сына Масуд-бека. Особо он выделяет ханское медресе, которое было построено за счет царицы Сорхахтани, вдовы Толуя, сына Чингизхана. Это была умная и благоразумная правительница. После смерти ее мужа каган Угэдэй предложил ей выйти замуж за своего сына Гуюка. Однако она тактично отказалась и сказала, что хочет посвятить себя воспитанию сыновей в духе любви, дружбы, смелости, решительности и бережливости. Несмотря на то, что эта женщина была христианкой, она особенно хорошо относилась к мусульманам. Под влиянием Махмуда Ялавача и его сына Масуд-бека она построила в Бухаре большое исламское медресе и поставила преподавать в нем шейха, имама, муджтахида и суфия Сейфуддина Бахрази, которого очень уважала.

Махмуд Ялавач смог также наладить хорошие отношения со вдовой Джучи и ее сыновьями Бату и Берке-ханом, которые также были лояльны к мусульманам. Уже через короткое время Берке-хан принимает Ислам и становится первым правителем-мусульманином из династии Чингизхана. По другой версии первым чингизидом, принявшим Ислам, был Мубаракшах, внук Чагатая. Это событие стало победой Ислама и мусульман. В 1264 году Мубаракшах занял трон династии Чагатая.

Однако нет сомнений, что Беркетхан был старше Мубаракшаха и стал мусульманином раньше него. Также более очевидна и сильна его роль в укреплении позиций Ислама на этих огромных землях. Более подробно о них обоих мы скажем после разговора о сыновьях Чингизхана.

4. Толуй, сын Чингизхана (ум. 629 г. х. / 1232 г.).

Самый младший из четырех сыновей Чингизхана и самый опытный из них в военном деле и планировании. Завоевал Китай вместе со своими сыновьями. А его сын Хубилай смог завоевать империю Южного Китая и объединить ее под своей властью. Толуй и его семья получила сильное влияние китайской культуры. Особенно Хубилай, который фактически превратился в императора Китая. Вдова Толуя, христианка Сорхахтани Беке, отличалась умом, проницательностью и мягкостью к мусульманам, как об этом уже было сказано. За свой счет построила в Бухаре большое исламское медресе.

Внуки Чингизхана

После смерти Угэдэя в 1242 году дела в Каракоруме, столице Монгольской империи, пришли в беспорядок. Командующие и знать договорились на время собрания курултая (высший совет по выбору кагана) передать правление вдове Угэдэя, царице Туракине. Когда умер Угэдэй, монгольский трон оставался пустым на протяжении четырех лет, пока каган не избрал сына Угэдэя, Гуюка. За этот период между преемниками произошло много убийств и заговоров. Был убит один из братьев Чингизхана, Тэмуджин (Очигин), который попытался совершить переворот и занять пустой трон.

Каган Гуюк, сын Угэдэя (644–647 гг. х. / 1246–1249 гг.)

Гуюк не обладал благими нравами отца, однако новый каган утвердил все законы, изданные во время правления его отца Угэдэя и его деда Чингизхана. Гуюк высоко ценил вдову Тулуя, Сорхахтани Беке, и ее сыновей, потому что они строго соблюдали закон Яса и избегали любого безрассудного поведения во время пустования трона, в отличие от других царевичей.

Гуюк был весьма лоялен к христианам. Его учительница, воспитательница и мать Кадак была христианкой. Также христианином был один из его больших министров, выдающийся политик уйгур Чингай. Большую часть государственных дел Гуюк оставил своему министру и наставнику, а сам занялся распитием алкоголя и женщинами.

Несмотря на это, Махмуд Ялавач продолжил управлять делами Китая и близлежащих территорий, а его сын Масуд-бек — делами Туркестана и земель между реками Сырдарья и Амударья.

В период правления Гуюка со всех сторон к трону кагана стали стекаться христиане. Папа отправил в Монголию две группы послов: одну — под руководством монаха-францисканца Иоанна Булака Карбина (Пресвитер Иоанн), которая достигла Каракорума в августе 1246 года, а другую — под руководством монаха-доминиканца Эскина Ломбардского, которая достигла Тебриза в мае 1247 года для встречи с монгольским военачальником Байджу, готовым заключить союз против мусульман (аюбидов, на тот момент). Христиане использовали эту возможность, чтобы напасть на мусульман, не сумевшим дать достойный отпор. Чрезмерное употребление алкоголя привело к неожиданной смерти Гуюка в 647 году хиджры (в 1249 году). Он занимал трон всего три года.

Каган Мункэ, сын Толуя (648–655 гг. х. / 1250–1257 гг.).

Смерть Гуюка привела к еще одним потрясениям в доме Чингизхана. Как это принято у монголов, до тех пор, пока курултай не выберет нового кагана, правление взяла в свои руки вдова умершего правителя.

Старшим из тех, кто остался в доме Чингизхана, был сын Джучи, Бату. Он пользовался большим уважением за свою рассудительность и за успехи в походах на Кавказ и Русь. Курултай при помощи вдовы Толуя, царицы Сорхахтани Беке, выбрал кандидатуру ее сына Мункэ.

К тому времени в результате внутридворцовых интриг было совершено немало убийств. Был убит дядя нового кагана, Ясумунке.И Мункэ доверил управление делами в доме Чагатая Хара-Хулагу, сыну Мутугэна, внуку Чагатая. А Ургану Хатун он назначил временной правительницей улуса Чагатая от имени ее маленького сына Мубаракшаха, который считается первым мусульманином из дома Чагатая. В некоторых источниках упоминается, что он был первым, кто принял Ислам из династии Чингизхана.

Мункэ отличался умом и политической дальновидностью, а от своего отца унаследовал смелость и амбициозность. И поскольку его мать была христианкой, влияние христиан было сильнее, чем представителей других верований. Несмотря на это, он придерживался шаманизма и хорошо относился ко всем религиям. Однако каждая группа приписывала его себе. Христианин Хильтон считает, что Мункэ был крещен; аль-Джузджани говорит, что во время восхождения на трон Берке-хан уговорил Мункэ произнести слова шахады; а буддисты считают, что он придерживался их религии. Мункэ позволил мусульманам закалывать животных согласно своей традиции. И даже во время церемонии коронации во дворце Мункэ мясо для прибывших гостей-мусульман соответствовало Шариату.

Мункэ провел управленческие и политические реформы, изменил несправедливую систему налогообложения, остановил влияние на дома Чагатая и Угэдэя всех, кроме тех, кто к ним принадлежал.

Мункэ расширил границы империи и назначил своего младшего брата Хулагу командиром войска в походе против исмаилитов, которых мусульмане считают безбожниками, а западные исследовали называют ассасинами, что является измененной формой слова «хашшашин» (в пер. курильщики гашиша). Со временем слово ассасин стало применяется к террористам-диверсантам. Их центром был север Ирана, юг Каспийского моря. Самая известная их крепость — Аль-Мут. Хулагу стер их с лица земли в 656 ггоду хиджры (в 1258 году).

Последний аббасидский халиф Багдада Мустасым Биллях (640–656 гг. х. / 1224–1258 гг.)  был недалеким человеком, не разбирался в текущей геополитической обстановке и большую часть времени проводил за слушанием песен в исполнении своих наложниц. В делах управления государством он полностью полагался на своего министра-шиита ибн аль-Альками и на командира войск Муджахидуддина Айбека Даватдара, суннита.

Аль-Альками ненавидел суннитов и, в частности, халифа за то, что тот позволил своему сыну Абу Бакру напасть на Карх, шиитский район Багдада, и уничтожить живших там шиитов. Тогда аль-Альками написал Хулагу письмо с предложением напасть на Багдад и вступил с ним в заговор против своей родины, халифа и мусульман.

Большая проблема заключалась в том, что предыдущий халиф переписывался с Чингизханом и натравлял его на Аляуддина Мухаммада Хорезмшаха, правителя великолепного Хорезмского государства, за то, что тот вышел против халифа и из суннизма перешел в шиизм-джагфаризм. Это было первой причиной падения исламских государств и первым звеном в череде бед, свалившихся на них. Также этот халиф переписывался с исмаилитами и подстрекал их напасть на Аляуддина, ибо тот стал для него заклятым врагом. Ради войны с ним этот халиф вступил в союз с самим шайтаном. И шииты в лице аль-Альками, министра аббасидского халифа, и Хаваджа Насыруллаха Ат-Туси, советника Хулагу, вступили в сговор, итогом которого стало падение аббасидского халифата и такие разрушения, подобные которым история еще не знала.

Самым первым пал Багдал, который не оказал никакого сопротивления и был разрушен. Затем войско Хулагу отправилось в Шам и захватило Дамаск, Алеппо, Палестину и стало угрожать последним исламским крепостям в Египте. Хулагу отправил султану Кутузу сообщения с призывом сдаваться и угрозами полного разрушения и смерти. Однако Всевышний Аллах спас мусульман от такого конца.

Это божественное спасение проявилось в следующем:

1. Смерть кагана Мункэ (655 г. х. / 1257 г.) и серьезные разногласия о кандидатуре следующего правителя. Спор был относительно двух братьев Мункэ. Часть чиновников, среди которых был Берке-хан, предложили кандидатуру Арика Буке. Однако Хубилай настаивал на том, что каганом должен быть именно он. Хулагу считал, что Хубилай действительно более достоин трона, и поэтому вместе со всем своим войском отправился к нему на помощь, чтобы лично присутствовать на курултае.

2. Принятие Берке-ханом Ислама и противостояние на этой почве с Хулагу.

3. Восстание в своих улусах сыновей Чагатая и их сражения с сыновьями Толуя.

Когда огромное войско Хулагу, насчитывавшее 400 тысяч человек, отправилось, чтобы вернуться в Иран и Туркестан, настроение мусульман Египта поднялось, и они начали готовиться к встрече с монголами.

Однако отступление монголов убавило энтузиазм христиан, а особенно одного небольшого образования в Палестине. Поэтому им пришлось пойти навстречу армии Кутуза и Бейбарса. А некоторые даже выразили свою готовность сражаться с мусульманами в одном ряду. Однако Бейбарс поблагодарил их за это и попросил лишь сохранять нейтралитет.

Кутуз хорошо подготовился: отправлял шпионов, переписывался с оставшимися членами семьи аюбидов в Сирии и пообещал им все, что они пожелают, включая возвращение к управлению Египтом. Это их воодушевило. И Кутуз отправил свое войско, разведчиков и шпионов и вступил в войну. Он поставил перед собой цель сражаться, пока не победит либо пока не падет мучеником на поле боя. И Аллах даровал ему победу в славной битве при Айн Джалуте, которая завершилась 15 Рамадана в 658 году хиджры (3 сентября 1260 года).  Монгольский военачальник Китбука проявил в этом сражении небывалую храбрость, однако его взяли в плен и убили. Это стало концом расширения Монгольской империи и началом исламизации орды Хулагу.

Египет и Шам освободились от монголов, и местные жители начали мстить христианам Дамаска и другим, кто помогал монголам и унижал мусульман. Однако правители мусульман запретили им это и восстановили порядок.

В период правления Мункэ династия Чагатая ослабла. Ургана Хатун правила в доме последнего от имени своего маленького сына Мубарак-шаха, который, по мнению Бартольда, был первым монгольским военачальником, принявшим Ислам. Хотя Ургана Хатун ибыла христианкой, она защищала мусульман.

В 1264 году Алгу умер, и Ургана Хатун посадила на трон Чагатайского улуса своего сына Мубарак-шаха. Это привело к усилению борьбы между монгольскими командующими-мусульманами и теми, кто исповедовал христианство.

Сартак, сын Бату и внук Чагатая, был христианином, а позже стал священником. И, как пишет Вартан, он смог привести в свою религию многих представителей своего народа. Однако Гильом де Рубрук, которой посетил Сартака в 1253 году, сказал, что Сартак лишь лоялен к христианам, но не является христианином сам, ибо у него было одновременно шесть жен.

Однако Джузджани утверждает, что тот принял христианство и был против своего дяди Берке-хана, сына Джучи, которой заявил о принятии Ислама. Он сказал ему: «Ты мусульманин, а я — христианин. И я считаю плохим знаком смотреть на лицо мусульманина». Вскоре после этого Сартак умер. Киракос Гандзакеци передает, что его родственники из числа принявших Ислам гневались на него из-за унижения Берке-хана.

Когда Сартак умер, вельможи улуса Джучи (Золотой Орды)  выбрали правительницей вдову Бату, которую звали Баракчин. А главой Орды назначили Улакчи, который на тот момент был ребенком. Однако он умер в том же 1257 году. Правление Золотой Ордой перешло в руки Берке-хана. В том же году умер и Мункэ, и положение Берке-хана стало укрепляться. Он сыграл большую роль в монгольской династии, ослабил влияние христиан и повысил влияние мусульман.

Берке-хан, сын Джучи и внук Чингизхана (ум. в 665 г. х. / 1267 г.).

Первый, кто принял Ислам из царевичей монголов (в 640 г. х. / 1242 г.), третий сын Джучи. Он был на несколько лет младше Бату. О его жизни до восшествия на престол известно мало. Берке-хан не участвовал в походах на Русь в 1234–1242 годах. Посещал монгольские земли чаще своего брата Бату. Участвовал в курултае в 644 году хиджры (в 1246 году) по случаю коронации Гуюка и в 649 году хиджры (в 1251 году) — по случаю коронации Мункэ. На последнем курултае Берке-хан выполнял роль главы собрания, ибо был из присутствующих самым старшим представителем семьи кагана. Сыграл большую роль в разрешении споров между внуками Чагатая и Угэдэя. А Алгу даже назвал его единственным ответственным за все беды, которые произошли с династией Чагатая.

В своих дневниках за 651 год хиджры (за 1253 год) Рубрук, описывая лагерь Беркетхана, писал, что тот запрещал воинам есть в нем свинину.

В своей книге «Табакат насыри» (стр. 1284) аль-Джузджани пишет, что в молодом возрасте Берке-хан изучал Коран у одного факиха из Коканда. В другом месте книги он передает историю неприязни, которую испытывал на религиозной почве Сартак, сын Бату, к своему дяде. Армянин Киракос даже обвинил Берке-хана в том, что тот отравил своего племянника.

Бартольд, который написал на эту тему книгу, говорит, что в 1261 году в столице Берке-хана было много церквей, что указывает на то, что он был веротерпимым к другим религиям.

Аляуддин аль-Джувейни  пишет, что каган Мункэ сделал Сартака, сына Бату, наследником престола своего отца, главой династии Джучи и первым правителем после кагана. Однако вскоре после этого Сартак умер в 653 году хиджры (в 1256 году). По одной из версий его отравили.

После столкновений с династией Чагатая, Берке-хан правил Золотой Ордой (территория Руси, бассейна реки Волга и Булгарии), землями Мавареннахра и Туркестана.

Аль-Джузджани пишет, что Берке-хан посещал Бухару и выказывал свое почтение ее ученым. И что он приказал наказать христиан, которые разрушили молельни своих сограждан-мусульман, путем сноса их церкви как воздаяние равным.

Сейид Абдульмумин в книге «Адва аля тарих Туран» пишет, что когда Берке-хан прибыл в 640 году хиджры (в 1242 году) в Бухару для посещения шейха Сейфуддина аль-Бахрази, он поцеловал его руку и объявил о своем принятии Ислама.

Когда в 1259 году Мункэ умер, в землях Мавареннахра, Хорасана и Персии во время пятничных проповедей стали упоминать имя Берке. (Табакат-и Насыри, стр. 1292). А в течение следующих четырех лет с новой силой разгорелись сражения между сыновьями Мункэ — Хубилаем и Арикбуке. Берке-хан занял сторону второго.

Позже из династии Чагатая появился царевич Алгу. Он подчинил себе земли своего деда Чагатая, а также прибавил к ним Хорезм, которым управляла династия Джучи. Между Алгу и Берке-ханом начались столкновения. Во время сражения при Бухаре половина войска Берке погибла. Война между двумя лидерами продолжалась до самой смерти Берке-хана. Амир Кайду, внук Угэдэя, продолжил сражаться с Алгу, внуком Чагатая.

В 1257 году Берке подавил восстание поляков и подчинил себе Данияла, царя Галиции. При этом ему не пришлось присутствовать на поле битвы лично, ибо он был в Мавареннахре. С этой миссией справились его военачальники.

Война между Берке-ханом и Хулагу

Важнейшей из всех войн для Берке была борьба со своим двоюродным братом Хулагу, завоевателем Персии. Но даже если Берке был в ней менее удачлив, он был крайне суров с Хулагу за то, что тот разрушил земли Ислама, а особенно Багдад, и убил аббасидского халифа Мутасыма, который сдался Хулагу без боя. И между двумя братьями началась война. Поначалу Берке побеждал, и в 660 году хиджры (в ноябре-декабре 1262 года) он дошел до реки ترك. Когда Хулагу отступал, он потерял огромную часть войска. Многие утонули в реке, поскольку лед на реке ломался под копытами лошадей. При этом сражении Берке также лично не присутствовал. Хулагу убивал торговцев из государства Берке, на что ему отвечали взаимностью.

Связь Берке с Захиром Бейбарсом

В 660 году хиджры (в 1261–1262 году) Захир Бейбарс отправил из Каира сообщение Берке-хану с просьбой оказать ему помощь против Хулагу, который представлял серьезную угрозу Исламу и мусульманам. В месяце Мухаррам в 661 году хиджры (в декабре 1262 года) из Каира к Берке отправилась делегация от Бейбарса. А весной 1263 года в Каир прибыла делегация от Берке, которая достигла Египта раньше, чем вернулась делегация Бейбарса. Описывая Берке, египетские послы сказали, что у него была редкая борода и большое лицо, он носил традиционный головной убор региона Хатта. Передается, что в тот момент ему было 56 лет, и он так же, как и его брат Бату, страдал от артрита.

В 664 году хиджры (в 1266 году) Берке вступил в войну против персидского ильханата, которым на тот момент правил Абаку, наследник Хулагу. Однако эта борьба не привела к каким-либо существенным результатам. Согласно египетским источникам, Берке умер в 665 году хиджры (в 1267 году), тогда как русские летописи упоминают, что он умер между сентябрем 1265  и сентябрем 1266 года. Когда Берке умер, его войско отступило домой, и конфликт между двумя враждующими сторонами не был завершен.

Берке-хан не оставил после себя наследников, поэтому трон после него перешел к Менгу-Тимуру, внуку Бату. Однако Берке смог основать государство, независимое от верховного кагана и других монголов.

Согласно египетским источникам, Берке-хан построил несколько школ для обучения Корану. Передается, что у него и у его войска был свой отдельный имам и муаззин. Также приводится, что у каждой из его жен и у каждого из военачальников были свои имамы и муаззины.

Благодаря стараниям Берке-хана, несколько его братьев и военачальников из его войска стали мусульманами. Однако Ислам стал доминировать в его государстве лишь через полвека после его смерти. Своей столицей Берке сделал город Сарай, который основал Бату. При нем это был большой, кипящий жизнью город.

Жена Берке, Джиджек Хатун, тоже приняла Ислам. У нее была своя мечеть из шатра, которую она брала с собой в походы. Также у Джиджек Хатун, как и у других жен Берке-хана, был свой имам и муаззин.

Берке старался совершать все намазы вовремя и джамаатом с момента принятия Ислама в 640 году хиджры (в 1267 году) и до самой смерти в 665 году хиджры (в 1282 году).. Пусть Всевышний Аллах воздаст Беркетхану благом от имени Ислама и всех мусульман.

Министры-мусульмане, которые занимались государственными делами в период правления Чингизхана и его детей

1. Махмуд Ялавач аль-Хорезми. Главная исламская личность в эпоху Чингизхана и его сыновей. Несколько раз выступал в роли посла Чингизхана, в том числе в земли султана Аляуддина Мухаммада Хорезмшаха. Позже был послом Угэдэя. Выше мы уже писали о его важнейшей роли в защите мусульман и их спасении от гибели, а также в реконструкции городов Бухара, Хорезм, Худжанд, Тирмиз, Самарканд и др. Умер в 652 году хиджры.

2. Масуд-бек ибн Махмуд Ялавач аль-Хорезми. Занял высокий пост после того, как его отца отправили управлять делами Китая. Занимался государственной деятельностью в Мавареннахре, Туркестане, Хорасане и Хатта. Был талантливым руководителем и принес много пользы Исламу и мусульманам. Умер в 688 году хиджры.

3. Масуд Второй Абу Бакр ибн Масуд Ялавач. Занимался государственным управлением с 689 года хиджры до момента смерти в 697 году хиджры.

4. Сатылмыш (Масуд Третий) ибн Масуд Ялавач. Занял пост после смерти своего брата, умер в 702 году хиджры.

5. Суюнч (Масуд Четвертый) ибн Масуд Ялавач. Занял пост после смерти брата Сатылмыша.

6. Кутбуддин Хабаш Амид. Встал на службу монголам со дня, когда они завоевали земли Мавраннахра. Поднимался по карьерной лестнице, пока не достиг высокого положения. Стал министром Чагатая. Однако неизвестно, что Хабаш Амид как-то особо переживал за Ислам или занимался защитой мусульман. Передается, что большой ученый, проповедник и суфий Сейфуддин аль-Бахрази однажды написал министру письмо, где строго отчитывал его за то, что он не помогал мусульманам: «Всемогущий Господь поставил тебя над этой страной, чтобы ты помогал истине. Как же ты оправдаешь себя в Судный день, ведь ты не выполнил свое обязательство? В нашей религии, да поможет ей Аллах вплоть до Судного дня, есть три условия для главы: это знания, возраст и Ислам. И если главой хочет стать молодой, неопытный и незнающий, то разумный человек не будет против, если старшие запретят ему это». Шейх аль-Бахрази весьма жестко порицал Хабаша Амида. Позже Хабаш Амид стал министром при Кара-Хулагу, внуке Чагатая.

7. Багауддин Маргинани. Родом из религиозной семьи, из которой вышло много больших ученых Ферганы. Был превосходным ученым, занимал пост министра в период правления Ясумунке, сына Чагатая. Когда Ясумунке умер, его пост занял Кара-Хулагу, а министром стал Хабаш Амид. При этом Хабаш Амид сильно не любил Багауддина, хотя однажды он спас его от гнева Ясумунке.

8. Достопочтенный сейид аль-Бухари. Имел иранские корни. Был министром в Китае после смерти Махмуда Ялавача в 658 году хиджры (в 1259 году). Занимал пост 25 лет, вплоть до 683 года хиджры (до 1284 года). Все это время он был под руководством Кубылая, который правил с 658 по 693 год хиджры (с 1260 по 1294 год). Сейид аль-Бухари был грамотным управленцем, хорошо настроил государственную систему. В его период в обращение пустили бумажную валюту, известную как джау. Купюры были покрыты золотом и серебром. Когда сейид аль-Бухари умер, управление регионом Караджаник перешло его сыну Насыруддину.

9. Ахмад Бенакти (Фенакети). Также имел иранские корни, занял пост министра после сайида Бухари. Однако он не был таким же достойным и верным человеком. Каган Хубилай доверял Ахмаду Бенакти, но сын кагана Чинким строил против него козни и предательски убил его. Каган Хубилай устроил министру пышные похороны. Когда в доме кагана была потеряна одна очень дорогая драгоценность и ее нашли в доме Ахмада Бенакти, это привело Хубилая в бешенство. Он велел выкопать труп и распять его. После этого Хубилай назначил министром уйгура по имени Сунке, который объединился с буддистами и христианами, чтобы причинять вред мусульманам.

Таким образом, мы видим, что среди государственных чиновников-мусульман были достойные и верные люди, которые служили Исламу и мусульманам. Но также среди них были и предатели, которые заложили фундамент для причинения вреда мусульманам и в итоге были унижены и при жизни, и после своей смерти.

Внуки Чингизхана, принявшие Ислам

1. Берке-хан, сын Джучи и внук Чингизхана. О нем было сказано выше подробно.

2. Мубарак-шах, внук Чагатая. Первый, кто принял Ислам из династии Чагатая. Сел на трон в 1264 году. Краткая информация о нем приведена выше.

3. Персидский ильханат. Первым, кто принял из них Ислам, был Ахмад Текудер, сын Хулагу, внук Тулуя и правнук Чингизхана. Правил Персией с 681 по 683 год хиджры (с 1282 по 1282 год). Организация исламских наук (Даиратуль маариф аль-ислямийя) считает, что в молодости Ахмад был крещен и получил имя Николас. Однако в этом предании есть сомнения, ибо сразу после восшествия на престол он принял Ислам. Хулагу и его сыновья не любили мусульман. Абака, старший сын Хулагу, принял христианство и стал правителем после своего отца. Остальные члены семьи и военачальники Хулагу были либо буддистами, либо христианами, либо последователями шаманизма, но все ненавидели Ислам. Ибн аль-Абри пишет, что Текудер относился ко всем религиям хорошо, но особенно к христианству. Однако другие источники утверждают, что он, напротив, превратил церкви и другие храмы в мечети. Принятие им Ислама стало причиной налаживания хороших связей с Египтом.

4. В 1284 году Аргун, сын Абака и внук Хулагу (племянник Текудера), поднял против него восстание из-за принятия им Ислама. Однако военачальник Ахмада победил его в крепости Калат, заставил признать свое поражение и привел его в лагерь дяди. Однако военачальник Букай освободил Аргуна. Тогда войска Букая и самого Ахмада Текудера объединились и вышли против него, желая отомстить за его Ислам. Ахмад сдался своему фанатичному племяннику, который в итоге приказал его убить. Это произошло 26 Джумадаль-уля 683 года хиджры (10 августа 1284 года). В тот же день Аргун отпраздновал свое восшествие на трон, а позже, в 1286 году, каган Хубилай утвердил его на этом посту. Министром стал еврей по имени Саадуддин, которой начал вредить мусульманам. Однако и монгольские чиновники, и военачальники Аргуна не любили его. Когда Аргун заболел смертельной болезнью, его ближайшее окружение совершило на него покушение и убило его.

Сам Аргун был буддистом, однако имел хорошие связи с христианами. Он переписывался с папой и европейскими правителями, чтобы заключить союз против мусульман Египта.

Газан, сын Аргуна, принял Ислам и строго придерживался его. Когда он правил, позиции Ислама в персидском ильханате стали сильны, а позиции буддизма, шаманизма и христианства потерпели поражение. Олджейту, другой сын Аргуна, тоже принял Ислам. Так, прежде всего по милости Аллаха, а затем благодаря усилиям призывающих, а особенно из числа суфиев, персидский ильханат стал землей Ислама.

И вот мы видим, что Хулагу был врагом Ислама, а его сын Абака крайне враждовал с мамлюками Египта. Однако мамлюки выстояли и победили обоих врагов. Потом появился второй сын Хулагу, Ахмад Текудер, который принял Ислам и пал мучеником ради своей веры. После него власть перешла в руки Аргуна, который ненавидел Ислам и мусульман. Затем к власти пришли его сыновья Газан и Олджейту, которые стали мусульманами. С этого момента в землях Персии стал главенствовать Ислам. Газан и Олджейту стали защитниками этой религии и ее культуры. В период их правления в Иране были построены новые города и великолепная цивилизация.

Также прекрасные исламские государства были основаны в бассейне реки Волги, и в Туркестане, и их правителями были потомки Чингизхана. Были и другие государства, основанные потомками материнской линии Чингизхана. Например, великое государство Тимуридов в Индии. Чтобы подробно изучить все эти страны, нужны огромные тома. Здесь же мы ограничимся лишь названиями некоторых из них и упомянем имена наиболее выдающихся персон. Мы будем говорить лишь о внуках Чингизхана, а не о Тамерлане, который относился к Чингизхану со стороны матери, и не о его внуках.

Ветвь Джучи, сына Чингизхана (Золотая Орда)

Начиная со времен Бату и Берке-хана, эта ветвь смогла основать огромное государство, которое охватывало территории Руси и весь бассейн реки Волги, а также районы вокруг Каспийского моря, в частности, его северную и восточную части. Тогда как южное побережье этого моря было под властью династии Хулагу, сына Толуя, который основал там персидский ильханат.

Из этой династии происходил Мухаммад Узбек, который правил довольно долгое время — с 713 по 741 год хиджры (с 1313 по 1340 год). Его посетил ибн Батута и написал об этом в своей книге: «Это правитель огромной страны, властный, величественный, высокого достоинства. Победитель врагов Аллаха — Великого Константинополя, против которого вел джихад. Его земли огромны, а города велики. К ним относятся Кафа, Крым, Маджар, Азов, Судак, Хорезм и его столица Сарай. Он один из семи величайших и могущественнейших царей мира».

В 842 году хиджры Золотая Орда распалась на несколько государств:

1. Астраханское ханство. На севере Каспийского моря, нижнее течение реки Волги.

2. Казанское ханство. Располагалось на территории современного Татарстана. В те времена правителя Москвы назначали только с согласия казанского хана.

3. Крымское ханство. Находилось на полуострове Крым.

4. Касимовское ханство (Малая Татария). Также в бассейне реки Волги.

5. Государство Шейбанитов (Бухарское ханство). Династия шейбанитов основала большое государство на территории Бухары и Туркестана. Они происходят от аштарханидов. Территория ханства занимала все земли Мавареннахра и Южного Урала на территории современного Казахстана, а также территорию современного Узбекистана. Их столицей была Бухара. Продолжили дело династии Тимуридов. Из семьи шейбанидов произошло много славных правителей, например, Абу аль-Хайр аш-Шейбани. Потомки династии дошли до Афганистана и Ирана.

Династия Чагатая

К ней относится внук Чагатая Мубарак-шах. Одним из известных его потомков был Тармаширин, о котором Ибн Баттута сказал следующее: «Султан Мавареннахра. Прославленный султан Аляуддин Тармаширин. Богатый, обладатель огромного войска, большой страны и могучей силы. Справедливый правитель.Говоря о достоинствах этого правителя, упоминают такую историю. Однажды, когда наступило время предвечернего намаза, султана не было в мечети. Тогда один из его слуг принес его коврик и постелил перед михрабом, где он обычно молился. Мальчик сказал имаму Хусамуддину аль-Яги: ”Наш господин просит вас повременить немного с началом намаза, пока он не совершит омовение“. На что имам сказал: ”Намаз делается ради Аллаха или ради Тармаширина?” И повелел муаззину произнести икамат. К моменту прихода султана имам уже совершил два ракаата, и султану пришлось молиться в задних рядах около входа в мечеть, где люди снимают свою обувь. Он совершил два пропущенных ракаата и, улыбаясь, направился к имаму, чтобы поздороваться с ним. Султан сел перед михрабом, с другой стороны сел шейх, а я был со стороны имама. Тогда имам сказал мне: «Когда вернешься к себе на родину, расскажи им, как бедный неараб поступает с царем тюрков». В каждой пятничной проповеди этот имам наставлял людей и повелевал султану совершать благое и запрещал зло и несправедливость. Он обращался к нему грубо, а султан лишь молча слушал и плакал. Шейх никогда не принимал от него никаких подарков и не ел с его стола. Султан Тармаширин отменил установленные Чингизханом законы Ясы, , которые монголы считали священными. Это стало причиной того, что против него восстали воины из числа монголов и сместили его, несмотря на то, что большинство из них были мусульманами».

Аштарханиды и мангыты

Они относятся к ветви Кутлук Тимура из династии Джучи. Кутлук Тимур прославился тем, что захватил Хорезм и победил поляков. Из мангытов произошло много праведных царей-мусульман, которые добровольно отказывались от власти, чтобы посвятить себя поклонению и обрядам хаджа. Одними из них были Кулуй-хан (1050 г. х. / 1640 г.) и Абдуль-Азиз Назыр-хан, который предпочел оставить трон вместо того, чтобы сражаться за него со своим братом Субхан Кулуем.

Также к мангытам, занимавшим высокие должности при аштарханидах, относится праведный юноша по имени Масум. Он много поклонялся, строго соблюдал религию, был аскетом и даже надел суфийские одежды (хырка), поскольку был из числа суфиев. Масуму предложили высокий пост, но он отказался. Однако когда произошло восстание под предводительством Яназ Алибека, амира Шахрисабза, люди стали уговаривать его взять на себя командование войском, ибо он уже имел подобный опыт. Масум согласился и подавил восстание. Когда он обнаружил, что султан Бухары пренебрегает исполнением Шариата несмотря на неоднократные наставления, он сместил его. Это произошло в 1199 году хиджры (в 1784 году). Люди единогласно попросили его стать султаном, и он согласился.

Амир Масум Мангыт, аскет, праведник, муджахид, которой довольствоваться малым количеством еды и всего одной одеждой на весь год, смог навести порядок в городах Мерв, Балх и других, в которых правили враждующие друг с другом правители, не исполнявшие требования Шариата. Амир Масум захватил в этих городах власть и установил в них законы Шариата и справедливость. Он приблизил к себе ученых и удалил разных любителей развлечений. Боролся с развратом и употреблением вина. Беспощадно боролся против Сефевидского государства до самой своей смерти в 1217 году хиджры (в 1802 году). После него власть перешла его сыну Саиду Хайдару, которого называли Амир Саидом. Большая часть его 23 лет правления была мирной. Он много часов проводил в благочестивом уединении, усердствовал в постах, зикрах и молитвах. Передается, что у него были свои караматы. Вместе с тем он был требователен к исполнению Шариата. Он установил в своем государстве справедливость и безопасность, и люди жили в мире и благоденствии.

Похожие материалы